Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

6.3. Производство по делам об административных правонарушениях


Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях - особый вид административного процесса, который в значительной мере урегулирован правовыми нормами, которые сконцентрированы в разделах IV и V Кодекса об административных правонарушениях (главы 18-33).
Применение во время производства по делам об административных правонарушениях мер государственного принуждения обуславливает высокую степень формализации процесса. Здесь четко определены задачи производства (ст. 245); обстоятельства, исключающие производство (ст. 247); такие принципы, как равенство перед законом (ст. 249); законность, состязательность и т.п.; виды доказательств (ст. 251); требования к важнейших процессуальных документов, в частности к протокола (статьи 254-257), постановления по делу (статьи 283-286); меры обеспечения производства (ст. 260: административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов); права участников производства (статьи 268-275); сроки и порядок рассмотрения дел (статьи 277-279); обжалование и опротестование постановления по делу (статьи 287 - 297); выполнение постановления главы 25-33, статьи 298-330).
Все это в определенной степени сближает производства по делам об административных правонарушениях с уголовным процессом.
Вместе с тем, административному производству не присуща сложная процедура расследования дел, упрощен порядок возбуждения, а нередко и рассмотрения дела. Возможны случаи, когда не составляется протокол об административном правонарушении (например, ст. 258 - нарушение правил пользования речными и маломерными судами).
Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях являются короткими: 15, 7, 5, 3, 1 сутки (ст. 277). Такое положение объясняется тем, что административные правонарушения по большей части легко устанавливаются и, как правило, не требуют много времени для расследования и рассмотрения по сравнению с уголовными делами.
Анализ законодательства позволяет выделить два вида производства по делам об административных правонарушениях: обычное и упрощенное.
Обычное осуществляется в большинстве дел и детально регламентировано действующим законодательством. Оно предусматривает составления протокола: определяет содержание, предупредительные меры и порядок их применения; права и обязанности участников производства; порядок рассмотрения дел; факты, обстоятельства, являющиеся доказательствами.
Упрощенное производство применяется относительно небольшого количества правонарушений, прямо предусмотренных ст. 258 Коап. Такое производство характеризуется минимумом процессуальных действий и их оперативностью. Протокол о правонарушении не составляется, должностное лицо, изъявившее правонарушения, принимает и выполняет решение о наложения и взыскания (штрафа или предупреждение).
В случае взыскания штрафа нарушителю выдается квитанция о его уплате.
Оформление предупреждение осуществляется либо путем вручения официального письменного предупреждения по установленной форме, или путем устного предупреждения.
К административных правонарушений, производство по которым осуществляется в упрощенной форме, относятся:
• нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 77) в случаях наложения штрафа инженерами отделов охраны и защиты леса, летчиками-наблюдателями баз авиационного защиты леса, лесничими и другими лицами, которые перечислены в п. Из ст. 241;
• нарушение правил карантина животных и других ветеринарно-санитарных правил (ст. 107) в случаях наложения штрафа государственной ветеринарной инспекцией;
• выбрасывание мусора и иных предметов из окон и дверей вагонов, проход по железнодорожным путям в неустановленных местах (ч. Из ст. 109);
• повреждение внутреннего оборудования вагонов, стекла в пассажирских поездах, курение в вагонах пригородных поездов, курение в неустановленных местах в поездах местного и дальнего следования, а также в метрополитене (ст. 110);
• повреждение внутреннего оборудования морских судов и курение в неустановленных местах этих судов (ст. 115);
• управление речными и маломерными судами, не зарегистрированными в установленном порядке или не прошедшим технического осмотра; превышение водителями этих судов скорости движения, стоянка в запрещенных местах, несоблюдение требований навигационных знаков, нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков (ч. 1, 3, 5 ст. 116);
• выбрасывание за борт речного или маломерного судна мусора или иных предметов (ст. 116);
• нарушение правил безопасности во время высадки и посадки пассажиров на речных и маломерных судах, курение в неустановленных местах на речных судах (ч. 1, 3 ст. 117);
Надо отметить, что в случае, когда нарушитель перечисленных норм отрицает наложенное на него взыскания, то составляется протокол об административном правонарушении и производства осуществляется в обычном порядке.
