Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

1.2. Характеристика государственного управления


Понятие государственного управления. Под государственным управлением надо понимать специфическую деятельность государства, что получает выражение в ее функционировании органов, которые непрерывно, планомерно, властно и в рамках правовых установлений влияют на общественную систему с целью ее совершенствования в соответствии с государственных интересов.
Термин "государственное управление" широко используется в законодательстве (в том числе и конституционном), а также в научной и учебной литературе бывшего СССР и ряда зарубежных стран. После распада СССР возникли независимые государства, которые начали строить свои правовые системы на новых принципах.
Важнейшим из них стал принцип осуществления государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, который закреплен в ст. 6 Конституции Украины. С учетом этого в тексте последней употребляются термины "органы исполнительной власти" (ст. 106), "местные органы исполнительной власти" (ст. 120). Термин же "государственное управление" не используется.
То же возникает вопрос: является ли правомерным применение термина "государственное управление" и не нужно ли заменить его на термин "государственная исполнительная власть"? Поскольку любой срок является словом или словосочетанием, которым определяется определенное понятие, важно установить, используется ли в действующем законодательстве понятие, обозначенное данным термином.
Анализ нормативных актов однозначно свидетельствует, что понятие "государственное управление" существует и является правомерным. Так, в действующей Конституции Украины есть такая норма: "Граждане имеют право принимать участие в управлении государственными делами" (ст. 38); в Законе Украины от 24 января 1997 г. "О государственном материальном резерве" указано, что его обслуживание обеспечивается уполномоченным центральным органом исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом (п. 1 ст. 4); в Законе Украины от 4 июля 1996 г. "О железнодорожном транспорте" подчеркнуто, что управление железными дорогами осуществляется органом управления железнодорожным транспортом - Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины (ст. 4); в Законе Украины от 16 октября 1997 г. "Об электроэнергетике" прямо зафиксировано, что государственное управление в электроэнергетике осуществляют органы государственной власти, уполномоченные Кабинетом Министров Украины (ст. 8). Термин "система государственного управления" приняты и в Указе Президента Украины от 7 июля 1997 p. "О Государственной комиссии по проведению в Украине административной реформы".
Будучи частью социального управления, государственное управление сохраняет его характеристики. В то же время, оно имеет многочисленные особенности, отражающие его специфику и позволяют детерминировать как самостоятельный вид управления.
Эти особенности находят проявление в основных компонентах системы государственного управления (субъекте, объекте, управляющем воздействии) и интегративных свойств, которые присущи ему как системному управлению.
Главная особенность субъекта - это то, что им является государство в целом. В управленческом процессе она представлена системой специальных, как правило, государственных органов.
Особенности последних, как непосредственных субъектов государственного управления, такие: во-первых, они формируются государством (по воле государства), во-вторых, наделены государственно-властными полномочиями, по-третье, осуществляют управленческие функции от имени государства.
Главная особенность объекта - то, что им является организованное общество в целом. Непосредственными объектами, на которые оказывает влияние тот или иной конкретный субъект, есть подведомственные ему сферы государственного управления.
Определяющими особенностями управляющего воздействия является то, что ему присущ государственно-властный характер (он содержит веление государства, обязательное к исполнению), достает проявление в правовой, преимущественно административно-правовой форме (система норм, система актов, связанных с их применением, совокупность полномочий участников управленческого процесса), а также имеет непрерывный характер.
Главная интегративная качество системы - реализация в полном объеме загальнодержаних интересов в сфере социального управления.
Все основные компоненты государственного управления имеют сложную структуру, то есть состоят из отдельных частей. Поэтому оно представляет собой управленческие подсистемы с особыми свойствами, местом и ролью в управленческом процессе.
В теории административного права достаточно интенсивно исследуется проблема признаков государственного управления, которые часто называют его чертами.
Чаще всего выделяют пять признаков: 1) исполнительной-распорядительный характер; 2) підзаконність; 3) масштабность и универсальность; 4) иерархичность; 5) непосредственно организующий характер.
Рассмотрим каждую из них.
Исполнительной-распорядительный характер государственного управления означает, что последнее охватывает два взаимосвязанных направления, а именно: исполнительную и распорядительную деятельность.
Органы, осуществляющие государственное управление - это прежде всего исполнительные структуры. Важнейшие из них содержат данную признак уже в своем названии (например, органы государственной исполнительной власти). Этот признак, как правило, закрепляется в нормативном порядке. Так, в Положении о Министерстве внутренних дел Украины указано, что оно является органом государственной исполнительной власти.
