Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

7.2. Субъекты административно-правового регулирования в сфере экономики


Основными субъектами административно-правового регулирования в сфере экономики являются: Президент Украины, Кабинет Министров Украины; профильные министерства, комитеты, ведомства, местные государственные администрации; исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов.
Каждый из перечисленных субъектов осуществляет административно-правовое регулирование в сфере экономики в пределах своей компетенции, установленной Конституцией Украины, законами, другими нормативными актами.
Наиболее значимым по юридической силой объемом полномочий по управлению экономическими процессами в государстве владеет Президент Украины. Они установлены Конституцией Украины (ст. 106) и в первую очередь заключаются в том, что Президент определяет основные направления внешней и внутренней, в том числе и экономической, политики, влияет на расстановку кадров и образования управленческих структур в данной сфере. Происходит это в результате того, что Президент Украины:
• обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства;
• обращается с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины;
• представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины;
• назначает с согласия Верховной Рады Украины Премьер-министра Украины; прекращает полномочия Премьер-министра Украины и принимает решение о его отставке;
• назначает по представлению Премьер-министра Украины, членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также глав местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях;
• назначает на должности и освобождает с должностей по согласию Верховной Рады Украины Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины;
• образует, реорганизует и ликвидирует по представлению Премьер-министра Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти;
• отменяет акты Кабинета Министров Украины и акты Автономной Республики Крым;
• подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины;
• имеет право вето в отношении принятых Верховной Радой Украины законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Рады Украины.
С целью наиболее эффективной реализации своих полномочий Президент Украины, согласно п.28 ст.106 Конституции Украины создает различные вспомогательные структуры.
Прежде всего к ним относится Администрация Президента Украины, в составе которой функционирует управления экономической и социальной политики. Она образована Указом Президента от 14 декабря 1996 г. как постоянно действующий орган для обеспечения осуществления конституційеих полномочий Президента.
В соответствии с положением (утверждено Указом Президента Украины от 19 февраля 1997 г.) Администрация Президента Украины анализирует экономические процессы; разрабатывает предложения по обеспечению экономического развития и экономической безопасности государства; по поручению Президента Украины организует контроль за выполнением указов и распоряжений, в том числе и в сфере экономики.
Кроме Администрации Президент Украины использует для аналитической работы и подготовки предложений управленческого характера возможности создаваемых им комиссий и советов.
Так, Указом от 21 марта 1995 года Президент создал Комиссию по вопросам аграрной и земельной реформы при Президенте Украины. Основными задачами этой комиссии экономического характера являются:
• подготовка предложений Президенту Украины относительно формирования и проведения политики аграрной и земельной реформы, стратегии и тактики ее осуществления;
• разработка действенных процедур приватизации земли в Украине;
• внесение предложений по внедрению эффективных механизмов защиты прав собственников земельных участков и землепользователей;
• подготовка предложений по совершенствованию государственного регулирования аграрных и земельных отношений в интересах защиты здоровья и безопасности граждан, охраны окружающей среды, решение продовольственной проблемы;
• разработка предложений по внедрению в Украине единой унифицированной информационной системы данных о правовой режим и состояние использования земель в Украине;
• разработка системы прогнозирования гармоничного распределения земель между производством, местами расселения, объектами природозаповедного фонда, курортами и зонами отдыха с учетом экономических, социальных, экологических и других факторов;
• разработка предложений относительно использования земли в качестве актива в финансировании на кредитных началах жилищного и иного строительства;
• исследование, анализ и оценка хода аграрной и земельной реформы, прогнозирования ее последствий, учета региональных и местных особенностей;
• подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства, разработка проектов новых законодательных актов и указов Президента Украины, осуществление экспертной оценки всех предложений и проектов нормативных актов с целью создания комплексной правовой базы для осуществления аграрной и земельной реформы;
• анализ деятельности министерств, других органов государственной власти, местных органов власти и самоуправления в осуществлении аграрной и земельной реформы, заслушивание информации и сообщение их руководителей из этих вопросов и подготовка рекомендаций по координации такой деятельности, включая разработку программы комплексных последовательных действий;
• содействие местными органами власти и самоуправления в осуществлении аграрной и земельной реформы, в разработке и внедрении экспериментальных и демонстрационных проектов по этим вопросам;
• подготовка предложений относительно реформирования имущественных отношений собственности, хозяйственных структур, экономического механизма регулирования и управления в аграрном секторе;
• разработка предложений и программ научного, материально-технического, кадрового и финансового обеспечения аграрной и земельной реформы.
Совета могут иметь статус органа при Президенте Украины, например. Совет работодателей и товаропроизводителей при Президенте Украины (Указ от 25 июля 1995 г.) или статус органа Президента Украины. Такой есть Высший экономический Совет Президента Украины, образованная Указом от 7 июля 1997 p. Данный орган создан с целью:
• разработка предложений и проектов решений по стратегии и тактики экономической реформы;
• осуществление мониторинга хода экономической реформы, анализа и прогноза экономической ситуации в государстве;
• координации мероприятий органов государственной власти и общественных организаций относительно осуществления экономической реформы.
Совет для выполнения возложенных на нее задач имеет право в случае необходимости создавать временные экспертные и рабочие группы, которые будут возглавлять члены Совета, а также привлекать к участию в работе этих групп представителей центральных и местных органов исполнительной власти, научных учреждений и общественных организаций (по согласованию с их руководителями).
Кроме коллективных органов консультативные, совещательные и другие вспомогательные функции в соответствии с п. 28 ст. 106 Конституции Украины призван выполнять институт внештатных советников и консультантов Президента Украины. В сфере экономики данный институт создан Указами Президента Украины от 13 сентября 1994 г. "О назначении внештатных советников Президента Украины по вопросам экономической политики" и от 19 сентября 1994 г. "О организационное обеспечение подготовки предложений по вопросам макроеко-экономической политики и реформирования экономики".
Внештатные советники и консультанты нередко включаются Президентом в состав различных профильных советов, комиссий, групп. Да, они работают в составе Комиссии по вопросам аграрной реформы (Указ от 14 ноября 1997г.), Консультативного Совета по вопросам иностранных инвестиций (Распоряжение от 3 октября 1997г.), Высшего экономического Совета Президента Украины (Указ от 7 июля 1997г.) и других органов и служб.
