Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Исследования по истории украинской философии


Расширение источниковедческой основы по истории философии произошло за счет публикации текстов, которые коммунистический режим делал недоступными, руководствуясь идеологическими мотивами. Это касается также отдельных текстов или фрагментов текстов «революционных демократов», отсутствующих в многотомных изданиях (И. Франко, Леся Украинка и др.).

Вторым важным направлением расширения источниковой основы по истории украинской философии было включение в украинское пространство интеллектуального общения текстов с гуманитарных и философских проблем, созданных украинцами за пределами СССР. К старшей генерации принадлежат В. Липинский, Д. Донцов, Г. Шлемкевич, В. Винниченко, И. Мирчук, Д. Чижевский, И. Физер, И. Лысяк-Рудницкий, Г. Шпорлюк, А. Жуковский, О. Мотыль, С. Казак, Есть. Лащик, Т. Гунчак и др. К этому перечню можно отнести также авторов, тексты которых написаны на грани философии и гуманитарных исследований по истории, литературоведению, языкознанию, искусствоведения, - Есть. Маланюк, Ю. Шевелев, О. Прицак, И. Шевченко, Б. Кравченко, Г. Грабович и др. В развитии религиозно-философской мысли, философии религии заметный вклад И. Огиенко, А. Жуковского, А. Ричинского (репрессирован советским режимом), А. Шептицкого и др.

Исследования интеллектуальной деятельности украинцев в диаспоре в разные периоды, в частности в XX ст., в т. ч. отдельных ячеек, учреждений, издательств в Европе (Праге, Мюнхене, Париже), Канаде (Торонто), США и других странах, до сих пор не потеряли своей актуальности. Речь идет о деятельности Украинского свободного университета (Прага, Мюнхен), Украинского научного института Гарвардского университета, Научного общества им. Шевченко в Америке, Украинской свободной академии наук (США) и др. Важную роль в украинском интеллектуальном и общественно-политической жизни сыграли издательства «Современность» (журнал «Современность», Мюнхен), «Факел» (действует в Украине). В частности, журнал «Современность», издательства «Пролог», «Современность», «Факел» сделали весомый вклад в публикацию украинской позацензурної (самвидавної) литературы в 60-80-е годы XX века. Значительным достижением стало переиздание в Украине 10-томной «Энциклопедии украиноведения», которая содержит важную информацию о личностях и ячейки интеллектуальной жизни украинской диаспоры.

Значительно более скромные достижения в издании источников по истории украинской философии. Бесспорным достижением 90-х годов была публикация текстов княжеской эпохи, подготовлена к печати С. Бондарем (Институт философии); двухтомника текстов «Украинские гуманисты эпохи Возрождения» (К., 1995), упорядоченного В. Литвиновым (в осуществлении переводов из латинского, польского, древнеукраинской, русского языков, написании заметок и комментариев участвовали В. Шевчук, А. Содомора, В. Пепа, В. Крекотень и др.); произведений Станислава Ореховской (упорядочение и перевод В. Литвинова); первый том сочинений Стефана Яворского из запланированного трехтомника (перевод, предисловие и комментарии И. Захары, К., 1992). Однако в 90-е годы прекратилась работа над латиномовними рукописями профессоров Киево-Могилянской академии, которые хранятся в Институте рукописей Национальной библиотеки им. Вернадского. Из источников украинской политической мысли опубликовано 9-томное издание (в 14-ти книгах) «Тысяча лет украинской общественно-политической мысли» (под ред. Т. Гунчака, В. Шевчука, В. Яременко, К., 2001).

Расширение источниковой основы по истории украинской философии отразилось в хрестоматиях образовательного назначения: «История философии» (К., 1993); «История украинской философии» (Киев, 2004); Крысаченко В. С. «История украинской философии» (К., 2006); в благоустроенном М. Русиним двухтомной антологии «Украина: философское наследие веков».

Количественный рост родниковой основы и освобождения из-под идеологического контроля стало предпосылкой качественного обновления исследований по истории украинской философии. Однако этот выход на новый уровень в философии вообще и в исследованиях по истории философии происходил постепенно. Кроме джерелознавчих исследований и публикаций письменных памятников Киевской Руси, был сделан значительный прогресс в их осмыслении, постижении мировоззрения этого исторического периода в интеллектуальной истории Украины. Весомым является вклад В. Горского, который начал исследования в конце 80-х годов XX ст., а в 90-е годы и в начале XXI в. опубликовал ряд трудов по истории философских идей Киевской Руси. Ему удалось сплотить молодых исследователей духовной культуры Киевской Руси. В Институте философии в этих исследований приобщились С. Бондарь, О. Сырцову (экзегеза апокрифических текстов, в которой она сочетает теологическую и философскую герменевтику).

