Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

3.3. Органы исполнительной власти


Органы исполнительной власти занимают особое место в системе субъектов административного права. Во-первых, они являются основными (после Президента Украины) функционально-отраслевыми носителями исполнительной власти в государстве и статус органа исполнительной власти закрепляется за ними в нормативном порядке; во-вторых, является важнейшей составляющей органов государственного управления и государственного аппарата в целом (как известно, государственный аппарат, кроме органов государственного управления, объединяет управленческие структуры законодательной власти, органы правосудия, прокуратуры и другие государственные органы); в-третьих, они объединены единым руководством и подчинением, в результате чего действуют согласованно и целенаправленно; в-четвертых, каждый из органов данной системы наделен государством специфической компетенцией в сфере государственного управления и реализации государственной исполнительной власти; в-пятых, система органов исполнительной власти оказывает регулирующее воздействие на все сферы государственной и общественной жизни; в-шестых, в рамках своей компетенции органы исполнительной власти самостоятельны в организационном и функциональном аспектах; по-седьмое, осуществляется специфический вид государственной деятельности, которая по своему юридическому содержанию является исполнительной-предписывающей.
Исходя из вышесказанного можно сформулировать определение органа государственной исполнительной власти. Им будет носитель государственной исполнительной власти, реализующего свою компетенцию в закрепленной сфере государственного управления, и имеет юридический (нормативное) зафиксирован статус органа государственной исполнительной власти.
Органы исполнительной власти имеют достаточное количество признаков, позволяющих выделить их из всей системы органов государственного управления. Анализ совокупности органов государственного управления свидетельствует, что одна их часть определена как органы исполнительной власти и данный статус закреплен за ними в нормативном порядке, вторая - такого статуса не имеет. Более того, определить четкие критерии, по которым законодатель одни органы государственного управления наделяет статусом органа исполнительной власти, а другие не наделяет, довольно сложно.
К органов исполнительной власти отнесено определенные структурные части отдельных министерств. Например, Государственная администрация железнодорожного транспорта "Укрзализныця", которая является составной Министерства транспорта, Государственный департамент тракторного и сельскохозяйственного машиностроения "Украгромаш", подведомственный Министерству промышленной политики. К ним относятся министерства, комитеты (Комитет по делам ветеранов войны и военных конфликтов в иностранных государствах), инспекции различного иерархического уровня (Инспекция заготовок и качества сельскохозяйственной продукции Севастопольской городской государственной администрации), агентства (Национальное космическое агентство Украины), милиция. Последнюю вообще сложно представить как обособленную организационную структуру.
В то же время, некоторые органы государственного управления, осуществляющие исполнительной-распорядительную деятельность в общегосударственном масштабе, в органы исполнительной власти не отнесены. Анализ их функций свидетельствует, что и те и другие осуществляют государственное управление, и тех, и других полномочиями в этой сфере наделила государство, и тем и другим присущи такие общие черты, как юридическое властный характер деятельности, ее підзаконність, организующее направленность, целеустремленность, виконавчість относительно органов законодательной власти, активность, непрерывность и т.д.
Так, согласно Закону Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" от 30 октября 1996 p. управления в данной сфере осуществляет Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, которая статуса органа исполнительной власти не имеет. Согласно Положению о Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (утверждено Указом Президента Украины от 14 февраля 1997 г.) она в данной сфере: обеспечивает реализацию единой государственной политики; координирует деятельность государственных органов; принимает меры по предупреждению и пресечению правонарушений; устанавливает стандарты и порядок регистрации ценных бумаг; выдает разрешения на их обращение; устанавливает необходимые ограничения; осуществляет комплекс контрольных функций; осуществляет государственную регистрацию фондовых бирж; принимает в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения центральными и местными органами исполнительной власти. Финансирование Комиссии, ее аппарата и учреждений, включая территориальные органы, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.
Отсюда следует, что к существенных признаков органа государственной исполнительной власти надо отнести закрепление за ним этого статуса государством в нормативном порядке.
Итак, можно сформулировать определение органа государственной исполнительной власти. Им будет носитель государственной исполнительной власти, реализующего свою компетенцию в закрепленной сфере государственного управления и имеет юридический (нормативное) зафиксирован статус органа государственной исполнительной власти.
Органы государственной исполнительной власти классифицируются по следующим критериям:
• по масштабу деятельности;
• за порядком образования;
• по объему компетенции;
• по месту в государственно-управленческой иерархии.
По масштабу деятельности органы исполнительной власти делятся на: а) выше; б) центральные; в) местные; г) специальные.
К высших относятся органы, исполнительной-розпорядча деятельность которых распространяется на всю территорию Украины. Таким органом является Правительство - Кабинет Министров.
Статья 113 Конституции Украины фиксирует, что Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Он ответственен перед Президентом Украины и подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в пределах, предусмотренных в статьях 85, 87 Конституции. Кабинет Министров слагает свои полномочия перед новоизбранным Президентом Украины.
В его состав входят Премьер-министр Украины, первый вице-премьер-министр, три вице-премьер-министры, министры.
Премьер-министр Украины назначается Президентом с согласия более половины от конституционного состава Верховной Рады, а персональный состав Кабинета Министров назначается Президентом Украины по представлению Премьер-министра.
Работой Кабинета Министров руководит Премьер-министр. Он направляет ее на выполнение Программы деятельности Кабинета Министров Украины, которое одобряется Верховной Радой Украины, согласно п. 11 ст. 85 Конституции. Премьер-министр Украины входит с представлением к Президенту о создании, реорганизации и ликвидации министерств, других центральных органов исполнительной власти, в пределах средств, предусмотренных Государственным бюджетом на содержание этих органов.
Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции:
1) обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины;
2) принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина;
3) обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;
4) разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины;
5) обеспечивает равные условия развития всех форм собственности; осуществляет управление объектами государственной собственности в соответствии с законом;
6) разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает исполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, представляет Верховной Раде Украины отчет о его исполнении;
7) осуществляет меры по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью;
8) организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности, таможенного дела;
9) направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти;
10) выполняет иные функции, определенные Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины;
11) издает постановления и распоряжения, которые являются обязательными к выполнению. Акты Кабинета Министров подписывает Премьер-министр.
Премьер-министр Украины, другие члены Кабинета Министров Украины имеют право заявить Президенту Украины о своей отставке. Отставка Премьер-министра Украины влечет за собой отставку всего состава Кабинета Министров Украины. Такие же последствия принятия Верховной Радой резолюции недоверия Кабинету Министров.
Кабинет Министров Украины, отставка которого принята Президентом Украины, по его поручению продолжает выполнять свои полномочия до начала работы новосфор-мованого Кабинета Министров Украины, но не более шестидесяти дней. Премьер-министр Украины обязан подать Президенту Украины заявление об отставке Кабинета Министров Украины по решению Президента Украины или в связи с принятием Верховной Радой Украины резолюции недоверия.
Структурными подразделениями аппарата Кабинета Министров Украины являются: Служба Премьер-министра Украины; Службы вице-премьер-министров Украины; Служба Министра Кабинета Министров Украины; Пресс-служба Кабинета Министров Украины; Управления кадрового обеспечения; Управление делопроизводства; Юридическое управление; Управление по вопросам местных государственных администраций и органов местного самоуправления; Управление взаимодействия с комитетами Верховной Рады Украины и общественными политическими организациями; Управление структурных изменений в сфере материального производства; Управление по вопросам социальной политики;
Управление по вопросам науки и гуманитарного развития;
Управление по вопросам международного сотрудничества и внешних экономических связей; Управление по вопросам оборонно-мобилизационной работы и правоохранительных органов;
Отдел по вопросам государственной политики в топливно-энер-гетиному комплексе; Управление развития межгосударственных отношений с Российской Федерацией, странами СНГ и уставными органами Содружества; Отдел по вопросам развития национальной экономики; Отдел по вопросам собственности, предпринимательства и конкурентной политики; Отдел по вопросам государственных финансов и развития финансовых рынков; Отдел по вопросам техногенной, экологической, ядерной безопасности и природопользования; Отдел информационных систем; Хозяйственное управление.
В центральных органов исполнительной власти (этот термин применяется Конституцией, см. например, ст. 114) относятся те, что управляют соответствующими отраслями, или осуществляющих функциональное (межотраслевое) управления. Это министерства (например. Министерство агропромышленного комплекса Украины); комитеты (например, Государственный комитет связи и информации Украины); ведомства (например, Служба безопасности Украины, Национальное космическое агентство Украины, Государственная таможенная служба Украины, Государственная налоговая администрация Украины).
Центральные органы исполнительной власти в своей деятельности руководствуются Конституцией и законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, Общим положением о министерстве, другой центральный орган государственной исполнительной власти (утвержден Указом Президента Украины от 12 марта 1996 г.), а также положениями о конкретный орган.
Работа центральных органов исполнительной власти направляется и координируется Кабинетом Министров Украины (п. 9 ст. 116 Конституции Украины).
Центральный орган исполнительной власти обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства и в установленном порядке вносит 'их на рассмотрение Президенту Украины, Кабинету Министров Украины. В пределах своих полномочий министерство организует выполнение актов законодательства, осуществляет систематический контроль за их реализацией.
Центральный орган исполнительной власти, в пределах предоставленной государством компетенции выполняет следующие функции:
• принимает участие в формировании и реализации государственной политики как в целом, так и по соответствующим направлениям, разрабатывает механизм ее реализации;
• прогнозирует развитие экономики в производственной, научно-технической, минерально-сырьевой, топливно-энергетической, трудовой, демографической, социальной, финансовой и других сферах;
• участвует в разработке проектов Государственной программы экономического и социального развития Украины, Государственного бюджета Украины;
• готовит предложения и участвует в формировании и реализации политики в сфере выполнения работ и поставок продукции для государственных нужд;
• разрабатывает перспективные целевые программы, разрабатывает комплекс мер, направленных на углубление экономической реформы;
• реализует государственную стратегию развития соответствующей отрасли (группы смежных отраслей);
• вносит в установленном порядке предложения об изменении условий налогообложения, получения льготных кредитов, определения особенностей приватизации, демонополизации предприятий в отдельных отраслях;
• готовит предложения о совершенствовании механизма регулирования развития экономики, ее структурной перестройки, обеспечения рыночной сбалансированности, социальной защиты населения, экологической безопасности;
• принимает участие в формировании и реализации инвестиционной политики исходя из приоритетных направлений структурной перестройки экономики;
• разрабатывает соответствующие финансово-экономические и другие нормативы, механизм 'их внедрения, утверждает отраслевые стандарты;
• принимает меры, направленные на совершенствование внешнеэкономической деятельности, защита интересов украинских товаропроизводителей на внешнем рынке и развитие внутреннего рынка;
• выдает в предусмотренных законодательством случаях специальные разрешения (лицензии) на проведение отдельных видов предпринимательской деятельности;
• выступает государственным заказчиком научных исследований комплексного характера;
• принимает участие в подготовке международных договоров Украины, заключает международные договоры межведомственного характера;
• осуществляет в пределах полномочий, определенных законодательством, функции управления имуществом предприятий, которые принадлежат к сфере управления министерства;
• составляет макроэкономические и межотраслевые балансы;
• разрабатывает предложения об определении приоритетных направлений развития экономики;
• принимает участие в формировании и реализации антимонополь-ной политики как в целом, так и по соответствующим направлениям (демонополизация экономики, развитие конкуренции, антимонопольное регулирование, применение антимонопольного законодательства);
• обеспечивает выполнение задач мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности государства в рамках определенных законодательством полномочий;
• обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию государственной политики по отношению к государственной тайне, контроль за ее сохранением в центральном аппарате министерства, на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые принадлежат к сфере его управления;
• осуществляет другие функции, вытекающие из возложенных на него задач.
