Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

Понятие состава административного правонарушения


Учение о составе правонарушения занимает одно из центральных мест в административно-правовой науке и имеет большое практическое значение. Во-первых, оно способствует выявлению наиболее существенных признаков антиобщественных деяний, их разграничению и установлению справедливых санкций; во-вторых, помогает правовым органам правильно квалифицировать правонарушения и выбирать адекватные им меры воздействия; в-третьих, позволяет понять закон, помогает обучению юристов и правовому воспитанию граждан.
Так что же такое состав проступка? Как он соотносится с самим правонарушением?
Административное правонарушение - это конкретное действие (факт, явление, событие), что произошло (имело место в реальной действительности.
Состав административного правонарушения - это абстрактное описание действия (события, факта, явления). Такое описание представляет собой фиксацию в законе наиболее типичных, что чаще всего встречаются, характерных признаков проступка. Это описание еще не сделанного, а только предполагаемого или возможного действия.
Реальность значительно полнее, ярче, життєвіша, чем его абстракция, то есть состав. Однако для вывода о том, есть или нет некое деяние проступком, его нужно совместить, сравнить с этой абстракцией. "Наложить" абстрактное описание (состав) на конкретное событие. Если в реальном действии проявляются признаки, зафиксированные в составе (абстракции), то его надо признать правонарушением.
Таким образом, под составом административного правонарушения понимается установленная административным законодательством совокупность объективных и субъективных признаков, при наличии которых деяние считается административным правонарушением.
Кодекс Украины об административных правонарушениях признает отсутствие в деянии состава (совокупности субъективных и объективных признаков) административного правонарушения как обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях. Это равнозначно признанию того, что деяния без таких признаков не является проступком.
Так, п. 1 ст. 247 Коап (обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении) определяет, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае отсутствия события и состава административного правонарушения.
Относительно этого возникает вопрос: сколько признаков в правонарушениях, которые эти признаки за своими юридическими свойствами, какие из них являются обязательными для признания деяния административным проступком, то есть образуют его состав.
Вполне очевидно, что каждое конкретное правонарушение имеет огромное количество признаков, выделяющих его из общей массы проступков и делают особым, специфическим явлением реальной действительности.
За своими юридическими свойствами эти признаки делятся на: а) имеющих юридическое значение (юридическое значимые); б) которые не имеют юридического значения (юридическое незначительное).
Например: при совершении мелкого хулиганства (ст. 51 КлАП) стоимость похищенного имеет юридическое значение, а рост правонарушителя, его пол, комплекция, семейное положение, материальное положение и т.д такого значения не имеют, то есть второй признак юридическое незначуща.
Юридическое знащучі признаки в свою очередь делятся на две группы: во-первых, признаки, которые входят в состав проступка (описаны в законе) или конструктивные признаки; во-вторых, признаки, которые не входят в состав проступка.
Ко второй относятся обстоятельства, смягчающие (ст. 34), отягчающие (ст. 35), исключают (ст. 17) ответственность и т.д.
Наличие в деянии конструктивных (которые образуют состав) признаков и делает то или иное деяние административным правонарушением. Более того, реальное действие только тогда считается проступком, когда оно содержит все признаки состава (отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом). Все другие его признаки на такую квалификацию не влияют.
Как следует из дефиниции (определения) состава, эти признаки должны быть закреплены (описаны в законе. Средство, с помощью которого указанные признаки зафиксированы в законе, имеет важное значение для понимания сущности состава административного правонарушения.
Существует, как минимум, две точки зрения на данную проблему. Согласно первой, признаки состава проступка закрепляются в статьях Особенной части КпАП1. Данная точка зрения считается ошибочной, исходя из таких оснований.
Во-первых, она основывается на отождествлении статьи Особенной части с нормой закона, определяющего состав проступка. Стоит отметить, что проблема соотношение нормы права и статьи нормативного акта давно привлекает внимание ученых-юристов. Здесь наиболее плодотворными оказались исследования представителей уголовного права. С их выводами о том, что статья закона может быть частью нормы, а норма может содержаться в ряде статей и даже в ряде законодательных актов, поскольку норма - это правило, а статья законодательного акта - лишь форма изложения мысли законодателя и форма выражения его государственной воли, трудно не согласиться.
Во-вторых, анализ Особенной части Коап показывает, что диспозиции любой статьи не содержат полного перечня всех признаков состава. Например, у них нет указаний на возраст правонарушителя, его вменяемость, намерение и т. п. Эти признаки, будучи общими для всех административных правонарушений, закрепляются нормами Общей части Коап.