Производство по делам об административных правонарушениях часто определяют как институт административного права, который содержит нормы, которые регулируют деятельность уполномоченных органов и лиц по применению административных взысканий за административные правонарушения или же как деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий и совокупность отношений, возникающих при этом, урегулированных нормами административного права.
При этом учитывается, что производство может закончиться оправданием невиновного, может быть закрыто в связи с истечением срока давности и по другим основаниям (ст. 247 Коап). Таким образом, данный вид производства далеко не всегда является деятельностью по наложению и выполнению административных взысканий.
Четкие ориентиры для решения этого вопроса содержит ст. 245 Коап. Она определяет, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; воспитание граждан в духе соблюдения законов.
Отсюда следует, что решаются два комплексные взаимосвязанные задачи. Во-первых, юрисдикционное (своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления). Во-вторых, профилактическое выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; воспитание граждан в духе соблюдения законов.
Следовательно, производство по делам об административных правонарушениях - это правовой институт, в рамках которого регулируются процессуальные административно-деликтные отношения и обеспечивается разрешения административных дел, а также предупреждение административных правонарушений.
В предложенном определении нет упоминания о нормах - основной элемент механизма правового регулирования, однако, понятие правового института и регулирования административно-деликтных отношений ничего кроме регулирующей функции норм не предполагает.
Административно-процессуальные нормы, которые входят в институт производство по делам об административных правонарушениях, регулирующих порядок реализации соответствующих материальных норм, процедуры их применения, процесс осуществления принудительного воздействия на виновных за помощью административных взысканий. Другими словами, они регламентируют комплекс административно-деликтных отношений.
Основная часть административно-процессуальных норм, то есть правил производства по делам об административных правонарушениях содержится в Кодексе Украины об административных правонарушениях. Однако процессуальные административно-деликтные отношения регулируются и достаточно большим количеством норм, которые в Коап не включено.
Во-первых, это установленные законами Украины специфические правила рассмотрения отдельных категорий дел, которые вносят изменения общего порядка производства по делам об административных правонарушениях. К ним, например, относятся нормы, регулирующие производство по делам о нарушении таможенных правил, содержащиеся в Таможенном кодексе Украины (глава 2). В частности, в ст. 121 настоящего Кодекса содержится норма, которая устанавливает, что производство по делам о нарушении таможенных правил осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом, а в части, им не урегулированной - согласно законодательства Украины об административных правонарушениях.
Во-вторых, это нормы подзаконных актов, которые уточняют и конкретизируют нормы КлАЛ. Так, в ст. 266 Коап сказано, что лица, которые управляют транспортными средствами и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат отстранению от управления ими и обзорные на состояние опьянения в порядке, определенном Министерством внутренних дел. Министерством здравоохранения и Министерством юстиции.
Производство по делам об административных правонарушениях тесно связано с гражданским судопроизводством. Особенно четко эта связь проявляется на стадии пересмотра постановлений в связи с обжалованием в суде действий органов и должностных лиц по наложению административных взысканий.
Так, если гражданин подает в суд жалобу на постановление о привлечении его к административной ответственности, то она рассматривается в соответствии с нормами статей 236, 237, 244-248 Гражданского процессуального кодекса. Понятно, что это уже не административный, а гражданский процесс (производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений). Если суд отказывает в удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело опять возвращается к административного процесса и дальнейшая деятельность осуществляется на основании норм административного права.
Производство по делам об административных правонарушениях довольно тесно связано с уголовным процессом и может стать продолжением уголовно-процессуальной деятельности. Это происходит в тех случаях, когда в соответствии с законом (ст. 7 УПК) уголовное дело прекращается, а правонарушитель привлекается к административной ответственности.
Изложенное выше свидетельствует о тесной связи основных процессуальных отраслей - административного, гражданского и уголовного процессов.