Центральный орган исполнительной власти, в пределах предоставленной государством компетенцию, имеет право:
• привлекать специалистов центральных и местных органов государственной исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций (по согласованию с руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции;
• представлять правительство Украины по его поручению в международных организациях и во время заключения международных договоров Украины;
• получать в установленном законодательством порядке от министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, представительных органов информацию, документы и материалы, а от Государственного комитета статистики Украины - статистические данные, для выполнения возложенных на него задач (безвозмездно);
• созывать в установленном порядке совещания по вопросам, относящимся к его компетенции;
• привлечь к дисциплинарной ответственности руководителей территориальных органов министерств, предприятий, учреждений и организаций, которые принадлежат к сфере его управления;
• самостоятельно или с участием работодателей предприятий негосударственной формы собственности проводить переговоры и заключать отраслевые соглашения с представителями наемных работников.
Центральный орган исполнительной власти в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их выполнение. В случаях, предусмотренных законодательством, его решения являются обязательными для выполнения другими центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления, представительными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и гражданами.
В случае необходимости он может издавать совместные акты вместе с другими центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления и представительными органами.
Центральный орган государственной исполнительной власти возглавляет руководитель (министр, председатель, директор), которого назначает Президент Украины. Он имеет заместителей, которые назначаются в соответствии с законодательством. Распределение обязанностей между заместителями проводит руководитель.
Руководитель осуществляет руководство порученными ему сферами деятельности и несет ответственность перед Президентом Украины и правительством Украины за состояние дел в этих сферах, определяет степень ответственности заместителей и руководителей подразделений центрального органа исполнительной власти.
Для согласованного решения вопросов, относящихся к компетенции центрального органа исполнительной власти, обсуждения важнейших направлений его деятельности и развития отрасли в нем образуется коллегия в составе руководителя, заместителей руководителя по должности, а также других руководящих работников. Членов коллегии утверждает Кабинет Министров Украины. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами по центральному органу исполнительной власти.
Для рассмотрения научных рекомендаций и других предложений относительно главных направлений развития науки и техники, обсуждения важнейших программ и других вопросов центральный орган исполнительной власти может образовывать научно-технический (научный) совет из ученых и высококвалифицированных специалистов. Состав такого совета и положение о нем утверждает руководитель.
В центральном органе исполнительной власти с учетом специфики его деятельности могут образовываться и другие совещательные и консультативные структуры. Состав этих структур и положения о них утверждает руководитель.
Предельную численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата органа исполнительной власти утверждает Кабинет Министров Украины. Структуру центрального аппарата утверждает вице-премьер-министр Украины. Штатное расписание центрального аппарата и положения о его структурных подразделения утверждает руководитель.
Центральный орган исполнительной власти является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием.
Важное значение для совершенствования административно-правового статуса центральных органов исполнительной власти имеет Указ Президента Украины от 13 марта 1999 г. "Об изменениях в системе центральных органов исполнительной власти Украины". Его принято с целью:
• совершенствование системы государственного управления;
• повышение эффективности функционирования органов исполнительной власти;
• усиление ведущей роли министров как главных субъектов разработки и реализации государственной политики в соответствующих отраслях и сферах деятельности;
• поэтапного внедрения административной реформы в Украине.
Этим Указом Президент Украины внес целый ряд изменений в системе центральных органов исполнительной власти, а также утвердил схему их организации и взаимодействия. Он содержит две классификации центральных органов исполнительной власти.
Согласно первой они делятся на три вида:
1. Центральные органы исполнительной власти, руководители которых входят в состав Кабинета Министров Украины.
Такими органами на сегодня является министерства. Именно они определены как главные субъекты разработки и реализации государственной политики в соответствующих отраслях и сферах Деятельности. Предусмотрено, что в Украине функционирует 18 министерств.
2. Государственные комитеты Украины.
Предусмотрено, что в Украине функционирует 20 таких органов. Все они имеют в своем названии слова "Государственный комитет". Один комитет в статусе "Государственный" (Государственный инвестиционно-клиринговый комитет) отнесены к третьему виду органов - других центральных органов исполнительной власти Украины.
3. Другие центральные органы исполнительной власти Украины.
Таких органов - 50. В их составе комитетов - 13; администраций - 6; агентств - 6; служб - 5; комиссий - 5; главных управлений - 5; департаментов - 4; фондов - 3; палат - 2; бюро - 1. Термин "Государственный" содержат в своем названии 19 органов, термин "Национальный" - 7.
Согласно второй классификации они делятся на два вида:
1. Центральные органы исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины непосредственно.
К данному виду органов отнесены: все министерства; 14 органов из группы "Государственные комитеты"; 18 органов из группы "Другие центральные органы исполнительной власти Украины".
2. Центральные органы исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через другие центральные органы исполнительной власти.
К таковым отнесены: б органов из группы "Государственные комитеты"; 32 органы из группы "Другие центральные органы исполнительной власти Украины". Функции "координаторов" возложено на 12 министерств и 1 государственный комитет по вопросам развития предпринимательства).
Местные органы государственной исполнительной власти - это прежде всего государственные администрации. Они образуются в соответствии со ст. 118 Конституции Украины, а их непосредственная деятельность регламентируется Законом Украины "О столице Украины - город-герой Киев" от 15 января 1999 г. и двумя положениями: Положением о областные, Киевскую И Севастопольскую городские государственные администрации и Положением о районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации (утверждены Указом Президента Украины от 21 августа 1995 г.).
Государственная администрация является составной частью единой системы органов государственной исполнительной власти. Она подчиняется Президенту Украины, а также Кабинета Министров Украины.
Областной, Киевской и Севастопольской городской государственной администрации подчиняются соответственно районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации.
