Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

4.4. Правовые акты государственного управления


Понятие правовых актов государственного управления. Существование общества и государства, вся организация общественной жизни немыслимы без повседневной государственно-властной деятельности по управлению экономикой, административно-правовой сферой, социально-культурным строительством, межотраслевыми связями.
Непременным инструментом, с помощью которого государство осуществляет управление, есть правовые акты государственного управления. С ними связано осуществления государственных функций и решения любой социальной проблемы. Именно в них содержится подавляющая часть всех имеющихся в государстве правовых предписаний, которые распространяются практически на все государственные органы, негосударственные структуры, должностных лиц или граждан.
Здійснюючись повсеместно, на разных уровнях руководства, большим количеством государственных органов, акты государственного управления в основном составляют значительную и разнообразную систему правовых средств по реализации законов, закрепления и развития современных общественных отношений.
Следовательно, установление и применение правовых норм непосредственно связано с актами управления. Более того, акты управления - это единственный способ создания и применения правовых норм в процессе управленческой деятельности. Определение понятия правовых актов управления - одна из самых сложных проблем современного административного права. В юридической литературе, в том числе и учебной, их чаще всего определяют как форму государственного управления, документ, волеизъявления, предписание, действие.
Основной смысл сложностей относительно определения понятия государственного управления заключается, главным образом, в выяснении характера его социальной природы. Он обусловлен прежде всего одновременной принадлежности актов к правовых и управленческих явлений. Понятно, государственное управление рассматривать в отрыве от права нельзя, так же как и право невозможно рассматривать без его регулирующих, управленческих функций. Однако именно акты оказались в эпицентре взаимозависимостей права и управления, именно их генетическая двуединстве позволила выделить такую категорию, как юридический механизм управления.
Итак, акты управления имеют два источника особенностей: во-первых, правовое, во-вторых, управленческое. Без правовых актов не может быть государственного управления как такового, в то же время без них правовая система государства теряет свое регулирующее назначения в сфере действий исполнительной власти.
Данное обстоятельство стало если не единственной, то, во всяком случае, главной и основной причиной столь различных подходов к определению понятия правовых актов государственного управления.
Анализ различных подходов позволяет с большей уверенностью говорить о существовании, по крайней мере, трех наиболее распространенных точек зрения по этой проблеме.
Во-первых, правовые акты государственного управления определяют как формы управленческой деятельности государства.
Во-вторых, правовые акты государственного управления определяют как документы, исходящие от компетентных органов.
В-третьих, правовые акты государственного управления определяют как властные действия государственных исполнительной-распорядительных органов.
Каждая из перечисленных позиций отражает особенности и свойства этих актов и может использоваться для их характеристики и определения понятия. Однако эти свойства и особенности могут быть или основными, то есть такими, Которые отражают наиболее существенные черты всей совокупности правовых актов государственного управления, или дополнительными, сопутствующими, то есть детализирующими и конкретизуючими эти основные свойства. Важность одних и других бесспорна. В то же время они имеют разное значение для выяснения содержания и сущности актов. Главное смысловая нагрузка приходится на основные свойства, дополнительные же позволяют глубже и точнее раскрыть содержание и определить сущность правовых актов государственного управления.
Из этого и вытекает наша задача: с помощью анализа перечисленных выше подходов установить основные свойства и определить понятие правовых актов государственного управления.
Если полностью согласиться с первым вариантом определения, то окажется, что категория "правовые акты государственного управления" совпадает с категорией "правовые формы государственного управления", что верно лишь отчасти. Акты государственного управления совпадают таким способом только с двумя видами форм. Первая - установление норм права (издание нормативных актов управления, административная правотворчество); вторая - применение норм права (издание ненормативных актов управления, индивидуальных актов управления, актов применения норм права, административное распорядительство).
Следовательно, данный подход не может браться за основу, хотя и отражает одну из существенных свойств актов государственного управления.