Существуют органы государственного управления, которые такого статуса не имеют (например, управление железной дороги). Однако анализ компетенции последних позволяет однозначно квалифицировать их как исполнительные органы государства. Как первые, так и вторые функционируют для оперативного и непосредственного управления хозяйственным, социально-культурным, военным и другим строительством. Именно на них возложена обязанность реализовывать () выполнять решения, которые принимаются законодательной властью.
Осуществление этой функции (выполнения) невозможно без принятия конкретных управленческих решений и контроля за их выполнением. Поэтому органы государственного управления наделяются полномочиями властного характера, то есть получают от государства право осуществлять распорядительную (властную) деятельность. При этом они действуют от имени государства и с целью реализации государственной политики в той или иной управленческой сфере.
Розпорядча деятельность управленческих структур достает проявление, во-первых, в принятии общеобязательных предписаний (они закрепляются в указах, постановлениях, положениях, распоряжениях, инструкциях, протоколах и т.п.); во-вторых, в организации выполнения указанных предписаний и, в-третьих, в осуществлении контроля за этим процессом. В ходе осуществления этой деятельности органы государственного управления применяют меры как убеждения, так и государственного принуждения, то есть действуют как государственно-властные образования.
В связи с этим возникает вопрос: как можно совместить властность управляющего воздействия и исполнительство? Суть проблемы заключается в том, что управление различными сферами жизни государства и общества не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти.
При этом главный смысл управляющего воздействия заключается не столько в принятии соответствующих решений, сколько в их реализации, в строгом воплощении в жизнь юридически-властных требований, содержащихся в них. А это и есть процесс выполнения.
Разумеется, и законодатель употребляет тех или иных мер для обеспечения выполнения принятых норм. Однако он не может взять на себя выполнение этой функции в полном объеме: во-первых, вследствие разнообразия отношений, которые нуждаются в регулировании, а во-вторых, через недопустимость с позиций демократизма самому исполнять законы. Поэтому и возникает необходимость в существовании специализированной управленческого звена, которая осуществляет влияние в исполнительной-распорядительном варианте. Следовательно, выполнение и является непосредственной государственно-управленческой деятельностью. Отсюда и полная совместимость управляющего воздействия с виконавством.
Под підзаконністю государственного управления надо понимать то, что важнейшие цели последнего, сферы, которые попадают под его влияние, основные формы и методы управленческой деятельности определяются на законодательном уровне. Вся исполнительной-розпорядча деятельность основывается на правовых нормах, главное место среди которых принадлежит нормам законов. Именно они создают прочную правовую базу для осуществления государственного управления и определяют границы его исполнительного направления.
Підзаконність, как черта государственного управления, достает проявление повседневно, поскольку повседневно и непрерывно государственные и общественные организации, коллективы людей, граждане осуществляют управленческий процесс.
При этом органы государственного управления выполняют определенные действия, содержание которых составляет реализация прямых предписаний закона. В частности, они дают предписания, обязательные к исполнению. Эти органы могут на основании законодательства, то есть без обращения в суд, привлекать виновных к юридической ответственности, а также применять к ним административные взыскания. Безусловно, такого рода деятельность должна осуществляться в рамках законности.
Проявлением масштабности и универсальности государственного управления является то, что через указанные выше органы государство осуществляет управленческую деятельность, оказывает влияние на все сферы социальной жизни.
Иерархичность государственного управления заключается в том, что органы, которые его осуществляют, имеют систему нижестоящих, подчиненных им инстанций.
Непосредственно организующий характер государственно-управленческой деятельности заключается в том, что в процессе исполнения и руководства на различных уровнях организуется совместная деятельность людей.
Принципы государственного управления. Возникновение, развитие, функционирование, прекращение существования любых систем обусловлено определенными закономерностями, которые имеют объективный характер. Если рассматривать человеческий организм как биологическую систему, то такие закономерности легко обнаружить. Это - рождение человека, его развитие во времени (физическое совершенствование, старение и смерть. Не составляют исключения из указанного правила и все другие известные нам системы, в том числе и государственное управление.
Закономерности могут быть пізнаними и неопознанными. Опознаны разделяют на две группы: отвечающих потребностям человека (положительные); и что не отвечают потребностям человека или противоречат им (негативные).
