Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Коммунизм и национал-коммунизм


Как заметил И. Лысяк-Рудницкий в статье «Направления украинской политической мысли», коммунизм в его русской версии (большевизм) не имел распространение в Украине, пока в результате большевистской агрессии ее не было присоединено к России: «Советской историографии, несмотря на огромные усилия, не удалось найти в украинского коммунизма дореволюционных корней. Разумеется, большевистские группы существовали на Украине и в 1917, p. но они пополняли свой состав из городских этнических меньшинств - россиян и русифицированных евреев. Немногочисленные этнически украинские большевики стояли совсем в стороне от национально-освободительного движения страны. Невозможно назвать ни одного большевика, который бы до 1917 г. сделал хотя бы наименьший вклад в украинскую литературу, науку или общественное мнение».

В Советской Украине это направление вступил признаков украинского коммунизма, поскольку включил в себя национальную составляющую, а также в результате большевистского террора против представителей любой другой политической идеологии. Этот аспект недооценил И. Лысяк-Рудницкий. Некоторые из украинских интеллектуалов приняли коммунизм искренне: «А все же 1920-е годы показали значительный рост украинского коммунизма. Младшее поколение интеллигенции в Украинской ССР чувствовало, что традиционный народницько-демократическое мировоззрение устарел и стал провинциальным. Коммунистическая идеология влекла их своим динамизмом, научными, как им казалось, принципами, мировыми перспективами. Силой обстоятельств украинским коммунистам выпало защищать национальные и государственные интересы своей родины». Однако возник конфликт национальных устремлений в украинском коммунизме с российским империализмом как составляющей российского коммунизма: российский империализм оказался для российских коммунистов важнее, чем декларируемый принцип интернационализма и социальной составляющей коммунизма. С укреплением коммунистического режима «заигрывания» с украинскими национал-коммунистами было отвергнуто: было сведено на нет задекларированный суверенитет союзных республик, а уничтожение украинской нации с помощью геноцида и этноцида стало важным направлением политической практики коммунистической централизованной, диктаторской государства.

Первыми сделали изложение позиции украинского национал-коммунизма украинские политические деятели Сергей Мазлах (Робсман) (прибл. 1880 -?) и Василий Мошенник (1888-1919) в книге «К волне. Что творится на Украине и с Украиной», которую И. Лысяк-Рудницкий рассматривал в своем эссе «Украинский коммунистический манифест» (существует предположение, что текст этой книги был написан преимущественно В. Мошенником - народным комиссаром по военным делам первого советского правительства» в Украине 1917-1918 гг.). Авторы книги выходили из теоретических основ «революционного марксизма», что основывались на марксистских теоретических источниках, трудах Ленина, но считали, что для осуществления революции Украина должна стать независимой социалистической державой: «Украинское национальное вопрос, когда не будет решен сейчас, в революционную эпоху, когда оно будет передано в наследие истории, как ржавчина, будет точить социально-экономический и культурно-политическое развитие и Украины и соседних государств». Преодолеть оставленную царизмом наследие национального гнета можно только путем отделения и создания независимых государств. Это - единственная залог будущей дружбы украинского и российского народов: «Новая Россия и новая Украина - две равноправные сестры, две свободные страны, две независимые, самостоятельные и в то же время объединенные общими интересами, уважением чемности друг к другу - вот к чему мы стремимся, вот чем боліємо мы, вот к чему мы призываем». В своей работе, как отмечал И. Лысяк-Рудницкий, авторы решительно критикуют политику российских коммунистов в отношении Украины; «они вывели на свет большевистские коварства и лукавства по украинской национальной проблемы».

В 20-е годы XX ст. «националистические уклоны» в коммунистической оппозиции в УССР, которые находились в русле «национал-коммунизма», на мнение И. Лисяка-Рудницкого, - распространенное явление. Их представили М. Скрипник, В. Затонский, И. Кулик, О. Шумский, Г. Волновой. Несмотря на определенную идейную близость, которую можно охарактеризовать как «национал-коммунизм», каждый из них имел свою систему политических взглядов. Так, в статье «Николай Хвылевой» Лысяк-Рудницкий обратил внимание на сложность этого мировоззрения писателя и публициста, выступил за изучение этой личности во всей индивидуальной неповторимости.



Назад