Что касается второй точки зрения, то вполне очевидно, что характеристика акта только в качестве документа не раскрывает сущности данного правового явления. Именно определение документа свидетельствует о том, что правовой акт управления не только документ, поскольку нельзя его роль и сущность свести к закрепления соответствующей информации различными способами на специальном материале. Безусловно, документальная форма существования правовых актов управления играет важную роль в решении проблемы их систематизации, хранения, а также в правоприменительной практике. Следовательно, документ - это форма существования акта управления. В нынешних условиях можно уверенно говорить и о других формах, которые выполняют аналогичные функции, например, о магнитные носители.
Отсюда можно сделать вывод о том, что определение акта как документа справедливо лишь отчасти, да и то относительно конкретных условий и обстоятельств.
Наименее уязвимой с позиций выделения наиболее значимых признаков правового акта управления оказывается третья точка зрения.
Само слово "акт" происходит от латинского actus, что в переводе чаще всего употребляется в значении "поступок, действие", например террористический акт. Категория "государственное управление" определяется как деятельность государственных органов. Ведь, будь-какое управление является деятельностью, а любой управленческий процесс - комплексом последовательных действий субъектов управления. Нельзя управлять не действуя. Не случайно иногда вместо управления употребляют понятие "управленческая деятельность" или "деятельность по управлению".
Итак, мы определили правовой и наиболее общее свойство такого правового явления, как правовой акт государственного управления. Такие акты - это прежде всего действия. Именно действие может браться за основу в раскрытии понятия и выработке определения правового акта государственного управления. Однако следует иметь в виду, что сделать это можно только с учетом всех других свойств данного правового явления. Выделена была и другое свойство - правовые акты государственного управления являются двумя формами государственного управления, причем правовыми формами.
Третья свойство правовых актов государственного управления заключается в их волевом характере, в соответствии с волевой сущности самого права. Следовательно, правовые акты государственного управления - не просто действия, а волевые действия или волеизъявления.
Четвертая свойство: данные акты не только волеизъявления. Это волеизъявление, которые создают определенный правовой или юридический эффект. Задача юридического эффекта непосредственно связано с целью управления. Рассмотрены акты используются для достижения определенной цели в ходе осуществления задач и функций государственного управления. Это вполне понятно, поскольку речь идет о акты управления.
Общим, побудительным мотивом принятия любого акта управления является потребность в юридическом воздействии на существующие в сфере государственного управления отношения. Поэтому юридический эффект - непосредственная цель юридического акта. Говоря о юридический эффект правовых актов государственного управления, всегда имеют в виду влияние на соответствующие отношения в виде установления (изменения, отмены) правовых норм или в виде установления (изменения, прекращения) конкретных правоотношений.
В этом отношении следует отметить, что определенное юридическое значение, как известно, имеют и некоторые служебные документы, однако они непосредственно не вносят изменений в систему действующих правовых норм и не меняют конкретные правоотношения. То есть они не имеют юридических свойств нормативного и правоприменительного характера, свойств, которые делают акт управления правовым. Данный признак отделяет правовые акты государственного управления от других управленческих действий в этой сфере.
Пятая: одним из важнейших свойств актов государственного управления является их государственно-властный характер. Именно отсюда вытекает характер административно-правовых отношений как отношений власти и подчинения. Кроме этого, по признаку властности правовые акты управления отмежевываются от других управленческих действий и от правовых актов, осуществляемых субъектами правоотношений.
Шестая свойство правовых актов государственного управления - их підзаконність. Властный характер правового акта управления не означает, что орган, который выдает, действует на свое усмотрение, вне будь-какими рамками. Підзаконність правового акта управления означает, что он должен соответствовать всем требованиям законов и других актов вышестоящих органов как по содержанию, так и по порядку издания и формой закрепления.