Государственная администрация призвана защищать права и законные интересы граждан и государства, обеспечивать комплексное социально-экономическое развитие территории и реализацию государственной политики в определенных законодательством сферах управления. Она действует на принципах законности, гласности, сочетание общегосударственных и местных интересов, взаимодействия с соответствующими представительными органами и органами местного самоуправления.
Состав местных государственных администраций формируют их головы, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины. При осуществлении своих полномочий ответственны перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины, подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня.
Местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны советам в части полномочий, делегированных им соответствующими районными или областными советами, а также органам исполнительной власти высшего уровня.
Решение глав местных государственных администраций, которые противоречат Конституции и законам Украины, другим актам законодательства Украины могут быть в соответствии с законом отменены Президентом Украины или председателем местной государственной администрации высшего уровня.
Областной или районный совет может выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации, на основании чего Президент Украины принимает решение и дает обоснованный ответ. Если недоверие председателю районной или областной государственной администрации выразили две трети депутатов от состава соответствующего совета. Президент Украины принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации.
Местные государственные администрации на соответствующей территории обеспечивают:
1) исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти;
2) законность и правопорядок; соблюдение прав и свобод граждан;
3) выполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств - также программ их национально-культурного развития;
4) подготовку и выполнение соответствующих областных и районных бюджетов;
5) отчет об исполнении соответствующих бюджетов и программ;
6) взаимодействие с органами местного самоуправления;
7) реализацию других предоставленных государством, а также делегированных соответствующими советами полномочий.
К специальных органов государственной власти относятся органы, которые не отнесены законодательством ни в высших, ни в центральных, ни местных, однако наделены статусом органа исполнительной власти.
Сейчас милиция имеет статус "государственного вооруженного органа исполнительной власти" (ст. 1 Закона Украины "О милиции" от 20 декабря 1990 г.). Такой подход законодателя позволяет обоснованно рассматривать милицию как специальный орган в системе государственных органов исполнительной власти. С административно-правовой точки зрения милиция представляет собой системную совокупность специальных государственных подразделений, частей, учреждений, которые являются носителями исполнительной власти и реализуют свою компетенцию в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбе с преступностью. Она является важнейшей составляющей органов внутренних дел. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Украины и Министр внутренних дел осуществляет руководство всей милицией государства.
Правовой основой деятельности милиции есть Конституция Украины, Закон Украины "О милиции", нормативные акты Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Министерства внутренних дел Украины, других органов исполнительной власти.
Деятельность милиции строится на принципах законности, гласности, гуманизма, уважения к личности, социальной справедливости, взаимодействия с трудовыми коллективами, общественными организациями и населением. Она информирует органы власти и управления, населения, средства массовой Информации о своей деятельности, состояние общественного порядка и меры по его укреплению. По согласованию с милицией средства массовой информации могут аккредитовать своих журналистов при ее органах. Не подлежат разглашению сведения, которые представляют собой государственную или служебную тайну.
Задачи и обязанности, возложенные государством на милицию, выполняют различные аппараты общей (территориальной), транспортной и специальной милиции, которые организационно входят в состав центральных и местных органов внутренних дел или являются самостоятельными подразделениями. В подразделениях милиции не допускается деятельность партий, движений и других общественных объединений, преследующих политические цели. При исполнении служебных обязанностей сотрудники милиции независимы от влияния каких-либо политических общественных объединений. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица, трудовые коллективы, граждане обязаны оказывать содействие милиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Основными задачами милиции являются обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов; предупреждение правонарушений и их прекращения; охрана и обеспечение общественного порядка; выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших; обеспечение безопасности дорожного движения; защита собственности от преступных посягательств; исполнение уголовных наказаний и административных взысканий; участие в предоставлении социальной, правовой помощи гражданам, содействие в пределах своей компетенции государственным органам, предприятиям и организациям в выполнении возложенных на них законом обязанностей.
Милиция выполняет свои задачи беспристрастно, в точном соответствии с законом. Никакие исключительные обстоятельства или указания должностных лиц не могут быть основанием для каких-либо незаконных действий или бездействия милиции. Для обеспечения общественного порядка сотрудники милиции обязаны принимать меры независимо от своего подчинения.
Сотрудник милиции обязан уважать достоинство личности и проявлять к ней гуманное отношение, защищать права человека независимо от его социального происхождения, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, гражданства, возраста, языка и образования, отношения к религии, пола, политических и иных убеждений. Во взаимоотношениях с гражданами он должен проявлять высокую культуру и такт, не разглашать сведения, касающиеся личной жизни, унижают честь и достоинство, если выполнение обязанностей не требует иного.
Милиция временно, в пределах действующего законодательства, ограничивает права и свободы граждан, если без этого не могут быть выполнены возложенные на нее обязанности, и обязана дать им объяснения по этому поводу.
Правовое положение милиции, формы и методы практического осуществления задач по охране правопорядка обусловлены ее назначением: ее аппараты, службы и подразделения осуществляют меры по предупреждению и пресечению противоправных деяний, раскрытие преступлений, розыска и задержания преступников; ее сотрудники согласно закону могут применять специальные средства физического воздействия и огнестрельное оружие; дисциплина в милиции и прохождения службы установлены в соответствии с военной: лица рядового и начальствующего состава милиции принимают Присягу на верность государству, преданную и безупречную службу своему народа. Права и обязанности, организация работы и структура подразделений милиции определяются положениями, которые утверждаются Министром внутренних дел Украины (например, положение о Главном управлении охраны общественного порядка. Главное управление Государственной автомобильной инспекции МВД Украины).
В соответствии с поставленными перед милицией задач она выполняет разнообразные по своему характеру и содержанию обязанности, которые могут быть разделены на четыре основные группы: охрана общественного порядка, борьба с преступностью; охрана собственности и физических лиц; предупреждение правонарушений.