Производство по делам об административных правонарушениях является разновидностью исполнительной-распорядительной деятельности, и поэтому в нем действуют общие принципы управления, такие, как законность, демократизм, гласность, широкое участие общественности и т.д. В то же время здесь действуют и специфические, обусловленные задачами данной деятельности принципы. Прежде всего это принцип объективной истины и принцип обеспечения права на защиту.
Выяснения объективной истины в делах - основная задача административного производства. Данный принцип обязывает должностных лиц, которые расследуют и рассматривают дела, исследовать все обстоятельства и их взаимосвязи в том виде, в котором они существовали действительно, и на этом основании исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения.
Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемого к ответственности, необходимых правовых возможностей для доказательства своей невиновности или приведения обстоятельств, смягчающих его вину. Названа лицо пользуется широкими правами на всех стадиях производства. Согласно ст. 268 Коап лицо, которое привлекается к административной ответственности, может знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать постановления, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката и т.п.
Когда речь идет о праве на защиту, прежде всего подразумевается лицо, привлекаемое к ответственности, однако, в процессе может принимать участие и другой гражданин, непосредственно заинтересован в справедливом решении дела, - потерпевший. Согласно ст. 269 Коап, потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Если в протоколе об административном правонарушении указано потерпевшего, то с момента составления протокола данное лицо приобретает процессуальных прав, предусмотренных в настоящей статье. Как и лицо, которое привлекается к административной ответственности, потерпевший имеет право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства об истребовании доказательств, назначении экспертизы, а также подавать жалобу.
Обжалование действий органов и должностных лиц относительно привлечения к административной ответственности является важным институтом реализации права на защиту. Оно регламентировано целым рядом статей Коап(7, 267, 268, 281, 283, 287-289, 291-293 и др.).
Право на обжалование любых действий и решений по делу об административном правонарушении - одна из наиболее важных гарантий защиты прав человека, как той, привлекаемого к административной ответственности, так и потерпевшего. Это действенное средство обеспечения законности и основание для проверки обоснованности принятых по делу решений и, наконец, постановления. Обжалование реально способствует скорейшему исправлению допущенных ошибок, выявления недостатков в работе органов, которые рассматривают дела об административных правонарушениях.
Коап не установлено никаких требований относительно форм жалоб. Закон Украины "Об обращениях граждан" от 12 октября 1996 г. также не содержит норм, регламентирующих данный вид жалоб. Это обстоятельство является одной из гарантий свободы обжалования решений и действий по делу об административном правонарушении.
Субъектами обжалования являются: а) лицо, которое привлекается к административной ответственности; б) потерпевший, если он есть; в) их законные представители; г) адвокат.
Одной из важнейших основ права на защиту является презумпция благотворительности гражданина и ее юридический вариант - презумпция невиновности. Она заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, считается невиновным до тех пор, пока иное не будет доказано и зафиксировано в установленном законом порядке. Отсюда следует также, что бремя доказывания возлагается на обвинителя.
Привлечен к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя и имеет на это право. Из презумпции невиновности следует и такое важное положение:
любое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Это обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных постановлений.
Отсюда следует, что решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформление и исследования доказательств.
Доказательствами по делу об административном правонарушении (ст. 251 Коап) являются любые фактические данные, на основании которых в определенном законом порядке орган (должностное лицо) устанавливает наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевших, свидетелей, заключением эксперта, вещественными доказательствами, протоколом об изъятии вещей и документов, а также другими документами.
Особенностью доказательств является то, что они должны быть получены в установленном законом порядке, в противном случае они не будут иметь доказательной силы. Речь идет о предусмотренный Коап порядок производства по делу об административном правонарушении. Например, протокол, которым фиксируется совершения правонарушения, должен быть составлен по определенной форме уполномоченным на то должностным лицом или представителем общественности (ст. 255 Коап).
Согласно закону получение и оценка всех необходимых доказательств осуществляется компетентным органом или должностным лицом, правомочными решить данную дело (ст. 252 Коап).
Правом предоставлять доказательства пользуются лица, участвующие в производстве по делу (лицо, которое привлекается к ответственности, потерпевший, законные представители, адвокат), и другие лица. Доказательства могут быть истребованы органом или должностным лицом, рассматривающим дело, от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по ходатайству участников процесса или по собственной инициативе.