Подчеркивая важность підзаконності как свойства правовых актов управления, надо учитывать и такую специфическую особенность, как участие в подготовке актов многих людей. К сожалению, большинство участников этого процесса не имеют необходимой правовой подготовки. При таких условиях всегда есть опасность возникновения в части субъектов управленческой деятельности ложных представлений о том, что выражение их воли в актах управления зависит в основном от их собственного взгляда.
Седьмая: правовой акт государственного управления может выступать вариантом управленческого решения.
Восьмая: правовой акт государственного управления принимается исключительно полномочным субъектом государственно-управленческой деятельности.
Девятая: правовой акт государственного управления - это одностороннее волеизъявление полномочного субъекта государственного управления.
Десятая: правовой акт определяет правила надлежащего поведения в сфере государственного управления.
Одиннадцатая: правовой акт государственного управления может быть опротестован в установленном действующим законодательством порядке.
Двенадцатая: правовой акт государственного управления в случае несоблюдения указанных в нем юридически-властных предписаний вызывает особые юридические последствия, а именно: ответственность виновной стороны.
Тринадцатая: наличие определенной формы осуществления (издание) правового акта государственного управления. Такие акты производятся в установленном порядке и официально предусмотренной процедуре. Надо отметить, что такие общие правила, к сожалению, отсутствуют, а существуют лишь положение ведомственного характера.
Все изложенное выше позволяет дать определение актам государственного управления.
Правовые акты государственного управления - это властные, подзаконные, воплощенные в установленную форму волеизъявления субъектов государственного управления, которые непосредственно влияют на правовые нормы и отношения с целью их усовершенствования в соответствии с государственных интересов.
В соответствии со своим назначением акты управления могут выполнять самые разнообразные задачи. В частности могут выступать как юридические факты, на основании которых возникают, изменяются и прекращаются правоотношения. Ярким примером этого могут быть случаи установления за конкретным лицом административного надзора (для таких лиц устанавливается ряд специфических обязательств-ограничений).
Правовой акт государственного управления может стать основанием для принятия других актов управления. Например, решение областной государственной администрации о введении карантина в определенной местности является основанием для принятия аналогичного акта районной государственной администрацией. Утверждение государственной администрацией правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов влечет применение мер административного воздействия к нарушителям (ст. 152 КпАП), то есть принятия соответствующих правовых актов государственного управления (в случаях отсутствия таких правил ст. 152 КпАП не действует).
Акт государственного управления является доказательством для органов исполнительной и судебной власти. Так, наличие решение о выделении лицу квартиры является доказательством его права на вселение в данную квартиру.
Акты управления отличаются от смежных государственных актов и актов общественных организаций.
Прежде всего они отличные от законов. Верховенство закона в отношении акта управления неопровержимое, поскольку он имеет наибольшую юридическую силу. Закон может изменять, отменять, приостанавливать действие акта управления, последний же аналогичного влияния на закон не осуществляет.
Отличаются акты управления и от судебных актов. Судебные акты (приговоры, решения, определения) принимаются в связи с конкретными нарушениями правовых норм, является следствием рассмотрения на судебных заседаниях фактов конкретных отклонений от установленного правопорядка; они не устанавливают новых правил поведения.
Акты же управления принимаются не только и не столько в связи с нарушением правовых норм. Значительная часть правовых актов государственного управления принимается в связи с решением конкретных задач повседневного руководства хозяйственным, политическим, социально-культурным строительством. К тому же многие акты управления (правовые акты) содержат новые правила поведения, рассчитанные на длительное время.
Судебные акты принимаются в особом процессуальном порядке, как правило, коллегиальное, акты же управления часто принимаются единоличное должностными лицами управленческого аппарата, что, разумеется, не исключает возможности принятия их коллегиальное, например, принятие Кабинетом Министров Украины постановления.
