Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

3.5. Граждане Украины и иностранцы


Главной особенностью положения граждан как субъектов административного права является то, что они выступают как частные лица, то есть реализуют свои личные, общегражданские права и обязанности в сфере государственного управления, а не права и обязанности исполнительной-распорядительных органов, общественных организаций или должностных лиц.
Рассматривать их административно-правовой статус наиболее целесообразно с помощью анализа: а) административной правоспособности; б) административной дееспособности; в) прав, которые обусловлены административным законодательством; г) административно-правовых обязанностей.
Административная правоспособность - это способность иметь субъективные права и обязанности, предусмотренные нормами административного права. Она возникает с рождением гражданина и прекращается с его смертью.
Административная правоспособность может быть полной или ограниченной.
Ограничение правоспособности заключается в том,. что в результате действия административно-правовых норм происходит:
1) сужение круга прав. Уданому случае конкретный гражданин полностью или частично лишается некоторых прав, предоставленных ему лично. Например, лишение права управления транспортными средствами в результате совершения правонарушения, предусмотренного ст. 130 Коап (управление транспортными средствами в состоянии опьянения);
2) возложение дополнительных обязанностей на граждан. В этом случае на гражданина, вне его воли, в административном порядке органом управления возлагаются дополнительные обязанности. Такие обязанности могут быть персонифицированными, то есть обращенными к конкретного лица, обязанность отбывать такое административное взыскание, как исправительные работы. Могут иметь общий характер, например, обязанность придерживаться определенных правил при нахождении в районах эпидемий, эпизоотий, экологических катастроф; обязанность соблюдать режимных требований при работе с литературой ограниченного использования.
В любом случае ограничение правоспособности имеет исключительно временный характер и может быть вызвано лишь одной из двух обстоятельств.
По-первое. Возникновение особых условий осуществления государственного управления (стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, условия гражданской обороны), когда на граждан в административно-правовом порядке возлагаются дополнительные обязанности и когда нет возможности реализовывать определенные права, предусмотренные нормами административного права.
Так, на основании Закона Украины "О чрезвычайном положении" от 26 июня 1992 г. могут устанавливаться временные ограничения прав и свобод граждан (ст. 1), в частности:
- вводится комендантский час, во время которой запрещается гражданам находиться в общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений (п. 1 ст. 23);
- проверка документов, проведения личного досмотра, проверка жилья граждан (п. Из ст. 23); выдворении нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их жительства (п. 7 ст. 23); установление особых правил пользования связью (п. 9 ст. 23).
Во-вторых, совершение конкретным гражданином правонарушения, в связи с чем на него возлагаются дополнительные обязанности или он лишается отдельных прав. Гражданин, привлечен к административной ответственности, обязан выполнить решение компетентного государственного органа о применении к нему санкции, например, заплатить штраф. В отношении определенной категории граждан (освобожденных из мест лишения свободы и признанных особо опасными рецидивистами; тех, кто отбывает наказание за тяжкие преступления; осужденных два и более раз к лишению свободы за любые умышленные преступления, освобожденных от отбытия срока наказания с обязательным привлечением к труду и т.д устанавливается административный надзор, который представляет собой систему обязанностей и ограничений в отношении поднадзорных, которые основываются на административно-правовых нормах.
Гражданин, совершивший правонарушение, может быть лишен определенных прав (прав, злоупотребления или нарушения которых привело к правонарушениях). Так, нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения (ст. 122), перевозки людей (ст. 122), проезда железнодорожных переездов (ст. 123) могут повлечь за собой лишение водителей прав на управление транспортными средствами. Гражданин, лишенный в административном порядке свободы (подвергнут административному аресту), через существенное ограничение свободы передвижения и личной свободы вообще не имеет возможности осуществлять свои отдельные права в государственном управлении.
Административная правоспособность является основой административной дееспособности.
Административная дееспособность - это способность гражданина реализовывать предоставленные права и выполнять возложенные на него обязанности.