Обе группы познанных закономерностей используются (учитываются) человеком в ее интересах. С этой целью принимаются меры по усилению, стимулирование влияния положительных закономерностей, а также создание условий для их беспрепятственной реализации и для ограничения влияния негативных закономерностей. Чем дійовішими являются меры по усилению влияния первых и ограничения действия других закономерностей, тем эффективнее управление, тем быстрее и лучше решаются назревшие вопросы и достигаются поставленные цели.
Следовательно, вполне понятно, что эффективность управления во многом зависит от эффективности учета и использования выявленных (познанных) закономерностей.
Мы настаиваем на этом потому, что принципы управления - это его положительные закономерности, которые признаны наукой и практикой, а также охарактеризованы (зафиксированы, закрепленные в соответствующих понятиях. Отсюда следует вывод, что признакам принципа управления являются: принадлежность к познанных положительных закономерностей; зафиксированность, закрепленность в общественном сознании.
В сфере государственного управления закрепления (фиксирования) закономерностей в общественном сознании осуществляется в правовой форме, чаще всего в виде соответствующих юридических норм.
Таким образом, принципы государственного управления - это его положительные закономерности, опознаны наукой и практикой, закрепленные в правовых нормах или является обобщением действующих в государстве юридических правил.
В учебной литературе приводятся и другие определения. Например, принципы государственного управления - это основополагающие начала, руководящие указания, определяющие важнейшие правила, по которым управление осуществляется и организуется.
Принято выделять следующие группы принципов государственного управления:
1) социально-политические - демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства (народность); равноправие лиц различных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность;
2) организационные принципы построения аппарата государственного управления - отраслевой, функциональный, территориальный;
3) организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления - нормативность деятельности, единоначалия, коллегиальность, разделение управленческого труда; ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность.
Социально-политические принципы - это самые общие принципы государственно-управленческой сферы. Они распространяются на все виды исполнительной-распорядительной деятельности и все функционирующие в государстве управленческие структуры. Принципы этой группы, как правило, закрепляются в нормативном порядке. Многие из них содержится в Конституции Украины (они получили название конституционных) и в других законодательных актах.
Одним из важнейших социально-политических принципов является демократизм. Уже в ст. 1 Конституции Украины указано, что Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Естественно, что определяющая черта государства сводится в важнейший принцип ее управленческой деятельности.
Среди обстоятельств, определяющих демократизм как принцип государственного управления и закреплены в Конституции Украины, в первую очередь нужно выделить следующие:
• признание человека, его жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности и безопасности наивысшей социальной ценностью (ст. 3);
• провозглашение того, что государство отвечает перед человеком за свою деятельность, что обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства (ст. 3);
• закрепление положения о том, что единственным источником власти в Украине является народ (ст. 5);
• провозглашение верховенства права (ст. 8);
• признание и гарантирование местного самоуправления (ст. 7);
• осуществление государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6);
• признание и защита государственной, коммунальной и частной собственности (ст. 41);
• отсутствие в государстве обязательной идеологии и цензуры (ст. 15);
• признание того, что государственное принуждение осуществляется исключительно в пределах действующего законодательства (ст. 19);
• государственное гарантирование свободы мысли, слова, мировоззрения, объединения в политические партии и общественные организации (статьи 34-36);
• закрепление права граждан на обращение в органы власти и местного самоуправления, а также обязанности этих органов рассматривать такие обращения (ст. 40);
• провозглашение права на труд, забастовки, отдых, социальной защите, жилье, достаточный жизненный уровень, здравоохранение, безопасное для жизни и здоровья людей, окружающей среды (статьи 43-50; образование, свободу творчества (статьи 53, 54).
Одним из важнейших условий успешного построения демократического, правового, социального государства является обеспечение реального участия граждан в решении всего разнообразия вопросов государственной и общественной жизни. Именно поэтому участие населения в управленческой деятельности государства является непременным принципу государственного управления, закрепленным в Конституции, законах Украины и многих подзаконных актах.
Так, ст. 5 Конституции Украины фиксирует положение о том, что народ Украины, являясь единственным источником власти в государстве, осуществляет ее как непосредственно, так и через систему органов государственной власти и местного самоуправления;
ст. 38 Конституции предоставляет гражданам право участия в управлении государственными делами; ст. 140 Конституции определяет местное самоуправление как право территориальной общины (жителей сел, поселков, городов) - самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Развития указанные конституционные положения вступают в преамбуле Закона Украины от 2 октября 1996 г. "Об обращениях граждан", где подчеркивается, что этот закон обеспечивает гражданам возможность участия в управлении государственными и общественными делами, а также влияния на улучшение работы органов государственной власти и местного самоуправления.