В 90-е годы XX века. - в начале XXI в. опубликовано историко-философские исследования, касающиеся философии XVI-XVIII ст. Организатором их была В. Нічик, которой удалось вывести историко-философские исследования на интердисциплинарный уровень, привлечь к сотрудничеству гуманитариев других наций. Важнейшие ее публикации - «Петр Могила в духовной истории Украины» (К., 1997), «Киево-Могилянская академия и немецкая культура» (К., 2001). Значительным прогрессом стало исследования сотрудниками отдела истории украинской философии Института философии НАН Украины гуманистических и реформационных идей в Украине. Основные публикации: В. Нічик, В. Литвинова, Я. Стратий «Гуманистические и реформационные идеи на Украине» (К., 1991); монография В. Литвинова «Ренессансный гуманизм в Украине» (К., 2000).

Важной темой историко-философских исследований была философия Г. Сковороды. Происходили регулярные сковородинівські чтения в Переяславе-Хмельницком, по результатам которых публиковались сборники статей. Одним из недостатков многих сборников статей, опубликованных в 90-е годы, является то, что их составители старались представить как можно больше статей вместо отбора качественных публикаций. В 1997 г. опубликовано отдельный номер журнала «Ukrainian Studies» (Торонто), посвященный философии Сковороды (содержит статьи Т. Закидальського, Н. Пилипюк, С. Шерера, Дж. Фізера и др.)

Среди исследований украинских философской, общественно-политической мысли XIX ст. - начала XX в. выделяют большое количество публикаций, посвященных отечественным мыслителям. Не только историки философии, но и гуманитарии из других отраслей (историки, языковеды, литературоведы) стали включать в свои исследования философские проблемы. Самым примечательным в этом отношении является появление философского литературоведения, представленного публикациями С. Павлычко «Дискурс модернизма в украинской литературе» (К., 1999), Г. Грабовича «Поэт как мифотворец» (К., 1998), О. Забужко «» (К., 2001); «Notre Dame d'ukraine: українка в конфликте мифологий» (К., 2007), трудами Г. Ильницкого о поэзии Б.-И Антоныча, Т. Гундоровой «Франко не каменщик» (К., 2006), Я. Полищука «Мифологический горизонт украинского модернизма», Есть. Нахліка «Судьба, los, судьба» (Киев, 2003), книге историка Я. Грицака о И. Франко «Пророк в своем отечестве» (К.,2006) и др.

Важным является значение в интеллектуальной жизни Украины трудов зарубежных украинцев. Некоторые из них возглавили научно-исследовательские институты в Украине (О. Прицак стал основателем и первым директором Института востоковедения им. А. Крымского НАН Украины, Я. Пеленский - директор Института европейских исследований НАН Украины). Другие осуществляют в Украине издательскую деятельность: Г. Грабович возглавляет издательство «Критика», которое публикует произведения украинских авторов (издается полное издание произведений П. Кулиша), переводные произведения, издает журналы «Критика» и «Украинский гуманитарный обзор», ставших очагами интеллектуальных дискуссий в Украине. Масштабную издательскую деятельность в Украине осуществляет издательство «Смолоскип», заслугой которого является объединение творческой молодежи, в частности благодаря журнала «Молодая нация». М. Плавьюк руководит издательством им. О. Телиги. Активными в интеллектуальной жизни были или есть А теперь. Жуковский, Л. Билас, Ф. Сисін, И. Физер, Г. Шпорлюк, Б. Гаврилишин, П. Потичний, С. Казак, Есть. Лащик, Т. Гунчак, Я. Пеленский, Г. Питч, О. Мотыль, И. Шевченко, Т. Закидальський, Г. Богачевская-Хомяк, Н. Пилипюк, О. Гнатюк и др. Заинтересовались украинскими интеллектуально-культурными и общественно-политическими проблемами также интеллектуалы других наций: Е. Вильсон (Великобритания), В. Кортгаазе, Л. Гандрих (Германия) и др.


Назад