Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Принципы, виды и методы анализа и оценивания учебных достижений студентов


Анализ оценивания учебной деятельности студентов должно осуществляться с соблюдением определенных педагогических требований. Отдельные дидакти (A.M. Алексюк и др.) называют их принципами. Выделим следующие принципы (рис. 22).

 22

Рис. 22. Принципы оценивания учебных достижений студентов 

 

Сущность указанных принципов заключается:

- в плановости: анализ и оценка должны осуществляться не стихийно, а с соблюдением определенного плана;

- систематичности и системности: анализ и оценка должны соответствовать структурным компонентам содержания изучаемого материала и быть постоянными;

- объективности: анализ и оценка должны быть научно обоснованными и базироваться на принципах гуманизма и демократизма;

- открытости и прозрачности: студенты должны знать свои оценки и оценки сокурсников, что давало бы возможность сравнивать успехи, стимулировало бы к повышению активности;

- экономичности: методы, приемы, содержание заданий должны быть соотносимо с имеющимся бюджетом времени студентов, а методы - еще и доступными и понятными;

- тематичности: проверка качества знаний студентов из отдельных тем, разделов проводится по темам (блоками, модулями);

- учет индивидуальных возможностей студентов: необходимо проверять знания, умения, навыки каждого студента; в процессе подготовки дидактических заданий для проверки надо учитывать уровень обученности студентов и их интеллектуальные возможности;

- единства требований: учет общегосударственных стандартов содержания образования в соответствии с квалификационными характеристиками специальностей.

В зависимости от дидактической цели используют различные виды контроля за обучением: диагностический, предупредительно-предупреждающий, текущий, повторный, периодический, тематический, итоговый (рис. 23).

 23

Рис. 23. Виды оценивания (контроля) учебных достижений стустудентов 

Диагностический (предварительный контроль) должен быть направлен на определение уровня образовательной компетентности студентов с определенной проблематики. Накануне изучения темы, усвоение которой должна основываться на ранее изученном материале, преподаватель выясняет уровень понимания опорных знаний, актуализирует их.

Текущий контроль предусматривает проверку качества усвоения знаний в процессе изучения конкретных тем.

Повторный контроль направлен на создание условий для формирования умений и навыков. При этом надо исходить из позиции, которую определил К. Д. Ушинский: хорошие дидакти то и делают, что без конца повторяют и только каждый раз добавляют нечто новое. Повторная проверка наилучшим образом способствует переводу знаний по краткосрочной к долговременной памяти.

Тематический контроль связан с проверкой уровня знаний, умений и навыков в объеме раздела или темы конкретной учебной дисциплины.

Периодический контроль предусматривает целью установить, каким объемом знаний студенты владеют из тех или иных проблем в отношении требований программы.

Итоговый контроль имеет своей задачей выяснить уровень усвоения студентами учебного материала в конце семестра или после завершения изучения дисциплины. Он проводится, как правило, в форме зачетов, экзаменов.

В истории развития высшей школы выделились следующие основные методы анализа и оценивания знаний, умений и навыков: устная, письменная, графическая, практическая, тестовая проверка. Несколько условно к методам проверки можно отнести наблюдения.

Устная проверка занимает значительное место в высших учебных заведениях. Техника устной проверки заключается в том, что педагог ставит перед студентами вопрос, они должны дать на них ответы, используя слово. Этот метод способствует развитию у студентов умение мыслить, грамотно излагать мысли в логической последовательности, развивать культуру устной речи. Использование этого метода требует от преподавателя значительных усилий и мастерства: умение грамотно и логично целесообразно формулировать вопрос, побудить студентов к активному мышлению, внимательно слушать ответы, объективно оценивать их, учитывать индивидуальные особенности. Однако этот метод не лишен недостатков: он приводит к неэффективному использованию учебного времени на занятиях.