Основными задачами внештатных советников и консультантов является анализ развития отраслей экономики, организация подготовки предложений относительно перспективных задач экономической политики и определения механизмов ее реализации. Они привлекаются к осуществлению экспертиз законов Украины, которые поступают на подпись Президенту Украины, проектов указов и распоряжений Президента Украины, подготовки заключений относительно этих проектов, а также рекомендаций и предложений по другим вопросам, которые принадлежат к компетенции Президента Украины.
Внештатными советниками и консультантами могут быть ученые и ведущие специалисты различных отраслей экономики и социальной сферы. Они осуществляют свои функции безвозмездно. В отдельных случаях для выполнения особо важных и сложных задач, с которыми могут заключаться договоры по оплате этой работы.
В системе органов управления экономикой наивысшим является Кабинет Министров Украины. Его правовой статус в системе органов исполнительной власти определяется Конституцией Украины (статьи 113-117). Согласно им Кабинет Министров Украины:
• обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины;
• принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина;
• обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;
• разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического развития Украины;
• обеспечивает равные условия развития всех форм собственности;
• осуществляет управление объектами государственной собственности в соответствии с действующим законодательством;
• разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает исполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, представляет Верховной Раде Украины отчет о его исполнении;
• осуществляет меры по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью;
• организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности, таможенного дела;
• направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти;
• осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины.
Согласно Конституции Украины Кабинет Министров Украины разрабатывает на срок своих полномочий Программу деятельности, которая направлена на возрождение отечественного производства, углубление реформирования экономических отношений и организационное обеспечение экономической трансформации, с целью достижения положительных сдвигов в улучшении благосостояния населения.
Такая Программа, в первую очередь, предусматривает практическое решение наиболее острых экономических и социальных проблем развития государства. В настоящее время это касается, в частности, всемерного поощрения отечественного товаропроизводителя, государственной поддержки производства в агропромышленном комплексе, наращивание экспорта; масштабного использования научно-технологического потенциала; создание соответствующих условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов; обеспечение надежного энергоснабжения и реального энергосбережения на всех уровнях потребления энергии; комплексного реформирования налоговой системы с целью уменьшение налогового давления с одновременным обеспечением полноты уплаты налогов; осуществления сбалансированной бюджетной политики, решение проблем занятости, своевременности выплаты заработной платы, пенсий, упорядочении предоставления льгот, совершенствование систем социального и пенсионного обеспечения.
Для реализации программных целей непосредственно в аппарате Кабинета Министров Украины функционирует структурное подразделение, задачей которого является государственное управление экономикой. Это отдел развития национальной экономики. Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 сентября 1996 г. в его ведение переданы функции государственного управления экономикой. Кроме указанного отдела в аппарате Кабинета Министров Украины действуют и другие подразделения, которые так или иначе осуществляют управленческие функции в данной сфере. Это управление структурных изменений в сфере материального производства; управление по вопросам международного сотрудничества и внешних экономических связей; отдел по вопросам государственной политики в топливно-энергетическом комплексе; отдел по вопросам собственности, предпринимательства и конкурентной политики; отдел по вопросам государственных финансов и развития финансовых рынков и т.д.
Для более эффективной работы Кабинета Министров, создание необходимых для развития экономики правовых и финансово-материальных условий, подготовки соответствующих рекомендаций, содействие в информационно-аналитической и научно-методической работе, а также с консультативно-экспертной целью при нем создаются рабочие и консультативные органы. Это могут быть органы как Кабинета Министров, так и "при Кабинете Министров. Следует иметь в виду, что это достаточно "подвижные" структуры. В зависимости от конкретных ситуаций, задач, которые возникают перед правительством, меняются не только 'их функции, но и сами они могут ликвидироваться или создаваться.
Так, постановлением Кабинета Министров от 17 октября 1996 г. "О ликвидации рабочих и консультативных органов Кабинета Министров Украины" были ликвидированы Координационный совет по вопросам производственной кооперации. Межведомственная комиссия по вопросам санации, банкротства и реструктуризации предприятий. Постоянно действующая Правительственная комиссия из условий приватизации объектов государственной собственности и другие.
Такие органы могут называться по-разному. Чаще всего это советы, комиссии, агентства, центры.
Одним из них является Центр развития и реконструкции экономики при Кабинете Министров Украины. Он создан постановлением Кабинета Министров Украины от 2 ноября 1993 г.
Центр является научно-исследовательским учреждением, которая создана с целью проведения научных исследований, разработки проектов, программ и рекомендаций по развитию и реконструкции экономики страны, создания рациональной системы хозяйственных кооперированных связей на отраслевом, межотраслевом и межгосударственном уровне, определения направлений инвестиционной политики.
Главными задачами Центра являются:
• разработка прогнозов научно-технического и экономического развития отраслей экономики и регионов страны;
• изучение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков продукции производственно-технического назначения;
• научное обоснование решений относительно определения экономически целесообразных кооперированных связей, в том числе межотраслевой и внешней кооперации, предоставление рекомендаций по этим вопросам производителям и потребителям;
• научное обоснование инвестиционных приоритетов и подготовка соответствующих предложений Кабинету Министров Украины, центральным и местным органам государственной исполнительной власти, предприятиям, учреждениям и организациям;
• поиск иностранных инвесторов и координация осуществления эффективных для экономики Украины проектов;
• разработка эффективных схем управления и методов хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике с обеспечением защиты отечественного производителя и потребителя;
• определение и обоснование научно-технологических приоритетов Украины на мировом рынке;
• создание и обеспечение функционирования информационной системы по развитию промышленного потенциала страны, экспортных и кооперированных связей, строительства и реконструкции промышленных и транспортных предприятий, освоение производства новых товаров.
В соответствии с возложенными на него задачами Центр выполняет научно-исследовательские работы, в том числе на договорных началах; оказывает научно-методическую и консультационную помощь отраслевым научно-исследовательским организациям и предприятиям, проводит экспертизу проектов; проводит совместно с научными учреждениями и учеными зарубежных стран исследования из важных проблем науки, создает совместные научные коллективы, осуществляет обмен опытом, специалистами; организует научные конференции, совещания, семинары, выставки, в том числе международные, с экономических проблем и направлений исследований Центра; осуществляет подготовку научных кадров и повышение квалификации работников Центра, в том числе за рубежом; разрабатывает методы профессионального отбора и подготовки кадров для министерств и ведомств; осуществляет внешнеэкономическую деятельность, связанную с изучением конъюнктуры внешнего рынка продукции производственно-технического назначения, разрабатывает направления внешней кооперации, разрабатывает эффективные схемы инвестиционных проектов; издает научные труды.
