Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

7.3. Основные направления государственного регулирования экономики


Главной целью государственного регулирования экономики является реализация конституционного положения о том, что государство обеспечивает социальную направленность (ст. 13).
Исходя из этого, важнейшие задачи субъектов, реализующих свои управленческие полномочия в сфере экономики, заключаются в обеспечении экономической стабильности, гармоничного развития производства и социальной сферы, укрепления научного потенциала, создании благоприятных условий для эффективного хозяйствования и оптимальной реализации как общественных, так и частных интересов.
При этом нельзя не учитывать, что в переходный период государство выполняет ряд функций, которые не характерны для рыночных условий.
Так, она остается крупнейшим субъектом рынка и регулирует деятельность других его субъектов, сохраняет значительный объем распределительных функций, активно влияет на развитие самого человека, рассматривая личность как главный фактор общественного прогресса и культуры в широком смысле слова. Государственное регулирование затрагивает интересы, с одной стороны, предприятий, учреждений, организаций, с другой - непосредственно конкретных граждан. Государство активно предлагает им разнообразные формы экономического взаимодействия, а также определяет меру ответственности за нарушение правовых установлений.
В основе административно-правового воздействия государства на экономическую систему лежат известные методы и формы государственного управления, представленные согласно специфики данной сферы. Это различные сочетания прямых и косвенных регуляторов, позволяющих сосредоточить ресурсы на развитии базовых отраслей, обеспечить быструю окупаемость средств, мобильность производства, предупреждение диспропорций и стимулирование спроса на товары и услуги.
Наиболее характерными из них являются:
- демонополизация экономики;
- образование свободных экономических зон;
- создания промышленно-финансовых групп;
- привлечение инвестиций (инвестирование экономики);
- разгосударствления собственности (приватизация).
Демонополизация экономики. Демонополизация - это осуществляемая государством и его органами политика, направленная на сдерживание монополизма (преобладание на рынке единоличного производителя, поставщика, продавца) и одновременно на развитие конкуренции, путем содействия созданию и существованию конкурирующих предприятий, фирм, компаний и т.д.
Демонополизация экономики и развитие конкуренции в Украине обеспечиваются в соответствии со специальной программой, которая разрабатывается Кабинетом Министров Украины и утверждается Верховной Радой Украины (Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции).
Цель политики демонополизации (антимонопольной политики) заключается в повышении эффективности общественного производства, на ее основе развития конкуренции как важнейшего регулятора рыночных процессов в экономике.
Защита конкурентной среды и субъектов, которые хозяйничают, от монополизма осуществляется на основе Закона от 18 февраля 1992 г. "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности". Этот Закон определяет правовые основы ограничения и предупреждения монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства.
Он содержит определения основных понятий в сфере антимонопольной политики. В частности, в нем указывается, что:
• товар - это продукт деятельности (включая работы, услуги, а также ценные бумаги), предназначенный для реализации;
• рынок товара (товарный рынок) - сфера обращения товара одной потребительской стоимости, в пределах которой определяется монопольное положение;
• конкуренция - состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров, в которых нуждается потребитель;
• монопольное положение - доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию определенного товара на рынке. Монопольным признается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35 процентов;
• монопольная цена - цена, которая устанавливается предпринимателем, который занимает монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушения прав потребителя;
• монопольная деятельность - действия (бездействие) предпринимателя (предпринимателей) при условии монопольного положения на рынке одного предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездействие) органов власти и управления, направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение конкуренции;
• монопольное образование - предприятие, объединение или хозяйственное общество и другое образование, которое занимает монопольное положение на рынке;
• хозяйствующий субъект (предприниматель) - юридическое лицо независимо от формы собственности, занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров (работ, услуг), гражданин, который осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, группа указанных юридических и (или) физических лиц, если одна или несколько из них осуществляет контроль над другими, то есть имеет решающее влияние на их хозяйственную деятельность, в том числе на принятие управленческих решений на основании: их владения акциями (паями, долями); владения или права их использования активов; прав, зафиксированных в учредительных документах или соглашениях (контрактах); стечении более четверти состава органов управления и (или) наблюдательных советов и т.д.
