Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Развитие украинской философской мысли в УССР, на западноукраинских землях и за рубежом


Во время гражданской войны и в период новой экономической политики в университетских центрах - Киеве, Харькове и Одессе - под пристальным политическим и организационным контролем советской власти в Украине происходила постепенная развитие научного, в т. ч. философского, жизнь. В 1922 г. было основано Организацию секций научных работников профсоюза работников образования УССР, Центральное бюро пролетарского студенчества при ЦК КП (б) У, деятельность которых была направлена на утверждение коммунистической идеологии в отечественных науке и образовании. Согласно решений партийного и государственного руководства СССР и УССР, например циркулярного письма ЦК КП (б) У «О борьбе с буржуазной идеологией в вузах» (1922), началась коренная реорганизация системы образования и научной жизни, свидетельством чего были ликвидация университетов как «цитаделей вражеской буржуазно-кадетской профессуры», пролетаризація и советизация созданных на их основе педагогических институтов народного образования в результате кадровых «чисток» и создания рабочих факультетов, командировки на преподавательскую работу в высшей школе коммунистов и «марксистськи грамотных беспартийных пропагандистов». Основной задачей деятельности учебных заведений, научных учреждений и обществ УССР было провозглашено обслуживания классовой борьбы пролетариата под руководством коммунистической партии: развитие и популяризация марксистско-ленинского учения, философии марксизма, антирелигиозная пропаганда и пропаганда естественно-научных знаний.

В начале 20-х годов XX в. уже работали харьковский, киевский и одесский научно-исследовательские кафедры марксизма и марксознавства с аспірантурами для подготовки преподавателей социально-экономических дисциплин. Первую кафедру в 1922 г. был реорганизован в Украинский институт марксизма, на основе которого был создан Украинский институт марксизма-ленинизма с кафедрами философии и социологии и Всеукраинскую ассоциацию марксистско-ленинских научно-исследовательских институтов (ВУАМЛІН) с Институтом философии и естествознания в ее составе. За относительно благоприятных общественно-политических условиях кратковременной эпохи «украинизации» на страницах профессиональных философских и других периодических изданий появились научные разведки из самых разных областей философского знания, в частности по истории украинской и мировой философских мыслей. Одновременно в рамках литературной дискуссии 1925-1928 гг. было обнародовано оригинальные проекты отечественного и мирового культуротворчества, авторами которых были культурные и общественные деятели, прежде всего Г. Волновой.

В конце 20-30-х годов XX в. в развитии советской философии, в т. ч. философской мысли в УССР, произошли негативные изменения, обусловленные утверждением сталинизма как авторитарного режима правления и развертыванием властью государственной политики антинародного террора. При участии высшего партийного руководства СССР, кроме многочисленных сфабрикованных политических процессов, было инспирировано конфликтную ситуацию и острое идейное противостояние на «философских фронтах» РСФСР и Украины. Во время московской Всесоюзной философской конференции 1930 г. было высказано предвзятую, необоснованную критику мировоззренческой позиции одного из советских философов, ответственного редактора журнала «Под знаменем марксизма», академика А. Деборина и группы «деборінців». В постановлении ЦК ВКП (б) об этом издание от 25 января 1931 года им было предъявлено сформулирован лично И. Сталиным обвинения в «меншовикуючому идеализме». На этой волне активизировалась борьба с т. н. механістичним уклоном от диалектического материализма и меншовикуючим идеализмом. Если сторонникам механистического уклона инкриминировали возражения отличного от естествознания философии марксизма и возражения диалектики как философской науки, то «деборінській группе» ставили в вину недооценка, игнорирование философского наследия В. Ленина, подмену марксистской диалектики гегелівською.

Показательным примером позиции властей в этом вопросе есть постулаты, сформулированные в выступлении перед советскими учеными одним из идеологов политики «украинизации», членом Политбюро ЦК КП (б) У, действительным членом ВУАН М. Скрыпников. В речи на заседании Президиума Коммунистической академии в Москве 18 октября 1930 года о задачах философского фронта, подвергая критике идейную позицию А. Деборина и утверждая, что в СССР вопрос о философии толкуется как вопрос об оружие пролетариата в его классовой борьбе, в т. ч. с антипартійними уклонами, Г. Скрипник считал сутью философской работы теоретическое обслуживания учеными классовой борьбы, выдвинул к ним такие требования: переход от индивидуального подхода в обрисовке научных тем к плановой социалистической работы, необходимость «исходить от Ленина» и опираться на ленинизм при философском вооружении партии в осуществляемой ею социалистической перестройке СССР. В то же время он резко осудил «украинский философский фронт» за академизм, абстрактность, нежизненность, неконкретность, непов'язаність с реальными потребностями классовой борьбы и социалистического строительства.

