Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Функции оценивания учебных достижений студентов


Процесс анализа и оценки учебной деятельности студентов предусматривает реализацию следующих функций: воспитательной, розвивальної, учебной, диагностической, стимулирующего, корректирующей, прогностической, контрольной (рис. 21).

 21-2

Рис. 21. Функции оценивания учебных достижений студентов 

Учебная функция оказывается в обеспечении обратной связи как предпосылки поддержания действенности и эффективности процесса обучения, в котором принимают участие два субъекта - преподаватель и студент. Поэтому система обучения может эффективно функционировать только в условиях действия прямого и обратного связей. В подавляющем большинстве в процессе обучения хорошо просматривается прямая связь (преподаватель знает, какой объем должен воспринять и осознать студент), но сложно, эпизодически осуществляется обратная связь (какой объем знаний, умений и навыков и как усвоил студент).

Действие этой функции можно показать схематически:

 21-1

Диагностическая функция анализа и оценивания знаний, умений и навыков предполагает выявление пробелов в знаниях студентов. Процесс учения имеет форму концентрической спирали. Если на низших уровнях учение случились пробелы, то будет возбуждено закономерность спиралевидной структуры учения. Поэтому так важно своевременно выявить пробелы, работать над их устранением и только потом двигаться дальше.

Стимулирующая функция анализа и оценки учебной деятельности студентов обусловлена психологическими особенностями человека, что проявляется в желании личности получить оценку результатов своей деятельности, в частности учебной. Это вызвано еще и тем, что во время обучения студенты каждый раз узнают новые явления и процессы. Значительная часть студентов не может (или не желает) объективно оценить уровень, качество овладения знаниями, умениями и навыками. Преподаватель же обязан помочь студентам осознать качество и результативность учебной труда, что психологически стимулирует их к активной познавательной деятельности.

Воспитательная функция заключается в воздействии анализа и оценки учебной деятельности на формирование у студентов ряда социально-психологических качеств: организованности, дисциплинированности, ответственности, добросовестности, трудолюбия, заботливости и опрятности, настойчивости и др.

Развивающая функция проявляется в том, что студент, получив оценку, испытывает желание и потребность в активизации познавательной деятельности. Это стимулирует личность к развитию психических свойств и процессов - воли, внимания, мышления, речи и др.

Корректирующая функция заключается в том, что на основе выявленного уровня знаний, умений и навыков, затруднений, недостатков, причин неуспеваемости принимаются меры по устранению пробелов в знаниях и компетенциях.

Прогностическая функция - преподаватель получает данные для оценки результатов своего труда, методики, для дальнейшего их совершенствования. Оценивания результатов учебной деятельности студента помогает ему изменить, улучшить свою учебную работу.

Контрольная функция дает возможность определить уровень знаний, умений, навыков и компетенций студента, обеспечить объективность оценивания, подготовиться к усвоению нового учебного материала.



Назад