К наиболее опасных нарушений антимонопольного законодательства относятся:
во-первых, злоупотребления монопольным положением на рынке;
во-вторых, неправомерные соглашения между хозяйствующими субъектами;
в-третьих, дискриминация предпринимателей органами власти и управления;
по-четвертых, недобросовестная конкуренция.
Злоупотреблением монопольным положением считаются:
- навязывание таких условий договора, которые ставят контрагента в неравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;
- ограничение или прекращение производства, а также изъятие из оборота товаров с целью создания или поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен;
- частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта с целью создания или поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен;
- другие действия с целью создания препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим предпринимателей; установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, ограничивающих права отдельных потребителей;
- установление монопольное высоких цен (тарифов, расценок) на свои товары, что приводит к нарушению прав потребителей;
- установление монопольное низких цен (тарифов, расценок) на свои товары, что приводит к ограничению конкуренции.
Неправомерными соглашениями между предпринимателями признаются соглашения (согласованные действия), направленные на: установление (поддержание) монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; распределение рынков по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему 'их реализации или закупок или по кругу потребителей или по другим признакам с целью монополизации; устранение с рынка или ограничение доступа на него продавцов, покупателей, других предпринимателей.
Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления признается:
- запрет создания новых предприятий или других организационных форм предпринимательства в любой сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции;
- принуждение предпринимателей до вступления в ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, а также к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей;
- принятие решений о централизованном распределении товаров, что приводит к монопольному положению на рынке;
- установление запрета на реализацию товаров из одного региона республики в другой;
- предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, которые ставят их в привилегированное положение относительно других предпринимателей, что приводит к монополизации рынка определенного товара;
- ограничение прав предпринимателей по приобретению и реализации товаров; установление запретов или ограничений в отношении отдельных предпринимателей или групп предпринимателей.
Дискриминацией предпринимателей признается также заключение между органами власти и управления соглашений, создание структур государственного управления или наделение существующих министерств, государственных комитетов, других структур государственного управления полномочиями для осуществления перечисленных выше действий.
Недобросовестной конкуренцией признается: неправомерное использование фирменного наименования, знака для товаров и услуг или любого маркировки товара, а также неправомерное копирование формы, упаковки, внешнего оформления, имитация, копирование, прямое воспроизведение товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени; умышленное распространение ложных или неточных сведений, которые могут нанести ущерб деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя; получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также конфиденциальной информации с целью причинения вреда деловой репутации или имуществу другого предпринимателя; заказ, изготовление, размещение или распространение юридическими или физическими лицами рекламы, которая не отвечает требованиям действующего законодательства Украины и может нанести ущерб гражданам, учреждениям, организациям или государству.
Государственный контроль за соблюдением антимонополь-ного законодательства, защита интересов предпринимателей и потребителей от его нарушений, в том числе от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции, осуществляются Антимонопольным комитетом Украины. Он действует в соответствии с Законом от 26 ноября 1993 г. "Об Антимонопольном комитете Украины".
В соответствии с возложенными на него задачами Антимоно-польный комитет Украины контролирует соблюдение антимо-нопольного законодательства при создании, реорганизации, ликвидации хозяйствующих субъектов, при преобразовании органов управления в объединение предпринимателей, приобретении долей (акций, паев), активов хозяйственных обществ и предприятий; при осуществлении хозяйственной деятельности предпринимателями и при реализации полномочий центральных и местных органов государственной исполнительной власти, местного самоуправления относительно предпринимателей; рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и принимает решение по результатам рассмотрения в пределах своих полномочий; обращается в суд или арбитражный суд с исками (заявлениями) в связи с нарушением антимонопольного законодательства, направляет правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства, содержащих признаки преступления; дает рекомендации государственным органам по проведению мероприятий, направленных на развитие предпринимательства и конкуренции; участвует в разработке и вносит в установленном порядке проекты актов законодательства, регулирующих вопросы развития конкуренции, антимонопольной политики и демонополизации экономики; участвует в заключении межгосударственных соглашений, разработке и реализации международных проектов и программ, а также осуществляет сотрудничество с государственными органами и неправительственными организациями иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Антимонопольного комитета Украины; обобщает практику применения антимонопольного законодательства, разрабатывает предложения по его совершенствованию; разрабатывает и организует выполнение мероприятий, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства; систематически информирует население о своей деятельности; осуществляет другие действия с целью контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
Анти монопольный комитет Украины в пределах предоставленной ему компетенции имеет право:
• определять границы товарного рынка, а также монопольное положение предпринимателей на нем;
• давать предпринимателям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и о восстановлении первоначального положения, о принудительном разделение монопольных образований, прекращения неправомерных соглашений между предпринимателями;
• давать центральным и местным органам государственной исполнительной власти, исполнительным органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений и расторжения заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству, запрещать или разрешать создание монопольных образований центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного и регионального самоуправления, а также хозяйствующими субъектами;
• вносить в соответствующие государственные органы обязательные для рассмотрения представления относительно отмены лицензий, приостановлении операций внешнеэкономической деятельности предпринимателей в случае нарушения ими антимонопольного законодательства;
• налагать штрафы в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
• разрабатывать и утверждать по вопросам, относящимся к его компетенции, нормативные акты, обязательные для исполнения центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, их объединениями, контролировать их выполнение.