При охране общественного порядка милиция осуществляет широкий комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах; осуществляет административный надзор за исполнением должностными лицами и гражданами решений органов государственной власти и государственного управления по вопросам охраны общественного порядка, проявляет при этом правонарушителей и обеспечивает привлечения виновников к ответственности; в пределах своих полномочий способствует народным депутатам, представителям органов государственной власти в выполнении ими своих обязанностей. Вместе с другими государственными органами и общественными организациями милиция ведет борьбу против пьянства и алкоголизма, изымает из общественных мест лиц в нетрезвом состоянии, что распивают спиртные напитки в неустановленных для этого местах, контролирует соблюдение правил торговли спиртными напитками, оформляет, а также подает в суд материалы на лиц, больных алкоголизмом и наркоманией, для решения вопроса об их принудительное лечение; ведет борьбу с хулиганством и мелкой спекуляцией; проводит работу по предупреждению бродяжничества и детской беспризорности и борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.
Службы милиции внедряют в жизнь правила паспортной и разрешительной систем; обеспечивают безопасность дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на автомобильных дорогах; осуществляют надзор за техническим состоянием авто-мототранспорта; обеспечивают порядок в период чрезвычайных обстоятельств (при авариях и катастрофах, стихийных бедствиях, эпидемиях, епізоотіях), во время проведения различных массовых мероприятий и мероприятий гражданской обороны.
Милиция выполняет административную, профилактическую, оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную, исполнительную и охранную (на договорных началах) функции и состоит из подразделов: криминальной милиции и милиции общественной безопасности, транспортной милиции, государственной автомобильной инспекции; милиции охраны, специальной милиции.
К уголовной милиции принадлежат службы уголовного розыска, по борьбе с организованной преступностью, криминального поиска, борьбы с экономической преступностью, следственной работы и дознания.
Милицию общественной безопасности составляют службы охраны общественного порядка (патрульно-постовой службы милиции, приемники-распределители для задержанных за бродяжничество, медицинские вытрезвители, приемники-распределители для несовершеннолетних, охраны, содержания и конвоирования задержанных и взятых под стражу лиц, спецприй-мальники, подразделения милиции быстрого реагирования "Беркут"), паспортной, регистрационной и миграционной работы, разрешительной системы, участковых инспекторов милиции, обеспечения карантинных и ветеринарно-санитарных мероприятий при проведении борьбы с эпизоотией.
В транспортной милиции принадлежат соответствующие подразделения, которые обеспечивают охрану общественного порядка и борьбу с преступностью на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Государственная автомобильная инспекция представляет собой совокупность подразделений дорожно-патрульной службы дорожного надзора, реєстраційно-экзаменационной работы, технического надзора, розыска транспортных средств, пропаганды и агитации по безопасности движения.
Милиция охраны состоит из подразделений, которые обеспечивают на договорных началах охрану всех видов собственности, объектов имущества и грузов, физических лиц, средств (управления, отделы охраны при территориальных органах внутренних дел, которые имеют в своем составе отдельные дивизионы, роты, взводы, специальные подразделения милиции охраны "Титан").
К специальной милиции относятся подразделения внутренних дел на закрытых объектах (например, предприятия с особым режимом функционирования).
Для обеспечения общественного порядка на объектах и территориях, которые имеют особое народнохозяйственное значение или пострадали от стихийного бедствия, экологического загрязнения, катастрофы, Министерство внутренних дел Украины с разрешения Кабинета Министров Украины может создавать специальные подразделения милиции.
Законодательством Украины установлены общие для всех сотрудников милиции обязанности, в соответствии с которыми сотрудник милиции на территории Украины независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени в случае обращения к нему граждан или должностных лиц с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения таких обязан принять меры по предупреждению и пресечению правонарушений, спасению людей, оказанию помощи лицам, которые в ней нуждаются, установление и задержание лиц, совершивших правонарушения, охраны места происшествия, а также сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.
В вопросах обеспечения борьбы с преступностью и общественного порядка на работников милиции возложена обязанность выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, использовать с этой целью оперативно-розыскные и профилактические мероприятия; принимать, а также регистрировать заявления и сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, своевременно принимать по ним решения; разыскивать лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, пропали без вести, и других лиц; охранять, конвоировать и содержать задержанных и взятых под стражу лиц; обеспечивать общественный порядок во время проведения массовых мероприятий коммерческого характера, выполнение общеобязательных решений местных Советов народных депутатов, принятых ими в пределах своей компетенции по вопросам охраны общественного порядка и правил торговли в неустановленных для этого местах.
Выполняя административные функции, милиция обязана пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам о них; обеспечивать в пределах своей компетенции безопасности дорожного движения, соблюдения законов, правил, нормативов в этой сфере, осуществлять регистрацию, учет автомототранспортных средств, принимать экзамены на право управления транспортными средствами и выдавать соответствующие документы; предотвращать загрязнение воздуха, водоемов транспортными средствами и сельскохозяйственной техникой; давать разрешение на приобретение, хранение, ношение и перевозку оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, иных предметов и веществ, хранения и использования которых установлены специальные правила, а также на открытие объектов, где они используются, контролировать соблюдение указанных правил и функционирования указанных объектов; контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных законодательством правил паспортной системы, въезда, выезда, пребывания в Украине и транзитного проезда через ее территорию иностранных граждан и лиц без гражданства.
С целью обеспечения общественной безопасности милиция обязана сообщать в соответствующие государственные органы и общественные объединения о пожара, аварии, катастрофы, стихийные бедствия и другие чрезвычайные события, принимать неотложные меры по ликвидации их последствий, спасение людей и оказание им помощи, охране имущества, оставшегося без присмотра; участвовать в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий; в установленном порядке выявлять и сообщать учреждения здравоохранения лиц, составляющих группу риска СПИДОМ, и осуществлять по представлению учреждения здравоохранения, с санкции прокурора повод этих лиц, а также инфицированных вирусом иммунодефицита человека, больных венерическими заболеваниями и хронический алкоголизм и наркоманов, вводящих наркотические вещества путем инъекций, для обязательного обследования и лечения.