Письменная проверка по сравнению с устным более эффективна, поскольку в течение определенного времени можно одновременно проверить уровень владения знаний, умений и навыков всех студентов академической группы. Это способствует повышению качества самостоятельной познавательной деятельности студентов, формированию культуры письменной речи, эффективности использования учебного времени. Преподаватель должен готовить с каждой темы многовариантные задачи, чтобы обеспечить самостоятельность труда студентов. Продолжительность таких работ может быть разной (15-30 минут). Все работы преподаватель должен тщательно проверять и объективно оценивать.

Графическая проверка направлена на выявление умений и навыков студентов в процессе выполнения ими различных видов графических работ: построение таблиц, схем, графиков, диаграмм и др. Такая работа способствует развитию у студентов пространственного мышления, овладению методами систематизации, обобщения, моделирование опорных схем и т.д.

Практическая проверка тесно связана с привлечением студентов к конкретной практической деятельности, в ходе которой проверяются умения применять знания на практике, формировать умения и навыки. Логически такая проверка вытекает из сущности процесса познания, в котором практика играет побудительную и контролирующую роль. Осуществляя практическую проверку, нужно тщательно подходить к подготовке заданий, которые бы побуждали студентов к применению знаний на практике. Важно, чтобы эти задачи имели четкую профессиональную направленность. Ведь в конечном итоге уровень профессиональной подготовки будущих специалистов определяется не только теоретическими знаниями, а прежде всего умением и готовностью применять их в конкретной практической деятельности. Определяя задачи для практической проверки, надо заботиться об обеспечении условий для самостоятельной деятельности студентов. Так называемая коллективная деятельность студентов над решением практических задач (один студент выполняет задание на доске, а другие занимаются переписыванием готовых результатов) не дает желаемых результатов.

Тестовая проверка все больше получает распространение. Сущность этого метода заключается в том, что студентам в определенном дидактичному блоке определяют конкретные задачи (вопросы), на которые поданы альтернативные ответы. Студент должен выбрать правильный ответ. Если идти таким путем рекомендаций, то это может приводить к простого угадывания ответа. Важно моделировать задачи таким образом, чтобы студент аргументировал свой выбор ответа, анализировал, почему другие ответы он считает ошибочными или неполными. Тестовая проверка может осуществляться машинным и безмашинним способом.

Приведем пример задания для тестовой проверки знаний студентов по педагогике. Вопрос: есть Ли способности человека врожденными? Из приведенных ответов выберите правильную, доведите ошибочность других.

Ответа:

1. Безусловно. Люди рождаются с разными способностями. Генетическим кодом зафиксировано развитие способностей каждого человека.

2.Здібності являются врожденными. Они полностью зависят от индивидуальных психических особенностей родителей.

3.Здібності человека не являются врожденными. Способности - это психические явления, которые образуются в процессе пожизненного формирования. Характер и качество способностей целиком зависят от условий жизни человека.

4.Здібності - это психические качества человека. Рождается человек без психических качеств. У нее в процессе жизнедеятельности является лишь возможность развивать те или иные способности. Это зависит от природных задатков и условий жизни.

Преподаватель высшей школы должен обладать полным спектром разнообразных методов анализа и оценки учебной деятельности студентов, творчески подходить к их использования в зависимости от дидактической цели, содержания учебного материала, уровня обученности студентов и их интеллектуального развития.

Стоит отметить, что в практике деятельности педагогов высшей школы широко используется термин "контроль за учебной деятельностью". Мы усматриваем в этом рудименты авторитарной педагогики эпохи тоталитаризма, когда все и все контролировали, проверяли, наказывали и т. д. С развитием демократического общества, построенного на принципах гуманизма, целесообразно отказаться от термина "контроль" как эхо авторитарности.

Вопрос оценивания результатов учебной деятельности студентов было и остается довольно сложным. Определенную помощь в ее решении может предоставить осознание взаимосвязанных понятий "критерии оценки" и "нормы оценки".