Установленный законом порядок сбора, получения доказательств является надежной гарантией их истинности, достоверности. Нарушение или несоблюдение этого процесса может вызвать лишь сомнения в достоверности доказательств и в обоснованности произведенных с их помощью выводов.
От доказательств как фактических данных следует отличать их источники, что представляют собой средства хранения и передачи информации, средства, с помощью которых она вовлекается в сферу производства по делам об административных правонарушениях. В то же время следует отметить, что в правовой науке и на практике доказательства нередко расценивают и как же информацию, и как источник сведений.
Информация может рассматриваться как доказательство при наличии двух условий: во-первых, если она содержит данные о наличие или отсутствие административного правонарушения и виновности лица в его совершении и других обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела; во-вторых, если она получена в порядке и из источников, предусмотренных законом.
В научной литературе принято делить доказательства на первоначальные и производные, прямые и косвенные, положительные и отрицательные, обвинительные и оправдательные. Однако, для решения задач административного производства наиболее значимым является их группировки в зависимости от источника соответствующих сведений.
Во-первых, это данные, получаемые от различных лиц, в основном участников производства: правонарушителя, потерпевшего, свидетелей, то есть информация, которая передается людьми, которые непосредственно принимали участие в исследуемом деянии, были его очевидцами, имеют какие-либо сведения о нем. Не всегда показания протоколируются, фиксируются в виде объяснений, они могут восприниматься, репродукуватися и в устной форме.
Вторым видом данных, получаемых от людей в форме слов, цифр, графиков и других принятых в обществе способов информационного воздействия, есть заключения экспертов, мнения специалистов. Решение о производстве экспертизы принимается субъектом, который решает административное дело. Однако вопросы назначения и проведения экспертизы законом не регламентируются. Поэтому на практике решение о производстве экспертизы оформляется в виде направлений, ходатайств и т.п. Выводы экспертов, свидетельства специалистов широкая используются, например, для определения состояния опьянения, принадлежности вещества к наркотических веществ, размера вреда, установление стоимости товаров и их качества, характера загрязнений природной среды.
Во-вторых это: вещественные доказательства, документы, которые являются материальными носителями информации. Основные способы нахождения и привлечения источников материальных доказательств - уход, изъятия, предоставления заинтересованными лицами. Формами, которыми они представлены в процессе доказывания, является протокол об административном нарушении, протокол изъятия вещей, справка о стоимости вещи и т.д.
Вещественные доказательства - это предметы материального мира, на которых имеются следы правонарушения (пом'ятини на автомобили, испорченный паспорт) или которые по своей форме, содержанию свидетельствуют о правонарушениях (наркотические вещества, оружие, нестандартная продукция, видеофильмы и т.д.). Вещественные доказательства содержат информацию в чистом виде. К материальным носителям информации можно отнести и показания технических средств. Они достаточно широко используются, например, в работе ГАИ для определения скорости движения автомобилей, содержания загрязняющих веществ в выбросах, состояния опьянения водителя.
В документах информация содержится в преобразованном виде, она передается словами, цифрами, чертежами, схемами мест событий и т.д.
В-третьих, это непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать административных проступках. Например, инспектор ГАИ, увидев нарушение правил дорожного движения, фиксирует его и все результаты своих наблюдений использует в качестве доказательства в расследовании, которое сам и проводит.
В уголовном процессе такой вид доказательств не допускается: если лицо была очевидцем преступления, она становится свидетелем.
В административном юрисдикционном процессе использования таких доказательств обеспечивает его оперативность. Без них работникам ГАИ, держмисливнагляду и ряда других инспекций было бы намного сложнее выполнять свои правоохранительные функции, своевременно влиять на виновных.
Наблюдения уполномоченного лица, за исключением случаев упрощенного производства, фиксируются непосредственно в протоколе об административном правонарушении.
Уполномоченный орган (должностное лицо) оценивает собранные доказательства по личному убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. При этом он руководствуется законом и правосознанием.
