Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Методика проведения контрольных действий в высшей школе


Традиционно доминирующее место в системе учебно-воспитательной работы в высших учебных заведениях Украины занимают зачеты и экзамены. Педагоги-ученые по-разному относились к этим видам учебной работы. К.Д. Ушинский благосклонно относился к экзаменам, считал, что они способствуют организации учащихся, повышают их ответственность. М.И. Пирогов выступал против экзаменов, которые "воруют у преподавателей немало времени на вред науке, они поддерживают вредное направление у студентов - учиться для экзамена".

Разные взгляды на экзамены в высшей школе были и в советский период (особенно в 20-30-е гг. XX ст.). Но во второй половине XX в. этот вид учебной работы приобрел обязательно характера.

В настоящее время количество экзаменов и зачетов по каждой учебной дисциплины определяется учебными планами. Процесс проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов на экзаменах базируется на таких принципах:

- достаточной обоснованности;

- единства требований;

- гуманизма;

- доброжелательности.

Студенты по-своему оценивают качестве преподавателей, которые имеют значение для обеспечения оптимальных условий проведения контрольных мероприятий. Экспериментальный срез (опрошено 180 студентов старших курсов Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого) показал, что студенты выделили следующие основные качества преподавателей, которые положительно влияют на ход экзамена (оценивали качества по 10-балльной шкале).

1. Справедливость 9,2

2.Глибоке знания предмета 9,1

3.Педагогічний такт 8,1

4.Доброзичливість 7,57

5.Знання индивидуальных особенностей студентов 7,23

6.Педагогічна мастерство 6,89

7.Вимогливість 6,76

8.Володіння методике опроса 6,66

9.Уміння выявлять знания из всего объема курса 5,6

10. Щедрость в оценке знаний, умений и навыков 2,62

В процессе подготовки студентов к экзаменам и их проведение в высших учебных заведениях случается немало прорех, педагогических ошибок. Во-первых, надежда на экзамены как важный фактор итоговой проверки качества знаний, умений и навыков (ЗУН) студентов не всегда оправдывает себя. Когда студенты в течение семестра не включены в активную учебную работу, нет системы организации самостоятельной учебной работы, ее оценивания, они подходят к экзаменационной сессии с слишком бедным багажом знаний. За три-четыре дня перед экзаменом, имея молодую, активную память, студенты заучивают значительный объем знаний, на экзамене "выдают" их, после чего остается слишком мало знаний, а тем более умений и навыков.

За учебными планами на экзамены выделяется много времени. Например, студенты, которые учатся по специальности "История", должны составить 37 экзаменов и 84 зачеты. В целом за пять лет обучения на экзаменационные сессии выделяется 25 рабочих недель (175 дней). Почти полгода тратится на процедуру экзаменов. А результаты этой работы низкие. По данным некоторых исследователей, выпускник ВУЗА владеет 5-6 процентами информации, предусмотренной учебными планами и программами. Даже поверхностный анализ свидетельствует не в пользу традиционной системы проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов. Более эффективными и продуктивными является модульно-рейтинговая и кредитно-модульной системы.

Во-вторых, во время экзаменов студенты тратят слишком много физических и психических усилий. Большое нервное напряжение, стрессовые ситуации, которые обусловлены недостаточной педагогической культурой отдельных преподавателей, и другие факторы приводят к неоправданным затратам энергии. Период обучения в ВУЗЕ не способствует сохранению здоровья.

В-третьих, традиционно во время экзаменов чрезмерным бременем для студентов является "система шпаргалок". На их подготовку тратится много времени. Непосредственная процедура их использования во время экзаменов, реакция преподавателей на это явление - все это унизительно и недостойно. Пользы - никакой, а вреда много: бесполезная трата времени и сил на подготовку, создание на экзамене стрессовых ситуаций, порождение конфликтов между студентами и преподавателями, возникновение предпосылок для необъективности оценки знаний, умений и навыков студента и проявлений социальной несправедливости в оценивании.

Можно ли бороться с этим явлением? Каким образом избегать таких выражений? Можно и нужно бороться. Наиболее целесообразный способ - позволить студентам на экзаменах пользоваться необходимыми источниками информации: записями, дополнительной литературой. Но вопросы должны быть построены таким образом, чтобы они ориентировали студентов не на репродуктивные ответа, а побуждали к творческих размышлений, проявляли понимание сущностных процессов. Необходимо убеждать студентов, что время и здоровье, потраченные на подготовку шпаргалок, не дают результатов. Ведь нет установки на запоминание, осознание закономерностей, процессов, явлений. Действует только установка написать шпаргалку, тайно воспользоваться ею, обмануть преподавателя. Наряду с этим в процессе адаптации студентов к учебной работы в ВУЗЕ необходимо научить их рациональным методам подготовки к зачетам и экзаменам.