Согласно второй точке зрения, административно-правовая норма, закрепляющая состав проступка, синтезируется из положений Общей и Особенной части Коап. Общая часть закрепляет признаки, которые являются обязательными для любого проступка (возраст, по достижении которого наступает административная ответственность; формы вины), и в статьях Особенной части не фигурируют. Особенная часть закрепляет конкретные (специальные) признаки административных правонарушений. Такое "расчленение" административно-правовой нормы по статьям Общей и Особенной частей осуществлено с единственной целью: чтобы десятки раз не повторять общие признаки при определении действия административного правонарушения.
Например, ст. 148 Коап предостерегает: "Повреждения таксофонов - влечет за собой наложение штрафа". Данная статья значит, если вменяемое лицо, достигшее 16 лет, умышленно повреждает телефон-автомат, то компетентный орган вправе наложить на нее административное взыскание в виде предупреждения или штрафа. Итак, согласно этой точке зрения, выяснение состава любого административного правонарушения в обязательном порядке содержит анализ статей Общей и особенной части Коап.
Именно эта точка зрения, по нашему мнению, наилучшим образом соответствует сегодняшним потребностям науки и практики.
Все признаки состава административного правонарушения взаимосвязаны и взаимозависимы, то есть их совокупность представляет собой целостное системное образование. Возьмем для примера мелкое хищение (ст. 51 Коап). Сами по себе такие его признаки, как государственное или коллективное имущество, намерение, достижения 16-летнего возраста и т.д., взятые как отдельно, так и в совокупности, ничего предосудительного не содержат. Но когда они объединяются законодателем в соответствующей норме как признаки конкретного противоправного деяния, перед нами возникает юридическая модель административного правонарушения (его состав).
По признанию такого свойства состава, как целостность, следует очень важный вывод: если в деянии нет хотя бы одного из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и этого состава, то есть оно не может быть квалифицировано по конкретной статье, на основе нормы права, что закрепляет данный состав. Это означает, что в деянии или есть другой состав, либо нет никакого.
Большое практическое значение имеет выделение постоянных и переменных признаков составов правонарушений.
Постоянными считаются те, которые четко определены правовой нормой, теорией или устоявшейся практикой. Например, четко зафиксирован содержание понятий: "возраст наступления ответственности", "поднадзорный", "контрабанда", "безбилетный проезд", "транспортное средство", "пешеход", "торговля с рук" и др.
Переменными называют признаки, содержание которых четко не зафиксирован. Первый вид составляют те признаки, содержащиеся в бланкетных нормах и меняются підзаконни-мы актами, например, законом установлена ответственность за нарушение правил санитарии (статьи 42, 43, 107), торговли спиртными напитками (ст. 156), благоустройства населенных пунктов (ст. 152), содержания собак и кошек (ст. 154), охраны линий и сооружений связи (ст. 147), административного надзора (ст. 187) и т. д. Эти правила могут устанавливаться, меняться, отменяться органами управления, что влечет изменение признаков соответствующих составов.
Так, в последние годы значительные изменения наблюдались в конкретных признаках такого склада, как нарушение правил торговли спиртными напитками: устанавливались и отменялись ограничения времени и места торговли, норм отпуска, запрещался продажу спиртного лицам в рабочей одежде и т. п.
Более того, на основе этих правил путем принятия индивидуальных актов управления могут устанавливаться ограничения для конкретных лиц. Несоблюдение таких ограничений означает нарушение самих правил, а отсюда и нарушение соответствующих статей Коап.
Так, начальник органа внутренних дел на основании ст. 10 Закона Украины "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 1 декабря 1994 г. имеет право своим постановлением установить для поднадзорного следующие ограничения: а) запрет выхода из дома (квартиры) в определенное время, не может превышать восьми часов в сутки; б) запрет пребывания в определенных местах района (города); в) запрещение или ограничение выезда время выезда в личных делах за пределы района (города); г) регистрация в милиции от одного до четырех раз в месяц.
Эти ограничения могут устанавливаться как частично, так и в полном объеме. Более того, этот же начальник уже после установления ограничений, имеет право изменять их объем как в сторону его уменьшения, так и в сторону увеличения.
Нарушение этих ограничений в соответствии со ст. 11 Закона приводит к привлечению к ответственности по ст. 187 Коап, т.е. за нарушение правил административного надзора.
Второй вид переменных признаков - оценочные. Содержание таких признаков в нормативном порядке четко не определяется и вопрос об их наличие или отсутствие решается практическими работниками с учетом конкретных обстоятельств. Поэтому значительную роль в раскрытии их содержания играют теоретические исследования.
Здесь необходимо учесть, что такие признаки, как "грубое нарушение" (статьи 85, 86, 108), "существенный вред" (ст. 186), "аварийная обстановка" (ст. 128'), "обеспечение необходимых условий жизни, обучения и воспитания" (ст. 184), "бесхозяйственное содержание" (ст. 150), "объекты, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов воздушных судов" (ст. 111), "оскорбительное приставание к гражданам" (ст. 173), состояние, "оскорбляющем человеческое достоинство и общественную мораль" (ст. 178), "злостное неповиновение" (ст. 185), "злостное уклонение" (статьи 1853, 1854), "уважительные причины" (ст. 210) и т. п. четко конкретизировать в Коап трудно, а в ряде случаев и не нужно.
