Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

2.4. Соотношение административного права с другими отраслями правовыми


Выяснение соотношение административного права с другими, смежными правовыми отраслями, играет значительную роль для уточнения его социальной природы и назначения, особенностей содержания, а также определение места в правовой системе.
Административное право, сохраняя своеобразие, выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует практически со всеми существующими отраслями права. Характеризуя эту взаимодействие, надо иметь в виду, что оно охватывает своим регулятивным воздействием самые разные сферы государственной и общественной жизни.
Понятно, что государственно-управленческая деятельность находится под прямым влиянием процессов, которые происходят в обществе, и прежде всего, в области экономики. Они неизбежно сказываются на содержании административного права и административно-правового регулирования.
В то же время нельзя игнорировать тот факт, что сокращение государственного сектора (особенно в сфере экономики) за счет приватизации и акционирования различных объектов, повлекло их "выход" из-под прямого управленческого воздействия со стороны субъектов государственного управления. Однако, это не означает отказ от административно-правового регулирования управленческих отношений в целом.
В этих условиях меняется юридический статус структур, которые раньше находились в организационном подчинении многочисленных органов управления отраслевого, межотраслевого, территориального и другого характера. Соответствующим образом меняются формы и методы государственного управления, в частности, возрастает роль региональных регуляторов отношений; усиливается значимость норм-программ, рекомендательных норм, административно-правовых разрешений; "выходит" на приоритетные позиции управленческая деятельность контрольно-надзорного и правоохранительного характера; чаще используются регулирующие возможности административных договоров.
Итак, административное право, изменяя свой смысл, остается в роли одного из самых необходимых в рыночных условиях регуляторов общественных отношений.
Служебная роль административного права в современных условиях определяется также и другими существенными обстоятельствами, вытекающие непосредственно из его природы.
Так, в связи с актуальностью проблемы охраны порядка как непременного элемента правового государства, административное право в отличие от многих других правовых отраслей имеет и укрепляет свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере функционирования механизма исполнительной власти. Невыполнение или ненадлежащее выполнение требований административно-правовых норм влечет за собой введение в действие предупредительных, кончающихся и карательных средств административно-принудительного характера.
Среди них особая роль принадлежит института административной ответственности, а также административному процессу. Важнейшее значение при этом имеет то, что с помощью административной ответственности все в большей степени осуществляется защита не только управленческих общественных отношений, но и многих других, в частности, финансовых, трудовых, природоохранных и др.
Во многих случаях административное право не только защищает общественные отношения, но и может выступать в роли их регулятора, Так, действующее законодательство применяет нормы административного права для обеспечения надлежащей врегу-льованості налоговых, земельных, трудовых и других отношений. Ими, например, определяются: порядок взыскания налогов и сборов, государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные основы предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений; многочисленные аспекты компетенции различных надзорных органов, действующих в рамках предмета других отраслей права (природоохранные инспекции) и т.д.
Изложены особенности административно-правового регулирования во многом обусловлены ассимиляцией действующей правовой системы. Особенно это характерно для так называемых "новых" правовых отраслей типа коммерческого, предпринимательского, банковского права и др. Кроме того, практически в "чистом" виде не существует ни одна отрасль права. В каждой из них правовую базу составляют, как правило, нормы различного отраслевого профиля с преобладанием удельного веса "собственных" норм, то есть которые вполне соответствуют предмету данной отрасли.
Наиболее самостоятельными есть такие правовые отрасли, как гражданское, административное, уголовное, международное, конституционное право. В других случаях заметна взаимодействие норм различных отраслей права и законодательства. Так, в земельном или природоохранном праве четко проявляется взаимодействие гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых норм.
Наблюдается "проникновения" административного права в сферу других правовых отраслей. В основе такого явления - фактическое наличие управленческих отношений в предмете той или иной отрасли права. Поэтому даже в гражданском законодательстве есть хоть и небольшая, но определенное количество административно-правовых за своей сущностью норм.
Административное право с учетом специфических особенностей государственно-управленческой деятельности как правовой формы реализации исполнительной власти, охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа. Таким образом, четко проявляется многообразие административно-правового регулирования. К примеру, финансовое право регулирует общественные отношения, которые строго ограничены рамками его предмета.
Административное право таких строгих границ не имеет. Соответственно, трудно найти кого-какое специальное вопрос, который можно было бы назвать исключительно административно-правовым, то есть таким, что не затрагивает интересы правовых отраслей. Фактически со всех сторон нас окружают" нормы, прежде всего, административного права. Хотя этот вывод кажется с первого взгляда парадоксальным, однако, он имеет прочное основание. Если, например, в этом плане вести речь о гражданина, то наиболее широкими и разнообразными является его административное право - и дееспособность: рождение, обучение, практическая работа, взаимоотношения с социальными, коммунальными, медицинскими, транспортными, правоохранительными и другими службами - на всех этих процессах обязательно сказывается соответствующий регулятивный влияние административного права.
Сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права, которыми регулируются соответствующие общественные отношения, которые не охвачены предметом административного права. Так возникает взаимодействие различных правовых отраслей.
Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционному (государственному) праву. Будучи ведущей отраслью, конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и взаимоотношений с субъектами других ветвей единой государственной власти; права и свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере государственного управления. Следовательно, нормы конституционного права является основой для выработки административно-правовых норм.
Административное право их уточняет и конкретизирует. При этом оно определяет правовой механизм реализации прав и свобод граждан, компетенцию различных звеньев системы исполнительной власти; административно-правовой статус конкретных участников управленческих отношений и административно-правовые средства их защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и т.д.
Административное право тесно соприкасается с гражданским правом, поскольку обе отрасли регулируют отношения имущественного характера. Однако нормы гражданского права регулируют те отношения, в которых стороны равноправны, а нормы административного права - отношения, которые строятся на подчинении одной стороны другой.
Определенные связи также с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Нормы трудового права определяют статус служащих как участников трудового процесса же Нормы административного права регулируют государственно-служебные отношения: условия поступления на государственную службу, порядок ее прохождения, правила пользования служебными документами, полномочия должностных лиц по организации трудового процесса.
Административное право тесно связано с финансовым правом. Собственно, финансовое право своим рождением обязан государственном, административном и частично гражданскому праву. Финансовое право регулирует отношения в сфере финансовой деятельности государства, в первую очередь, деятельности по аккумулирования и распределения средств, которые составляют национальный доход государства. Для регулирования отношений, которые здесь возникают, используется административно-правовой метод. Однако финансовое право признано самостоятельной отраслью, поскольку регулирование мобилизации, распределения и использования денежных средств в государственных интересах имеет большое значение и специфические особенности. Таким образом, когда речь идет о распределении финансов - это финансовое право; когда об организации работы финансовых органов - это административное право. Административное право регулирует управленческие отношения в области финансов, а финансовое - сами финансовые отношения как особый вид экономических отношений.
Наиболее сложно осуществить разграничение между административным и такими отраслями права, как земельный, природоохранное, сельскохозяйственное, таможенное, предпринимательское. Механизм их соотношение заключается в том, что значительная часть отношений, которые касаются предмета указанных отраслей, регулируется нормами административного права и присущими ему методами.
Пределы норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.



Назад