Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

5.3. Административная ответственность Понятие и основания административной ответственности


Административная ответственность - это специфическое реагирования государства на административное правонарушение, заключающееся в применении уполномоченным органом или должностным лицом предусмотренного законом взыскания к субъекта правонарушения.
Как явление правовой действительности она характеризуется двумя видами признаков. Во-первых, это признаки, присущие юридической ответственности в целом (основные); во-вторых, признаки, что отмежевывают административной ответственности от других видов юридической ответственности (производные).
Основные признаки административной ответственности заключаются в том, что она:
1) является средством охраны установленного государством правопорядка;
2) нормативное определена и заключается в применении (реализации) санкций правовых норм;
3) является следствием виновного антиобщественного деяния;
4) сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния;
5) связана с принуждением, с негативными для правонарушителя последствиями (морального или материального характера), которых он должен понести;
6) реализуется в соответствующих процессуальных формах. Производные признаки административной ответственности определяются ее юридической природе.
Длительное время в правовой науке основанием административной ответственности считалась противоправное виновное действие или бездействие, которое нарушает установленное административно-правовой нормой правило, но по своему характеру и последствиям не влечет за собой уголовное наказание.
Итак, первым исходным моментом был тезис о том, что нарушение правил поведения, установленных будь-какой административно-правовой нормой, влечет за собой административную ответственность. Второе исходное положение заключалось в тезисе о том, что привлечение к административной ответственности возможно только при нарушении нормы административного права. Однако современная юридическая практика доказала, что эти отправные позиции не всегда верны. Исследования Института административной ответственности свидетельствуют о том, что она наступает, во-первых, при нарушении не всех, а только определенной группы административно-правовых норм, и, во-вторых, при нарушении норм не только административного права.
Это объясняется спецификой административного права, что, как известно, регулирует общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной-распорядительной деятельности государства. Вследствие многообразия общественных отношений, которые возникают в данной отрасли, все нормы административного права образуют несколько групп. Это такие, что:
- закрепляют порядок создания и правовое положение субъектов;
- определяют формы и методы управленческой деятельности;
- устанавливают порядок прохождения государственной службы, права и обязанности государственных служащих;
- определяют способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении;
- регулируют управления отдельными отраслями (социально-культурной и административно-политической и т.д.), государственными функциями и территориями;
- устанавливают права и обязанности различных категорий физических лиц в сфере исполнительной и распорядительной деятельности государства.
Как правило, административная ответственность наступает за нарушение малейшей части административно-правовых норм, а именно за нарушение физическими лицами некоторых обязанностей в сфере государственного управления, то есть за совершение административных правонарушений (преступлений).
Относительно основной массы норм административного права, то нарушение установленных ими правил влечет дисциплинарную ответственность. Более того, в ряде случаев отдельные категории физических лиц (например, военнослужащие) при совершении административных правонарушений подлежат дисциплинарной ответственности, тогда как по общему правилу установлена административная ответственность (ст. 15 Коап).
Таким образом, не всякое нарушение правил, установленных административно-правовой нормой, влечет административную ответственность. Административную ответственность влечет нарушение только той нормы административного права, охраняемого административными санкциями.
К тому же, административная ответственность может наступать не только за нарушение правил, установленных административно-правовой нормой, но и за нарушение норм других отраслей права. В частности, ст.51 Уголовного кодекса предусматривает возможность привлечения к административной ответственности лица, совершившего преступление, не имеющий большой общественной опасности.
Изложенное позволяет определить, что производными признакам административной ответственности будут такие:
1. Ее основанием является не только административное правонарушение (проступок), но и нарушение норм других отраслей; права, в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.
2. Она заключается в применении к виновным административных взысканий. В ст. 23 Коап указано, что административное взыскание является мерой ответственности.
3. Право привлечения к административной ответственности предоставлено многим государственным органам и их должностным "лицам. Среди них - органы государственной исполнительной власти, "местного самоуправления, суды (ст. 213 Коап). Полный их список содержится в разделе III (статьи 218-244) Коап.
4. Законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности (составления протокола, сбор и оценка доказательств, вынесения постановления и т.п.).
5. Административная ответственность урегулирована нормами административного права, содержащую перечни административных взысканий и органов, уполномоченных применять их.