В январе 1931 года на Республиканском совещании марксистско-ленинских научно-исследовательских заведений УССР (Харьков) в таких уклонах был обвинен ведущих сотрудников Института философии и естествознания ВУАМЛІНу: С. Семковського, В. Юринця, П. Демчука. В июле 1933 года было издано Постановление ЦК КП (б) У «О националиста и плагиатора В. Юринця», в которой было провозглашено буржуазным националистом, сторонником буржуазно-идеалистической философии, а его ученика П. Демчука - «представителем воинствующего западноевропейского фашизма». На протяжении 30-х годов многих отечественных ученых, не в последнюю очередь - философов, были репрессированы и расстреляны на основании сфабрикованных уголовных дел, например «Троцкистскую террористическую группу Института философии» и др.

Неотъемлемой страницей истории развития украинской философской мысли в 20-30-е годы XX в. является преподавательская и исследовательская деятельность ученых-эмигрантов из УССР в украинских светских и духовных учреждениях (высших учебных заведениях, научных учреждениях и обществах) на западноукраинских землях и в странах Центральной и Западной Европы.

По инициативе Г. Грушевского и при активной поддержке украинскими общественными деятелями, учеными, которые работали за рубежом, в 1919 г. был основан первый украинский научный заведение в эмиграции - Украинский социологический институт в Вене, сотрудниками которого опубликовано серию фундаментальных исследований по истории отечественной общественно-политической мысли, в частности: «С начинаний украинского социалистического движения. Михаил Драгоманов и Женевский социалистический кружок» М. Грушевского, «Украина на переломе». Липинского.

С участием созданных в Австрии 1919 г. Украинского научного общества в Вене и Союза украинских журналистов и писателей, совместно с ВСЕ было основано самый известный зарубежный украинский высшее учебное заведение - Украинский свободный университет, открытый в Вене в январе 1921 года и того же года переведен в Прагу на следующую четверть века. Университет имел философский факультет, сотрудниками которого были Д. Чижевский и И. Мирчук. На страницах периодического издания УСУ «Научный сборник в Праге» увидели свет многочисленные украиноведческие философские разведки: «Мировоззрение украинского народа: попытка характеристики» И. Мирчука, «Философия языка у Александра Потебни» К. Чеховича и т.д. В 1923 г. на собрании профессоров философского факультета УСУ было основано Украинское историко-филологическое общество в Праге, в котором в течение 1925-1930 гг. Д. Чижевский читал доклады по истории отечественной философии: «Задача истории украинской философии», «Философский метод Г. Сковороды» и др. Научная и педагогическая деятельность Д. Чижевского также связанные с открытием в 1923 г. Украинского высокого педагогического института им. М. П. Драгоманова в Праге, на кафедре философии которого он читал курсы истории философии, вступления в философии и др. За монографию «Философия на Украине (Попытка историографии)» ученый совет института присудила ему звание профессора.

В 1925 г. было основано Философически-педагогическое общество им. Г. С. Сковороды в Праге, факультет православной теологии Варшавского университета, реформированный в 1930 г. в Украинский научный институт в Варшаве. Здесь преподавали историю философии, а в философской серии печатного органа института было опубликовано монографию Д. Чижевского «Философия Г. Сковороды». С основанной в 1926 г. филиалом Берлинского университета - Украинским научным институтом в Берлине - связана исследовательская и преподавательская деятельность И. Мирчука (возглавлял кафедру религиозных отношений, вел семинар «Упражнения из объема украинской философской терминологии») и В. Липинского (выдал «Письма к братьев-земледельцев», подготовил лекционный курс «Основы теории форм государства и правительства»). Исследованием отечественной духовного наследия занимались преподаватели и воспитанники Украинской греко-католической богословской академии во Львове, в периодическом издании которой было опубликовано разведку Я. Левицкого о мыслителей Киевского государства «Первые украинские проповедники и их произведения».

Несмотря на всю трагическую сложность развития отечественной философской мысли 20-30-х годов XX ст., за катастрофических для украинского народа условий фактической потери своей национальной государственности и как следствие - противоречивость и уродливость процесса институционализации украинской философии, гуманитаристики и науки в целом, их представители как в УССР, так и за рубежом, хотя и были лишены возможности конструктивного диалога, плодотворного сотрудничества, часто насильно вовлечены, приневолені к антагонистического идейно-мировоззренческой противостояния, смогли на общий весомый вклад в сокровищницу отечественной и мировой философских мыслей.



Назад