Акты управления отличаются от актов, принимаемых органами прокуратуры. Прокурорские акты, как и акты органов судебной власти, связанные с конкретными нарушениями законов и возможностью таких нарушений. У них не решаются вопросы повседневного руководства государственными делами, поскольку прокуратура не обладает административными функциями. Прокуратура не решает индивидуально-конкретных дел по существу. В соответствии со статьями 1 и 5 Закона Украины "О прокуратуре" органы прокуратуры осуществляют общий надзор за соблюдением законов, в том числе и за законностью управленческих актов, принимаемых органами государственного управления.
Отличаются акты управления и от гражданско-правовых договоров, соглашений. Последние является результатом взаимного согласия двух или нескольких сторон. Акты управления - это односторонние, государственно-властные волеизъявления конкретных органов управления и их должностных лиц. За незаконное принятие акта управления несет ответственность только тот, кто его выдал, а за незаконное заключение гражданско-правовой сделки - оба ее контрагенты.
Существенно отличаются акты органов управления и от актов общественных организаций. Акты последних являются актами негосударственными, как правило, не являются общеобязательными, императивные только внутри самих общественных организаций. Акты же государственного управления является государственно-властными, общеобязательными, в ряде случаев обязательны не только для определенных государственных органов, но и для общественных организаций.
Наконец, акты государственного управления отличаются также и от служебных документов. Юридические служебные документы хоть и имеют юридическое значение (дипломы, аттестаты, трудовые книжки, удостоверения, паспорта и т.п.), однако они не содержат норм права, что свойственно большинству актов государственного управления, которые имеют подзаконный характер.
Виды правовых актов государственного управления. Отражая все разнообразие государственного управления как самой широкой деятельности государства, акты управления также разнообразные и большие по численности.
Несмотря на это, безусловно, определяющую признак, они могут быть классифицированы, упорядоченные в однотипные группы, что и дает возможность более четко определить место каждого акта управления в их общем количестве, найти верный, научный подход к отбору актов управления при их систематизации.
Научная классификация актов управления дает возможность глубже выяснить их правовую природу, определить роль и значение в управленческом процессе, в решении общих и специальных задач государственного управления, выработать наиболее четкий и совершенный порядок их издания, разработать действенные меры по обеспечению контроля за их осуществлением.
За основу классификации правовых актов государственного управления берутся общие и наиболее существенные их признаки и свойства. Такие признаки и свойства, которые играют определяющую роль в характеристике правовой природы конкретных актов. Важно отметить, что классификация имеет не только чисто теоретическое, но и практическое значение.
В теории административного права правовые акты государственного управления принято классифицировать по следующим критериям:
1. За юридическими свойствами;
2. За чертой действия;
3. По характеру компетенции органов, которые принимают акты;
4. По положению органов, выдающих акты по иерархии.
Рассмотрим классификацию этих критериев.
1. За юридическими свойствами все правовые акты государственного управления делятся на две большие группы: нормативные (правоустанавливающие акты общего характера) и ненормативные (индивидуальные, правоприменительные, правовиконавчі, отдельные административные, акты реализации норм административного права).
Нормативные акты непосредственно выражают регулятивную функцию административного права. Именно они содержат административно-правовые нормы, устанавливающие общие правила надлежащего поведения. Эти акты рассчитаны на длительное, многократное применение с целью регулирования однотипных общественных отношений и не имеют персонифицированного (конкретного) адресата.
Правотворче назначения - важное свойство нормативных актов. Нормативный акт не просто излагает соответствующие административно-правовые нормы, он их устанавливает, вводит юридические нормы к правовой системы.
Правотворческая роль нормативных актов государственного управления находит проявление в:
а) конкретизации норм высшей юридической силы;
б) определении типовых правил поведения в области государственного управления (таможенные правила, правила разрешительной системы);
в) воплощении в жизнь различных социально-экономических программ (программы приватизации);
г) определении организационно-правового статуса субъектов административного права;
д) установлении необходимых ограничений и запретов;
е) формировании межотраслевых связей и способов взаимодействия различных участников управленческих отношений;
есть) обеспечении охраны установленного в области государственного управления порядке отношений.