6. Право установления административной ответственности имеет довольно широкий круг субъектов: Верховная Рада;
Президент; Кабинет Министров, министерства, которые наделены правом утверждения общеобязательных правил (например, Министерство здравоохранения утверждает санитарные правила. Министерство транспорта - правила пользования транспортными средствами и т. д.); областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, принимающих решения, предусматривающие административную ответственность за их нарушение (по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями) и утверждает правила, за нарушение которых предусмотрена ответственность ст. 152 (нарушение правил благоустройства), ст. 159 (нарушение правил торговли на колхозных рынках), ст. 182 (нарушение тишины в общественных местах) Коап; районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, которые принимают решения, предусматривающие административную ответственность за их нарушение (по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями).
Реальная юридическая ответственность наступает при наличии трех оснований: нормативной, составной частью которой является норма, закрепляющая состав; фактической (правонарушения); процессуальной (правозастосовчий, юрисдикционный акт).
Система правовых норм, регулирующих применение административных взысканий, является нормативной основой административной ответственности.
По содержанию их можно разделить на три вида:
а) материально-правовые, что закрепляют общие вопросы административной ответственности (задачи и система законодательства об административных правонарушениях, основания и субъекты ответственности, система административных взысканий и др.); составы административных проступков;
б) административно-процессуальные, что закрепляют производства по делам об административных правонарушениях;
в) организационные, закрепляющие порядок создания, правовое положение, подведомственность субъектов административной юрисдикции.
Нормы, устанавливающие административную ответственность, рассредоточены в различных кодексах и нормативных актах. Основным их источником является Кодекс Украины об административных правонарушениях. Параллельно с ним действуют Таможенный, Лесной, Воздушный кодексы; законы "О чрезвычайном положении", "Об охране государственной границы", "О борьбе с коррупцией" и др., содержащих нормы, которыми устанавливается административная ответственность.
Так, законом "О надзвичайий состояние" установлена административная ответственность за нарушение лицом режима чрезвычайного положения (ст. ЗО) и злостное многократное нарушение этого режима (ст. 31). Законом "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" установлена ответственность за административные правонарушения, связанные с деятельностью на рынке ценных бумаг (ст. 13).
Все вместе они составляют законодательство об административных правонарушениях.
В 60-х и 70-х годах ученые-адміністративісти провели большую работу по разработке основных положений об административной ответственности и подготовили проекты кодифицированных актов. Ее результатом стало принятие 7 декабря 1984 p. Кодекса об административных правонарушениях (введен в действие с 1 июня 1985 г.), что действует и сегодня, правда, со значительными изменениями и дополнениями. Он содержит свыше 330 статей, объединенных в 33 главы и 5 разделов.
В разделе Коап изложены общие положения и задачи законодательства об административных правонарушениях.
Раздел II "Административное правонарушение и административная ответственность" состоит из общей и особенной частей. В Общей части помещены общие положения об понятие административного правонарушения, субъектов ответственности и формы их вины, административные взыскания и правила их наложения. В Особенной части, которая состоит из 11 глав, описаны деяния, признаваемые административными правонарушениями, или, другими словами, закрепленные составы проступков. Каждая статья Особенной части закрепляет не только конкретный состав, но и санкцию за его совершение.
В III разделе Коап перечисляются органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Специальная глава этого раздела устанавливает, какие виды дел может рассматривать каждый орган (должностное лицо), т.е. регулирует подведомственность дел.
Цели, принципы, полномочия участников производства по делам об административных правонарушениях закреплены в IV разделе Коап. Здесь же содержатся положения о порядке осуществления административного расследования и рассмотрения дел, обжалования принятых постановлений.
Последний, V раздел Коап называется "Исполнение постановлений о наложении административных взысканий". В нем сконцентрированы нормы, которыми регулируется выполнение каждого из существующих взысканий.
Необходимо отметить, что административные проступки в основном совершаются в одно время, а рассматриваются в другой. Между днем совершения деяния и днем привлечении к ответственности за это деяние проходит определенный срок, в течение которого может измениться законодательство. Если старая норма отменена, возникает вопрос, какой нормой нужно руководствоваться: действовавшей на момент совершения, или той, что действует на момент рассмотрения дела.
Этот вопрос решается по-разному, исходя из материальных и процессуальных норм.
По общему правилу, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения (ч. 1 ст. 8 Коап).
Поэтому акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, обратной силы не имеют и могут применяться только в отношении деяний, совершенных после вступления этих актов в законную силу. Гуманизм административного права проявляется в установленном законом исключения из общего правила, согласно которому нормы, которые смягчают или отменяют ответственность, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до вступления таких норм в силу (ч. 2 ст. 8 КаПА)»
Названное правило и исключение из него (о действии актов во времени) распространяются только на материальные нормы административного права. Относительно процессуальных норм вопрос решается иначе: производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время совершения, а во время и по месту рассмотрения дела. И никаких исключений здесь нет (ч. Из ст. 8 Коап).