При оценке доказательств надо понимать заключение органа или должностного лица, рассматривающего дело, о достоверности или недостоверности полученных фактических данных об обстоятельствах этого дела. На основании оценки доказательств они принимают соответствующее решение.
Оценка должна быть дана не только каждом отдельно доказательства, но и всем собранным доказательствам в их совокупности. Для этого необходимо решить вопрос о том, позволяет ли совокупность собранных доказательств сделать достоверный вывод о наличие или отсутствие административного правонарушения, о виновности или невиновности лица и о других обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела. Только оценка доказательств в их совокупности позволяет сделать достоверных, таких, которые не вызывают сомнений, выводов из этих вопросов.
Оценка доказательств по внутреннему убеждению означает, прежде всего, недопустимости некритического отношения к отдельных доказательств, отсутствие каких-либо преимуществ доказательств одного вида над другими или заранее установленной силы определенного количества доказательств. Орган или должностное лицо во время оценки доказательств подчиняется только закону. Кроме того, внутреннее убеждение - это и результат доказательства, оценки доказательств, что выражает убежденность в соответствия или несоответствия действительности тех или иных обстоятельств, важных для решения дела.
Оценка доказательств неразрывно связана с выяснением вопроса о соблюдении требований закона, устанавливающие порядок собирания доказательств (составления протокола о правонарушении, производства личного досмотра, досмотра вещей и т.п.).
Доказательства оценивают также лица, участвующие в производстве по делу (лицо, которое привлекается к ответственности, потерпевший и др.). Это находит проявление в их ходатайствах, объяснениях. Высказанные ими мнения помогают органу или должностному лицу, которые рассматривают дело, всесторонне полно и объективно дать оценку доказательствам.
Производство по делам об административных правонарушениях составляются из действий ряда органов и лиц, участвующих в производстве.
Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные органы, их должностные лица, уполномоченные принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению выполнения взысканий. В производстве действуют и другие участники: одни защищают свои интересы, другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий, способствуют осуществлению.
Роль и назначение, содержание и объем полномочий, формы и методы участия органов (должностных лиц) и граждан в деле разные. Их можно разделить на несколько групп:
1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела.
2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший и его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители, адвокаты). В отличие от субъектов первой группы, никто из представителей данной группы не пользуется властными полномочиями.
3. Лица и органы, которые способствуют осуществлению производства: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые. Одни из них (свидетели, эксперты) сообщают данные полномочному органу или должностному лицу. Другие (переводчики, понятые) - нужны для закрепления доказательств или обеспечения необходимых условий административного производства.
4. Особая группа участников производства - общественные организации, товарищеские суды, трудовые коллективы, администрация по месту работы, учебы или жительства правонарушителей. Они сотрудничают с государственными органами, помогая им в осуществлении воспитательной работы. В ряде случаев такие участники производства должны быть проинформированы о мерах административного воздействия, применяемые к виновных. Они могут подавать ходатайства о сокращении срока лишения права. Лицо, совершившее правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации, трудового коллектива.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Деятельность участников производства по делам об административных правонарушениях развивается во времени как последовательный ряд связанных между лицом процессуальных действий по реализации прав и взаимных обязанностей. Весь процесс состоит из нескольких фаз развития, которые сменяют друг друга. Их принято называть стадиями.
Под стадией надо понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая рядом с его общими задачами имеет присущие только ей задачи и особенности. Стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства, характером проваджуваних действий и их юридическим ролью.
Решения задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подытоживает деятельность. После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органически связаны между собой; следующая, как правило, начинается лишь после того, как закончена предварительная, на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее.
Производство по делам об административных правонарушениях по своей структуре похоже на уголовный процесс, однако, оно значительно проще и содержит меньше процессуальных действий. Такое производство имеет четыре стадии: административное расследование; рассмотрение дела; пересмотр постановления; выполнение постановления.
На первой стадии выясняется факт и обстоятельства совершения правонарушения; данные о виновника; составляется протокол. На второй - компетентный орган рассматривает материалы и принимает постановление. На третий (это факультативная, дополнительная стадия, ее может и не быть) постановление может быть обжаловано гражданином, опротестовано прокурором, пересмотрена по инициативе вышестоящего органа. Эта стадия заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. Четвертая - выполнение постановления - начинается сразу после ее принятия или после рассмотрения жалобы, протеста.