Действующее законодательство предусматривает разнообразные формы участия населения в управлении государственными делами. Среди них, например, участие в референдумах (статьи 38, 69, 70, 72 Конституции Украины); служба в государственных органах управления (ст. 4 Закона Украины от 16 декабря 1993 г. "О государственной службе"); объединение в политические партии с целью участия в выработке государственной политики и формирования органов власти (ст. 2 Закона Украины от 16 июня 1992 г. "Об объединении граждан"); обращение с предложениями и рекомендациями к органов государственной власти, направленные на совершенствование их управленческой деятельности (ст. Из Закона "Об обращениях граждан"); объединение в общественные организации потребителей с целью содействия государственным органам в осуществлении контроля за качеством товаров (работ, услуг) торговых и других видов обслуживания (статьи 23, 26 Закона Украины от 12 мая 1991 г. в редакции Закона Украины от 15 декабря 1993 г. "О защите прав потребителей").
Принцип равноправия лиц разных национальностей в своем конкретном проявлении обеспечивает равное положение в государственном управлении всех граждан Украины независимо от их национальности. Так, согласно ст. 24 Конституции Украины не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, этнического происхождения. В ст. 4 Закона "О государственной службе" подчеркнуто, что право на нее имеют граждане Украины независимо от расовой и национальной принадлежности.
Данный принцип также означает, что государственное управление осуществляется с учетом как общегосударственных, так и национальных интересов. Так, ст. 53 Конституции Украины гарантирует гражданам, которые принадлежат к национальным меньшинствам, право обучения на родном языке, и на изучение родного языка в государственных учебных заведениях.
С принципом равноправия лиц разных национальностей тесно связан принцип равенства всех перед законом. Конституция Украины закрепляет равенство перед законом всех субъектов права собственности (ст. 13); равенство прав женщины и мужчины (ст. 24); объединений граждан (ст. 36); равенство перед законом детей (ст. 52).
Равенство граждан перед законом означает и одинаковую защиту их прав. Так, согласно Конституции каждый гражданин имеет право на жизнь, которое обязано защищать государство (ст. 27); на личную неприкосновенность (ст. 29); социальный (ст. 46), судебную (ст. 53) защита; правовую помощь (ст. 59).
В то же время, равенство перед законом не означает уравниловки. Для защиты прав отдельных категорий населения предусмотрены социальные мероприятия. Так, равенство прав лиц различных статей обеспечивается специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, установлением для нее пенсионных льгот, правовой защитой материнства.
Особое место среди всех принципов государственного управления принадлежит принципа законности. Статья 1 Конституции определяет Украину как правовое государство, ст. 8 закрепляет как государственный принцип верховенства права, а статьи 6 и 19 устанавливают, что органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти осуществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины. Это означает, что строгое и неукоснительное соблюдение законов и подзаконных актов - это единственно допустимый вариант деятельности государственных структур, должностных лиц, органов местного самоуправления, объединений граждан, других субъектов права. Нарушения действующего законодательства влечет за собой юридическую ответственность, а незнание законов не освобождает от нее (ст. 68). Соблюдение законности необходимо рассматривать как важнейшее условие и непременную основу эффективного функционирования управленческого аппарата и обеспечение правового порядка в нашем государстве.
Следовательно, соблюдение принципа законности в государственном управлении предусматривает:
• образование управленческих органов на основании строгого соблюдения действующего законодательства;
• функционирование государственных органов и органов местного самоуправления исключительно в пределах правовых предписаний;
• высокое сознание и дисциплинированность служащих аппарата управления.
Законность как важнейший принцип деятельности фиксируется в нормативных документах, которые определяют правовой статус субъектов государственного управления.
Реальное осуществление демократических преобразований, совершенствования управленческих процессов в соответствии с требованиями документов об административной реформе, обеспечения в государстве настоящей законности и реального правового порядка возможны лишь в условиях широкой гласности и учета общественного мнения.
Этот принцип включает три взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты. Во-первых, - широкая гласность; во-вторых, - общественное мнение относительно функционирования субъектов государственного управления; в-третьих, - широкое ее учета при выработке управленческих решений.
Гласность дает возможность гражданам видеть механизм формирования и реализации государственно-управляющего воздействия и протекания всех управленческих процессов.
Общественное мнение отражает представление (оценки, суждения) наиболее активной части населения относительно эффективности, полезности, правильности управленческих решений. Она является массивом информации для субъектов государственного управления.