Следовательно, если гражданин совершил проступок, когда действовали одни процессуальные нормы, а дело рассматривается позже, когда уже вступили в силу новые процессуальные правила, производство должно быть проведено в соответствии с новыми нормами.
В настоящее время возникает вопрос о существовании административной ответственности юридических лиц. Однако данная проблема не приобрела приемлемого решения ни в законодательстве, ни в теории административного права.
Дело в том, что действующее административное законодательство не дает обобщенного определения субъекта административного правонарушения и даже не употребляет такого термина. В Кодексе Украины об административных правонарушениях используется термин "лицо" без четкого указания на то, какая это лицо-физическое или юридическое. За рамками Коап действует довольно большая группа норм, устанавливающих ответственность юридических лиц с совершение противоправных действий. И хотя такие действия не отнесены законодателем к административных правонарушений, а ответственность за них не названа административной, они имеют много их признаков. Это, например, нормы, устанавливающие ответственность объединений граждан (статьи 28-32 Закона "Об объединении граждан" от 16 июня 1992 г.), нормы Закона "Об ответственности предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства о ветеринарной медицине" от 5 декабря 1996 г. и др. Более того, в Законе Украины "О семенах" от 15 декабря 1993 г. ст. 25 содержится следующее положение: "Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства по вопросам семеноводства, привлекаются к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Украины".
Очевидно, эти обстоятельства позволяют некоторым исследователям считать, что в административном праве Украины, по аналогии с Российской Федерацией, где действует закон "Об административной ответственности предприятий, учреждений и организаций за административные правонарушения в области строительства", уже сегодня существует административная ответственность юридических лиц1. Полагаем, что данная позиция больше соответствует перспективам совершенствования института административной ответственности, чем реалиям сегодняшнего дня.
Действующий на сегодня Коап недвусмысленно, хотя и косвенно, признает субъектом проступка только физическое лицо. Об этом свидетельствуют, в частности, закреплены нормативное его признаки.
Так, ст. 12 устанавливает возраст, с достижением которого наступает административная ответственность (16 лет); ст. 20 предусматривает как обязательный признак субъекта его вменяемости; ст. 33 требует при наложении взыскания учитывать личность правонарушителя; ст. 256 требует, чтобы в протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке были сведения о личности правонарушителя, а также обязывает правонарушителя подписать протокол; ст. 268 закрепляет за лицом, совершивший проступок, право выступать на родном языке и т.д. Трудно представить, что перечисленные нормы рассчитаны на юридических лиц. Более того, ст. 27 Коап абсолютно точно определяет, что штраф является денежным взысканием, налагаемым на граждан и должностных лиц за административные правонарушения.
Характеристика административных взысканий. Сущность и цель административного взыскания зафиксированы в ст. 23 Коап. В ней подчеркивается, что административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, а также предупреждения совершения новых правонарушений.
Ст. 24 Коап устанавливает следующие виды административных взысканий; 1) предупреждение; 2) штраф; 3) уплатное изъятие предмета; 4) конфискация предмета; 5) лишение специального права; 6) исправительные работы; 7) административный арест.
К лицам, которые не являются гражданами Украины, может быть применено административное выдворение за пределы Украины (ст. 24 Коап и ст. 32 Закона "О правовом статусе иностранцев").
Все названные взыскания тесно связаны между собой и образуют единую систему. В первую очередь их объединяет общая цель: защита правопорядка, воспитание лиц, которые совершили административные проступки, в духе соблюдения законов, а также предупреждение совершения новых преступлений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Каждое взыскания является наказанием, степени ответственности, назначенной за проступки, а применение любого взыскания означает наступление административной ответственности и влечет для виновного неблагоприятные юридические последствия.
Административные взыскания, как правило, заключаются в лишении или ограничении прав или благ. За совершенный проступок гражданин или лишается некоего субъективного права (права управления транспортным средством и т.п.), то есть сужается его правоспособность, или на него полагаются специальные обязанности (уплата штрафа).