По степени обобщения различают признаки: а) общее; б) родовые и видовые; г) конкретные или единичные.
Общие присущи всем складам (противоправность, вменяемость, вина и др.).
Родовые (видовые) характерны для группы складов. Например, для складов, описывающих правонарушения в области стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации, специфическим будет объект посягательств - общественные отношения, складывающиеся в данной сфере.
Конкретные (единичные) характеризуют отдельные конкретные составы. Например, "нецензурная брань" (ст. 173), "безбилетный проезд пассажиров" (ст. 135), "проституция" (ст. 1811), "тишина в общественных местах" (ст. 182), "небольшое количество наркотических средств" (ст. 44), "организатор уличного похода" (ст. 1851), "неуважение к суду" (ст. 1853).
Характеризуя признаки, трудно обойти одно интересное обстоятельство. Конечно законодатель прямо называет признаки проступка или точно указывает на отдельно принятые и действующие нормы, правила и т.п., в которых они содержатся. Однако в одном случае, то ли через очевидность факта, или в результате отклонений от правил правотворчества, признак выводится логическим путем. Это касается ст. 180 Коап "Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения". В ней не сказано, с какого возраста может наступать ответственность за данное правонарушение. Анализ статьи позволяет сделать только один вывод: за такие действия ответственность должна наступать не с 16 лет, как установлено общим правилам (ст. 12 Коап), а с 18 лет - возраста совершеннолетия.
Виды составов административных правонарушений. Изучение составов административных правонарушений невозможно без классификации, без выделения однопорядкових групп, которые принято называть видами. Наиболее удачными рекомендуются следующие классификации:
1. В зависимости от степени общественной опасности выделяют основные склады и квалифицированные.
2. В зависимости от характера ущерба их разделяют на материальные и формальные.
3. В зависимости от субъекта проступка - на личные и служебные (должностные).
4. В зависимости от структуры склады могут быть однозначными и альтернативными.
5. По особенностям конструкции они делятся на описательные и бланкетні (отсылающие).
Кратко остановимся на характеристике каждого из перечисленных видов составов административных правонарушений.
1. Основные и квалификационные склады. Признавая то или иное деяние административным правонарушением и устанавливая за его совершение санкцию, законодатель учитывает, что степень общественной опасности однотипных проступков может быть разный. Так, нарушение водителями транспортных средств правил проезда железнодорожных переездов характеризуется большей общественной опасностью, если при этом возникла аварийная обстановка (ст. 123).
Исходя из этого обстоятельства законодатель в целом ряде случаев конструирует несколько составов административных проступков в отношении одного типа деяний. Такие составы отличаются степенью общественной опасности. На более высокую степень опасности указывают дополнительные признаки, которые принято называть квалифицирующими.
Таким образом, признаки могут быть основными, то есть такими, которые имеют место в каждом случае совершения проступка, и квалифицирующими, то есть такими, которые дополняют основные.
Основные признаки образуют так называемый основной состав. При необходимости законодатель дополняет состав квалифицирующими признаками. При их наличии действие должно быть квалифицировано по статье, предусматривающей более строгое наказание. Склады с такими признаками называют квалифицированными.
Чаще всего в административном праве встречаются такие квалифицирующие признаки, как повторность (статьи 130, 1863, 1644, 154, 181', 187 и др.), наличие или возможность наступления вредных последствий (статьи 123, 126, 127, 128' и др.), состояние опьянения (ст. 127 и др.), аварийная ситуация (статьи 123, 127, 128' и др.), оставление места происшествия (ст. 127), совершения деяния должностным лицом (статьи 73, 74, 75, 76, 77, 2081, 209, 1952), грубое нарушение правил (статьи 85 и 108).
Здесь необходимо отметить, что уголовное право, в отличие от административного, кроме основных и квалифицированных, знает привілейовні склады, то есть склады со смягчающими обстоятельствами (для сравнения: ст. 94 УК - простое убийство; ст. 95 УК - убийство в состоянии сильного душевного волнения; ст. 93 УК - убийство с отягчающими обстоятельствами).
2. Материальные и формальные составы. К материальным принадлежат склады, в которых: а) содержится такой признак, как наступление вредных материальных последствий антиобщественного деяния. Например, повреждение леса сточными водами, Что повлекло его усыхание (ст. 72), уничтожение леса в результате поджога (ст. 77), мелкое хищение государственного имущества (ст. 51); б) описывается действие, что обязательно влечет за собой вредные последствия, хотя последние законом и не названы: потрава посевов (ст. 104), ввод в эксплуатацию предприятий без сооружения устройств, предотвращающих загрязнение вод (ст. 59), заведомо ложный вызов аварийных служб (ст. 183).