Ненормативные (индивидуальные) правовые акты государственного управления имеют ярко выраженный правозастосовчий (правовиконавчий) характер. Эти акты всегда являются актами применения норм права. Ненормативный (индивидуальный) правовой акт государственного управления - это индивидуальный юридический акт, который решает конкретную управленческую дело, персонально определяет поведение адресата, имеет государственно-властный характер, применяется уполномоченным органом в установленном порядке.
Основные признаки акта применения норм административного права такие:
а) имеет индивидуальный характер, который проявляется, во-первых, в том, что он решает вполне определенное и конкретное вопросы; во-вторых, в нем указывается конкретный адресат, который должен соблюдать помещенному в акте предписания;
б) имеет государственно-властный характер и обязательный для всех, кому адресован. Выполнение акта гарантируется, а при необходимости обеспечивается принудительной силой государства.
Следует отметить, что такие акты не всегда содержат властные предписания лицу, к которой обращена норма непосредственно. Другими словами, сам акт может быть обращен к одной личности, а помещенные в нем предписания - к другой. Например, приказ о награждении ценным подарком. Такой акт непосредственно обращен к той личности, которая таким подарком награждена. В то же время помещенные в нем государственно-властные предписания, направленные органа, который обязан этот подарок выдать;
в) всегда выдаются в одностороннем порядке. Они исходят от компетентного органа (должностного лица) - субъекта применения норм административного права. Данное обстоятельство остается в силе и тогда, когда акт является результатом согласования воли участников правоотношений. Например, акты о назначении пенсии, предоставление отпуска, материальной помощи и т.д.;
г) влечет за собой возникновение, изменение, прекращение административных правоотношений, то есть является юридическим фактом. В то же время он не только юридический факт. Такие акты выполняют и регулятивные функции. Нормы административного права регулируют абстрактные управленческие отношения. Эта абстрактность нормативных предписаний не позволяет использовать их для непосредственного воздействия. С этой целью используются акты применения норм права, которые становятся самостоятельным средством управления социальными процессами.
2. За пределами действия (действия актов в пространстве и времени) акты подразделяются на следующие:
• действующие на всей территории без ограничений во времени (к актов данного вида принадлежат те, чья юридическая сила распространяется на всю территорию Украины и не ограничивается любыми временными рамками. Например, Указ Президента Украины "Об обеспечении гласности в процессе приватизации государственного имущества" от 11 апреля 1995 г., Постановление Кабинета Министров Украины "О порядке регистрации символики объединений граждан" от 26 февраля 1993 г. и др.);
• действующие на всей территории в течение определенного срока (такими являются акты, юридическая сила которых распространяется на всю территорию Украины, но только на определенный, специально оговоренный срок. Иногда их называют срочным актами, то есть такими, которые имеют срок действия. К ним следует отнести: акты, регламентирующие вопросы поставки продукции государству, размещения государственных заказов, формирование государственных контрактов, установление временных норм и т.п. Например, Постановление Кабинета Министров Украины "Об установлении временных норм потребления населением электроэнергии и природного газа, на оплату которых предоставляется субсидия" от 1 декабря 1995 г.);
• действующие на части территории без ограничений во времени (в основном это акты местных государственных администраций. Например, правила благоустройства территорий городов и других населенных пунктов, правила торговли на рынках и т.д. Однако подобные акты часто принимаются Президентом, Кабинетом Министров, министерствами, ведомствами. Например, Постановление Кабинета Министров "О первоочередных мерах по улучшению положения дел в социально-производственной сфере м. Антрацита Луганской области" от 22 января 1996 г.);
• действующие на части территории в течение определенного тер-BBHy (это в основном акты местных администраций). Однако подобные акты часто принимаются Президентом Украины, Кабинетом Министров, министерствами, ведомствами. Например, Указ Президента "О Північнокримську экспериментальной экономической зоны "Сиваш" от 30 июня 1995 г. В нем в частности говорится: "Поддержать инициативу Кабинета Министров Украины и создать в порядке эксперимента сроком на пять лет Північнокримську экспериментальную зону "Сиваш" в административных границах городов Красноперекопск, Армянск и Красноперекопского района Автономной Республики Крым".