Административное взыскание причиняет винном определенные страдания, ограничения. Однако наказание не является самоцелью, оно только необходимое средство воспитания и предупреждения правонарушений. Взыскание является мерой пресечения на пути совершения новых правонарушений со стороны виновного (частная превенция) и правонарушений со стороны других лиц (общая превенция). Задача предупреждения правонарушений некоторые наказания решают не только своим воспитательным воздействием, но и лишением правонарушителя возможности снова нарушить закон.
Поэтому надо различать мероприятия, имеющие только исправительно-воспитательное воздействие (штраф, исправительные работы) и меры, которые наравне с исправительно-воспитательным воздействием создают условия, исключающие возможность совершения новых правонарушений (конфискация, лишение прав).
Административные взыскания налагаются компетентными органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов управления, что имеют принудительный характер. Принудительное воздействие должен быть справедливым, соответствовать характеру проступка и личности правонарушителя. Его тяжесть зависит от тяжести проступка.
Перечень взысканий дано в ст. 24 Коап в строго определенном порядке: от менее строгих к более суровым. Другими словами, закон содержит "ступени" мер воздействия. Эти "ступени" нужны и для тех, кто выдает нормы права, и для тех, кто их применяет. В частности, они имеют большое значение, когда выдаются нормы с альтернативными санкциями.
Каждое из приведенных в статье взысканий не равнозначно другом за объектом взыскания, все они не совпадают по объему и весу влияния. Это разнообразие отражает множественность объектов административных правонарушений и средств посягательств на них, а также неравномерное степень опасности правонарушений.
По характеру воздействия взыскания делятся на личные, имущественные, лично-имущественные. Так, предупреждение и административный арест направлены непосредственно на личность правонарушителя. К имущественного принадлежат штраф, исправительные работы, арест и конфискация предмета. Лично-имущественным взысканиям является лишение специального права. Это взыскание в том или ином объеме влияет на личность через его имущественные интересы.
Взыскание также могут быть разовыми, сиюминутными (конфискация, предупреждение, штраф) и длительными, растянутыми во времени (арест, лишение прав, исправительные работы).
Законодатель разделяет взыскания на основные и дополнительные. Данное положение закреплено ст. 25 Коап. В ней говорится о том, что уплатное изъятие и конфискация предметов могут применяться как основные, так и дополнительные взыскания, а другие взыскания могут быть только основными. За правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное взыскание. Дополнительные взыскания не накладываются отдельно, а присоединяются к основному.
Каждое административное взыскание содержит правовідновний потенциал. Его применением осуществляется прекращения противоправного состояния и восстановления нарушенных проступком юридических отношений.
Система взысканий строго формализована: ими являются только те меры принудительного воздействия, которые законодатель определил как административные. Любые другие средства принуждения, даже если они подобны взыскания за целью, содержанием, названием, к таким не относятся. Так, надо отличать такие взыскания, как административный арест (ст. 32), уплатное изъятие предмета (ст. 28) и конфискацию предмета (ст. 29), лишение специального права (ст. ЗО) от таких мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как административное задержание (ст. 261), изъятие вещей и документов (ст. 265), отстранение водителей от управления транспортными средствами (ст. 266).
Перечень взысканий, которые содержатся в ст. 24 Коап не является исчерпывающим. Часть 3 данной статьи предусматривает, что законодательными актами могут устанавливаться и другие виды административных взысканий.
В случае необходимости законодатель может увеличивать по-карательную силу санкций. Так, ст. 31 Закона "О чрезвычайном положении" (26 июня 1992 г.) установлен административный арест на срок до 30 суток (при общем правиле до 15 суток, ст. 32 Коап).
Виды административных взысканий. Предупреждение (ст. 26 КаАП) применяется как самостоятельная мера наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также в отношении лиц, впервые совершивших проступок и при этом имеют хорошие характеристики. Содержание предупреждение в качестве меры административного взыскания заключается в официальном, от имени государства, осуждении противоправного деяния органом административной юрисдикции и в предупреждении правонарушителя о недопустимости подобных действий в дальнейшем.
Оно рассчитано на воспитательный эффект и не затрагивает ни имущественных, ни других прав нарушителя.
Как и любое другое взыскания, предупреждение требует юридического оформления в виде вынесения письменного постановления, что соответствует требованиям ст. 283 КлАП. Наряду с этим законодатель предусматривает возможность фиксации предупреждение в другой установленной законом форме. Так, ст. 306 Коап определяет, что за совершение нарушений, предусмотренных статьями 116, 1162, 117, 125, ч. 1 ст. 127 Коап, административные взыскания в виде предупреждения на месте оформляются способом, установленным Министерством внутренних дел или Министерством транспорта. Одной из таких форм является "Талон предупреждений", в котором фиксируются нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения.