Годовые тематические планы научно-исследовательских работ Центра утверждаются директором Центра по согласованию с Ви-это-премьер-министром Украины. Свою научную деятельность Центр согласовывает с Академией наук, а также научно-исследовательскими организациями министерств и ведомств.
Для эффективного выполнения возложенных на него задач Центр имеет право получать в установленном порядке от органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности информацию и материалы; получать кредиты в соответствии с действующим законодательством для финансирования своей деятельности; создавать обособленные подразделения, в том числе хозрасчетные; привлекать в установленном порядке научно-исследовательские организации и предприятия, отдельных специалистов, в том числе на условиях совместительства, к выполнению научно-исследовательских работ.
Центр возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Украины.
Важное место среди органов Кабинета Министров занимает Валютно-кредитный совет Кабинета Министров Украины. Она является постоянно действующим межведомственным органом, созданным для приведения в порядок привлечения, использования и погашения иностранных кредитов, обеспечения сотрудничества с международными финансовыми организациями в этой сфере, осуществления контроля за состоянием погашения внешней задолженности Украины, координации деятельности органов исполнительной власти, предприятий и организаций всех форм собственности относительно осуществления валютно-финансовых связей с иностранными государствами.
Основными задачами Валютно-кредитного совета являются:
• обеспечение осуществления мероприятий по реализации государственной валютно-кредитной политики;
• координация работы органов исполнительной власти с международными финансовыми организациями и иностранными государствами по привлечению иностранных кредитов;
• руководство деятельностью министерств и других центральных органов исполнительной власти на мировых рынках заемного капитала по привлечению дополнительных валютных кредитных ресурсов;
• рассмотрение и представление Кабинета Министров Украины предложений относительно определения лимитов внешнего государственного долга Украины, а также по управлению его обслуживанием и реструктуризацией;
• анализ деятельности органов исполнительной власти по осуществлению единой валютно-кредитной политики, выполнения предприятиями и организациями всех форм собственности обязательств, вытекающих из международных договоров Украины по вопросам займа и кредита, использование валютных средств и иностранных кредитов, привлекаемых под гарантии или другие обязательства Кабинета Министров Украины;
• осуществление контроля за целевым использованием и своевременностью погашения иностранных кредитов, привлекаемых украинскими юридическими лицами под гарантии или другие обязательства Кабинета Министров Украины;
• рассмотрение предложений относительно расширения возможностей валютного кредитования Украины.
Валютно-кредитный совет в соответствии с возложенными на нее задачами рассматривает предложения министерств и других центральных органов исполнительной власти, иностранных и международных организаций, фирм, иностранных и украинских банков относительно целесообразности и условий привлечения иностранных кредитов, а также о целесообразности предоставления государственных кредитов иностранным государствам и принимает соответствующие решения по этим вопросам; рассматривает предложения министерств и других центральных органов исполнительной власти относительно определения приоритетных направлений использования иностранных кредитов, привлекаемых под гарантии или другие обязательства Кабинета Министров Украины, и представляет свои выводы относительно этих предложений Кабинета Министров Украины для решения в установленном порядке; принимает решение о целесообразности предоставления Кабинетом Министров Украины гарантий или других обязательств для обеспечения погашения задолженности украинских юридических лиц по кредитам; принимает решение о целесообразности отзыва Кабинетом Министров Украины ранее предоставленных гарантий или других обязательств в случае отказа иностранного кредитодателя открыть финансирование проекта, по которому они предоставлялись; рассматривает предложения относительно определения ежегодных лимитов внешнего долга, в том числе лимитов привлечения иностранных кредитов, и вносит их на рассмотрение Кабинета Министров Украины для решения в установленном порядке; рассматривает и принимает решения относительно поданных в установленном порядке министерствами и другими центральными органами исполнительной власти заключений по кредитным проектам отдельных украинских юридических лиц осуществляет контроль за целевым использованием и своевременностью погашения иностранных кредитов, привлекаемых украинскими юридическими лицами под гарантии или другие обязательства Кабинета Министров Украины; координирует работу органов исполнительной власти с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития. Европейским банком реконструкции и развития, другими международными финансовыми организациями по привлечению иностранных кредитов; рассматривает вопросы формирования и эффективного использования средств Государственного бюджета Украины, предназначенных для обслуживания внешнего государственного долга Украины; участвует в рассмотрении прогнозных расчетов валютных поступлений и расходов платежного баланса.
Валютно-кредитный совет имеет право получать от органов исполнительной власти, предприятий, банков, финансово-кредитных учреждений, других организаций информацию, статистические и другие аналитические данные и привлекать к решению вопросов, относящихся к ее компетенции, специалистов министерств и других центральных органов исполнительной власти, учреждений, организаций, а также ведущих ученых, аудиторов, аудиторские фирмы.
Валютно-кредитный совет возглавляет председатель, которого назначает Президент Украины. Глава Валютно-кредитного совета имеет заместителей, которые назначаются Президентом Украины из членов Совета.
В состав Валютно-кредитного совета входят: Министр экономики Украины, Министр финансов Украины, Министр внешних экономических связей и торговли Украины, Министр иностранных дел Украины, Глава Национального банка Украины (по согласию), Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета (по согласию), председатель правления Государственного экспортно-импортного банка Украины, Председатель Государственной таможенной службы Украины, Председатель Национального агентства Украины по реконструкции и развития, Председатель Фонда государственного имущества Украины, ответственный секретарь Совета.
В случае необходимости в состав Совета могут быть введены представители других государственных органов.
Персональный состав Валютно-кредитного совета утверждает Президент Украины по представлению председателя Валютно-кредитного совета.
Функции рабочего аппарата Валютно-кредитного совета осуществляет подразделение аппарата Кабинета Министров в компетенцию которого входит решение вопросов относительно внешних экономических связей Украины.
