Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Методы организации научно-исследовательской работы студентов


Есть два уровня исследований: эмпирический и теоретический. На эмпирическом - устанавливают новые научные факты и на основе их обобщения формируют закономерности. На теоретическом уровне выдвигаются и формулируются основные общие закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предусмотреть факты и явления, которые состоятся в будущем.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на конкретный объект: явление, процесс или закономерность - и опирается на данные наблюдений и экспериментов. К методов эмпирического исследования относят: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, эксперимент.

Теоретическое исследование связано с развитием и совершенствованием поняттєвого аппарата соответствующей науки и направлено на всестороннее познание объективной действительности вместе с ее существенными связями и закономерностями. К теоретических методов исследования относят: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, логические методы (сравнение, различение, сходство). К теоретических методов исследования относят также моделирование и частично - эксперимент.

Следует заметить, что экспериментально-эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. На структуру педагогического эксперимента влияют логико-теоретические методы, используемые в процессе выдвижения гипотезы, ее обоснования и проверки.

Теоретические методы исследования предусматривают глубокий анализ фактического материала, абстрагирование от всего второстепенного, выявление процесса в чистом виде, раскрытие его существенных закономерностей, объяснения внешнего внутренним и т.д. Эмпирические методы предусматривают исследования на уровне явлений, теоретические - на уровне их сущности.

Теоретическое осмысление полученных на эмпирическом уровне достоверных фактов - основной путь получения действительно научных знаний. Опираясь на теоретические методы исследований, можно построить правильно, объективно интерпретацию накопленных фактов.

С помощью анализа можно в явлении выявить и рассмотреть отдельные его стороны, признаки, особенности, свойства. Анализ помогает разобраться с самыми сложными явлениями. Это означает отделить одни однородные факты от других, сопоставить их, выявить, какие факты случаются чаще, а какие - очень редко, что является типичным для этого явления и что - случайным.

Метод наблюдений характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов как целостной и общей картины их изменений. Педагогическое наблюдение только тогда правильно отражает явление, которое изучается, когда есть четкий план его проведения, который определяет объекты наблюдения, его цель, задачи, время, продолжительность и предсказуемый результат, ожидаемые изменения.

Анкетирование является методом получения информации с помощью составленных в соответствии с определенными правилами системы вопросов, каждое из которых логически связано с целью исследования. Анкеты классифицируют по содержанию, функцией, форме. По содержанию анкеты могут касаться фактов; характеристик отдельных людей, явлений, процессов; намерений.

По функциями анкеты разделяют на вопросы-фильтры с функцией рассеяния и проверочные, контрольные вопросы, основная функция которых - проверить достоверность полученной информации. По форме анкеты можно разделить на открытые (предполагают свободные ответы) и закрытые (предусматривают выбор ответа из ряда предложенных).

Исследователь, составляя анкету, должен придерживаться определенных требований. Вопрос закрытой анкеты должны предусматривать лишь равно значительные ответа ("да", "нет", "не знаю" или несколько ответов). Нельзя предлагать вопросы, которые требуют моральной или социальной оценки своих качеств ("считаете Ли вы себя самоуверенным или неуверенной человеком?"). Вопросы должны быть лаконичными, точными, ясными, понятными по содержанию, доступными для понимания простыми, конкретными. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы объективность ответов. В анкете должны быть вопросы как в прямой, так и косвенной форме, как личные, так и безличные.

Целесообразно в начале анкеты предлагать легкие вопросы, касающиеся конкретных действий, событий, фактов, затем сложные (направленные на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующих принятия решения, выбора ответа). В завершение предлагаются снова простые вопросы.

Анкетирование как метод исследования имеет преимущества, к которым можно отнести:

- массовость обследования;

- большую скорость сбора информации;

- легкость обработки результатов;

- возможность получения письменных ответов на такие вопросы, которые в устной форме остаются без ответов;

- возможность сравнения результатов нескольких обследований;

- удобный способ фиксации фактов (при использовании вопросов открытого типа);

- уменьшение возможности неправильного понимания вопросов (при использовании вопросов закрытого типа).

Исследователь должен знать, что надежность результатов исследования зависит от адекватно подобранном комплекса методов, ведь каждый из них в отдельности может иметь определенные недостатки, которые заключаются в том, что они:

- не дают возможность охарактеризовать все стороны объекта;

- не позволяют глубоко войти в ситуацию;

- не дают возможность прогнозировать исключительную правильность, полноту, точность ответов;

- не позволяют вмешиваться в опрос, и поэтому их нельзя считать достаточно гибкими;

- не дают возможность получить ответы высокого уровня объективности;

- составляют искусственный, неестественный метод, который не позволяет учитывать разницу в понимании вопросов респондентами.

Беседа - это метод установления особенностей респондентов во время непосредственного общения, который дает возможность получить от них информацию, интересующую исследователя с помощью заранее подготовленных вопросов. Во время беседы могут быть выяснены особые характеристики респондента, мотивы его поведения, оценки различных аспектов жизни, основные факты биографии. Целесообразно в беседе использовать косвенные вопросы. Они помогают получить информацию о скрытых сторонах жизни респондента. Стоит помнить, что беседа - это не только метод исследования, но и метод воспитания.