Осуществляя свои права и обязанности, граждане вступают в административно-правовые отношения с исполнительной-распорядительными органами. Административно-правовые отношения данного типа (гражданин - государственный орган) возникают в связи с:
• реализацией гражданином принадлежащих ему прав (назначения пенсии, поступление на учебу, на работу, предоставление отпуска, сохранение или изменение фамилии в связи с бракосочетанием);
• выполнением возложенных обязанностей гражданина (воинского долга; обязанности, возникающей в связи с получением паспорта: регистрация постоянного места жительства, уплата пошлины за выдачу паспорта; представление документов на обмен паспорта, обязательство хранить паспорт и оповещать паспортную службу в случае его утраты; обязанности, возникающие в связи с получением права управлять автотранспортным средством; приобретением оружия и т.п.);
• нарушением органами управления или их должностными лицами прав и интересов граждан (отказ в приеме на работу в связи с наличием малолетних детей; отказ принять жалобу; незаконный арест; привлечения к ответственности; отказ в приватизации жилья, гаража, дачи; отказ выдать справку, диплом, оформить документы; отказ принимать купюры мелкого стоимости; отказ в сохранении места работы, жилой площади за гражданами, проходящими альтернативную (невоенную) службу и т.п.);
• нарушением гражданином его правовых обязанностей (нарушение общественного порядка, правил пользования городским транспортом, паспортных правил и т.п.);
• предоставлению гражданином жалобы, заявления по поводу недостатков в работе государственных учреждений, предприятий, организаций (несвоевременное проведение инвентаризаций; плохое обеспечение работников материалами, оборудованием; несоблюдение техники безопасности; непринятие необходимых мер к нарушителям дисциплины и др.).
Важно отметить, что административная дееспособность не одинакова для отдельных групп и категорий граждан. Ее содержание и объем зависят от целого ряда факторов, к которым прежде всего относятся: возраст, состояние здоровья, принадлежности к определенным социальным группам.
В зависимости от возраста: полная административная дееспособность наступает при достижении 18 лет; ограничена - при достижении 16 лет; с этого момента гражданин может быть привлечен к административной ответственности (ст. 16 Коап), обязан иметь паспорт и т.д.; частичная - в более раннем возрасте. Достигнув 7 лет, гражданин имеет право вступить в общеобразовательной школы. Став школьником, обязан соблюдать правила для учащихся, имеет право пользоваться школьной библиотекой и т.д. После достижения 15-летнего возраста гражданин может быть учредителем молодежных и детских организаций (ст. 11 Закона "Об объединениях граждан").
Состояние здоровья является фактором, что исключает возложение на конкретных граждан некоторых обязанностей. Так, на действительную военную службу призываются граждане, состояние здоровья которых соответствует предъявляемым требованиям (п. 1 ст. 15, ст. 18 Закона "О всеобщей воинской обязанности и военной службе".
Принадлежность к определенным социальным группам обеспечивает гражданам дополнительные права, характерные только для конкретной социальной группы. Непременным условием существования таких групп является их административно-правовая детерминированность.
Так, ветераны войны, согласно Закону "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты" от 22 октября 1993 г. имеют право на 75-процентное снижение платы за жилую площадь, бесплатное зубопротезирование, бесплатный проезд в городском транспорте, использование очередного отпуска в удобное для них время.
Участники ликвидации аварии на ЧАЭС, которые отнесены к 1 категории, согласно Закону "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы" от 1 июля 1992 г. имеют право: бесплатно получать лекарства по рецептам врачей; на оплату больничного в размере 100 процентов независимо от стажа работы; на 50-процентную квартину плату и плату за коммунальные услуги; внеочередное бесплатное обеспечение автомобилем; поступление вне конкурса и т.п . (ст. 20).
Военнослужащие и члены их семей в соответствии с Законом "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей" от 20 декабря 1991 г. пользуются правом бесплатного проезда в отпуск; перевозка багажа при переезде на новое место службы; правом на первоочередное вступление в жилищно-строительного кооператива; на получение кредитов на индивидуальное строительство на срок 20 лет с погашением за счет военных формирований определенного процента.