К формальным (термин условный) относят склады, в которых нет признаки наступления вредных материальных последствий. Например, проживание по недействительному паспорту (ст. 197), неявка по вызову в военный комиссариат (статьи 210, 211'), нарушение правил въезда в пограничную зону (ст. 202), принятие паспорта в залог (ст. 201).
Необходимо подчеркнуть, что совершение проступка, предусмотренного статьей Коап, содержащий формальный состав, нередко влечет наступления имущественного ущерба. Наличие ущерба в таких случаях не является конструктивным признаком состава, но учитывается при определении размера взыскания. Например, неподготовленность установок, использующих газ, к работе на резервных видах топлива (ст. 103), пуск газа без разрешения органов государственного газового надзора (ст. 101), нарушения технических условий на вико-'нання строительно-монтажных работ (ст. 96), нарушение инструкций по безопасному ведению работ в промышленности (ст. 93).
Завершая характеристику материальных и формальных составов административных правонарушений, отметим, что в уголовном праве в эти понятия вкладывается несколько иной смысл. Под материальными составами здесь понимаются те, в которых момент окончания преступления зв'язуєтья с наступлением общественно опасных последствий (за убийство лицо привлекается только в том случае, если в результате его действий наступила чья-нибудь смерть); под формальными - те, в которых наступления общественно опасных последствий не является признаком, то есть для признания преступления с таким составом достаточно установить, что сделано запрещено законом деяния. К таким преступлениям относится, например, незаконное ношение огнестрельного оружия, ответственность за которое предусмотрена ст. 22 УК.
3. Личные и служебные склады. Составы административных правонарушений делятся на личные и служебные (должностные) в зависимости от того, кто является субъектом проступка - просто гражданин или должностное лицо (статьи 86, 93, 96, 201). Для должностного проступка характерно, что противоправное деяние должно быть совершено через действие по службе. Должностные лица, указано в ст. 14 Коап, подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебных обязанностей.
4. Однозначные и альтернативные склады. Большое практическое значение имеет разделение складов на однозначные и альтернативные. Первых - большинство. В этих складах четко и однозначно указывается признак правонарушения. Например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения (ст. 180), нарушение водителями транспортных средств правил проезда железнодорожных переездов (ст. 123), нарушение правил административного надзора (ст. 187), занятия проституцией (ст. 181'), торговля с рук в неустановленных местах (ст. 160).
В альтернативных складах называются несколько (два или более) вариантов признаков. Закон довольно часто передбаає несколько вариантов действий, совершение которых признается проступком. При этом проступком считается совершение как одной из описанных действий, так и нескольких (или даже всех). Например, ст. 189 Коап устанавливает ответственность за нарушение правил открытия полиграфических и штемпельных предприятий, приобретения, продажи, использования, учета, хранения множительной техники, шрифтов и матриц лицами, ответственными за соблюдение этих правил.
Проступком будет и нарушения только правил учета или только правил хранения, и только правил использования множительной техники, и нарушение всех названных правил вместе. В этой статье мы встречаемся, кроме того, с альтернативой предметов проступка: в ней речь идет о нормах, регламентирующих действия по полиграфического оборудования, множительных аппаратов, шрифтов, матриц. "Таким образом, если однозначный состав называет те единственные признаки, совокупность которых образует, то в альтернативном перечисляется несколько вариантов признаков. Чаще всего эта особенность в описании признаков обусловлена стремлением законодателя избежать общих формулировок, раскрыть содержание признаки, конкретизировать ее. А в ряде случаев конструирования альтернативных складов связано со стремлением нор-мотворчих органов сэкономить нормативный материал и вместо нескольких статей создать единую, но более широкую по охвату явлений.
5. Описательные и бланкетні (отсылающие). Описательные склады полностью раскрывают содержание и суть деяния, что признается административным правонарушением. Например, мелкое хулиганство (ст. 173), разлитие спиртных напитков на производстве (ст. 179), заведомо ложный вызов специальных служб (ст. 183), умышленная порча паспорта или утрата его по неосторожности (ст. 198).
Бланкетні склады указывают на то, что признаки проступка содержатся в отдельно установленных нормах и правилах. Например, нарушение правил административного надзора (ст. 187), нарушение правил торговли спиртными напитками (ст. 156), нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры (ст. 92).
Кроме названных, в основу классификации составов административных правонарушений могут быть возложены и другие критерии. По такому признаку субъективные стороны, как форма вины, проступки могут быть разделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения - на корыстные и некорисливі и т.д.
  



Назад