Для того чтобы беседа была надежным методом исследования, необходимо четко сформулировать ее цели, продумать вопросы, определить место и время проведения. Необходимо придерживаться правил проведения беседы:

- стоит начинать беседу с приятной респонденту тематики, чтобы он говорил охотно (это способствует установлению контакта);

- надо проявлять искренний интерес и уважение к его мнению, установить доброжелательные, оптимистичные взаимоотношения в разговоре, желание убедить, а не принудить к увязывание;

- необходимо правильно выбрать место и время, помня, что нежелательной является присутствие посторонних лиц, а важным фактором - настроение респондента;

- беседа должна быть не случайной, а спланированной;

- не стоит начинать беседу с вопросов анкетного характера;

- лексика исследователя должна быть понятной респонденту;

- при уточнении ответа не стоит давать подсказку, лучше задать вопрос типа: "Как это понимать?", "Что это означает?", "Объясните, пожалуйста, свое мнение";

- во время беседы необходимо проявлять высокую культуру общения и такт;

- беседа не должна длиться более 30-40 минут.

Интервью - это вид беседы, когда исследователь ставит вопрос одному или нескольким собеседникам. В этом случае вопросы имеют более четкий характер, ответы занотовуються. Целесообразно сначала записать интервью на магнитофонную пленку, а затем оформить письменно.

Важно расширить круг вопросов (основных и вспомогательных), которые позволяют исследователю выяснить современность проблем, которые его интересуют. При этом необходимо предусмотреть удобные формы фиксации информации, приобретенной в течение беседы или интервью, которые дали бы возможность быстро вести записи. Интервью полезно применить в тех случаях, когда исследователь заранее уверен в объективности ответов на поставленные вопросы. Это объясняется тем, что интервью не предусматривает постановки ряда уточняющих вопросов, которые присущи обычной беседе.

Тесты - это объективное и стандартизированное определения выбора поведения. Целью испытаний является определение разницы между индивидами или между реакциями одного индивида в различных условиях. Например, если тестирование проводится в учебном заведении, то его задачами могут быть:

- выявление относительного уровня развития (научуваність, память, воображение, интеллектуальные способности);

- анализ изменений уровня развития ученика под влиянием определенных действий;

- выявление за потенциями уровня психического развития.

С помощью теста можно определить:

- уровень умственного развития (коэффициент интеллекта);

- степень одаренности;

- состояние человека и его особенности (утомляемость, апатия, активность);

- структурные качества личности (самооценка, общительность, эмоциональная устойчивость);

- прогнозируемую предел возможностей дальнейшего развития человека.

Подаем отдельные методы исследования, применяемые в педагогике.

Анализ результатов деятельности учащихся. Анализируя контрольные работы, сочинения, тетради с отчетами о прочитанном, различные изделия, изготовленные учениками, можно получить информацию о аккуратность, систематичность работы, особенности восприятия, наличие практических умений, направленность творческих интересов.

Шкалирование означает определение масштаба, единицы измерения. Это диагностический метод определения, с помощью которого реальные качественные явления получают свое числовое отображение в форме количественных оценок. Он может быть использован для оценки качеств личности при составлении характеристик учащихся, выявлении их отношение к различным видам деятельности (учебной, трудовой, игровой и т.п.).

Есть несколько видов шкал, которые можно использовать при написании квалификационной или дипломной работы, в частности шкалы оценивания (простые). их сущность заключается в том, что определенное реальное явление (качество) моделируют (отображают) с помощью числовых систем по заранее обоснованными оценками (баллами). Например, для оценки характера взаимоотношений учителя с учениками можно использовать такую шкалу (табл. 16).

Таблица 16

Характер взаимоотношений

Оценочный балл

Резко отрицательные

-2

Слабо негативные

-1

Безразличны

0

Слабо положительные

+ 1

Ярко положительные

+ 2

При этом необходимо расшифровку каждого из пунктов.

Шкалы оценивания могут быть разных видов.

Рейтинг - это диагностический метод определения достижений путем сбора суждений и всесторонних оценок компетентными судьями, экспертами качеств ученика (студента). Данные рейтинга представляют в ординарном числовой системе (порядковій ранговой шкале), которая использует только два свойства числового ряда. Числа этой системы могут быть одинаковыми, а в случае неравенства - одно из них больше или меньше, чем другое. Насколько одно число больше или меньше другого определить не возможно, следовательно, никакие арифметические действия с числами ординарной шкалы тоже не возможны. Необходимость ординарной шкалы вызвана потребностью описание свойств, для которых есть возможность сравнивать лишь интенсивность их наличии в одних объектов по сравнению с другими по принципу "больше-меньше".

Итак, шкалы ранжирования образуются путем сравнения отдельных показателей между собой: членов ученического (студенческого коллектива) располагают в ряд по степени активности, учебных достижений и др.

На основе ранжирования можно определить корреляцию - установить наличие или отсутствие и плотность связи между двумя явлениями.

С развитием педагогической науки в ней все больше используются статистические методы. Статистика - это наука о массовых явлениях, с помощью которой можно получить обобщенные данные о совокупности, которые изучаются, рассчитать показатели связи и влияния, выявить закономерности в развитии процессов, которые изучаются.

Статистические методы не заменяют педагогических, а лишь дополняют их, обогащают и расширяют. Среди способов обработки педагогических материалов статистический является ведущим. Ему предшествует классификация, группировки фактов за кодированием, что дает возможность маневрировать ответами, занесенными в одну группу.

Исследователь должен всегда помнить, что накопление данных, которые прямо касаются темы научной работы, - это основа научного исследования. Получив достаточное количество исходного материала, исследователь должен тщательно и всесторонне проработать его.



Назад