Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

3.1. Понятие субъектов административного права


В административном праве под субъектом понимают носителя (владельца) прав и обязанностей в сфере государственного управления, которые предусмотрены административно-правовыми нормами, способного предоставлены права реализовывать, а возложены обязанности выполнять.
Из данного определения следует, что "претендент" на статус субъекта административного права за своими особенностями потенциально способен быть носителем субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления, то есть должен иметь комплекс социальных предпосылок, позволяющих предоставить ему субъективные права и обязанности.
К таким особенностям (социальных предпосылок) относятся: а) внешняя обособленность, которая характеризуется наличием системообразующих признаков; б) персонификация в общественных отношениях управленческого типа, то есть выступление в виде единой лица - персоны; в) способность выражать и осуществлять или персонифицированную свободу в отношениях с государством, или государственную волю в процессе административно-правового регулирования общественных отношений. "Претендент", который имеет названные особенности, приобретает статус субъекта только в том случае, если государство, используя административно-правовые нормы, делает его носителем (владельцем) прав и обязанностей, которые реализуются последним в сфере государственного управления.
Таким образом, социальные особенности вызывают комплекс предпосылок, которые свидетельствуют о потенциальную возможность быть субъектом, а административно-правовые нормы, используя эти предпосылки, во-первых, превращают "претендента" на субъекта, во-вторых, определяют его место и роль в сфере государственного управления. К первым относятся нормы, общие для всех субъектов административного права (например, нормы о праве обращения в органы власти с предложениями), ко вторым - нормы, которые реализуются только данным субъектом (например, нормы, определяющие права налоговой милиции).
Потенциальная способность иметь права и обязанности в сфере государственного управления (административная правоспособность), реализовывать предоставленные права и обязанности в сфере государственного управления (административная дееспособность), наличие субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления формирует административно-правовой статус субъекта, являются составляющими административной правосубъектности. Краткие характеристики каждой из них такие.
Административная правоспособность - это способность субъекта иметь права и обязанности в сфере государственного управления. Правоспособность возникает с момента возникновения субъекта. Если речь идет о физическом лице, - то с момента рождения гражданина; если о юридическом - с момента государственной регистрации предприятия, учреждения, организации. Прекращается с момента исчезновения субъекта, то есть с момента ликвидации предприятия, учреждения, организации, а если речь идет о физическом лице, то с момента смерти.
Административная дееспособность - это способность субъекта самостоятельно, осмысленными действиями реализовывать предоставленные ему права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Составной дееспособности является административная деликтоспособность, то есть способность субъекта нести за нарушение административно-правовых норм юридическую ответственность.
Административное законодательство Украины до сих пор не предусматривает административной ответственности юридических лиц, хотя указание относительно ее возможности уже имеет место. Так, в ст. 25 Закона Украины "О семенах" от 15 декабря 1993 г. отмечается, что юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства по вопросам семеноводства, привлекаются к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, в соответствии с законодательством Украины.
Не признавая за юридическими лицами административной ответственности, законодатель устанавливает для них материальную и иную ответственность (например, наложение на объединение граждан таких взысканий, как предупреждение, временное приостановление деятельности, принудительный роспуск и т.д.), которая квалифицируется как "меры административного характера" (см.: Закон Украины "О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания" от 23 сентября 1997 г.). Такую ответственность целесообразнее было бы определить термином "ответственность в административном порядке".
Итак, административная деликтоспособность заключается в способности физических лиц нести административную ответственность, а юридических лиц - ответственность в административном порядке, в том числе материальную.
Субъективные права в сфере государственного управления - это предоставлена и гарантированная государством, а также закреплена в административно-правовых нормах мера возможного (разрешенного) поведения в правоотношениях, которая обеспечена корреспондирующим обязанностью другого субъекта правоотношений.
Таким образом, субъективные права в сфере государственного управления такие:
а) возможность определенного поведения;
б) возможность, предоставленная лицу, которое обладает административной правоспособностью и административной дееспособностью;
в) возможность, предоставленная с целью удовлетворения его интересов в сфере государственного управления и решения задач, стоящих перед ним;
г) поведение, которое реализуется в правоотношениях;
д) поведение в определенных рамках, границах. Нарушение этих границ (степени возможного поведения) является злоупотребления правом;
е) существуют только в связи с соответствующим юридическим обязательством со стороны другого субъекта правоотношений и без выполнения этой обязанности не могут быть реализованы;
ж) реализация прав гарантируется государственным принуждением по носителя корреспондирующего обязанности;
с) имеют юридическую природу, поскольку предоставляются административно-правовыми нормами и гарантируются государством.