Учета общественного мнения - это канал обратной связи в системе государственного управления, использования информационного массива для выработки и принятия наиболее обоснованных и эффективных управленческих решений.
Государство обеспечивает соблюдение данного принципа двумя способами.
Во-первых, она требует от государственных органов гласности и открытой для широкой общественности деятельности. Так, в Законе Украины от 23 сентября 1997 г. "О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации" есть норма, которая обязывает эти органы обеспечивать журналистам свободный доступ к информации о своей деятельности, а также предоставлять ее средствам массовой информации в полном объеме (ст. 2).
Во-вторых, государство стимулирует стремление населения к высказывания суждений о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций. Так, закрепленное в Конституции право граждан участвовать в управлении государственными делами (ст. 38) предусматривает их осведомленность о состоянии дел в этой сфере и побуждает к активным действиям, направленных на его улучшение. Эта норма конкретизирована в Законе "Об обращениях граждан", в Указе Президента Украины от 19 марта 1997 г. "О мерах по обеспечению конституционных прав граждан на обращение" и в других актах.
Важное место среди принципов государственного управления занимает принцип объективности. Он предусматривает четкое соблюдение требований объективных закономерностей общественного развития, учета реальных возможностей (материальных, технических, интеллектуальных) государства по реализации ' тех или иных управленческих решений. Этот принцип достает проявление при формировании государственно-управляющего воздействия. В соответствии с ним последний должен соответствовать реальным возможностям управляемых объектов и глобальным управленческим целям.
Нарушения принципа объективности чаще всего связаны с об'єктивістськими признакам природных и социальных явлений, а также принятием решений, которые не учитывают объективных закономерностей. В большинстве случаев это приводит к потерям в сфере производства, углубление контроля за управленческим процессом, вызывает недоверие к субъекта управления.
Организационные принципы построения аппарата государственного управления обеспечивают наиболее рациональный выбор субъектов управленческой деятельности. Исходя из этих принципов и учитывая конкретные социальные и экономические условия осуществляется распределение компетенции управленческих структур (органов управления). Они должны максимально эффективно распределить управленческую работу и устранить параллелизм в деятельности центральных и местных органов, вышестоящих и нижестоящих звеньев аппарата.
В соответствии с указанными принципами субъекты дифференцируются по отраслями, сферами, территориями, образуя в совокупности целостную систему государственного управления. Правильно организованная структура обеспечивает эффективное функционирование всей системы. В настоящее время структура субъектов государственного управления Украины основывается на отраслевом, функциональном (межотраслевом) и территориальном принципах.
Отраслевой принцип реализуется в такой структурном построении, где однородные по характеру деятельности объекты закреплено за соответствующим органом управления и образуют сферу его управленческой деятельности. Субъектов, которые осуществляют управление по отраслевому принципу, принято называть отраслевыми органами государственного управления.
Так, в соответствии с Положением о Министерстве транспорта Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 17 декабря 1995 г., к сфере его управления входят объединения, предприятия, учреждения, организации автомобильного, авиационного, железнодорожного, морского и речного транспорта, а также дорожного хозяйства. Управление ими осуществляет Минтранс через три государственные департаменты (автомобильного, авиационного, морского и речного транспорта), Государственную администрацию железнодорожного транспорта и Украинской государственной корпорации по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Эти органы государственного управления вместе с подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями составляют систему Министерства транспорта Украины.
При структурном построении, что основывается на функциональном (межотраслевом) принципе, к ведению специально созданного органа управления передается одна (или несколько) государственная функция. Управление осуществляется указанным субъектом на всей территории Украины независимо от принадлежности предприятий, учреждений, организаций в той или иной отрасли, сферы, формы собственности и т.д. Так, Государственная налоговая администрация осуществляет такое управление функцией сбора налогов.
Управления, организованное по указанному принципу, принято называть функциональным или межотраслевым, а субъектов, осуществляющих его, - органами функционального или межотраслевого управления.
Надо отметить, что одной из главных задач комплексной административной реформы в Украине является постепенный переход от отраслевого к функционального принципа построения министерств, других центральных органов исполнительной власти.
Территориальный принцип достает проявление в такой структурной построении, по которой государственные органы осуществляют комплексное управление на определенных, четко очерченных территориях.
