Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Общественно-политические предпосылки развития философии


С возникновением украинского независимого государства и упадком коммунистического тоталитаризма разум освободился из долгого плена, поскольку было отменено идеологический контроль государства над интеллектуальной деятельностью. Наивно было ожидать, что после распада СССР, который не был следствием массового национально-демократического движения, сразу же состоятся преобразования массового сознания и психики, появится полноценная украинская демократическое государство. Ведь диссидентское движение 60-80-х годов был немногочисленным; массовые же акции, организованные политиками национально-демократического направления в конце 80-х - 90-е годы, могли вызвать распад СССР только в сочетании с политическими процессами в верхушке советской номенклатуры (Беловежские договоренности, ГКЧП и т.п.).

От начала 90-х годов основные усилия философов были направлены прежде всего на преодоление унаследованной изоляции украинской философии от западной, мировой философий. Это преодоление изоляции представлено двум взаимосвязанным направлениям деятельности - переводами философских произведений на русском языке и исследованиями истории западной и мировой философий. Осуществление и публикация переводов является частью джерелознавчих историко-философских исследований. Ведь важной составляющей публикации переводов является научно-исследовательская часть, которая включает написание предисловий (післямов), комментариев, предметных и именных указателей и т.д. Это предусматривает работу с текстами на языке оригинала, такая работа является основой, на которую должно опираться любой историк философии.

Подобные задачи стоят и перед исследователями из истории украинской философии. В 90-е годы стала очевидной фрагментарная представленность текстов с украинского духовного наследия. Много произведений по идеологическим мотивам были недоступны для украинцев. Не только публикации, а и хранения в частных библиотеках текстов, оцененных как «идеологически враждебные», квалифицировали как преступные действия. Недоступными были почти все гуманитарные и философские тексты, созданные украинцами в эмиграции. Даже в многотомных публикациях 60-80-х годов XX ст. (И. Франко, Леси Украинки и др.) не были представлены отдельные тексты или же из опубликованных текстов были изъяты отдельные части. Поэтому публикация изъятых из употребления текстов украинских гуманитарной и философской мыслей было важным направлением деятельности украинских гуманитариев и философов от начала 90-х годов XX ст.

Актуальные философские исследования 90-х годов XX ст. - начала XXI в. можно понять, только принимая во внимание преодоление изоляции от мировой философии. Однако историк современной философии не может полагаться на отбор материала, который осуществляет «сито времени». Оно не действует стихийно, автоматически, только в результате течения календарного времени. Действие «сита времени» обеспечивает определенное институциональная среда - наличие научно-образовательных учреждений, которые руководствуются критериями профессионализма, различных форм и средств интеллектуального общения (конференций, конгрессов, периодических изданий и т.п.).

От коммунистического периода Украина, как и все постсоветские республики, не могла унаследовать традиции свободной дискуссии как основы критической оценки текстов с гуманитарных наук и философии. Кроме того, в отборе лиц на руководящие должности в гуманитарных педагогических и научно-исследовательских учреждениях первостепенную роль играла идеологическая правоверием, а не профессиональный уровень. Унаследованная от коммунистического режима деформация механизма формирования интеллектуальной элиты не была преодолена в 90-е годы XX века.

Частично исправить ситуацию может организация интеллектуального общения на всеукраинском уровне, например на всеукраинских конференциях, посвященных состоянию определенной гуманитарной науки, в т. ч. философии. Актуально в связи с открытием в университетах философских факультетов ввести регулярные всеукраинские конференции для обсуждения преподавания философии.



Назад