Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Преподавания философских дисциплин и развитие философской мысли в учебных заведениях, научных учреждениях и обществах УССР


В первые годы существования Украинской академии наук в Киеве (1918-1921), реорганизованной с июня 1921 года в Национальную академию наук, в ее составе не было структурных единиц философского профиля, хотя планировалось, что ее исторически-филологический отдел будет заниматься и философскими дисциплинами. В мае 1920 года при нем была создана Комиссия для опытов над общественными течениями в Украине под руководством С. Єфремова, сотрудники которой изучали общественно-политические взгляды участников Кирилл-Мефодіївського общества. Историко-литературное общество исторически-филологического отдела исследовало философские взгляды Г. Сковороды, а возглавляемая А. Крымским Комиссия для издания произведений В. Антоновича, Г. Драгоманова, Т. Шевченко, И. Франко изучала украинские общественно-политической и философской мысли XIX ст.

На протяжении 20-х годов XX ст. в Киеве начали исследовать проблематику философских дисциплин такие связанные с ВУАН институции, как семинар по изучению общественной жизни под руководством А. Гилярова и Научно-исследовательская кафедра марксизма-ленинизма. Семинар был организован при отделе общественно-исторических наук ВУАН в конце 1922 г., а в 1925 г. переименован на семинар социальной философии. Его участники занимались разработкой вопросов диалектического и исторического материализма, логики, материализма, методологии общественных наук, методологическими проблемами искусства и др. Осенью 1926 г. при ВУАН на базе межвузовского марксистско-ленинского семинара был основан Научно-исследовательскую кафедру марксизма-ленинизма в составе философско-социологической, экономической и исторической секций, а в 1934 г. она была реорганизована в Комиссию философии под руководством академика Семена Семковського (Бронштейна) (1882-1937), сориентированную на идеологическое обслуживание сталинского режима (освещение ленинского этапа в развитии философской науки; разоблачения буржуазной идеологии, в частности т.н. украинского буржуазного национализма и российского великодержавного шовинизма; борьба против идеологии немецкого и польского фашизма).

В тогдашней столице УССР, городе Харьков, в 20-е - начале 30-х годов XX в. было основано высшие учебные заведения, научные учреждения и общества. В 1921 г. начала деятельность организована и возглавляемая С. Семковським Научно-исследовательская кафедра марксизма и марксознавства, которая должна была разрабатывать и популяризировать вопросы диалектического и исторического материализма, готовить философские кадры. Через год ее был реорганизован в Украинский институт марксизма, с 1924 г. - Украинский институт марксизма-ленинизма, философско-социологический отдел которого был представлен кафедрами философии и социологии. В соответствии с постановлением ЦК КП (б) с 1931 г. - это уже Всеукраинская ассоциация марксистско-ленинских научно-исследовательских институтов. В ее составе того же года на базе философско-социологического отдела был основан Институт философии и естествознания, переименованный в 1933 г. на Институт философии. Просуществовал он до 1936, p. когда многих его сотрудников, как и сотрудников ВУАН, других научных учреждений, высших учебных заведений, прежде всего, Харькова и Киева, было репрессировано.

В 20-е - начале 30-х годов XX в. философские дисциплины преподавали сотрудники кафедр философии институтов народного образования, в частности, Харьковского, при котором в 1925 г. был основан факультет політосвітніх работников, превращенный в 1929 г. на Институт коммунистической образования с философско-атеистическим факультетом.

Одним из первых шагов по внедрению марксистской философии в вузах Украины были решения проведенной в Харькове в июле 1922 года первой Всеукраинской конференции по педагогического образования. На ней отмечалось, что в основу курса марксизма должны быть положены выяснения закономерностей общественных явлений (исторический материализм) и тенденций развития современного периода истории (научный социализм) с целью выработки объединяющего в высшем синтезе естественные и общественные науки, теорию и революционную практику (диалектический материализм) цельного научного мировоззрения.

В первой половине 20-х годов XX в. в отечественных вузах преподавали комплекс социально-экономических дисциплин (социально-экономический минимум), до которого было включено и философию под названием «Исторический материализм». Впоследствии, в значительной мере благодаря выводам первой Всеукраинской конференции преподавателей обществоведения (1926) и второй Всеукраинской конференции преподавателей социально-экономических дисциплин (1928), было решено ввести в вузах курс марксистской философии «Диалектический материализм» как отдельную дисциплину, хотя в учебных планах и программах осталась его первоначальное название «Исторический материализм». Под этим названием было опубликовано большинство тогдашних учебников по философии. Учебные программы по курсу марксистской философии были сориентированы на тематику исторического материализма: теория общественного развития, развитие производительных сил и производственных отношений, классы и классовая борьба, государство и диктатура пролетариата, базис и надстройка. Освещались и несколько тем диалектического материализма (идеализм и материализм, диалектический метод в философии). Позже этот курс начинали с проблематике диалектического материализма вместе с экскурсами в историю философии.