В таких государственных органов относятся прежде всего областные, Киевская и Севастопольская городские, районные в областях, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации. Конституция Украины определяет эти органы исполнительной власти как местные государственные администрации (ст. 118). Они призваны защищать права и законные интересы граждан и государства, обеспечивать комплексное социально-экономическое развитие подчиненных им территорий (областей, районов, городов Киева и Севастополя и их районов) и реализацию государственной политики в определенных законодательством сферах управления.
Организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления применяются для определения содержания деятельности конкретных управленческих структур. Соблюдение этих принципов позволяет наиболее эффективно использовать потенциал государственных служащих, сотрудников научно-исследовательских учреждений, технических работников. С помощью этих принципов обеспечивается принятия правильных управленческих решений, организация и применение рациональных управленческих процедур, действенный контроль и исполнительская дисциплина. Они фиксируются в соответствующих нормативных актах.
Принцип нормативности используется для правового регулирования деятельности аппарата государственного управления. Чтобы выполнять свои функции, каждый орган государственного управления должен иметь соответствующий объем компетенции. Ее содержание и характер обусловлены порученным органа сферой управления, его местом в управленческой иерархии, структурными особенностями. К компетенции должны входить задачи, функции органа, порядок его организации и деятельности. Согласно данному принципу применяемые субъектом управления методы, формы, процедуры и т.д должны избираться не произвольно, а на основании соответствующих нормативных документов.
Принцип единоначалия заключается в том, что орган государственного управления возглавляет конкретное лицо, назначенное на соответствующую должность путем принятия управленческого акта. Так, в соответствии со статьями 106 и 114 Конституции Украины и п. 7 Общего положения о министерстве, другой центральный орган государственной исполнительной власти (утвержден Указом Президента Украины от 12 марта 1996 г.) министерство возглавляет министр, который назначается Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины. Министр осуществляет руководство порученными ему сферами деятельности.
Принцип коллегиальности предусматривает обсуждение важных вопросов коллективами специалистов, мнение которых должно учитываться при принятии решений. Общее положение о министерстве, другой центральный орган государственной исполнительной власти содержит норму, согласно которой для коллективного обсуждения важнейших направлений деятельности министерства и развития отрасли в его составе должно образовываться коллегия. Кроме того, для рассмотрения научных рекомендаций, обсуждение программ, других вопросов в министерстве могут создаваться научно-технический (научный) совет, а также другие совещательные и консультативные органы.
Необходимость применения принципа разделения управленческого труда обусловлена тем, что последняя состоит из относительно самостоятельных однородных видов, каждый из которых требует от субъектов определенной квалификации и специфических знаний, то есть управленческой специализации. Поэтому внутри органов управления формируются коллективы специалистов, которые могут быть организационно оформленные в виде управлений, отделов, подотделов, секторов и т.д. Управленческим документом, который отображает некоторый принцип, является штатное расписание.
Принцип ответственности за принятые решения имеет два аспекта. Во-первых, благодаря его применению обеспечивается неотвратимость ответственности за ошибочные, принятые без учета объективных закономерностей и конкретных ситуаций решение, а во-вторых, - на его основе ответственность персонифицируется.
Коллективистское по своей сути управленческая работа, в соответствии с принципом единоначалия, всегда объективируется в конкретных управленческих решениях, которые принимаются руководителем органа управления. Наделяя последнего правом принимать решения, государство предусматривает и его персональную ответственность, которая не должна зависеть от уровня компетентности каких-либо рекомендаций и предложений, которые оказали влияние на данное решение. В частности, нормы Общего положения о министерстве, другой центральный орган государственной исполнительной власти предусматривают, что решение коллегии министерства могут воплощаться в жизнь только приказами министра. Последний же несет персональную ответственность за выполнение этих решений перед Президентом и правительством Украины.
Важное значение для успешного осуществления государственного управления имеет реализация принципа оперативной самостоятельности. Всю многообразие управленческой деятельности невозможно заранее предусмотреть и зафиксировать в документах, регламентирующих функционирование органов управления. Сложность решаемых задач предопределяет необходимость анализа значительного объема информации и наличии у многих специалистов разноплановой компетентности. В то же время динамика социально-экономических процессов побуждает государственных служащих к оперативного принятия решений. Поэтому государство, определяя и закрепляя административно-правовыми нормами компетенцию органов управления, предоставляет им соответствующие возможности и оперативный простор для самостоятельных действий.
Так, министерство самостоятельно разрабатывает и утверждает отраслевые стандарты, областная государственная администрация утверждает правила, за нарушение которых статьями 152, 159 и 182 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее - Коап) предусмотрена административная ответственность.



Назад