Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Значение и роль анализа и оценивания учебных достижений студентов


Важной составляющей учебного процесса в высшей школе является контроль и педагогическое оценивание. Исходя из того, что в процессе обучения преподаватель осуществляет функцию управления познавательной деятельностью студента, контроль нужно рассматривать как категорию управления, как важный, относительно самостоятельный завершающий элемент управленческого цикла учебного процесса. Контроль в высшей школе - это способ обнаружения и оценивания результатов совместной деятельности студента и преподавателя. Из ряда функций контроля главным является обеспечение обратной связи, во время которого выясняется степень соответствия достигнутых результатов функционирования учебной системы прогнозируемой цели. Контроль всегда связан с оценкой реализации намеченных задач и планов.

Будь-яка деятельность личности, и прежде всего, интеллектуальная, с психологической точки зрения является достаточно сложным и многогранным процессом. Психолог С.Л. Рубинштейн, исследуя различные аспекты деятельности человека, отмечал: "С общественной природой мотивации человеческой деятельности связан влияние, которое оказывает на нее оценка - обусловлена общественными нормами самооценки и оценки со стороны окружающих, особенно тех, мнением которых человек дорожит<... > Психологически в значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное влияние на деятельность личности. Поэтому практически особенно важно правильно ее организовать теоретически - раскрыть ее тонкий и лабильный механизм".

Для того, чтобы контроль был эффективным и действенным, необходима четкая определенность нормы, которым задаются условия успешности учебной работы и ее ожидаемые результаты. Операционной формой контроля является проверка - сравнение, соотношение достигнутых результатов с заданными нормами. Трактовка достигнутого уровня отношения к прогнозируемому принято называть процессом оценивания, а зафиксированный в определенной системе измерения (баллах, других цифровых или словесных характеристиках) результат является оценкой.

Для эффективности контроля и оценки действенности важными условиями являются объективность и корректность нормы. Она должна быть доступной, свободно измеряемой и органично применяемой. Заданная норма не должна быть ни завышенной или заниженной. Система обучения должна обеспечивать реальные условия для ее достижения, осуществления. Непомерная завышенность нормы вызывает у студентов неуверенность в ее достижении, тревогу, равнодушие ("опускаются руки", "все равно я этого не осилю"). Заниженные нормы снижают активность студентов, вызывают состояние благодушия, несерьезного отношения до достижения нормы, лени и безделья.

Ответственность за объективность и посильность нормы несет преподаватель, он должен следить за соответствием между требованиями нормы и условиями и возможностями ее достижения. Если изменяются условия, то необходимо вносить изменения и в нормы. Важно, чтобы на определение нормативов не влияли побочные факторы. Скажем, строгие требования ректората по недопущению отсева студентов, уменьшение количества неуспевающих могут толкать преподавателя к занижение требований, завышение оценок и в конечном итоге к выпуску неквалифицированных специалистов.

Важно учитывать психологическую роль оценки. Она выполняет две основные функции: стимулирующая и ориентировочную. Особенно важна в психологическом плане является стимулирующая функция. Она связана со побудительным влиянием на аффективно-волевую сферу личности студента и, соответственно, способствует качественному улучшению структуры интеллекта личности и познавательной деятельности студента, выполняя и воспитательную функцию.

Желательно свести к минимуму возможность ошибки при оценке уровня достижений студента. Наиболее распространенными, особенно среди молодых преподавателей, есть ошибки великодушия, экстраполяции, ореола, контраста, центризма и логические ошибки. Ошибки великодушия - это неоправданно завышенные оценки; экстраполяции - преподаватель при оценивании ориентируется не на действительный уровень достижений студента, а на предварительные оценки в его зачетной книжке; ореола - предвзятое отношение преподавателя к студенту, которое проявляется в выставлении завышенной оценки тому, к кому он относится с симпатией, и заниженной том, к кому в преподавателя негативное отношение; контраста -- знания и поведение студента оцениваются ниже или выше, в зависимости от того, ниже или выше выражены эти характеристики у самого преподавателя; центризма - попытка не выставлять экстремальных оценок: "неудовлетворительно" и "отлично". Логическая ошибка при оценивании знаний учебного материала проявляется в учете поведения, отношение к преподавателя. Ошибками обозначенные выше тенденции можно считать только в том случае, когда они действительно являются ошибками, не осознаются преподавателем, не является преднамеренным. В противном случае эти отклонения от нормы квалифицируются как профессиональная недобросовестность и несправедливость.

В оценочной деятельности нужно обязательно учитывать интересы студента. Будь-какую оценку надо объективно аргументировать, обосновать, объяснить, если оценка неудовлетворительная или низкая, нужно посоветовать, что необходимо сделать для ее повышения.

Нынешняя суб'єктно-суб'єктна гуманистическая педагогическая парадигма требует от преподавателя корректности и уважения человеческого достоинства студента независимо от его учебных достижений. Никакими мотивами и причинам не могут быть оправданы субъективизм, несправедливость, грубость, бестактность, перенос оценки знаний, умений, компетенций на личность студента.



Назад