- В процессе подготовки и сдачи экзаменов должны решаться такие социально-педагогические задачи: формирование социальной ответственности студентов перед собой, преподавателями, родителями;

- ощущение радости от успехов учебной работы;

- обеспечение условий для корректировки полученных знаний, самостоятельной учебной деятельности;

- обеспечение воспитательного воздействия педагога на студента.

Технология организации и проведения экзаменов должна охватывать такие аспекты:

- ознакомить студентов с программой проведения экзаменов, которая содержит перечень узловых вопросов учебной дисциплины и литературу, которую студенты могут использовать в процессе подготовки к экзаменам;

- ознакомить студентов с эффективными методами подготовки к экзамену с учетом особенностей конкретной учебной дисциплины;

- ознакомить студентов с методикой проведения экзамена. Экзамен может проводиться по экзаменационным билетам и без них; могут быть использованы различные методы проверки: устная, письменная, тестовая (с использованием компьютеров и на бумажных носителях);

- накануне экзамена преподаватель должен организовать консультирование для студентов, у которых возникли определенные затруднения при подготовке;

- непосредственно на экзамене педагог должен создать положительный эмоциональный фон, чтобы уменьшить психологическое напряжение студентов;

преподаватель должен внимательно, заинтересованно выслушивать ответы студентов, стимулируя их к активному мышлению словам ("хорошо", "правильно мыслите", "так", "молодец") и утвердительными и бодрящими жестами. Монологічну ответ студента ни в коем случае нельзя прерывать замечаниями, дополнительными вопросами, выражениями удивление. Студент, готовясь к ответу, в своей памяти определенным образом построил изложение учебного материала. Когда преподаватель прерывает студента, прибегая к диалогу, это вызывает у большинства студентов беспокойство, нервозность, от чего ответ становится путаной, логично непоследовательной. В процессе монологической ответы на вопросы преподаватель, поняв, что студент отвечает уверенно, содержательно, может остановить его и попросить перейти к раскрытию на следующий вопрос билета. После выяснения всех вопросов, которые были в екза менаційному билете, стоит задать несколько вопросов из других разделов учебной дисциплины. Такой подход помогает избежать случайностей.

В процессе экзамена преподаватель должен проявлять доброжелательность, тактичность, толерантность, внимание, сопереживание. Стоит поблагодарить студенту за хороший ответ. Если были недостатки в ответе, выявлены определенные пробелы, то ни в коем случае не следует прибегать к критике личности студента, не унижать его достоинство. Прежде всего надо анализировать ошибки, выявленные в процессе экзамена. Необходимо обеспечивать объективность оценивания учебной работы студента по конкретной дисциплины, учитывая: объем знаний; степень понимания учебного материала и уровень активности, логического мышления; форму изложения учебного материала; умение применять знания на практике с проекцией на будущую профессиональную деятельность; систематичность и усердие студента в процессе проработки содержания учебной дисциплины в течение семестра.

Выставляя оценку по результатам проработки студентами учебной дисциплины, следует учитывать такие педагогические факторы: объективность оценивания; справедливость; не использовать оценку как прием наказания студента за негативные поступки; не допускать выборочной снисхождения при оценивании знаний членов органов студенческого самоуправления; независимость оценивания от предыдущих оценок в зачетке; не допускать выставления оценок "от настроения"; учитывать индивидуальные особенности студентов; не прибегать к крайностям (выявлять мелочность, придирчивость, излишнюю суровость, быть чрезмерно добрым, выявлять либерализм, панибратство и др.); не поддаваться внешнему давлению; не попадать в материальную зависимость от студентов; привлекать студентов к самооценке; комментировать выставленную оценку; не прибегать к морализаторства, унижения достоинства личности студента.

Таким образом, экзамен - сложный процесс подведения итогов познавательной деятельности. Он требует от преподавателя высокой педагогической культуры, мастерства, педагогической техники.

Преподавателям, руководителям кафедр, деканатов стоит время от времени проводить анкетный опрос студентов старших курсов с целью выяснения их оценки деятельности преподавателей на экзаменах.

Приведем результаты опроса, проведенного среди 180 студентов старших курсов различных специальностей Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого. На вопрос: какие качества преподавателя-экзаменатора вам импонируют? - преобладали такие ответы: доброжелательность, обеспечения спокойной обстановки, понимания студентов, справедливость, требовательность, тактичность.

На вопрос: с какими качествами и особенностями поведения преподавателя вам не хотелось бы иметь дело на экзаменах? - студенты ответили: раздражительность, необъективность, проявления предвзятости, симпатий и антипатий, нервная возбудимость, злопамятность, бестактность, грубость, равнодушие, либерализм, несправедливость, попытки "провалить" студента, попытки искусственно "вытаскивать" студента, который не работал в течение семестра, снисходительность к "любимчиков".

Важное место в учебном процессе занимают заліки. их количество и порядок составления определяется учебными планами. Зачеты выставляют по результатам выполнения студентами практических задач. Дополнительный опрос не является обязательным. Ни в коем случае нельзя превращать в зачет экзамен.



Назад