Подготовку вопросов для рассмотрения Советом организует Ответственный секретарь Валютно-кредитного совета. Он принимает и готовит документы и материалы, представляемые на ее рассмотрение, формирует проект повестки дня заседаний Совета, оформляет протоколы ее заседаний, а также другие решения. В его функции также входит организация контроля за выполнением решений Совета.
Формой работы Валютно-кредитного совета являются заседания, которые проводятся, как правило, дважды в месяц. Заседание Валютно-кредитного совета правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.
Решение Валютно-кредитного совета по вопросам, относящимся к ее компетенции, обязательны для выполнения органами исполнительной власти, предприятиями и организациями всех форм собственности. Валютно-кредитный совет пользуется бланками и печаткам Кабинета Министров Украины.
Актуальной в современных условиях является деятельность Совета предпринимателей Украины при Кабинете Министров Украины, что создана постановлением Кабинета Министров от 11 сентября 1997 г.
Она создается по предложениям объединений предпринимателей в составе председателя, секретаря и членов Совета. Персональный состав Совета утверждается Кабинетом Министров Украины.
Этот Совет является постоянно действующим органом для предоставления экспертной и консультационной помощи в процессе осуществления государственной политики в сфере развития предпринимательства и формирование рыночной инфраструктуры в условиях проведения экономических реформ.
Основными задачами Совета являются:
• формирование согласованной позиции субъектов предпринимательской деятельности и их объединений относительно экономического развития Украины и предпринимательства;
• предоставление соответствующей экспертной и консультационной помощи Кабинету Министров Украины, министерствам, другим центральным органам исполнительной власти по этим вопросам;
• участие в разработке эффективных механизмов государственной поддержки предпринимательства и конкретных мероприятий, связанных с его развитием, во всех секторах экономики, изучение зарубежного опыта по этим вопросам;
• содействие созданию правовых и финансово-экономических условий для развития предпринимательства;
• участие в разработке проектов соответствующих законов, других нормативно-правовых актов;
• проведение экспертизы законов, других нормативно-правовых актов, документов и управленческих решений с целью определения их влияния на развитие предпринимательства и деловой активности;
• подготовка рекомендаций по вопросам внешнеэкономического сотрудничества на неправительственной основе и расширение международных контактов субъектов предпринимательской деятельности и их объединений;
• содействие привлечению в Украину иностранных инвестиций, использованию зарубежных технологий и опыта;
• содействие развитию добросовестной конкуренции и проведению активной антимонопольной политики;
• содействие проведению информационно-аналитической и научно-методической работы, направленной на развитие предпринимательства;
• создание национальной системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности.
Совет осуществляет свою деятельность на основе взаимодействия с органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, а также объединениями предпринимателей.
Совет возглавляет Председатель Совета. Председатель Совета осуществляет руководство Советом и организует ее работу. Он может присутствовать на заседаниях Кабинета Министров Украины и принимать участие в обсуждении вопросов предпринимательства. Председатель организует предоставление экспертной и консультационной помощи Кабинету Министров Украины по вопросам предпринимательства, обеспечивает взаимодействие Совета с объединениями предпринимателей, а также органами исполнительной власти; дает отдельные поручения членам Совета.
Совет может создавать постоянные и временные рабочие группы и комиссии. Она самостоятельно определяет порядок своей деятельности и регламент работы. Решения Совета оформляются в виде протоколов, экспертных заключений и предложений.
Экспертно-консультационная работа проводится Советом за счет средств субъектов предпринимательской деятельности и их объединений (по их согласию).
Обеспечение организационной деятельности Совета возлагается на секретаря Совета, который является работником аппарата Кабинета Министров Украины. Совет имеет свой официальный бланк.
Непосредственное управление конкретными комплексами, отраслями и подотраслям в сфере экономики осуществляют профильные министерства, комитеты, ведомства. В их системе особая роль принадлежит Министерству экономики. Данный орган исполнительной власти является узловым звеном системы управления экономикой и выступает координирующим центром в отношении деятельности всех других управленческих структур данной сферы и применения мер, направленных на реализацию экономической политики государства. Его основными задачами являются:
• участие в разработке государственной экономической политики;
• определение приоритетных направлений социально-экономического развития Украины, разработка краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов и индикативных планов, предложений по структурной перестройки экономики;
• подготовка проектов комплексных государственных программ по экономическим проблемам, координация деятельности центральных органов государственной исполнительной власти, связанной с выполнением этих программ;
• разработка с участием заинтересованных министерств, комитетов и ведомств Украины балансов национальной экономики;
• разработка предложений по формированию инвестиционной политики по программному принципу, исходя из определенных направлений структурной перестройки экономики;
• обеспечение согласованности в осуществлении экономической и научно-технической политики, координация вложений ресурсов в научную инфраструктуру;
• разработка и использование методов регулирования развития экономики, ее отраслевой и территориальной структуры;
• создание финансово-экономических предпосылок для эффективного использования научно-технического, производственного, энергетического, трудового потенциала и природных ресурсов;
• разработка предложений и участие в формировании государственных заказов;
• создание организационно-экономического механизма углубления экономической реформы, участие в формировании вместе с другими центральными органами государственной исполнительной власти и Национальным банком Украины товарного и финансового рынков, предложений по налоговой политики, регулирования денежного и кредитного обращения;
• обеспечение вместе с другими центральными органами государственной исполнительной власти по разработке и осуществлению мер для поддержки предпринимательской деятельности, развития различных форм собственности, новых хозяйственных структур и конкуренции в сфере производства и реализации продукции;
• участие в формировании региональной политики, комплексного развития областей и районов, рационального размещения производительных сил и важнейших объектов общегосударственной собственности;
• анализ и прогнозирование социально-демографических изменений (вместе с соответствующими органами управления и научно-исследовательскими учреждениями);
• участие в формировании и реализации, вместе с другими центральными органами государственной исполнительной власти, стратегии внешнеэкономической политики, оптимизации межгосударственных экономических связей;
• разработка предложений по режима лицензирования и квотирования экспорта и импорта;
• участие в формировании экономического механизма природопользования и охраны окружающей природной среды;
• разработка мероприятий по обеспечению сбалансированности объема материальных ресурсов, товаров и услуг с финансовыми ресурсами и денежной массой на внутреннем рынке;
• участие в формировании и осуществлении государственной ценовой политики, применение различных методов ценового регулирования;
• составление прогнозов социально-экономических последствий внедрения рыночных отношений, подготовка предложений по регулированию рынка труда и социальной защиты населения.