В сфере борьбы с преступностью милиция обеспечивает прием, регистрацию, учет и разрешении заявлений, сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, а также другой информации о событиях и фактах, касающихся борьбы с преступностью. Она проводит работу по предупреждению преступлений и принимает необходимые меры по их пресечению, а также оперативно-розыскные и другие предусмотренные законом меры с целью раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших; возбуждает уголовные дела, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления; осуществляет в пределах своей компетенции дознания по уголовным делам; охраняет и конвоирует задержанных и взятых под стражу, исполняет приговоры судов в отношении лиц, осужденных к лишению свободы условно с отсрочкой, а также в исправительных работ; в предусмотренных законом случаях осуществляет административный надзор за лицами, которые отбыли наказание.
В сфере охраны собственности милиция предупреждает, прекращает и раскрывает посягательства на собственность в промышленности, строительстве, торговле, на транспорте, в сфере экономики; выявляет и разоблачает лиц, которые занимаются спекуляцией, запрещенным промыслом. Особое внимание в этой работе уделяется борьбе с замаскированным хищением собственности, нарушением правил занятия предпринимательской деятельностью, незаконными валютными операциями, взяточничеством.
Охрану наиболее важных объектов различных форм собственности (государственной, коллективной, кооперативной, общественной и личной), а также физических лиц на договорных началах выполняют подразделения Государственной службы охраны при органах внутренних дел. Отдельные важные предприятия и сооружения (учреждения Национального банка Украины, государственные архивы, музеи, водохранилища с питьевой водой, гидроузлы и водозаборные станции, метрополитен) охраняются специальными подразделениями милиции на основе договоров, заключаемых с соответствующими ведомствами (юридическими лицами). Взаимодействуя с другими службами милиции, подразделения охраны выполняют обязанности по охране общественного порядка и борьбы с преступностью в местах охраны объектов. Все большее распространение в деятельности службы охраны приобретают пункты централизованной охраны, которые обеспечивают сохранность имущества или объектов от преступных посягательств с помощью технических средств.
Предупреждение правонарушений (профилактическая деятельность) - важное направление работы милиции, связанный с предупреждением преступлений и других правонарушений, выявлением причин и условий, способствующих их совершению. На этой основе осуществляются меры профилактического характера в отношении лиц, которые занимаются пьянством, склонны к наркомании, ведут антиобщественный образ жизни, в отношении беспризорных подростков и несовершеннолетних правонарушителей.
Милиция проводит среди населения правовую пропаганду, используя средства массовой информации (радио, телевидение, прессу, кино). Во многом успех профилактической работы милицейских служб зависит от связи с общественностью, взаимодействию с правоохранительными и другими государственными органами, глубокого анализа причин правонарушений, целенаправленной работы и правильного использования сил и средств. Значительная доля в общем объеме выполняемых милицией обязанностей принадлежит патрульно-постовой службе, наряды которой предупреждают и пресекают преступления и другие правонарушения, охраняют государственное имущество и личную собственность. Важную роль в охране общественного порядка, борьбе с преступностью играют специальные учреждения милиции (медицинские вытрезвители, специальные приемники для арестованных в административном порядке, приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество, изоляторы временного содержания задержанных и взятых под стражу лиц).
Большой объем работ выполняют участковые инспекторы милиции. Они непосредственно предупреждают правонарушения, ведут борьбу с преступностью, осуществляют надзор за соблюдением актов, которые регулируют общественный порядок, принимают меры по охране государственной и личной собственности, обеспечивают паспортный режим и выполнение правил разрешительной системы, осуществляют надзор за безопасностью дорожного движения. Это определяет первостепенную роль участковых инспекторов в практическом решении возложенных на милицию задач.
Реализуя профилактические функции, милиция обязана выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений, принимать в пределах своей компетенции мер по их устранению; принимать участие в правовом воспитании населения; проводить профилактическую работу среди лиц, склонных к совершению преступлений, осуществлять административный надзор за лицами относительно которых он установлен, а также контроль за осужденными к уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.
Для обеспечения исполнительной функции милиция обязана исполнять в пределах своей компетенции уголовные наказания и административные взыскания, а также принятые в установленном законом порядке решения прокурора, следователя, суда.
Обеспечивая уголовно-процессуальные функции, милиция обязана осуществлять досудебную подготовку материалов по протокольной форме, проводить дознания, а также следствие в пределах, определенных уголовно-процессуальным законодательством; проводить криминалистические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности, обеспечивать в установленном порядке участие специалистов криминалистической службы в следственных действиях.
Обязанности милиции при исполнении охранной функции заключаются в том, что она должна охранять на договорных началах имущество граждан, коллективное и государственное имущество, а также имущество иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан, лиц без гражданства; обеспечивать защиту физических лиц, охрану свидетелей, потерпевших и других лиц по их обращению, если их жизнь, здоровье и имущество находятся в опасности в связи с представлением ими помощи правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений.
Другие обязанности милиции состоят в содействии обеспечению в соответствии с законодательством режима военного или чрезвычайного положения в случае их объявления на всей территории Украины или в отдельной местности; осуществлении поводу в соответствующих государственных органов или учреждений в соответствии с действующим законодательством и с санкции прокурора граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу; представлении в пределах предоставленных прав помощи народным депутатам, представителям государственных органов и общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность со стороны правонарушителей; представлении в пределах имеющихся возможностей неотложной, в том числе медицинской, помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находятся в опасном для жизни и здоровья состоянии, а также несовершеннолетний, которые остались без попечения; обеспечении сохранения найденных, изъятых у задержанных и арестованных лиц и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принятии мер по возвращению их законным владельцам. Милиция несет ответственность за сохранность сданных ценностей и имущества. Для выполнения обязанностей по борьбе с преступностью милиции предоставлено право вызывать граждан и должностных лиц по делам о преступлениях и в связи с материалами, находящимися в ее ведении, а в случае уклонение без уважительных причин от явки по вызову подвергать их поводу.
