Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Метафизика и диалектика


Важной проблемой, которая стала предметом обсуждения, является статус метафизики: термином «метафизика» следует обозначать определенный способ мышления, связанный с голізмом (есенціалізмом, фундаментализмом), или особый раздел философии, который выясняет основополагающие принципы или «горизонты» философского мышления (т. н. первая философия). В контексте постмодерна поворота критика метафизики осуществлялась в русле критики алкоголизма и фундаментализма. Этим обусловлена характеристика «современного» способа философского мышления как «постметафізичного». В то же время интерес к проблематике метафизики оживляется, что оказывается в возобновлении чтение курсов метафизики в некоторых западных университетах.

Предметом метафизики всегда было выяснение основных проблем философии - «последних» обоснований или оснований философского мышления. Это было источником склонности метафизики к нахождения «твердых» оснований субстанций, сущностей и т.д. Критика метафизики как мышления, направленного на нахождение «твердых» оснований, не означает, что проблема «последних» обоснований или горизонтов философского мышления потеряла актуальность. Это и является источником тех парадоксов, когда каждый современный критик метафизики неизбежно вынужден заниматься метафизикой.

Противопоставление метафизики и диалектики, введенное диалектическим материализмом, оставалось влиятельным в 90-е годы, о чем свидетельствуют отдельные публикации. Это побудило некоторых авторов к выяснению соотношения между метафизикой и диалектикой. В обсуждении этой связи необходимо принимать во внимание, что термин «диалектика» в истории западной философии использовали в разных значениях (Зенон и софисты, Сократ, Платон, Аристотель, схоласты, Кант, Гегель, теологическая диалектика, диалектический материализм, диалектика «ревизионистов», «негативная диалектика» Адорно, диалектика как составляющая герменевтики и т.п.). Если понимать метафизику как раздел философии, сосредоточен на поисках самых глубоких («последние») принципов, то диалектика Платона и Гегеля одновременно является метафизикой.

Для противопоставления метафизики и диалектики существуют определенные основания. В общем, если с метафизикой связана «тень» фундаментализма, то с диалектикой - «тень» релятивизма (от софистической диалектики). Однако если, пренебрегая многозначностью термина «диалектика», считать, что в самом общем значении им обозначают рассмотрение явлений и мышления во взаимосвязи (включая взаимосвязь противоположностей) и развития, то в таком случае диалектику понимают как метод. То есть диалектика, в противоположность метафизике, не может быть разделом философии, ибо не нацелена на определенные специфические проблемы, которыми занимается. Однако, с другой стороны, как метод или способ мышления, который делает акцент на взаимосвязи (особенно взаимосвязанности противоположностей), изменчивости и развития, она формулирует слишком общие наставления, чтобы быть особым направлением в философии (вроде феноменологии, герменевтики и т.п.). Поэтому диалектика в общем смысле этого термина неизбежно становится лишь определенной составляющей различных направлений в современной философии (например, в герменевтике Гадамера). Ведь познание сосредоточено прежде всего на открытии определенных сталостей в меняющемся, а это побуждает к рассмотрению того, как постоянное взаимодействует с переменным, или к выделению конкретных звеньев связи в любом взаимоотношении.

В 90-е годы XX в. проблематика метафизики осталась наименее разработанной. В значительной мере это обусловлено тем, что важнейшие труды по метафизике остаются до сих пор не переведенными, а оригинальными языках - малодоступными. Опубликован перевод Е. Корета «Основы метафизики» (К., 1998) и Г. Дамміта «Логические основы метафизики» (К., 2007). Однако, учитывая важность проблем, которые касаются принципов или «горизонтов» философского мышления, можно надеяться на интенсивный рост количества переводов и собственных исследований из этих проблем в Украине.



Назад