Отметим, что не во всех производствах они достаточно четко выражены. Так, при взыскании штрафа на месте все стадии (расследование, рассмотрение дела и даже исполнение постановления) якобы сочетаются, уплотняются, вмещаются в рамки довольно немногочисленных и достаточно простых действий компетентного представителя органа государственного управления.
Каждая стадия, в свою очередь, состоит из отдельных этапов, представляющих собой группы взаимосвязанных действий. Система стадий и этапов производства может быть представлена следующим образом:
1. Административное расследование: а) возбуждение дела; б) установление фактических обстоятельств; в) процессуальное оформление результатов расследования; г) направление материалов для рассмотрения по подведомственности;
2. Рассмотрение дела: а) подготовка дела к рассмотрению и заслушивания; б) заслушивания дела; в) принятия постановления; г) доведение постановления до сведения;
3. Пересмотр постановления: а) обжалования, опротестования постановления; б) проверка законности постановления; в) вынесения решения; г) реализация решения;
4. Исполнение постановления: а) обращение постановления к исполнению; б) непосредственное исполнение.
Каждый этап, в свою очередь, состоит из ряда последовательно осуществляемых конкретных действий. В связи с этим структура производства по делам об административных правонарушениях является четырехуровневой: действия-этап-стадия-производства в целом.
1. Административное расследование. Данная стадия производства по делам об административных правонарушениях является начальной и представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств преступления, их фиксирование и квалификацию. В этой стадии создается предпосылка для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к виновному предусмотренных законом мер воздействия.
Стадия расследования начинается с этапа возбуждении административного дела. Основанием для возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, имеющего признаки административного проступка.
Возбуждению дела предшествует получение информации о деяниях, что имеет признаки вины. Такая информация, полученная в любой форме, является поводом для возбуждения административного дела. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию дела заключается в том, что он вызывает общественную публичную деятельность полномочных органов, то есть требует от этих органов соответствующей реакции на сигнал о совершении деяния. Поводами к возбуждению и расследованию административных дел могут быть заявления граждан, сообщения представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций, прессы и других средств массовой информации, а также непосредственное обнаружение вины уполномоченным лицом.
Последний повод отличается от других прежде всего тем, что вопрос о возбуждении административного дела решается по собственной инициативе лиц, осуществляющих административный надзор. Здесь нет внешнего побуждающего начала, толчок к тому, чтобы эти лица занялись решением вопроса. Данный привод имеет следующие характерные особенности: а) непосредственное усмотрение нигде не фиксируется, а потому не всегда поддается контролю; б) предположение о вину возникает лишь в сознании уполномоченного лица, и в случае подтверждения такого предположения нет необходимости официально опровергнуть его вынесением любого специального документа; в) непосредственное обнаружение уполномоченным лицом административного правонарушения не является препятствием для его дальнейшего расследования этим субъектом.
Следующий этап - установление фактических обстоятельств по делу. Его сущность заключается в осуществлении действий, направленных на собирание доказательств, которые подтверждают или опровергают виновность в совершении правонарушения.
Фактические обстоятельства совершенного преступления можно разделить на две группы: а) обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава преступления; б) обстоятельства, находящиеся за рамками состава правонарушения, но имеют значение для индивидуализации ответственности.
Они могут быть установлены различными способами: опросу лиц, обладающих информацией, которая имеет значение для дела (правонарушители, потерпевшие, свидетели, эксперты); проведением экспертизы; освідчуванням; изъятием, например, документов; нахождением вещественных доказательств на месте совершения правонарушения; обзора и т.д. Все установленные обстоятельства фиксируются в соответствующих процессуальных документах. Такими документами являются объяснения, заключения, акты, протоколы. На этом завершается этап установления фактических обстоятельств.