Сотрудникам милиции и членам их семей в соответствии с Законом "О милиции" от 20 декабря 1990 г. предоставляется 50-процентное снижение относительно оплаты за жилую площадь и коммунальные услуги, топливо; тем, кто использует личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация; предоставляется право на получение кредитов на индивидуальное строительство в рассрочку на 20 лет с 50-процентным погашением займа за счет доходов МВД и местных бюджетов; за семьей погибшего работника милиции сохраняется право на получение жилой площади, а имеющаяся в течение 3-х месяцев переходит в частную собственность; за детьми погибшего работника милиции, а также за нетрудоспособными членами семьи сохраняется право на льготы по оплате за жилье и коммунальные услуги, топливо и т.д . (раздел 4, ст. 22-29).
Лица, имеющие духовный сан и штатную должность в одной из зарегистрированных религиозных конфессий, на основании ст. 18 Закона "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" освобождаются от призыва на срочную военную службу.
Лица, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, согласно Закону "Об охране труда" от 14 октября 1992 г. бесплатно обеспечиваются лечебно-профилактическим питанием, специальной одеждой имеют право на оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения, сокращение продолжительности рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготную пенсию, оплату труда в повышенном размере.
Особый административно-правовой статус молодежи определено Законом "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" от 5 февраля 1993 г. В соответствии с ним к молодежи относятся граждане Украины в возрасте от 15 до 28 лет.
Этим законом государство гарантирует трудоспособной молодежи предоставление первого рабочего места на срок не менее двух лет после окончания учебного заведения или завершения действительной срочной военной или альтернативной службы; государство гарантирует предоставление работы по специальности на период не менее трех лет молодым специалистам, потребность в которых ранее была заявлена предприятиями, учреждениями, организациями. При рождении у молодой семьи (возраст супругов не превышает 28 лет) первого ребенка за счет бюджетных источников погашаются проценты за пользование долгосрочным льготным кредитом; при рождении второго ребенка - погашаются 25 процентов; при рождении третьего - 50 процентов от суммы льготного долгосрочного кредита.
Право гражданина, обусловлено административным законодательством - это признанная государством и закреплена административно-правовой нормой возможность действовать в определенных пределах.
В административно-правовой науке принято выделять три группы прав граждан: а) социально-экономические; б) политические права и свободы; в) личные права и свободы.
Социальная-экономические права касаются основ жизни людей - право на труд, материальное обеспечение, право на образование, на здравоохранение. Они составляют основу правового положения граждан.
Политические права и свободы - это права на свободу мысли, совести, религии, собраний, митингов, демонстраций, объединение в политические партии; право вносить предложения в государственные органы и критиковать недостатки, обжаловать в суде действия должностных лиц; право на судебную защиту. Сюда также относятся право избираться и быть избранным в совет любого уровня; право на пользование достижениями культуры, свободу научного, технического, художественного творчества.
Личные права и свободы - это права, которые связаны с выполнением гражданами действий, направленных на удовлетворение личных потребностей.
Административно-правовые обязанности граждан - это установленные государством и адресованные гражданам требования действовать в определенных рамках и пределах. Они истолкованы в административно-правовых нормах, регламентирующих многочисленные правила поведения.
В обязанностях закрепляется необходимое, надлежащее отношение граждан к: а) государства и его аппарата; б) общества и его членов; в) собственных интересов.
Каждому обязанности гражданина отвечает право государственного органа требовать от него выполнения или соблюдения своих административно-правовых обязанностей.
По своему содержанию административно-правовые обязанности делятся на два вида: а) обязанность осуществлять определенные действия (получать паспорт, платить штраф и т.п.); б) обязанность воздерживаться от определенных действий, которые расцениваются как правонарушениях (не нарушать общественный порядок).
