Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

7.1. Экономика как объект административно-правового регулирования


Термин "экономика" образовался от греческих слов "oikos", что означает в переводе дом, хозяйство и "nomos" - правило, закон. Совокупность этих слов в буквальном смысле означает "правила ведения домашнего хозяйства".
Современные экономические словари определяют "экономику" как хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда.
Таким образом, в сегодняшнем понимании "экономика " - это системный хозяйственный комплекс, который содержит в себе взаимосвязаны и взаимозависимы звена, во-первых, общественного производства, во-вторых, распределения и, в-третьих, обмена произведенного продукта в масштабах всего государства.
Экономика - сложная полиструктурная система, которая функционирует с целью удовлетворения материальных потребностей общества. Основными составляющими этой системы являются отрасли, подотрасли и Их комплексы. Не является в этом смысле исключением и экономическая система Украины. При этом необходимо отметить, что термин "отрасль экономики" нормативное закрепляется на законодательном уровне. Так, в ст. 1 Закона от 16 октября 1997 г. "Об электроэнергетике" фиксируется, что электроэнергетика - отрасль экономики Украины, которая обеспечивает потребителей энергией.
Крупнейшими составляющими экономической системы Украины являются: промышленность; энергетический комплекс; агропромышленный комплекс; строительный комплекс; транспорт и дорожное хозяйство; связь; торговый комплекс; жилищное хозяйство; бытовое обслуживание населения; сфера использования и охраны природных ресурсов.
Все перечисленные отрасли и комплексы находятся в тесном взаимодействии и проникнуты многими інтегративними связями. Каждая из них состоит из нескольких подотраслей. Подотрасли отличаются, с одной стороны, в значительной самостоятельностью, а с другой стороны - взаимозависимостью и интегрированностью с экономической системой в целом.
Так, промышленность четко разделяется на машиностроительную, химическую, металлургическую и т.д. Транспорт - железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, трубопроводный. Связь - на почтовый, телефонный, радиосвязь. Строительный комплекс - на промышленное строительство, гражданское строительство, дорожное строительство.
В каждой из перечисленных отраслей и подотраслей специфические материальные условия производства, технологические процессы, структура и численность предприятий, инженерно-технический и управленческий персонал и т.д. Все эти факторы определяют их место и назначение в экономической системе, а также особенности межотраслевых связей.
Состояние экономики, уровень ее развития, эффективность напрямую зависят от способности государства управлять производством и обращением произведенного здесь материального продукта.
Регулирования экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования, а тем более в условиях перехода к нему. Именно государство устанавливает правовые основы для принятия управленческих решений, защищает интересы национальной экономики, формирует ее инфраструктуру, контролирует процессы денежного обращения, устанавливает и развивает экономически выгодны для общества и государства правоотношения.
Практика уже показала, если полагаться только на чисто рыночные механизмы в развитии социально-экономической системы, то, как это на первый взгляд ни парадоксально, переход к цивилизованному обществу с рыночной экономикой станет делом отдаленного будущего, причем без гарантий возникновения оптимальных пропорций как в самой структуре экономики, так и в структурах управления.
Без государственного регулирования заметно снижается эффективность производства, оказывается невостребованной фундаментальная наука, сокращается ввиду подорожания инфраструктура социальной сферы, а движение к цивилизованным формам жизни осуществляется стихийно, с большими расходами и значительными потерями.
Управления данной сферой представляет собой сложный процесс целенаправленного воздействия государства на все компоненты экономической системы с целью ее совершенствования. Его основой является своевременное и правильное учета объективных экономических законов, характера общественных отношений в конкретный исторический период, развития производительных сил, степени интегрированности государства в мировое экономическое сообщество.
Кроме этого, на содержание и направления управленческих процессов влияют наличие нескольких форм собственности, особенности кооперации труда, размещения предприятий за экономическими регионами и т.д.
Учета всего перечисленного, дает возможность определить приоритетные направления в экономическом развитии, оптимально использовать материальные, технические, интеллектуальные и другие ресурсы общества.
В данном понимании характерными являются усилия субъектов исполнительной власти, направленные на преодоление кризисных процессов. Наиболее рельефно они поданы в утвержденных Распоряжением Президента Украины от 18 августа 1997 г. "Неотложных мерах ускорения реформ и вывода экономики Украины из кризиса", что является базой для Программы деятельности Кабинета Министров Украины. Исходя из анализа сложившейся ситуации, в данном документе определяются следующие основные направления экономических преобразований в государстве:
• углубление денежной и макроэкономической стабилизации на основе приоритетности стабилизации финансов низшего звена - предприятий, организаций, субъектов предпринимательской деятельности;
• снижение налогового давления на товаропроизводителя и его эффективную защиту в условиях дальнейшей либерализации экономической деятельности;
• объединение политики экономического роста и финансовой стабилизации с активной социальной политикой с целью устранения основного фактора, что сдерживает выход экономики из кризиса - низкой платежеспособности населения;
• проведение взвешенной административной реформы как центральных, так и местных органов власти с целью повышения эффективности систем управления.
Помимо основных направлений, этот документ содержит конкретные распоряжения в адрес Кабинета Министров Украины, Государственной налоговой администрации, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и других структур управления. Реализация этих распоряжений предполагается в финансово-банковской, инновационно-инвестиционной, приватизационной, социальной, производственной сферах. Характерно, что совершенствование и углубление рыночных отношений напрямую связано с усилением управления государственным сектором экономики.
Таким образом, государство, в интересах общества, определяет и обеспечивает правовые основы всех экономических преобразований, защищает экономические интересы производителей и потребителей, регулирует денежное обращение, формирует и развивает экономически и социальное выгодные сферы. Она создает и гарантирует равные условия хозяйствования, устанавливает правила поведения субъектов экономических отношений и обеспечивает их стабильность.
Осуществление такого регулирования невозможно без использования принудительных мер. С их помощью ограничиваются и подавляются нежелательные с социально-экономической точки зрения формы хозяйствования, устанавливаются барьеры на пути монополизма, криминализации, деформации экономики.
Отсюда следует, что управление экономикой содержит в себе элементы социально-экономического анализа и расчета, организационно-технические действия и инженерную практику, правовое регулирование и различные организационно-правовые формы, а также комплекс методов воздействия на управляемые объекты.
Все перечисленные факторы определяют особенности управляющего воздействия и структурное построение механизма управления экономикой. Этот механизм состоит, во-первых, из системы организационно-правовых структур, во-вторых, из системы организационно-правовых методов и форм государственно-управленческого влияния на отношения в данной сфере.
Организационно-правовые структуры - это субъекты государственного управления экономикой. Организационно-правовые методы и формы - это те средства и приемы, используемые субъектами управления для реализации своих полномочий, то есть методы и формы их управленческой деятельности.



Назад