В соответствии с возложенными на него задачами Минэкономики Украины разрабатывает стратегические направления структурной, инвестиционной и инновационной политики; разрабатывает проекты комплексных государственных программ по экономическим проблемам, контролирует выполнение этих программ; осуществляет анали-тико-прогнозные расчеты, разрабатывает прогнозы социально-экономического развития Украины; составляет балансы национальной экономики; анализирует и обобщает состояние и тенденции развития экономики, ее ресурсно-производственного потенциала, цели и приоритеты социально-экономического развития Украины, важнейших ее регионов; осуществляет регулирование экономики на основе прогнозов, программ и индикативных планов; разрабатывает и осуществляет меры, направленные на углубление экономической реформы и переход к рыночным отношениям; принимает участие в разработке программ разгосударствления и приватизации собственности, осуществлении мероприятий по развитию предпринимательской деятельности в различных отраслях и регионах; принимает участие в разработке мероприятий, связанных с формированием товарного и финансового рынков, налоговой политики, регулированием денежного и кредитного обращения; участвует в формировании стратегии внешнеэкономической политики, регулировании межгосударственных экономических связей, координации иностранных кредитов и инвестиций; принимает участие в разработке мероприятий по совершенствованию организационных форм и развития инфраструктуры рынка; осуществляет экономическую политику, направленную на обеспечение социальной защиты населения, сбалансированности его денежных доходов и расходов; составляет перспективный баланс трудовых ресурсов, осуществляет меры по совершенствованию его структуры; принимает участие в разработке программ занятости населения; координирует вложения ресурсов в научную инфраструктуру; изучает и обобщает практику установления цен и тарифов в отраслях народного хозяйства, проводит работу, связанную с совершенствованием механизма ценообразования; определяет основные направления деятельности научно-исследовательских организаций, действующих при Министерстве.
Минэкономики Украины в пределах своих полномочий издает на основе и во исполнение действующего законодательства приказы, организует и контролирует их выполнение.
Решение Министерства по вопросам реализации экономической политики, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для центральных и местных органов государственной исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций.
Министерство в случае необходимости выдает совместно с другими центральными органами государственной исполнительной власти и местными государственными администрациями совместные акты.
Для воплощения в жизнь государственной политики в сфере промышленности, в частности в отраслях военно-промышленного комплекса, конверсии, машиностроения, металлургической, химической, легкой, деревообрабатывающей промышленности, производства драгоценных металлов, драгоценных камней и других, образовано Министерство промышленной политики Украины (Минпромполитики), что является центральным органом исполнительной власти.
Основными задачами Минпромполитики Украины являются: подготовка предложений по формированию государственной промышленной политики и механизма ее реализации; разработка прогнозных стратегических направлений развития промышленности Украины, структурной инвестиционной политики в этой сфере, анализ финансового состояния развития промышленности; повышение эффективности деятельности и конкурентоспособности продукции предприятий, отнесенных к сфере деятельности Минпромполитики Украины; разработка проектов государственных программ развития промышленности Украины, координация деятельности органов исполнительной власти относительно их выполнения; участие в подготовке предложений, направленных на создание и совершенствование механизма государственного регулирования развития промышленности Украины; участие в разработке предложений по развитию минерально-сырьевой базы, в создании экономического механизма промышленного природопользования, охраны окружающей среды; создание правовых и экономических условий, стимулирующих ускорения инновационных и инвестиционных процессов в промышленности, наладка интегрированных международных хозяйственных связей.
Минпромполитики Украины в соответствии с возложенными на него задачами:
1) участвует в формировании и реализации государственной политики в подчиненных ему отраслях промышленности, разработке проектов Государственного бюджета Украины, общегосударственных профам экономического и социального развития Украины, макроэкономических и межотраслевых балансов;
2) разрабатывает предложения по определению приоритетных направлений развития отраслей, прогнозирует развитие в производственной, научно-технической, финансовой, социальной и других сферах деятельности;
3) координирует деятельность предприятий, которые принадлежат к сфере его управления, в реализации единой научно-технической и инвестиционной политике в интересах развития промышленного потенциала государства, обеспечение охраны труда, экологической безопасности;
4) участвует в обеспечении выполнения работ и поставок продукции для государственных нужд, формировании и организации выполнения государственного оборонного заказа, разрабатывает предложения по развитию международного сотрудничества в машиностроении, военно-промышленном комплексе и других отраслях промышленности;
5) координирует внешнеэкономическую деятельность предприятий, которые принадлежат к сфере его управления, относительно выполнения международных договоров и соглашений по вопросам развития промышленного комплекса государства в пределах своей компетенции принимает меры по совершенствованию внешнеэкономической деятельности предприятий, защиты их интересов на внешнем рынке;
6) участвует в подготовке и заключении международных договоров Украины в порядке, установленном действующим законодательством;
7) осуществляет в пределах полномочий, определенных законодательством, функции управления имуществом предприятий, которые принадлежат к сфере его управления, способствует созданию необходимых условий для сотрудничества предприятий различных форм собственности с целью удовлетворения государственных нужд;
8) содействует развитию новых организационных форм и структур в промышленном секторе экономики и разработке механизмов структурной политики на горизонтальном уровне на основе стимулирования развития межотраслевых связей и финансово-промышленных групп;
9) вносит в установленном порядке предложения относительно определения особенностей приватизации предприятий, которые принадлежат к сфере его управления, получения льготных кредитов и кредитования предприятий;
10) участвует в подготовке предложений по формированию и реализации государственной ценовой политики в сфере промышленности;
11) разрабатывает в соответствии с задач и приоритетных направлений развития отраслей соответствующие финансово-экономические и другие нормативы, механизм их внедрения, утверждает отраслевые стандарты;
12) участвует в формировании и реализации антимоно-польной политики в отраслях промышленности, которые принадлежат к сфере его управления;
13) обеспечивает выполнение задач мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности экономики в пределах полномочий, определенных законодательством;
14) обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию государственной политики в отношении охраны государственной тайны, осуществляет контроль за ее сохранением в центральном аппарате Минпромполитики Украины, на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые принадлежат к сфере его управления.