Административно-правовые обязанности граждан возникают в связи с юридическими фактами, закрепленными в нормах права. Наиболее характерные из них такие:
• достижения гражданином определенного возраста (с 16 лет возникает обязанность получить паспорт);
• пребывание в определенном месте (пребывание в общественных местах обязывает не нарушать общественный порядок);
• занятие определенной деятельностью (граждане, которые управляют автомобилем, должны соблюдать правила дорожного движения);
• наличие у граждан некоторых объектов личной собственности (наличие автомобиля, огнестрельного, газового оружия влечет за собой обязанность по их регистрации или нерегистрации);
• заключение и последующее выполнение гражданином общественно-правовых сделок (заключения гражданином с транспортной организацией соглашения о перевозке влечет возникновение у последнего обязанностей по соблюдению противопожарных, санитарных и других правил, действующих на транспорте);
• пользование объектами государственной, кооперативной, общественной собственности (пользования лесами, водными ресурсами и т.д порождает административно-правовую обязанность соблюдать установленный режим пользования ими).
На территории Украины рядом с ее гражданами проживают иностранцы. К иностранцев законодательство Украины относит лиц, которые принадлежат к категории граждан иностранных государств и не являются гражданами Украины, а также лиц без гражданства, т.е. лиц, которые не принадлежат к гражданам любого государства.
Конституция Украины, ст. 26 закрепляет за иностранцами те же права и свободы, что и за гражданами Украины, кроме исключений, установленных самой Конституцией, законами и международными соглашениями.
Особенности их административно-правового статуса определяются рядом специальных нормативных документов. Это, в частности: Закон Украины "О правовом статусе иностранцев от 4 февраля 1994 г.; Постановление Кабинета Министров "О временном порядке оформления иностранным гражданам виз для пребывания в Украине" от 26 февраля 1993 г.; Закон Украины "О беженцах" от 24 декабря 1993 г. и другие.
Анализ нормативных документов показывает, что права и свободы, установленные для граждан Украины, в равной степени касаются и иностранных граждан. Иностранцы имеют те же права и свободы и выполняют те же обязанности, что и граждане Украины, если иное не предусмотрено Конституцией, законами, а также международными договорами Украины.
Иностранцы являются равными перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.
Однако административная правомочность иностранцев уже по правомочность граждан Украины. Так, для них установлены ограничения реализации права на труд, они не могут избираться до государственных органов, назначаться на определенные должности. На них не возлагается обязанность несения военной службы.
Ограничения административной правомочности иностранцев может быть вызвано введением соответствующим государством ограничения прав и свобод для граждан Украины. В частности, если иностранным государством установлено ограничение относительно реализации прав и свобод граждан Украины, Кабинет Министров Украины может принять решение об установлении соответствующего порядка реализации прав и свобод граждан этого государства на территории Украины. Это решение вступает в силу после его опубликования. Оно может быть отменено, если отпадут основания, по которым оно было принято.
Иностранцы могут в установленном порядке иммигрировать в Украину на постоянное место жительства или для трудоустройства на определенный срок, а также временно находиться на ее территории.
Иностранец может получить разрешение на иммиграцию и иммигрировать на постоянное жительство, если он: а) имеет в Украине законный источник существования; б) находится в близких родственных отношениях (отец, мать, дети, брат, сестра, супруги, дед, бабка, внуки) с гражданами Украины; в) находится на иждивении гражданина Украины; г) имеет на своем иждивении гражданина Украины; д) в иных предусмотренных законами Украины случаях.
Иностранцы, которые иммигрировали на постоянное место жительства или для временного трудоустройства, получают вида соответственно на постоянное или временное проживание.
Иностранцы, которые находятся в Украине на другом законном основании, считаются временно находятся в Украине. Они обязаны в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, зарегистрировать свои национальные паспорта или документы, их заменяющие, и выехать из Украины после истечения соответствующего срока пребывания.
Иностранцы, совершившие преступления, административные или иные правонарушения несут ответственность на общих основаниях.
За нарушение иностранцами установленного порядка пребывания в Украине, то есть проживание без документов на право жительства в Украине, или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места проживания, трудоустройства, уклонение от выезда по истечении срока пребывания, а также несоблюдение Правил транзитного проезда через территорию Украины к ним применяются меры в соответствии с законодательством Украины.