Для выполнения возложенных на милицию обязанностей ей предоставлены необходимые государственно-властные полномочия, в соответствии с которыми работники милиции имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, принимать меры по пресечению нарушений в случае невыполнения этих требований, сдавать в предусмотренных законодательством случаях протоколы об административных правонарушениях; применять в пределах своей компетенции меры административного принуждения (административно-предупредительные меры, меры пресечения и взыскания); проверять у граждан при подозрении в совершении правонарушений личные и другие документы; задерживать и содержать в специально отведенных для этого помещениях: лиц, подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых, которые скрываются от дознания, следствия или суда, осужденных, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания; взятых под стражу лиц, лиц, совершивших правонарушения, за которые предусмотрено взыскание в виде административного ареста; несовершеннолетних, оставшихся без попечения или совершили су-совместно опасные деяния; лиц, находящихся в общественных местах в нетрезвом виде; лиц, которые заподозрены в занятии бродяжничеством; лиц, которые уклоняются от выполнения постановления суда о направлении на принудительное лечение от хронического алкоголизма или наркомании; лиц с выраженным психическим расстройством; военнослужащих, совершивших деяния, подпадающие под признаки преступления или административного правонарушения.
В своей административной деятельности по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности милиция имеет право требовать от граждан и должностных лиц, нарушающих общественный порядок, прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, а в случае невыполнения указанных требований применять меры принуждения; проверять у граждан при подозрении в совершении правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для выяснения вопроса соблюдения правил, надзор и контроль за исполнением которых возложен на милицию; составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, применять иные предусмотренные законом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях, налагать административные взыскания или передавать материалы об административных правонарушениях на рассмотрение других государственных органов, общественных объединений и трудовых коллективов; проводить кино - и фотосъемка, звукозапись как вспомогательные средства предупреждения противоправных действий и раскрытию правонарушений; проводить фотографирование, звукозапись, кино - и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, которые задержаны по подозрению в совершении преступления или бродяжничество, взяты под стражу, обвиняются в совершении преступления, а также лиц, подвергнутых административному аресту. С целью обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, охраны жизни и здоровья людей сотрудники милиции также имеют право временно ограничивать или запрещать доступ граждан на отдельные участки местности или объекты; в случаях задержания преступников, при авариях, других яад-обычных обстоятельствах ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных путей.
Работники милиции могут осуществлять в порядке производства дознания и по поручению следователей органов по уголовным делам обыски, изъятия, допросы и другие следственные действия в соответствии с уголовно-процессуального законодательства; осуществлять на основаниях и в порядке, установленном законом, гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, фото -, кино -, видеосъемку и звукозапись, прослухо обслуживание телефонных разговоров с целью раскрытия преступлений; проводить кино -, фотосъемки и звукозапись как вспомогательные средства предупреждения противоправных действий и раскрытия правонарушений (например, в случаях проведения несанкционированных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций); проводить обзор клади, багажа и досмотр пассажиров гражданских воздушных, морских и речных судов.
Осуществляя надзор за выполнением правил разрешительной системы, милиция имеет право аннулировать выданное предприятию, учреждению и организации разрешение на приобретение, хранение и использование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, иных предметов и веществ при невыполнении ими установленного порядка пользования и обращение с ними или нецелесообразности их дальнейшего хранения, при необходимости изымать указанные предметы, опечатывать склады, базы и хранилища, закрывать стрелковые тиры, стенды, с оружием-ремонтные и пиротехнические предприятия, магазины, торгующие оружием и боеприпасами, устранение нарушений соответствующих правил; аннулировать разрешения на приобретение, хранение и ношение оружия и боеприпасов, выданные гражданам, которые злоупотребляют спиртными напитками, употребляют наркотические средства без назначения врача, другие одурманивающие средства, имеют психические заболевания; осматривать при участии администрации предприятий, учреждений, организаций помещения, где находятся оружие, боеприпасы, взрывчатые, наркотические и сильнодействующие химические, ядовитые и радиоактивные вещества и материалы, с целью проверки соблюдения правил обращения с ними; осматривать оружие и боеприпасы, находящиеся у граждан, а также места их хранения.
В любое время работники милиции имеют право входить в жилые помещения лиц, находящихся под административным надзором, с целью проверки; находиться на земельных участках, в жилых и других помещениях граждан с их согласия, а также на территории и в помещениях предприятий, учреждений и организаций с целью обеспечения безопасности граждан, общественной безопасности, предотвращения преступления, выявления и задержания лиц, которые его совершили.
Выполняя охранные функции и функции по борьбе с экономической преступностью, милиция имеет право проводить при участии администрации предприятий, учреждений и организаций осмотр производственных, складских и других служебных помещений и территорий с целью проверки охраны государственного и коллективного имущества, соблюдения правил продажи товаров и предоставления услуг населению; требовать от материально ответственных и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства, проведения документальных и натуральных проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности; требовать и при необходимости изымать документы, образцы сырья и продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей.
Выполняя функции по обеспечению безопасности дорожного движения, милиция имеет право останавливать транспортные средства в случае нарушения правил дорожного движения, имеющихся признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или загрязнения окружающей среды, а также при наличии данных о том, что он используется с противоправной целью: досматривать транспортные средства и проверять у водителей документы на право пользования и управления ими, путевые листы и соответствие перевозимых грузов, товарно-транспортным документам; проводить технический осмотр автомототранспорта; организовать при необходимости медицинский осмотр водителей, задерживать, отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также тех, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами, лишать водителей в предусмотренных законодательством случаях права управления транспортными средствами; использовать предусмотренные нормативными актами технические средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения или окружающей среды или номера агрегатов которых не отвечают записям в регистрационных документах; задерживать и доставлять в установленном порядке транспортные средства для временного хранения на специальных площадках и стоянках; посещать предприятия, учреждения и организации для выполнения контрольных и профилактических функций по обеспечению безопасности дорожного движения; требовать от соответствующих организаций устранения нарушений правил содержания дорог, ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ, других мероприятий на улицах и автомобильных дорогах.