Решением X съезда КП (б) У, который состоялся в 1927, p. задекларировали ориентацию на построение системы образования, методов преподавания и обучения на основе научного мировоззрения и материалистически-диалектического метода. С этой целью к высших учебных заведений для преподавания общественных дисциплин был откомандирован коммунистов - партийных работников и лояльных беспартийных пропагандистов. Их задачей было преодоление сопротивления, развенчивание идейных концепций антисоветских элементов, разъяснение политики компартии и советской власти, осуществление перестройки высшей школы, учебно-методической и научной работы в соответствии с потребностями диктатуры пролетариата и социалистического строительства. Несмотря на всю сложность, порожденную наступлением большевизма, весомым был вклад в развитие философии В. Гилярова, С. Семковського, В. Юринця и многих других специалистов.

Утверждение в СССР в 30-е годы XX в. сталинского тоталитаризма вызвало резкие негативные изменения: было репрессировано значительное количество философских кадров, закрыт Институт философии, во всех вузах, кроме университетов, ликвидировано кафедры философии, прекращено преподавание диалектического и исторического материализма. В университетах курс марксистско-ленинской философии читали только на историческом, филологическом и экономическом факультетах. Вместо диалектического и исторического материализма был введен курс «Основы марксизма-ленинизма», в котором философия сводилась к изложению включенной в «Краткого курса истории ВКП (б)» труды Сталина «О диалектический и исторический материализм».

Политика советской власти всегда была направлена на популяризацию марксистско-ленинского учения и атеизма. В соответствии с решением VII Конференции КП (б) У (1923) в УССР было развернуто массовую работу с антирелигиозной пропаганды, в 1923-1924 гг. созданы первые атеистические кружки. Значительные усилия были направлены на формирование Союза безвірників СССР (с июля 1929 года - Союза воинствующих безвірників), которая положила начало массовую пропаганду атеистических знаний. Действовали общество «Воинствующий материалист Украины» (впоследствии переименованное в «Общество воинствующих материалистов-диалектиков») и Союз безвірників Украины.

Философские знания в 20-30-е годы XX ст. в Украине пропагандировали специализированные издания высших учебных заведений, научных учреждений и обществ, печатные органы КП (б) У, писательских организаций, союзов, республиканские издания. Самый заметный среди них - неоднократно реформированный печатный орган Украинского института марксизма, а впоследствии - Украинского института марксизма-ленинизма «Знамя марксизма», который выходил в 1927-1930 гг. в Харькове и рассматривал вопросы философии и социологии, экономики и права, истории. После реорганизации УІМЛу в ВУАМЛІН (1931) этот журнал уже как двухмесячный орган Института философии и естествознания выходил под названием «Знамя марксизма-ленинизма» (1931-1933) и имел постоянные отделы: Ленин и ленинизм, актуальные проблемы философии диалектического материализма, история философии, в т. ч. в Украине, атеизм, исторический материализм, история социализма, национально-культурное строительство, марксо-ленинское естествознание, вопросы литературы и искусства, актуальные проблемы культурной революции, критика философии фашизма, отдел аспирантских работ Института красной профессуры, критика и библиография и др. В 1934-1936 гг. он выходил под названием «Под марксо-ленинским знаменем». В 1932 г. вышло в свет первый номер журнала «За марксо-ленинское естествознание» - печатный орган Ассоциации естествознания Украинского института философии и естествознания и марксо-ленинских естественных обществ ВУАМЛІНу. Кроме того, печатались научные записки, сборники и другие периодические издания ВУАН, высших учебных заведений, органы упомянутых атеистических организаций «Безбожник», «Воинствующий материалист».

Вторую категорию составляют самые популярные республиканские журналы: «Большевик Украины», «Красный путь», «Жизнь и революция», «Критика». Исследования отечественных философов печатали литературно-художественный и критический месячник Союза крестьянских писателей «Плуг» «Плужанин», литературно-художественный и общественно-политический журнал организации комсомольских писателей УССР «Молодняк» с одноименным названием, литературно-художественный и критический журнал Всеукраинского союза пролетарских писателей «Гарт», альманах «Литературный ярмарка», журнал революционной формации искусства «Новая генерация», литературно-общественный месячник Объединения студий пролетарского литературного фронта «Пролітфронт» и др.

В течение нескольких последних относительно благоприятных для философской деятельности лет ускоренного перехода СССР от кратковременного периода нэпа до обозначенного «годом великого перелома» начала эпохи большого террора 30-х годов XX ст. (свертывание политики украинизации, обострение т. н. классовой борьбы, инсценировки крупных показательных политических судебных процессов и переход к массовых репрессий) представители философской мысли в УССР были вынуждены уделять главное внимание популяризации и пропаганде ленінсько-сталинской интерпретации марксизма, использовать только его методологическую базу и категориальный аппарат в научной и преподавательской работе, чтобы предотвратить слишком быстрым и опасным закидам во вредительстве и «уклонах». Отечественная философская мысль 20-30-х годов XX в. в УССР, как и вся украинская наука, все советское общество в целом, стала заложницей сталинской диктатуры, ее действенным инструментальным средством идейно-теоретического обоснования и проведения государственной политики т. н. социалистического строительства, в частности пропагандистского обслуживания задач «классовой борьбы» с «врагами народа» и борьбы против «мирового империализма».



Назад