К предупреждения, как и в любое основного взыскания, может быть присоединено дополнительное взыскание. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться как взыскание.
Предупреждение как административное взыскание надо отличать от предупреждение - меры пресечения противоправного поведения.
Суть предупреждения как меры пресечения заключается в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно компетентным государственным органом. Одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения долга.
Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным предохранительным средством, если закон устанавливает, что сначала к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего невыполнения правовой обязанности - более суровая. Так, снести самовольно возведенное здание можно только в том случае, если и после сделанного предупреждения гражданин продолжает нарушать закон.
Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще не закончено, с целью прекращения противоправного поведения и в установленных законодательством случаях является обязательным первым принудительным западом.
Таким образом, данная мера пресечения отличается от предупреждение в качестве административного взыскания тем, что взыскание налагается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления.
Предупреждение-взыскания необходимо также отличать от предупреждения качестве меры воздействия в отношении несовершеннолетних (от 16 до 18 лет), который применяется в порядке ст. 24 Коап.
Предупреждение как мера воздействия в отношении несовершеннолетних применяется на основании постановления по соответствующему делу об административном правонарушении, что выносится в соответствии со ст. 284 Коап. Эта статья определяет, что по делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из трех постановлений: 1) о наложении административного взыскания; 2) о применении мер воздействия, предусмотренных ст. 24'; 3) о закрытии дела. Таким образом, предупреждение, вынесенное в порядке ст. 24', не является взысканием. Это взыскание (осуждение, негативная оценка) от имени государства лица, совершившего административное правонарушение.
Штраф (ст. 27 Коап) - это денежное взыскание, налагаемое на граждан и должностных лиц за административные правонарушения в случаях, установленных законодательством Украины.
Штраф - административное взыскание налагается на правонарушителей или в административном порядке (органами административной юрисдикции, полномочия которых определены статьями 218-2201 и 222-2447), или в судебном (административно-юрисдикционные полномочия городских и районных судов определены ст. 221). Это исключительно денежное взыскание. Действующему законодательству об административных правонарушениях не известны другие формы штрафа (например, натуральный штраф).
В административно-юрисдикционной практике штраф - доминирующий вид взыскания. В первую очередь это объясняется тем, что он предусмотрен как единственный или альтернативная мера за большинство административных правонарушений.
Административный штраф не возмездное (компенсационная) взыскания. По данным признаком его необходимо отличать от гражданско-правового штрафа. Первое (административный штраф) - это мера воздействия на психику и имущественное положение правонарушителя. Второе - компенсация материального ущерба, причиненного вследствие нарушения договорных обязательств.
За единицу исчисления административного штрафа, в соответствии с Законом Украины "О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно усиления административной ответственности в виде штрафа" от 7 февраля 1997 г., принято необлагаемый налогом минимум доходов граждан.
Как административно-правовая санкция штраф характеризуется:
1) государственным принуждением;
2) ограничением имущественных интересов тех, к кому он применяется;
3) одновременным (разовым) взысканием.
Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении данного взыскания, а в случае обжалования или опротестования - 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Если штраф наложен на лицо в возрасте от 16 до 18 лет, а у него отсутствует самостоятельный заработок, то штраф взимается с родителей или лиц, их заменяющих.
В случае неуплаты штрафа в установленный срок постановление о наложении взыскания направляется для удержания соответствующей суммы денежных доходов правонарушителя. Если удержать штраф с этих доходов не имеет возможности, должностным лицом выносится постановление о наложении штрафа судебным исполнителем при районном (городском) суде. Судебный исполнитель направляет взыскание штрафа на личное имущество правонарушителя. Если такого не оказывается, по данному факту составляется акт, утверждающий судья.
Из текста ст. 258 Коап следует, что незначительные административные правонарушения, такие как повреждение внутреннего оборудования вагонов, стекол в пассажирских поездах, курение в вагонах пригородных поездов, курение в неустановленных местах в поездах местного и дальнего сообщения, а также в метрополитене (ст. 110); повреждение внутреннего оборудования морских судов и курение в неустановленных местах этих судов (ст. 115); управление речными и маломерными судами, которые зарегистрированы в установленном порядке или не прошедшим технического осмотра; превышение водителями этих судов скорости движения, стоянка в запрещенных местах, несоблюдение требований навигационных знаков, нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и сигналов (ст. 116, ч. С, 5); выбрасывание за борт речного или маломерного судна мусора или иных предметов (ст. 116); нарушение правил безопасности пассажиров во время высадки и посадки при пользовании речными и маломерными судами, курение в неустановленных местах на речных судах (ст. 117, ч. 1, 3) и т.д допускается наложение и взыскание штрафа на месте их совершения.