С целью осуществления профилактических мероприятий милиция имеет право выявлять и вести учет лиц, подлежащих профилактическому воздействию, на основании и в порядке, установленных законодательством, выносить им официальное предостережение о недопустимости противоправного поведения; вести профилактический учет правонарушителей, криминалистический и оперативный учет в объеме, структуре и порядке, которые определяются задачами, возложенными на милицию; сообщать с целью профилактического воздействия государственным органам, общественным объединениям, трудовым коллективам и общественности по месту жительства лица о фактах совершения им административного правонарушения; вносить соответствующим государственным органам, общественным объединениям или должностным лицам, предприятиям, организациям обязательные для рассмотрения представления о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Кроме указанных, работники милиции имеют и другие права: получать беспрепятственно и бесплатно от предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений сведения, необходимые в делах о преступлениях и в связи с материалами о правонарушениях, находящихся в производстве милиции; пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также попутным транспортом. Работники подразделений на транспорте в пределах обслуживаемых участков, кроме этого, имеют право на бесплатный проезд в поездах, на речных и морских судах. Во время служебных командировок работники милиции имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта и размещения в гостиницах при предъявлении служебного удостоверения и удостоверения о командировке. В случае неотложных служебных поездок они обеспечиваются билетами на проезд независимо от наличия мест; могут использовать непосредственно транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, международных организаций, транспортных средств специального назначения), для проезда к месту происшествия, стихийного бедствия, доставки в лечебные учреждения лиц, которые нуждаются в неотложной медицинской помощи, для преследования правонарушителей и их доставки в милицию; пользоваться в неотложных случаях беспрепятственно и бесплатно средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям, а средства связи, принадлежащие гражданам --с их согласия; пользоваться бесплатно средствами массовой информации с целью установления обстоятельств совершения преступлений и лиц, которые их совершили, свидетелей, потерпевших, розыска преступников, сбежавших лиц, которые пропали без вести, и с другой целью, которая связана с необходимостью предоставления помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в связи с выполнением милицией возложенных на нее обязанностей.
Осуществляя охрану общественного порядка и борьбу с преступностью, милиция, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства, выполняет функции дознания; возбуждает уголовные дела, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления - осмотры, обыски, выемки, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших, свидетелей. Это регулирует отношения милиции с другими органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, ведь в таких случаях милиция выступает как орган дознания и в пределах своей компетенции принимает участие в расследовании преступлений.
Рассмотрены направления работы милиции составляют отдельные стороны единой деятельности милиции по охране общественного порядка, борьбы с преступностью, охраны собственности, профилактики правонарушений, которые тесно взаимосвязаны.
Законодательством установлены общие для всех сотрудников милиции обязанности, которые они должны выполнять независимо от служебного положения и занимаемой должности: предупреждать и пресекать преступления и иные правонарушения, обеспечивать защиту личности, прав и свобод граждан от противоправных посягательств. Кроме этого, каждый работник милиции выполняет регламентированы правовыми актами конкретные служебные функции, связанные с ведением соответствующей должности в милицейском аппарате, подразделении, строевой части. Некоторыми обязанностями и правами законодательство наделяет только должностных лиц. Например, применять административные взыскания за мелкое хулиганство, появление в общественных местах в нетрезвом виде, разлитие спиртных напитков в общественных местах правомочны только начальники милиции и их заместители, принимать решение о выезд за границу и въезд в Украину могут только работники подразделений паспортной, регистрационной работы и руководители органов внутренних дел (милиции). Эти полномочия не могут быть делегированы другим должностным лицам.
Личный состав милиции - это работники, которые проходят государственную службу в подразделениях милиции, в соответствии с действующим законодательством им присваиваются специальные звания милиции.
Работники милиции имеют единый форменная одежда, образцы которого утверждаются Кабинетом Министров Украины. Им выдается служебное удостоверение.
Работник милиции является представителем государственного органа исполнительной власти, и его законные требования обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
Второй критерий, по которым классифицируются органы государственной исполнительной власти, порядок их образования.
Во-первых, это конкретные органы, которые образуются в результате прямого действия конституционных норм. Ими являются Кабинет Министров и местные государственные администрации. Если, например, в любой области Украины будет образован новый район, то согласно ст. 118 Конституции для осуществления на его территории исполнительной власти будет образована местная государственная администрация. Ликвидация района повлечет и ликвидации соответствующей местной государственной администрации. Образование и ликвидация районов, установление и изменение их границ, а также наименование и переименование относятся к полномочиям Верховной рады Украины (ст. 85 Конституции).
Во-вторых, это органы, которые образуются Президентом Украины. Согласно п. 15 ст. 106 Конституции Украины Президент Украины создает, реорганизует и ликвидирует по представлению Премьер-министра Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти.
Третий критерий - это объем компетенции. На его основе выделяют:
а) органы общей компетенции, которые осуществляют государственное управление социально-общественным комплексом на подведомственной территории в полном объеме. Это Кабинет Министров и местные государственные администрации;
б) органы отраслевой компетенции, которые осуществляют управление отдельными отраслями, например, Министерство угольной промышленности, Министерство здравоохранения;
в) функциональные органы или органы межотраслевой компетенции, осуществляющие управление в пределах одной или нескольких государственных функций, переданных в их ведение. Это, к примеру, Министерство финансов, Государственный комитет статистики, Министерство труда и социальной политики и др.
Четвертый критерий - положение государственно-управленческой иерархии. В соответствии с него выделяются вышестоящие и нижестоящие органы.



Назад