Этап процессуального оформления результатов расследования начинается с анализа зафиксированных в перечисленных документах всех обстоятельств по делу и завершается составлением протокола об административном правонарушении. Именно протокол является процессуальным документом, фиксирующим окончания расследования. Он состоит об каждое правонарушение, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством (ст. 258).
Протокол об административном правонарушении не относится к документам относительно свободной формы, таких как, например, объяснение или акт. Закон (ст. 256) устанавливает обязательный перечень сведений и атрибутов, которые должны в нем содержаться. Они делятся на три группы.
Во-первых, это сведения, касающиеся обстоятельств совершения административного правонарушения. В протоколе указывается место, дата и суть совершенной вины. В обязательном порядке точно указывается статья Коап, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение. В случае изъятия у нарушителя предметов или документов в протокол вносится соответствующая запись.
Во-вторых, это сведения о личности правонарушителя: фамилия, имя, отчество, возраст, род занятий, материальное положение, место жительства и работы, документ, удостоверяющий личность (паспорт или другой документ).
В-третьих, это сведения, касающиеся формы протокола. Здесь указываются дата и место его составления, фамилия и должность составителя (отсутствие сведений о составителя протокола делает его дефектным, поскольку неизвестно, составлен он уполномоченным на то лицом или нет); фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются.
Протокол скрепляется рядом подписей. В первую очередь он должен быть подписан лицом, его составила, и правонарушителем. При наличии свидетелей и потерпевшего протокол подписывается также этими лицами. Лицу, привлекаемого к ответственности, надо разъяснить его права и обязанности, предусмотренные ст. 268 Коап, о чем делается отметка в протоколе. Она имеет право ознакомиться с содержанием протокола, внести в него собственные объяснения, подписать его или отказаться от подписи и указать мотивы отказа, предоставить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются. Отказ правонарушителя подписать протокол не останавливает дальнейшего движения дела, но он должен быть зафиксирован специальным записью.
В случае совершения преступления группой лиц протокол составляется на каждого нарушителя отдельно. Составление одного протокола на всех правонарушителей не позволяет конкретизировать обвинения, что относится каждом из них, и лишает возможности прямо в протоколе дать свои объяснения по существу вины. Этим ограничивается право лица на защиту в случае привлечения его к административной ответственности.
Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях являются направления протокола и всех материалов расследования на рассмотрение органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать соответствующую категорию дел об административных правонарушениях (ст. 257).
2. Рассмотрение дел. Согласно ст. 213 Коап дела об административных правонарушениях рассматриваются: 1) административными комиссиями при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов; 2) исполнительными комитетами сельских, поселковых, сельских Советов; 3) (районными, городскими) судами (судьями); 4) органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то Коап.
Конкретные полномочия субъектов административной юрисдикции зафиксированы в статьях 218-2447 Коап (глава 17 "Подведомственность дел об административных правонарушениях").
Значение стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях определяется тем, что именно здесь принимается акт, в котором компетентный орган официально признает гражданина виновным или невиновным и определяет меру его ответственности. Соответственно и все этапы данной стадии приобретают важного юридического значения и регламентированы статьями 278-286 Коап.
На этапе подготовки дела к рассмотрению орган (должностное лицо) обязан решить следующие вопросы: 1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; 2) правильно ли составлены протокол и другие материалы дела об административном правонарушении; 3) оповещены лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте рассмотрения; 4) или востребованы необходимые дополнительные материалы; 5) подлежат ли удовлетворению ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей и адвоката.
Этап слушания дела начинается с объявления состава коллегиального органа и представления должностного лица, его рассматривает. Председательствующий на заседании коллегиального органа или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение.
В процессе заслушивания орган (должностное лицо), обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие ответственность, причинен имущественный вред, есть ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественности, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По результатам заслушивания выносится одно из следующих постановлений: 1) о наложении административного взыскания; 2) о применении мер воздействия, предусмотренных ст. 24 Коап (меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним); 3) о прекращении дела.
Постановление по делу об административном правонарушении должно содержать: наименование органа (должностного лица), вынесшее постановление; дату рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; ссылки на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение.