Рассматривая пределы действия правовых актов государственного управления, следует отметить, что возможен их "выход" за пределы государственной границы, когда они регламентируют деятельность украинских организаций и граждан за рубежом. Например, Постановление Кабинета Министров "Об участии Украинского контингента в операции многонациональных Сил по выполнению соглашения на территории Боснии и Герцеговины" от 29 декабря 1995 г.
Вопрос о действии актов управления во времени и пространстве непосредственно касается проблемы прекращения их действия. В условиях режима законности прекращения действия акта обусловлено рядом объективных факторов. Их исследование позволило выделить шесть самых общих, за которыми акты прекращают свое действие. Ими являются:
а) выполнение помещенной в акте требования (например, уплата штрафа согласно постановлению). Следует однако отметить, что выполнение акта не во всех случаях означает прекращения его действия. Так, постановление о создании органа управления не прекращает своего действия в связи с фактическим созданием органа. Такие акты прекращают свое действие только в результате отмены;
б) наступления юридического события. Например, смерть гражданина аннулирует действие акта о назначении ему пенсии;
в) волеизъявление заинтересованной стороны, когда акт связан с осуществлением субъективных прав. В большинстве случаев здесь необходимое издание нового акта;
г) истечения срока действия акта, который обусловлен в нем;
д) поглощения содержания акта новым актом;
е) отмена акта в установленном порядке;
3. По характеру компетенции органов, которые выдают акты, последние делятся на акты общего, отраслевого и функционального управления. Первые регулируют управленческие отношения во всех сферах и отраслях; вторые - отношения, связанные с некой одной отраслью государственного управления; третьи - регулируют одну или несколько государственных функций. К первой группе актов государственного управления относятся: акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины, местных государственных администраций. Ко второй - акты управления отраслевых министерств, комитетов, ведомств, а также руководителей отраслей и служб местных государственных администраций; к третьей - акты функциональных органов управления (налоговая администрация).
4. По положению органов, которые принимают акты, по иерархии, последние классифицируются в зависимости от того, какие органы выдают. При этом для разных органов управления установлены разные названия актов.
Президент Украины издает указы и распоряжения.
Кабинет Министров Украины - постановления и распоряжения.
Акты управления Президента и Кабинета Министров могут быть нормативными и индивидуальными. Их нормативные акты, наряду с законами, составляют правовую основу всех других актов государственного управления.
Министерства, комитеты, ведомства, как правило, издают приказы и инструкции.
Главы государственных администраций издают распоряжения, а руководители структурных подразделений государственных администраций - приказы.
Государственные администрации наделены правом принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность.
Приказы - самостоятельный вид управления. Они могут быть как нормативными, так и индивидуальными. Приказами министров и руководителей других ведомств могут вводиться в действие положения, уставы, правила, инструкции.
Инструкция всегда является нормативным актом, который устанавливает порядок применения (выполнения) законов, указов, актов высших органов управления, проведение организационных мероприятий или материально-технических операций.
По общему правилу акты управления, принимаемых министрами и руководителями других центральных ведомств, действующих в сфере функционирования данного министерства и ведомства и обязательны для выполнения всеми подведомственными им органами, министерствами, учреждениями, организациями и их должностными лицами.
Но в некоторых случаях такие акты управления имеют надведомственный характер, распространяют свое действие за пределы данной управленческой системы, обязательные для исполнения органами, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами, которые не входят в данной системы.
Среди нормативных актов местных органов государственной исполнительной власти особое место занимают решения, предусматривающие административную ответственность за их нарушение.
В соответствии с Положением об областной, Киевской, Севастопольскую городскую государственную администрацию и Положение о районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации, указанные органы государственной власти принимают в соответствии с законодательством решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, также решения по вопросам борьбы с эпизоотиями, за нарушение которых установлена ответственность Кодексом Украины об административных правонарушениях.