Иностранцу, который нарушает законодательство Украины, если эти нарушения не предусматривают административной или уголовной ответственности, может быть сокращен определенный ему срок пребывания в Украине. Такой срок может быть также сокращен, если у иностранца отпали основания для его дальнейшего пребывания в Украине. Решение о сокращении срока временного пребывания иностранца в Украине принимается органами внутренних дел.
Иностранца может быть выдворен за пределы Украины по решению органов внутренних дел и Службы безопасности Украины, если его действия противоречат интересам обеспечения безопасности Украины или охраны общественного порядка; это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Украины; он грубо нарушил законодательство о правовом статусе иностранцев.
Иностранец обязан покинуть территорию Украины в срок, указанный в решении о выдворении. Иностранцы, которые уклоняются от выезда, поддевают с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание допускается только на срок, необходимый для выдворения. Решение о выдворении иностранцев из Украины может быть обжаловано в суд. Обжалование не приостанавливает исполнение решения о выдворении. Выдворение иностранцев осуществляется органами внутренних дел. Иностранцы, которые подлежат выдворению или физические, юридические лица, которые принимают этих иностранцев, устраивают их незаконные въезд, проживание, трудоустройство, содействие в уклонении от выезда по истечении срока пребывания, возмещают расходы, связанные с выдворением, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Особым административно-правовым статусом наделяются иностранцы, признанные беженцами.
Термин "беженец" означает, что иностранец (иностранный гражданин или лицо без гражданства), который в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расовой, национальной принадлежности, отношения к религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений вынужден покинуть территорию государства, гражданином которого он является (или территорию страны своего постоянного проживания), и не может или не желает пользоваться защитой этого государства вследствие указанных опасений и относительно которого в порядке и на условиях, определенных законодательством, принято решение о предоставления ему статуса беженца.
Центральным органом государственной исполнительной власти, который координирует взаимодействие органов государственной исполнительной власти при решении всех вопросов, касающихся проблем беженцев, является Государственный комитет Украины по делам национальностей и миграции.
Он занимается подготовкой для рассмотрения правительством Украины предложений относительно установления регионов временного расселения беженцев; определение объемов финансирования на содержание беженцев и распределения средств по регионам их компактного проживания.
Кроме этого, к его компетенции относятся: установление порядка оформления предоставления статуса беженца при наличии условий и лишение этого статуса; содержание пунктов временного размещения беженцев; рассмотрение жалоб на решения о предоставления и лишения статуса беженца, принимаемые органами миграционной службы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе; ведение централизованного учета лиц, подавших заявление о предоставлении статуса беженца, и беженцев; контроль за выполнением Закона "О беженцах".
Лицо, получившее статус беженца, имеет право на выбор места временного проживания из предложенного ей миграционной службой перечня населенных пунктов и передвижения на территории Украины при условии соблюдения правил, установленных для иностранцев; работу по найму или предпринимательскую деятельность, приобретение в собственность имущества на условиях, предусмотренных законодательством Украины для иностранцев; здравоохранение и отдых в порядке, предусмотренном законодательством для граждан Украины; получение денежной помощи, пенсий и других видов социального обеспечения в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины; пользование жильем, предоставленным в месте временного проживания; обучение в порядке, предусмотренном законодательством Украины для иностранцев; пользование достижениями культуры; свободу совести и свободное отправление религиозных обрядов; неприкосновенность личности, жилища, охрану законом личной жизни, тайны переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений; судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и жилье, а также защита имущественных и неимущественных прав; вступление в легализованных общественных организаций в соответствии с их уставами (положений).
Беженец обязан: соблюдать Конституцию и законы Украины, исполнять решения и распоряжения органов государственной исполнительной власти, регионального и местного самоуправления; выполнять законные требования государственных органов и должностных лиц.
Такая в целом общая характеристика граждан Украины и иностранцев как субъектов административного права.



Назад