Наложение и взыскание штрафа на месте совершения правонарушений, предусмотренных статьями 70, 73, 77, 90, 91, 153 допускается в случаях, если его размер не превышает трех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст. 258 Коап). При взыскании штрафа на месте правонарушителю выдается квитанция установленного образца, являющаяся документом строгой отчетности.
Такое взыскание может применяться к лицам, которые освобождены от уголовной ответственности на основании ст. 51 Уголовного кодекса Украины.
Оплатное изъятие (ст. 28 Коап) применяется только в отношении предметов, которые стали орудием совершения или непосредственного объекта административного правонарушения. Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передачи бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, которое находилось в личной собственности правонарушителя. Это взыскание может быть основным или дополнительным. Уплатное изъятие огнестрельного оружия и боеприпасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Это взыскание содержится в санкциях статей 121', 130, 133, 1бб1, 191, 193.
Цель сплатного изъятия - исключить владения предметом, запрещенным к использованию или же используемым с нарушением установленных правил. Данная мера более мягкая по сравнению с конфискацией и отличается от нее сплатним характером.
По целевой направленностью данное взыскание отличается от такой меры, как реквизиция. Реквизиция (от лат. reguisi-tum - необходимое) - это изъятие государственного имущества у собственника в государственных или общественных интересах с выплатой собственнику стоимости реквизированного имущества.
Так, ст. 68 Кодекса "Торгового мореплавания Украины" предусматривает, что капитан судна в случае нехватки продовольствия, "если все жизненные припасы, в том числе неснижаемый запас продовольствия, исчерпаны, с целью общего распределения имеет право провести реквизиции необходимого количества продовольствия, что есть в распоряжении лиц, находящихся на судне, и реквизиции груза, находящегося на судне и который может быть использован для питания. О реквизиции составляется акт. Стоимость реквизированного продовольствия и груза возмещается судовладельцем".
Конфискация (ст. 29). Конфискация предмета, который стал орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездной передачи этого предмета в собственность государства.
Данное взыскание применяется органами административной юрисдикции (чаще всего судьями, таможенными органами, органами внутренних дел), как правило, в качестве дополнительного взыскания (статьи 4б1; 85; 133; 160; 162 и др.). Как основное административное взыскание конфискация предусмотрена только за нарушение некоторых таможенных правил (статьи 208 и 209).
Это не компенсационной меры. Возмещение имущественного ущерба не принадлежит к целей данного взыскания. Не связана конфискация и с удовольствием любых государственных или общественных интересов. Ее цель как административного взыскания заключается в принуждении человека к выполнению возложенных на нее обязанностей.
Административно-правовая конфискация всегда является специальной (имеет специальный характер). Это означает, что не все имущество конфискуется и не любые предметы. Конфискация производится только по вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты, предметов спекуляции и т.д.).
В ст. 29 Коап подчеркнуто, что конфисковать можно лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. Дело в том, что конфисковывать дело, что не принадлежит правонарушителю, - значит, наказать владельца имущества, который не совершил правонарушение и не подлежит административной ответственности (к сожалению, в практике подобные случаи имеют место). Конфискованный предмет переходит из личной собственности в собственность государства.
К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты.
Конфискацию как административное взыскание надо отличать, во-первых, от реквизиции; во-вторых, от изъятия предметов в качестве меры пресечения административных правонарушений (статьи 260, 265 Коап); в-третьих, от изъятия как меры предупреждения административных правонарушений; в-четвертых, от конфискации как одного из дополнительных наказаний за совершение преступлений (статьи 23 и 35 УК); в-пятых, от извлечения, который осуществляется в гражданско-правовом порядке (статьи 105, 136 ГК).
Статья 55 Закона "О собственности" от 7 февраля 1991 г. определяет, что "за обстоятельств чрезвычайного характера: в случаях стихийного бедствия, аварий, эпидемий, эпизоотий имущество в интересах общества по решению органов государственной власти может быть удален (реквизированы) у собственника в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Украины с выплатой ему стоимости имущества".