Кроме этого областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации утверждают правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность ст. 152 (нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов), ст. 159 (нарушение правил торговли на рынках), ст. 182 (нарушение тишины в общественных местах) Кодекса Украины об административных правонарушениях.
В таких решениях всегда четко определен орган, на который возлагается обязанность осуществления контроля за его выполнением. В большинстве случаев такие контролирующие функции возлагаются на милицию, что выступает контролирующей инстанцией или самостоятельно, или совместно с другими органами государственного управления (например, с органами здравоохранения по вопросам соблюдения санитарных правил, органами торговли - по вопросам соблюдения правил торговли).
Они в обязательном порядке публикуются в местной прессе для общего ознакомления населения, а тексты некоторых из них вывешиваются, кроме этого, в доступных для населения местах.
Решения имеют соответствующие реквизиты, а именно: название органа, который принял решение, дата и место его принятия, порядковый номер, название самого решения, определения территории, на которую распространяется решение, перечень установленных обязательств, данные об ответственных за невыполнение данного решения, перечень государственных органов, осуществляющих контроль за выполнением решения, размер санкции, срок вступления решения в силу, подписи должностных лиц, которые выступают от имени органа, который принял решение.
Требования, предъявляемые к актов государственного управления. Акты государственного управления должны соответствовать законам и подзаконным актам вышестоящих органов государственного управления. Незаконный акт управления автоматически признается недействительным.
Любой акт государственного управления должен быть принят компетентным органом в пределах его полномочий. Четкое определение компетенции каждого органа государственного управления на издание акта управления, т.е. обеспечение правильного представления о круге вопросов, которые подлежат ведению данного органа, является обязательным условием правильного осуществления функций и задач каждым органом государственного управления.
Акты государственного управления должны выдаваться в определенном порядке с соблюдением процессуальных правил. Например, одни акты издаются коллегиальным органом, другие - єдиноначальним; одни публикуются в местной прессе, другие - просто доводятся до сведения исполнителей и т.д.
Одной из важных требований, которые относятся к актов государственного управления, является соблюдение определенной формы акта.
Чаще всего акты государственного управления воплощаются в письменной форме, имеют определенное название, подписываются определенными должностными лицами, нумеруются, датируются, обеспечиваются другими реквизитами. Некоторые акты государственного управления воплощаются, в, так сказать, конклюдентну форму (дорожные знаки).
К актов государственного управления в ряде случаев могут быть поставлены и другие дополнительные требования. Так, некоторые из них могут быть выданы только при наличии специального разрешения вышестоящего органа; некоторые могут быть приняты только в пределах определенного срока; некоторые требуют последующего утверждения высшего органа. Письменные акты государственного управления должны быть изложены грамотной, четкой, общедоступным языком, конкретно формулировать содержащиеся в них требования.
При нарушении определенных требований закона акты государственного управления могут быть признаны неправомерными, и, в зависимости от характера нарушений, не порождать юридических последствий с момента их принятия (нарушение закона); оказаться заперечними, то есть такими дефектными актами, которые обязательны к исполнению, но могут быть оспорены заінтнрнсованими органами или лицами в судебном или административном порядке.
В праве, в том числе административном, действует презумпция законности принятых актов управления. Вопрос о признании данного акта неправильным, дефектным решается компетентным государственным органом.
Особые задачи по обеспечению законности выданных органами государственного управления актов возлагаются на органы прокуратуры. В порядке осуществления общего надзора органы прокуратуры могут обжаловать любое действие любого органа государственного управления. Копии важнейших актов, принимаемых органами государственного управления, направляются ими, как правило, органам прокуратуры, которые и осуществляют общий надзор за законностью их принятия и соответствия их закону, что предусмотрено Законом Украины "О прокуратуре" от 5 ноября 1991 г.



Назад