Диалектической противоположностью субъективных прав в сфере государственного управления являются субъективные юридические обязанности. Они неразрывно связаны и не могут существовать друг без друга, поскольку право одного субъекта не может быть реализовано за выполнением долга вторым субъектом. Таким образом, в государственном управлении существования обязанностей вне правами и наоборот - прав вне обязанностями лишены любого смысла.
Субъективные административно-правовые обязанности - это возложена государством и закреплена в административно-правовых нормах мера должного поведения в правоотношениях, их реализация обеспечена возможностью государственного принуждения. Субъективные административно-правовые обязанности в сфере государственного управления такие:
а) необходима, надлежащее поведение;
б) могут полагаться только на праводієздатну личность;
в) полагаются в интересах других лиц;
г) существуют в правоотношениях;
д) не могут существовать вне связи с субъективными правами в сфере государственного управления;
е) реализация обеспечивается государственным принуждением;
ж) имеют свои пределы, меру;
с) имеют юридическую природу, поскольку закрепленные административно-правовыми нормами и обеспечиваются применением государственного принуждения.
В сфере государственного управления субъективные права и обязанности имеют как общие признаки, так и признаки, позволяющие их разграничивать.
Объединяет их общая административно-правовая природа, существование в административных правоотношениях, наличие границ в поведении (и то, и другое является мерой), принадлежность лицам, которые имеют административную правоспособность и административная дееспособность, наличие государственных гарантий.
Отличия заключаются в том, что: а) права реализуются в интересах их владельца, а обязанности в интересах других лиц; б) права - это мера возможного поведения, а обязанности - мера должного поведения.
Необходимо разграничить понятия "субъект административного права" и "субъект административных правоотношений". Субъект административного права имеет потенциальную способность вступать в административные правоотношения. В конкретном случае он может и не быть участником правоотношений. Если гражданин не оказывает административных правонарушений, то он не является субъектом административно-деликтных отношений. Гражданин Украины, что находится за ее пределами, может теоретически ни в каких административно-правовых отношениях не участвовать, то есть не быть их субъектом, однако, субъектом административного права он есть, поскольку его как гражданина административно-правовые нормы наделили комплексом прав и обязанностей.
Субъект административных правоотношений - это фактический участник правовых связей в сфере управления, то есть он обязательно в них участвует.
Важно отметить, что субъект административного права характеризуется внешней уединенностью. Он выступает в виде единой лица, способен согласно своих прав и обязанностей производить, выражать и осуществлять определенную свободу как участник конкретных управленческих отношений. Так, орган государственного управления состоит из многих физических лиц и, как правило, имеет структурные части, но в административно-правовой сфере, выступает исключительно как единственное лицо.
Административное право наделяет правосубъектностью большой круг участников социальных связей, о чем свидетельствует большое количество управленческих отношений в обществе, а система субъектов административного права сложнее, чем системы субъектов любой другой отрасли права.
Субъектами административного права являются и органы государственной исполнительной власти, а также внутренние части их аппарата, и органы общественных организаций, деятельность которых регулируется правом, и администрация предприятий, учреждений, организаций и исполнительной-распорядительные структуры органов местного самоуправления. Субъектами административного права надо признать и структурные части предприятий, учреждений, организаций, такие, как, например, факультет, цех, отделение в больнице и т.д. Субъектами административного права являются граждане, лица без гражданства, иностранные граждане. Причем, правовое положение субъектов одного уровня неодинаковое. Если проанализировать административная правосубъектность граждан, то окажется, что она имеет разницу в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья (не все могут призываться на военную службу, поступать в учебные заведения и т.д.). Среди иностранных граждан особым административно-правовым статусом наделяются беженцы согласно Закону "О беженцах" от 24 декабря 1993 г.
Субъектами административного права являются также суды и органы прокуратуры. На них, как и на все другие организации, возлагается обязанность соблюдать пожарных, санитарных и других общеобязательных норм и правил (расход электрической энергии, оплата аренды).
Таким образом, для административного права характерно наличие большого количества субъектов с различными полномочиями, структурой и правовыми свойствами. Этим обусловлено и существование нескольких вариантов их классификации. Субъектов административного права можно разделить в зависимости от принадлежности к государственным структурам (государственные организации и их представители и негосударственные организации и их представители); на субъектов коллективных и индивидуальных; физических и юридических лиц и т.д.
Вместе с тем, административно-правовая теория ныне имеет такие юридические конструкции в данной сфере, которые дают возможность осуществить классификацию субъектов административного права с учетом интересов как науки и практики, так и учебного процесса в юридических вузах. Учитывая значимость и роль в системе управленческих связей, а также место в государственно-правовой иерархической структуре, основных носителей субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления вообще и исполнительной власти, в частности, следует отнести: 1) Президента Украины; 2) органы государственной исполнительной власти; 3) государственных служащих, как субъектов, в деятельности которых об'єктивізуються полномочия государственных органов управления; 4) граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства; 5) органы местного самоуправления; 6) объединения граждан; 7) субъектов предпринимательской деятельности.



Назад