Минпромполитики Украины имеет право привлекать специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции; представлять Кабинет Министров Украины по его поручению в международных организациях и во время заключения международных соглашений Украиной; получать в установленном законодательством порядке от министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач; созывать в установленном порядке совещания по вопросам, относящимся к его компетенции; привлекать к дисциплинарной ответственности руководителей предприятий, учреждений и организаций, которые принадлежат к сфере его управления; самостоятельно или с участием работодателей - предприятий коллективной и частной форм собственности проводить переговоры и заключать отраслевые соглашения с представителями наемных работников.
Минпромполитики Украины в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их выполнение.
В случаях, предусмотренных законодательством, решение Минпромполитики Украины являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.
Минпромполитики Украины в случае необходимости выдает вместе с другими центральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления совместные акты.
Среди органов управления экономикой важное место принадлежит Министерству агропромышленного комплекса Украины (Минагропрома Украины). Оно является центральным органом исполнительной власти и обеспечивает воплощение в жизнь государственной политики в сфере сельского хозяйства, садоводства, виноградарства, пищевой, перерабатывающей и винодельческой промышленности, а также осуществление других мер по обеспечению продовольственной безопасности государства.
Минагропрома Украины подчинены Комитет пищевой промышленности Украины и Комитет по вопросам садоводства, виноградарства и винодельческой промышленности Украины.
Основными задачами Минагропрома является разработка предложений по основным направлениям аграрной политики, а также реализация государственной политики по вопросам развития сельского хозяйства, садоводства, виноградарства, пищевой, перерабатывающей и винодельческой промышленности (отрасли агропромышленного комплекса); организация выполнения актов законодательства по вопросам агропромышленного комплекса и контроль за их реализацией; разработка и координация выполнения общегосударственных, региональных программ, текущих планов экономического и социального развития отраслей агропромышленного комплекса, социальной сферы села; осуществление научно-технической и технологической политики в отраслях агропромышленного комплекса разработка предложений по оптимизации территориального размещения сельскохозяйственного производства; разработка и реализация мероприятий по внедрению современных механизмов решения функциональных вопросов отраслевого и межотраслевого характера, структурной перестройки отраслей агропромышленного комплекса, реформирование имущественных и земельных отношений на основе сохранения и качественного обновления имеющегося ресурсного потенциала, преодоление негативных явлений кризисного характера; организация продовольственного рынка, маркетинга в сфере материально-технического снабжения, активизация внешнеэкономической деятельности; осуществление мероприятий по государственной поддержке товаропроизводителей, целевого использования бюджетных средств, создание равных условий для развития всех форм собственности и хозяйствования; организация работы государственных служб по вопросам семеноводства и питомниководства, сортоиспытания и защиты растений, ветеринарной медицины, племенного дела, заготовки и качества продукции научного и кадрового обеспечения, стандартизации, карантинного режима, охраны труда, техники безопасности, надзора за техническим состоянием машин и оборудования.
Минагропрома Украины в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
1) организует совместно с заинтересованными министерствами и другими центральными органами исполнительной власти подготовку предложений по оптимизации территориального размещения сельскохозяйственного производства с учетом экономических, грунтово-климатических, экологических, социальных и других факторов, готовит предложения о закрытии морально устаревших производств и размещения новых;
2) разрабатывает концептуальные направления развития конку-рентноспроможного земледелия и животноводства, осуществляет меры по применению альтернативных систем ведения отраслей агропромышленного комплекса, участвует в проведении государственной политики по вопросам детского, диетического и профилактического питания;
3) вносит предложения о внедрении современных механизмов решения функциональных вопросов отраслевого и межотраслевого характера, государственной поддержки предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, стимулирования их интеграции и кооперирования, разрабатывает экономические и организационно-правовые меры, направленные на защиту отечественного товаропроизводителя, активизацию внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций, кредитных ресурсов и международной технической помощи в приоритетные направления развития агропромышленного комплекса;
4) обеспечивает государственную поддержку и способствует развитию подсобных промышленных производств сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов, личных подсобных хозяйств и других;
5) организует систему маркетинга в сфере материально-технического снабжения, производства и реализации сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки, вносит предложения относительно рыночных механизмов регулирования цен и тарифов на них, а также услуг производственно-технического назначения, организует информирование товаропроизводителей всех форм собственности, способствует созданию условий для реализации продукции через рыночную инфраструктуру, восстановлению традиционных и освоению новых рынков сбыта;
6) готовит предложения о разгосударствлении и приватизации имущества, обеспечивает реализацию политики антимонопольного регулирования отраслей, способствует развитию конкуренции, становлению структур рыночного типа в сфере производства и услуг;
7) принимает участие в разработке проекта закона о Государственном бюджете Украины, обеспечивает целевое финансирование программ и мероприятий, ведет учет бюджетных средств и составляет отчетность об их использовании;
8) формирует резервный и элитный семенные фонды, а также генетический фонд в животноводстве, координирует деятельность предприятий, связанную с проведением государственных испытаний сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и субъектов селекции в животноводстве, осуществляет государственный контроль за качеством семян, племенных ресурсов, организует работу, направленную на развитие семеноводства, роз-садництва, племенного дела;
9) участвует в определении государственных потребностей в сельскохозяйственной продукции и сырье, способствует заделке продовольствия и сырья в государственный резерв согласно установленных заданий;
10) составляет вместе с заинтересованными центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления отраслевые и региональные балансы обеспечения сырьевыми, энергетическими, трудовыми ресурсами агропромышленного комплекса и удовлетворения потребностей населения в пищевой продукции;
11) участвует в организации поставок продовольственной продукции из государственных ресурсов по межправительственным соглашениям и населению, которое проживает на территории, подвергшейся радиоактивному .забруднення вследствие Чернобыльской катастрофы;
12) осуществляет на предприятиях всех форм собственности государственный контроль за качеством сельскохозяйственной продукции и сырья во время их производства, хранения и реализации, в том числе во время проведения экспортно-импортных операций;
13) принимает участие в работе, связанной с мониторингом земель сельскохозяйственного назначения, в определении основных направлений государственной политики в сфере использования и охраны земель, организует восстановления экологической ценности земельных участков;
14) организует работу, направленную на обеспечение соблюдения требований законодательства в процессе эксплуатации природоохранных объектов, рационального использования лесных, водных и других природных ресурсов, сохранения редких и исчезающих видов животных и растений;