Если при решении вопроса о наложении взыскания одновременно решается вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, то в постановлении по делу указывается размер ущерба, подлежащего взысканию, порядок и срок ее возмещения.
Постановление по делу должна содержать решение вопроса об изъятых вещах и документах, а также указания о порядке и срок его обжалования. Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.
Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, рассматривавшей дело, а постановление коллегиального органа - председательствующим на заседании и секретарем этого органа.
Постановление исполнительного комитета поселкового, сельского совета по делу об административном правонарушении принимается в форме решения.
На заключительном этапе стадии рассмотрения дела осуществляются следующие действия: постановление (объявляется сразу после окончания рассмотрения дела) доводится до сведения субъектов производства, которые имеют личный интерес в деле, а также до сведения лиц или организаций, которым она адресована. О принятом решении сообщается администрации или общественной организации по месту работы, учебы или проживания виновника, вносятся предложения по ликвидации причин и условий правонарушений.
Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в деле которого оно вынесено. По просьбе пострадавшему ему тоже должна быть выдана такая копия.
3. Пересмотр постановления. Важной гарантией законности и обоснованности применения административных взысканий является наличие стадии пересмотра постановлений. Под обзором понимают рассмотрение дел, на которые возложен контроль за законностью постановлений по делам об административных правонарушениях.
Просмотр - это новое рассмотрение дела субъектом, наделенным правом отменить, изменить или оставить принятое постановление без изменений. Просмотр надо отличать от повторного рассмотрения дела, который производится в тех случаях, когда принятое ранее постановление отменено и дело направлено на новое рассмотрение. В первом случае действует постановление по делу, законность и обоснованность которой проверяется. Во втором - старое постановление отменено и в деле необходимо принять новое постановление.
Стадия пересмотра является факультативным, необязательной. Лишь небольшое количество дел рассматривается в порядке контроля, но уже сам факт существования такой возможности имеет большое профилактическое значение, дисциплинирует тех, кому поручено применять административные взыскания.
4. Исполнение постановлений. Исполнение постановлений - завершающая стадия производства по административным правопорушеннях. ее суть заключается в практической реализации административного взыскания, предназначенного правонарушителю юрисдикционным органом (должностным лицом). В процессе выполнения постановления лицо, совершившее административное правонарушение испытывает соответствующих нужд и ограничения личного, морального или материального характера.
В соответствии со ст. 299 Коап постановление подлежит исполнению с момента его вынесения. В отличие от решений судов, которые по общим правилам подлежат исполнению только после окончания срока кассационного обжалования постановления о наложении взысканий актами управления и вступают в силу немедленно.
Выполнением постановлений заняты два вида органов. Во-первых, это органы, которые обращают постановление к исполнению. Согласно ст. 299 Коап постановление о наложении административного взыскания обращается к исполнению органом (должностным лицом), вынесшее постановление, то есть это органы административной юрисдикции. Содержание деятельности по обращению постановления к исполнению составляют: своевременное направление постановления органа-исполнителю, осуществление контроля за правильным выполнением постановления, решения всех вопросов, которые связаны с выполнением постановления, прекращение исполнения постановления из оснований, предусмотренных ст. 302 Коап.
Во-вторых, это органы, которые непосредственно выполняют постановления о наложении административных взысканий. Деятельность государственных органов по приведению в исполнение направленных им постановлений имеет целью реализацию административных взысканий. Она осуществляется действиями, которые наносят покараному соответствующие потери и правообмеження в пределах установленных постановлением.
Согласно ст. 300 Коап это специально уполномоченные органы государства. Так, постановления о конфискации денег, вещей уполномоченные выполнять судебные исполнители, а также соответствующие лица финансовых органов, органов рыбоохраны, охотничьего хозяйства и т.д.
С некоторых дел об административных правонарушениях непосредственное исполнение постановлений о взыскании возложена на орган, вынесший постановление. Так, постановление о возмещено изъятие предмета, что является орудием административного проступка, выполняется органом (должностным лицом), вынесшим постановление.
Деятельность органов, что обращают постановления к исполнению, так и органов, непосредственно их выполняют, образуют единую стадию выполнения постановлений, состоящий из различных этапов.



Назад