Критерии оценки - это те параметры, в соответствии с которыми педагог оценивает учебную деятельность.

Нормы оценки - это показатели, на которые опирается преподаватель при выставлении оценки.

Под оценкой успеваемости студентов понимают систему показателей, которые отражают их объективные знания и умения, то есть оценку можно рассматривать как определение степени усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми программами.

Оценка включает в себя балл, то есть цифровую или другую символическую форму выражения и фиксации оценивания успеваемости, оценочные суждения - краткую характеристику результатов учения, их положительных моментов и недостатков, эмоциональное отношение.

Балльная система оценивания имеет богатую историю. Уже в Киево-Могилянской академии была определенным образом отработана система оценивания учебной деятельности и способностей студентов. Оценки тогда были такими: "весьма прилежен", "весьма понятен и надежный", "добронадежный", "хорош", "зело доброго ученія", "очень добр", "добр, рачителен", "весьма средствен", "нижесред-ствен", "ниже средствен, плох", "преизрядного успеха", "весьма умеренного успеха", "малого успеха", "понятен, но неприлежен", "понятен, но ленив", "прилежен, но тупого понятия", "понятен, но весьма нерадив", "не худо успевает", "не худ", "не совсем худ", "малого успеха", "непонятен", "не совсем туп", "туп и непонятен", "топ", "очень туп".

Позже в школах дореволюционной России имели место различные подходы к оценке учебной деятельности учащихся. Так, например, согласно уставу министерства образования 1804 г. вводилась система оценивания успехов учеников шариками. По каждой дисциплине директор определял определенное число шариков для выяснения уровня знаний учащихся. Самый высокий уровень успеваемости определялся 90 шариками. По уставу 1818 г. уровень знаний уже оценивался по четырехбалльной цифровой системой ("4", "С", "2", "1").

В конце XIX - начале XX в. в дипломах и аттестатах оценки обозначались словами "отлично", "хорошо весьма", "хорошо", "хорошо", "посредственно", "слабо". Распространялась также пятибалльная, семибальна шкала оценок. Например, семибальна: 7 - "отлично", 6 - "весьма хорошо", 5 - "очень хорошо", 4 - "хорошо", 3 - "достаточно хорошо", 2 - "посредственно", 1 - "слабо".

В советской школе продолжались поиски критериев и форм оценивания знаний, умений и навыков учащихся. В 1918 г. постановлением Наркома образования была отменена бальная система оценивания знаний учащихся. Ответы оценивались словами "удовлетворительно" и "неудовлетворительно". Перевод учащихся из класса в класс происходило на основе успехов учеников и отзывов педагогического совета. В 1935 г. вернулись к пятибальной словесной оценки знаний учеников: "отлично", "хорошо", "посредственно", "плохо", "очень плохо". Вначале 1944/45 учебном году словесная система была заменена цифровой("5", "4", "С", "2", "1"). В1993 г. диапазон оценивания успешности сузили до чотирибального("5", "4", "С", "2").

Критерием оценки умений и навыков точно выбрана величина, которая является определителем качества учебной деятельности. Выбранные критерии должны соответствовать целям и задачам обучения. С сентября 2000 г. в школах Украины введен 12-балльную шкалу оценивания учебных достижений в системе общего среднего образования Украины. В методическом письме Министерства образования и науки Украины таким образом обосновано введение 12-балльной шкалы оценивания учебных достижений учащихся: "Динамика изменений, происходящих в современном мире, требует изменений в подходах к оцениванию учебных достижений учащихся. Определение уровня учебного прогресса учащихся является особенно важным ввиду того, что учебная деятельность в конечном итоге должна не просто дать человеку сумму знаний, умений или навыков, а сформировать уровень компетенции.

Понятие компетенции не сводится ни к знаниям, ни к навыков, а относится к сфере умений. Собственно, умение - это компетенция в действии. Итак, под компетенцией понимается общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, наклонах, приобретенных благодаря обучению<...>.