15) составляет баланс потребности средств защиты растений в Украине, организует выполнение мероприятий и осуществляет контроль за обеспечением экологической безопасности в обращении с пестицидами, агрохимикатами, отходами собственного производства, регуляторами роста растений;
16) участвует в определении на основании заключений государственной экологической экспертизы основных направлений развития мелиорации земель, лимитов государственных централизованных капитальных вложений и показателей ввода в эксплуатацию мелиорированных земель, устанавливает порядок введения в эксплуатацию завершенных строительством мелиоративных систем и утверждает состав соответствующих комиссий, заботится о эффективное использование мелиорированных земель;
17) способствует проведению на предприятиях всех форм собственности государственной политики по вопросам карантина росли, ветеринарной медицины, охраны территории Украины от занесения вредителей и сорняков, возбудителей болезней растений, осуществляет фитосанитарный контроль;
18) проводит через Государственный департамент ветеринарной медицины государственную политику в области ветеринарной медицины и ветеринарный контроль, обеспечивает охрану территории Украины от заноса возбудителей карантинных болезней животных;
19) обеспечивает в пределах предоставленных полномочий реализацию предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности государственной политики по вопросам охраны труда, надзора за техническим состоянием машин и оборудования, пожарной безопасности и безопасности дорожного движения;
20) способствует развитию сельскохозяйственного производства на землях, загрязненных химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, с целью получения чистой продукции и снабжения населения чистыми продуктами питания;
21) участвует в размещении государственных инвестиций, как правило, на конкурсной основе, между главными исполнителями производственных и социальных программ, выступает заказчиком типовых проектов и работ, утверждает титульные списки на проектирование и строительство, проводит экспертизу и утверждает проектно-сметную документацию;
22) участвует в реализации правовой политики в отраслях агропромышленного комплекса, способствует соблюдению и совершенствованию законодательства по вопросам, относящимся к его ведению;
23) реализует государственную политику в сфере социально-трудовых отношений и регулирования оплаты труда в агропромышленном комплексе, заключает с соответствующими профсоюзными органами отраслевые соглашения, предоставляет товаропроизводителям помощь в вопросах организации, нормирования и оплаты труда, осуществляет контроль за соблюдением учреждениями и организациями, которые финансируются из бюджета и принадлежат к сфере его управления, установленных государством условий оплаты труда;
24) разрабатывает совместно с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти и реализует программы и мероприятия, направленные на развитие материально-технической базы социально-культурной, медицинской и коммунально-бытовой сферы, индивидуального жилищного строительства в сельской местности, на улучшение демографической ситуации, социальная защита сельского населения;
25) организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и рабочих кадров в учреждениях образования, которые принадлежат к сфере его управления, способствует деятельности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в их кадровом обеспечении, реализации государственной политики в сфере занятости населения;
26) осуществляет необходимое обеспечение бухгалтерского учета отчетности, разрабатывает согласно отраслевых особенностей методологические и методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство, имущества и источников его формирования;
27) обеспечивает координацию работы по осуществлению научно-исследовательских работ и внедрению в производство завершенных научных разработок;
28) реализует государственную политику в сфере выставочной деятельности агропромышленного комплекса, способствует участию предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в выставках, ярмарках, аукционах и т.п.;
29) участвует в подготовке международных договоров Украины, заключает договоры межведомственного характера, анализирует состояние их выполнения и поддерживает связи с международными организациями;
30) осуществляет в пределах полномочий, определенных законодательством, функции по управлению имуществом предприятий, учреждений и организаций, находящихся в государственной собственности; принимает решения о создании, реорганизации, ликвидации предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности; утверждает уставы (положения) предприятий, контролирует их соблюдение и принимает решение в случае нарушения уставов (положений) заключает и расторгает контракты с руководителями предприятий; выполняет другие функции, предусмотренные действующим законодательством;
31) выдает лицензии на отдельные виды предпринимательской деятельности, предусмотренные законодательством, проводит экспертную оценку общегосударственных и региональных программ и их проектов;
32) обеспечивает выполнение задач мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности государства в пределах определенных законодательством полномочий;
33) обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию государственной политики относительно государственной тайны, контроль за ее сохранением в центральном аппарате Минагропрома Украины, на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые принадлежат к сфере его управления;
34) реализует государственную политику по подбору и расстановке кадров центрального аппарата, руководителей предприятий, учреждений и организаций, которые принадлежат к сфере его управления.
Минагропрома Украины предоставлено право привлекать специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции; представлять Кабинет Министров Украины по его поручению в международных организациях и во время заключения международных договоров Украины; получать безвозмездно в установленном законодательством порядке от министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач; созывать в установленном порядке совещания по вопросам, относящимся к его компетенции.
Решение Минагропрома Украины, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.
Наряду с министерствами, которые осуществляют административно-правовое регулирование деятельности целых комплексов (например, Минпромполитики; Мінафопром; Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики), в сфере экономики функционируют органы управления отдельными отраслями. Это Министерство энергетики. Министерство угольной промышленности, Государственный комитет связи и информации Украины, Государственный комитет рыбного хозяйства Украины и другие. Компетенция таких органов управления не выходит за пределы обеспечения административно-правового регулирования в той или иной отраслью экономики.
Так, функциями Министерства угольной промышленности Украины (Минуглепрома) являются: разработка и реализация государственной политики развития угольной промышленности с целью обеспечения потребностей народного хозяйства в продукции отрасли, достижения мирового уровня технологии производства и качества продукции, оптимизации производственной структуры, переориентации угольной промышленности с учетом новых источников поставок сырья и рынков сбыта продукции, новых связей по кооперации производства; координация деятельности предприятий угольной промышленности, защита их интересов в государственных и иных органах, обеспечение государственной поддержки в решении возложенных на них задач; изучение существующих и перспективных потребностей в угле (по маркам и сортам на внутреннем и внешнем рынке, прогнозирования направлений развития угольной промышленности как по добыче угля, так и по его переработки; формирование и размещение в установленном порядке государственного контракта, координация деятельности предприятий, связанной с выполнением настоящего контракта; разработка комплексных научных программ, направленных на улучшение состояния окружающей природной среды в угольных регионах Украины, обеспечение рационального использования недр, утилизации отходов, внедрения безотходных технологий; содействие предприятиям угольной промышленности в вопросах установления и стабилизации хозяйственных связей, в том числе внешнеэкономических; содействие развитию машиностроительной базы и строительной индустрии области.