Изъятие предметов как предохранительная мера административных правонарушений применяется только в несудебном порядке. Ее основанием является статьи 260 и 265 Коап, а также другие действующие нормативные акты. Применяется она должностными лицами органов, которые перечислены в статьях 234, 234, 262, 264 Коап (органы государственной налоговой администрации, таможенного контроля, контрольно-ревизионной службы, МВД и др.). Такое изъятие допускается относительно предметов, обращение которых ограничено (они запрещены к продаже, ношения, перевозки, пересылки) или предметов, которые могут находиться в обращении при условии соблюдения установленных правил. Например, изъятие предметов, перемещаемых через таможенную границу с нарушением таможенных правил.
Так, согласно п. 22 ст. 11 Закона "О милиции" от 20 декабря 1990 г. ее рабочим предоставлено право изымать при необходимости оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и материалы; в соответствии с п. 9 ст. 5 Закона "О защите прав потребителей" (в редакции от 15 декабря 1993 г.) рабочие Государственного комитета Украины по делам защиты прав потребителей имеют право изымать некачественные товары; работникам таможенных органов предоставлено право изымать предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил (ст. 128 Таможенного кодекса Украины).
Изъятие как предохранительная мера осуществляется в связи с реальным, а не возможные правонарушения, однако наказание правонарушителя не является ее целью. Цель данной меры - прекращение правонарушения.
Изъятые в порядке прекращения правонарушения предметы хранятся до рассмотрения административного дела. После рассмотрения дела в отношении этих предметов принимается решение либо об их конфискации, или возвращения владельцу, или об их уплатное изъятия.
Изъятия с целью предупреждения правонарушений допускается относительно предметов, которыми владеют на законных основаниях, однако конкретные обстоятельства позволяют соответствующим государственным органам принимать решение об их изъятии в административном порядке. Решение о таком изъятии принимаются в соответствии с действующим законодательством. Эта мера от других видов изъятия отличается отсутствием связи с конкретным правонарушением. Она имеет чисто превентивный характер и ставит целью устранения условий, которые могут способствовать совершению правонарушения.
Так, согласно п. 5 ст. 23 Закона "О чрезвычайном положении" органами, осуществляющими чрезвычайное положение, может применяться временное изъятие у граждан зарегистрированного огнестрельного и холодного оружия.
Конфискация как одно из дополнительных наказаний за совершение преступлений (статьи 23 и 35 УК) производится исключительно по приговору суда, является дополнительным наказанием за совершенное преступление, может распространяться на все имущество осужденного или его часть, независимо от связи предметов, конфискуются, с преступным деянием.
Изъятия на основании гражданско-правовых норм осуществляется исключительно в судебном порядке с соответствующим иском (см.: статьи 105, 136 ГК).
Лишение специальных прав (ст. ИЗ Коап). Лишение прав - это ограничения правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется в отношении тех субъективных прав, которые ранее были предоставлены субъекту органами государственного управления. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган государственного управления временно лишает его этого права.
Среди взысканий Коап называет только два вида лишения специального права: права управления транспортными средствами (статьи 108; 116; 122; 123; 124; 130 и др.) и права охоты (ст. 85).
Такое взыскание предполагается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом. Оно применяется уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел (относительно права на управление автомобильным транспортом); органами речного транспорта и Госавтоинспекции по маломерным судам (относительно права управления речными и маломерными судами); органами, осуществляющими надзор за соблюдением правил охоты (относительно права на охоту) на срок до трех лет.
Во всех случаях применения данного взыскания речь идет о лишение специальных прав, которые отличаются от конституционных прав, которые граждане имеют от рождения или которые возникают в результате приобретения дееспособности. Основная их особенность заключается в том, что они персонифицированы, то есть даются конкретному лицу в разрешительном порядке.
Лишение прав, будучи взысканием, одновременно выполняет задачи прекращения противоправной деятельности, в нем удачно сочетаются карательный и пресекательный моменты. Предупредительное задачи он решает не только путем исправления и перевоспитания правонарушителя, но и путем лишения его возможности снова оказывать аналогичные проступки.
До лиц, пользующихся транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управление ими транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охоты лицам, для которых охота является основным источником существования.
Исправительные работы (ст. 31 Коап) - взыскание имущественного характера, что продолжается. Оно применяется на срок от 15 дней до двух месяцев с отбыванием по месту постоянной работы виновного и с отчислением до 20 процентов его заработка в доход государства.
