Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Исследования других разделов философии


С увеличением количества публикаций приоритет в оценке состояния исследований принадлежит философу, который специализируется из определенного раздела (философской науки), каждый из которых потерпел разветвления на подразделы.

В начале XXI в. в Украине существует острая потребность в создании учебников-хрестоматий, антологий из отдельных разделов философии, которые можно было бы использовать при изучении спецкурсов не только на философских факультетах. Полезен был бы обзор англоязычных публикаций. У них должна быть отдана определенное преимущество философии XX ст. Без этого чтения курсов и создание авторских учебников по отдельным разделам философии не будут иметь необходимого исходного обеспечения.

Пока заметен большой прогресс по эпистемологии и философии науки (по сравнению с метафизикой) как относительно публикаций переводов, так и публикаций исследований украинских философов. Однако при этом очевидным является отставание в философии и методологии гуманитарных наук (публикация переводов, собственные исследования). Заслуживают внимание разве что некоторые публикации по философии отдельных гуманитарных наук, например философии и методологии истории.

Последнее десятилетие пополнилось переводами и исследованиями с семиотики. Однако до сих пор не опубликована антология, не создано фундаментального учебника по семиотики (книга Г. Почепцова «Семиотика» не решает этого вопроса). Дефицит изданий из этой проблемы компенсировал перевод книги Дж. Деле «Основы семиотики» (Киев, 2000), написанной в русле постмодерного поворота в философии, однако ей должен предшествовать учебник, который создавал бы общий контекст для понимания концепции Деле. Кроме того, чтобы понимать постструктуралістську семиотика, необходимо знать основы структуралистской семиотики.

Что касается герменевтики, то на сегодня опубликовано пособие А. Богачева «Философская герменевтика» (К., 2006), но до сих пор не создано антологии. Достойны внимания публикации украинских переводов произведений Гадамера и Рикера, которые вместе с русскоязычными переводами {«Истина и метод» Г. -Г. Гадамера, «Конфликт интерпретаций». Рикера) составляют основу для понимания герменевтичних концепций этих философов. Однако острой является проблема обеспечения качества переводов, на что обращает внимание. Богачев в упомянутом руководстве.

В практической философии достижением является основания в 2002 г. журнала «Практическая философия». Однако из философии ценностей (аксиологии) не опубликованы переводы важнейших источников. В 90-е годы проблемы логики практического соображения, взаимодействий (интеракций), источников конфликта и достижения согласия исследовал А. Ишмуратова («Конфликт и согласие». - К., 1996). На исследовании коммуникативных действий сосредоточился А. Єрмоленко. Определенный прогресс заметен в исследованиях по философии права: журнал «Проблемы философии права» (с международным статусом), начатый в 2003 г.; учебник В. Кузнецова «Философия права. История и современность» (К., 2003). С джерелознавчих исследований важным достижением стала публикация издательством «Основы перевода с английского языка фундаментальной антологии «Философия права» (К., 2007).

В области политической философии внимание исследователей сосредоточивалась на выяснении понятий «идеология», «политика», «политические ценности», «политическая идеология», «политические теории», «соотношение политики и этики», «политика и право», определение сути государства, исследовании ее разновидностей. Из политических проблем особенно значимой является проблема выбора путей формирования украинской политической («модерной») нации, становления Украинского государства как демократического правового государства. Важнейшей предпосылкой достижения этого является преобразования на уровне массовой ментальности. В такой ситуации особую роль интеллектуальной элиты, интеллигенции, способной модернизировать унаследованную постсоветскую ментальность. Однако значительная часть интеллигенции несет в себе унаследованные стереотипы, предубеждения и фобии. Поэтому вместо утверждения базовых демократических ценностей проявляется влияние идеологии в ее марксистском понимании (как порочной сознания) на сознание интеллектуалов. Универсализм, который включает характеристику базовых политических ценностей - свободы (прав человека), правового порядка () законности и справедливости, а также национально самобытной культуры, - деформируется частичными интересами (экономическими). Поэтому историк философии должен проявлять современные разновидности идеологизации (в марксистском смысле слова) или стратегии, то есть цели, скрытые в аргументации (Хабермас).

Выяснение природы идеологий до сих пор не представлено важнейшими источниками ли антологией. Поэтому часто идеологию понимают только в марксистском смысле слова (это касается и использования термина «идеологизация»). Однако достигнут прогресс в представлении источников, касающихся традиционных западных идеологий - консерватизма, национализма, либерализма. Речь идет о публикации антологий под этими названиями (издательством «Факел» в 1998-2006 гг.). Оригинальным подходом обозначено исследования украинского автора. Заблоцкого «Либерализм» (Донецк, 2001).

В понимании политики также чувствуется влияние классового (властного) понимание, в противовес ценностно-позитивном - как согласование частичных домогательств с целью утверждения общего блага (справедливости). Через то часто ведут речь о «политизации» в подходе к решению определенного вопрос даже тогда, когда уместнее говорить о «кланізацію» или «приватизацию» - как попытка решить проблему с точки зрения группового или личного интереса. Такие способы вещания дискредитируют политику как вид деятельности, поскольку рассматривают ее как использование власти для достижения частных (личных, групповых) интересов, что можно оценивать как проявление политического нигилизма.

Значительный прогресс заметен в нациологии исследовании (наций), прежде всего в публикации источников (Е. Смит, Е. Гелнер, Б. Андерсон, Г. Шпорлюк), а также публикации украинских исследователей (Г. Касьянов «Теории нации и национализма», 1999 Г.); Рябчук «От Малороссии до Украины», «Дилеммы украинского Фауста» и др.). Выяснение особенностей украинской нации и путей ее формирования некоторые авторы рассматривают с точки зрения понятие «национальная идея»: В. Дияк «Украинская национальная идея» (К., 2005), «Национальная идея и социальные трансформации в Украине» (К.,2005) и др.

Позиция других исследователей заключается в том, что выражение «национальная идея» обречен на радикальную многозначность, что предопределяет неразрешимые споры. Поэтому считают, что нужно вести речь не о «национальную идею», а обсуждать способы утверждения украинской нации во всех ее аспектах бытия - политическом, языково-культурной, экономической и т.д.



Назад