Согласно перечисленных функций Минуглепром осуществляет такую деятельность управленческого характера:
1) разрабатывает целевые программы и программные меры относительно перспективных направлений развития техники и производства в угольной промышленности, а также по ликвидации породных отвалов;
2) принимает меры для устойчивого обеспечения предприятий отрасли гірничошахтним и другим технологическим оборудованием, приборами, запасными частями;
3) обеспечивает размещение и ликвидацию устаревших производств, способствует оптимизации экономических связей, кооперированных поставок и перевозок;
4) определяет направления и объемы расходов, которые могут финансироваться из отраслевого фонда финансового регулирования;
5) разрабатывает совместно с Минэкономики и Минфином Украины меры, направленные на углубление экономической реформы, обеспечивает их выполнение, способствует развитию товарного рынка, финансовому оздоровлению предприятий;
6) способствует развитию предприятия и конкуренции, в пределах своей компетенции проводит в установленном порядке работу, направленную на демонополизацию производства в угольной промышленности, готовит предложения относительно осуществления антимонопольных мер;
7) координирует работу по проектированию, строительству и реконструкции предприятий угольной промышленности, проведения экспертизы отраслевых инвестиционных программ;
8) подает предприятиям угольной промышленности помощь в обеспечении материально-техническими ресурсами для выполнения ими производственных программ;
9) координирует развитие системы связи в угольной промышленности;
10) выступает заказчиком и организует финансирование комплексных научных исследований по технологических, организационных, экологических проблем развития угольной промышленности;
11) участвует в разработке мероприятий по обеспечению предприятий отрасли высококвалифицированными работниками, координирует деятельность предприятий и учебных заведений в вопросах подготовки специалистов и рабочих кадров;
12) обеспечивает соблюдение на предприятиях угольной промышленности трудового законодательства, способствует повышению уровня социальной защиты работающих и обеспечению государственных гарантий в этих вопросах;
13) проводит техническую политику, направленную на создание здоровых и безопасных условий труда, осуществляет анализ травматизма на предприятиях, организует методическую работу по охране труда;
14) принимает участие в разработке экологических норм и нормативов и экономических санкций за их нарушение, обеспечивает соблюдение экологических требований в производстве, охране окружающей природной среды от вредного воздействия предприятий угольной промышленности, а также рациональное использование угольных месторождений;
15) организует разработку и заключает с соответствующими профсоюзными объединениями отраслевые тарифные соглашения, принимает участие в разработке норм труда, предоставляет предприятиям информационную, методическую, консультационную и другую помощь по этим вопросам;
16) принимает меры, направленные на рост экспортного потенциала предприятий отрасли, оказывает им помощь в решении вопросов внешнеэкономических связей, готовит предложения относительно квотирования и лицензирования экспорта угля;
17) устанавливает по согласованию с Минэкономики Украины оптовые цены на уголь и угольную продукцию, изучает уровень и динамику цен, организует обеспечение предприятий по добыче и обогащению угля информацией по этим вопросам;
18) организует работу по вопросам стандартизации, контроля за соблюдением стандартов качества продукции и патентно-лицензионных требований, осуществляет сертификацию продукции (работ, услуг) угольной промышленности и экспертную оценку отраслевых программ и проектов;
19) разрабатывает меры по приватизации собственности в отрасли и развития различных ее форм;
20) участвует в определении приоритетов экономического развития области, принимает меры для предотвращения банкротства предприятий, мобилизации средств на развитие производства предприятий, которые обеспечивают пополнение товарного рынка Украины, увеличивают экспортный потенциал, уменьшают импорт сырья и комплектующих, сокращают расходы энергоносителей, обеспечивают занятость населения;
21) осуществляет координацию учетно-аналитической работы предприятий угольной промышленности, оказывает им методическую помощь;
22) составляет в установленном порядке сведены квартальные, годовые бухгалтерские, статистические отчеты и балансы по видам деятельности;
23) обеспечивает представление Минфина и Минэкономики Украины информации, необходимой для составления проектов государственного бюджета и плана экономического и социального развития;
24) осуществляет в пределах, определенных законодательством Украины, управления имуществом предприятий, учреждений и организаций, находящихся в общегосударственной собственности и принадлежит к сфере управления Министерства.
Минуглепром Украины имеет право привлекать на договорных началах организации, ученых, экспертов и специалистов, в том числе из иностранных государств, для разработки сложнейших проблем развития угольной промышленности, а также проведение консультаций и экспертизы.
Решение Министерства по вопросам надежной и безопасной работы объединений, предприятий, учреждений и организаций области, изданные в пределах его полномочий, являются обязательными для объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.
На уровне области и района области, а также городов Киева, Севастополя и районов городов Киева и Севастополя административно-правовое регулирование осуществляется местными государственными администрациями.
Основные полномочия областной, Киевской и Севастопольской городской государственной администрации заключается в том, что администрация данного уровня:
• разрабатывает проекты программ социально-экономического развития соответствующей территории и подает их на одобрение соответствующей Совете, организует их выполнение;
• обеспечивает эффективное использование природных, трудовых и финансовых ресурсов;
• обеспечивает осуществление в соответствии с законодательством контроля за состоянием финансовой дисциплины, учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности;
• обеспечивает составление необходимых для управления социально-экономическим развитием территории балансов трудовых ресурсов, местных строительных материалов, топлива и т.д.;
• согласовывает в пределах своей компетенции вопросы размещения на территории соответствующей области, городов Киева, Севастополя новых предприятий и других объектов независимо от форм собственности;
• вносит в соответствии с законодательством предложения о создании специальных (свободных) экономических зон, изменений статуса и территории этих зон;
• рассматривает и согласовывает представленные предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными соответственно на территории области, городов Киева, Севастополя, проекты планов и мероприятий, которые связаны с обслуживанием населения или могут привести к изменению экологического, демографического состояния и других последствий;
• разрабатывает предложения относительно объемов продукции (работ, услуг), подлежащих поставке для государственных нужд, формирует объемы продукции (работ, услуг), поставляемых для нужд соответствующей территории за счет средств местного бюджета и других источников финансирования.

 



Назад