С целью обеспечения эффективных определителей качества учебных достижений и объективного их оценивания в основной и старшей школе вводится 12-балльная шкала оценивания, построенная по принципу суммирования приобретенных знаний, умений и навыков с учетом роста уровня личных достижений ученика".

В этом же документе определены критерии 12-балльной системы оценивания (табл. 17).

Таблица 17

 

Уровне компетенции

Баллы

Критерии

1

2

3

І.Початковий

1

Ученик владеет учебным материалом на уровне элементарного распознавания и воспроизведения отдельных фактов, элементов, объектов, обозначаемых учеником отдельными словами или предложениями

 

2

Ученик владеет материалом на элементарном уровне усвоения, преподает его отрывистыми предложениями, обнаруживает способность изложить мнение на элементарном уровне

 

3

Ученик владеет материалом на уровне отдельных фрагментов, составляют незначительную часть учебного материала

II. Средний

4

Ученик владеет материалом на начальном уровне, значительную часть материала воспроизводит на репродуктивном уровне

 

5

Ученик владеет материалом на уровне выше начальный, способный с помощью учителя логично воспроизвести значительную его часть

 

6

Ученик может воспроизвести значительную часть теоретического материала, обнаруживает знание и понимание основных положений, с помощью учителя может анализировать учебный материал, сравнивать и делать выводы, исправлять допущенные ошибки

III. Достаточный

7

Ученик способен применять изученный материал на уровне стандартных ситуаций, частично контролировать собственные учебные действия, приводить отдельные собственные примеры в подтверждение определенных утверждений

 

8

Ученик умеет сравнивать, обобщать, систематизировать информацию под руководством учителя, в целом самостоятельно применять ее на практике, контролировать собственную деятельность, исправлять ошибки и подбирать аргументы в подтверждение определенных мыслей под руководством учителя

 

9

Ученик свободно (самостоятельно) владеет изученным объему материала и применяет его на практике; свободно решает задачи в стандартных ситуациях, самостоятельно исправляет допущенные ошибки, подбирает убедительные аргументы в подтверждение изученного материала

IV. Высокий

10

Ученик обнаруживает начальные творческие способности, самостоятельно определяет отдельные цели собственной учебной деятельности, оценивает отдельные новые факты, явления, идеи; находит источники информации и самостоятельно использует их согласно целей, поставленных учителем

 

11

Ученик свободно выражает мысли и чувства, определяет программу личной познавательной деятельности, самостоятельно оценивает различные жизненные явления и факты, проявляя личную позицию относительно них; без помощи учителя находит источники информации и использует полученные знания и умения в нестандартных ситуациях

 

12

Ученик проявляет особые творческие способности, самостоятельно развивает собственные таланты и наклонности, умеет самостоятельно добывать знания

Мы более подробно останавливаемся на 12-балльной системе оценивания, поскольку проблематичным остается вопрос о поисках новой системы оценивания знаний студентов.

В истории развития школы в разных странах, да и в бывшем Советском Союзе, имели место различные подходы к оцениванию знаний, умений и навыков студентов. В настоящее время в Украине действует традиционная словесная четырехбалльная система: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

Можно ли определить общие требования к оценке знаний, умений и навыков студентов? В определенной степени можно. Они необходимы для определения критериев оценивания учебной деятельности студентов. Конкретно можно указать на следующие требования:

1.Глибина понимание знаний, их полнота.

2.Уміння студента самостоятельно мыслить.

3.понимание важности полученных знаний для установки уровня сформированности научного мировоззрения.

4.Готовність студента до применения приобретенных знаний на практике.

5.Рівень сформированности умений и навыков.

6.Рівень сформированности культуры систематизации научных знаний.

7.Рівень интеллектуального развития.

8.Готовність студента осуществлять трансляцию приобретенных знаний.



Назад