Исправительные работы назначаются районным (городским) судом (судьей). Данная санкция применяется только к правонарушителям, имеющих постоянную работу. Она не может применяться к нетрудоспособных лиц (пенсионеров по возрасту, инвалидов, беременных). Кроме этого, согласно ст. 15 Коап, исправительные работы не могут быть применены в военных, призванных на сборы военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Данное взыскание применяется за административные правонарушения, что по степени общественной безопасности приближаются к преступных деяний. Это мелкое хищение (ст. 51), уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением (ст. 51), мелкое хулиганство (ст. 173), злостное неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции (ст. 185) и др.
Исправительные работы назначаются только как основное взыскания и происходят исключительно по месту постоянной работы правонарушителя. Отчисления производятся из заработка по основному месту работы, по совместительству, гонораров, получаемых по договорам и трудовым соглашениям. Они не допускаются с пенсий, денежной помощи, выплат единовременного характера.
Кроме отчислений денежных сумм в доход государства, исправительные работы предполагают еще ряд правообмежень имущественного и трудового характера, так, в период отбывания исправительных работ запрещается предоставление очередного отпуска, время их отбытия не засчитывается в трудовой стаж, не допускается увольнение с работы по собственному желанию, кроме отдельных случаев (переход на работу с лучшими условиями труда, на работу по специальности и т.д.).
Во всех случаях исправительные работы устанавливаются законодателем в рамках альтернативных санкций.
Данное взыскание может применяться к лицам, которые освобождены от уголовной ответственности на основании ст. 51 Уголовного кодекса Украины.
Административный арест (ст. 32 Коап). Данное мероприятие ответственности установлен за административные правонарушения, что по степени общественной безопасности приближается к преступлениям. Он является наиболее строгим из всех видов административных взысканий. Поэтому законодатель прямо указывает, что административный арест применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Этим же обстоятельством объясняется использование данного взыскание только в альтернативных санкциях.
Назначается административный арест только судом (судьей) на срок до 15 суток. Его не применяют к беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 12 лет, лиц, не достигших 18 лет, инвалидов 1 и 2 групп (ст. 32), а также военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (ст. 15).
Исключительность административного ареста означает, что возможность применения к правонарушителю альтернативных мер воздействия тщательно изучена и признана нецелесообразной. В этой связи характерны санкции ст. 173 "Мелкое хулиганство"; ст. 178 "Распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в общественных местах в пьяном виде"; ст. 185 "Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка, военнослужащим; ст. 185 "Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций". В них подчеркивается, что данные проступки влекут административный арест лишь в тех случаях, когда с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя применения к нему других мер воздействия признается недостаточным.
По действующему законодательству административный арест предполагается за совершение таких видов правонарушений:
• незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах (ст. 44);
• мелкое хулиганство (ст. 173);
• распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в общественных местах в пьяном виде (ч. Из ст. 178);
• злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка, военнослужащего (ст. 185);
• нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 185);
• проявление неуважения к суду (ст. 1853).
Кроме этого, предусмотрен административный арест как следствие уклонения лица от отбывания исправительных работ, примененных за совершение мелкого хулиганства. В соответствии со ст. 325 Коап, постановлением судьи неотбытый срок исправительных работ может быть заменен административным арестом из расчета один день ареста за три дня исправительных работ, но не более чем на 15 суток.
Данное взыскание может применяться к лицам, освобожденным от уголовной ответственности на основании ст. 51 Уголовного кодекса Украины.
Выселение за пределы Украины как мера административного взыскания применяется по решению органов внутренних дел и Службы безопасности Украины.
Она распространяется исключительно на иностранцев. Применение данной меры предусмотренное ст. 24 Коап и ст. 32 Закона Украины "О правовом статусе иностранцев" от 4 апреля 1994 г.
Иностранец может быть выдворен за пределы Украины в трех случаях:
1) если его действия противоречат интересам обеспечения безопасности Украины или охраны общественного порядка;
2) если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Украины;
3) если иностранец грубо нарушил законодательство о правовом статусе иностранцев.
В случае принятия решения о выселении иностранец обязан покинуть территорию Украины в сроки, указанные в настоящем решении. Если иностранец уклоняется от исполнения такого решения, то он подлежит задержанию и принудительному выселению, однако для этого необходима санкция прокурора. Задержание для принудительного выселения допускается только на срок, необходимый для практической реализации данного решения.
Решение о выдворении иностранца может быть обжаловано в судебном порядке. Обжалование не приостанавливает исполнение решения о выселении. Выселение иностранцев осуществляется органами внутренних дел.



Назад