Антимонопольный комитет образуется в составе Председателя и десяти государственных уполномоченных. Из числа государственных уполномоченных назначается первый заместитель и два заместителя Председателя Антимонопольного комитета Украины.
Антимонопольный комитет Украины и его территориальные отделения составляют систему органов Антимонопольного комитета Украины, которую возглавляет Председатель Комитета.
Для рассмотрения отдельных дел о нарушении антимоно-польного законодательства образуются постоянно действующие и временные административные коллегии, которые формируются из государственных уполномоченных и председателей территориальных отделений Антимонопольного комитета Украины в составе не менее трех человек. Они формируются по отраслевым, региональным или другим принципам.
Организационную, техническую, аналитическую, информационно-справочную и другую работу по обеспечению деятельности Антимонопольного комитета Украины, его территориального отделения, а также подготовку материалов для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства осуществляет аппарат в соответствии Антимонопольного комитета Украины или его территориального отделения.
С целью координации деятельности в вопросах развития конкуренции и демонополизации экономики Антимонопольный комитет Украины взаимодействует с центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления.
Центральные и местные органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны согласовать с Антимонопольным комитетом Украины решение о демонополизации экономики, развития конкуренции и антимонопольного регулирования, а также получать согласие Комитета в определенном им порядке в создании, реорганизации (слияния, присоединения), ликвидации хозяйствующих субъектов и хозяйственных обществ, создание ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, преобразования органов управления в указанные объединения.
Для подготовки рекомендаций по вопросам организации и деятельности Антимонопольного комитета Украины, методологии и методики осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, разработки предложений по его применения и совершенствования, а также по другим вопросам Антимонопольный комитет Украины создает совещательные органы, проводит технико-экономические и научные исследования, привлекает экспертов и консультантов, готовит кадры по специальным программам.
В реализации Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции важное место принадлежит Межведомственной комиссии по вопросам демонополизации экономики.
Эта комиссия является коллегиальным постоянно действующим органом, образованным для координации действий министерств, ведомств и других органов государственной исполнительной власти и соответствующих органов местного самоуправления, направленных на реализацию мероприятий по демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Украины, выполнение заданий Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции.
Председателем Межведомственной комиссии является по должности вице-Премьер-министр Украины, а заместителями Председателя Комиссии - Председатель Антимонопольного комитета Украины и Министр экономики Украины.
В состав Комиссии входят по должности руководители или заместители руководителей Министерства экономики Украины, Министерства внешних экономических связей и торговли Украины, Министерства финансов Украины, Министерства юстиции Украины, Государственного комитета статистики Украины, Фонда государственного имущества Украины, Антимонопольного комитета Украины, заведующий соответствующего структурного подразделения аппарата Кабинета Министров Украины, а также представитель Администрации Президента Украины. Персональный состав Комиссии утверждает Президент Украины по представлению Председателя Комиссии.
Согласно возложенных на нее задач Комиссия:
• анализирует ход реализации Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции, заслушивает отчеты руководителей центральных органов государственной исполнительной власти о ее выполнения;
• осуществляет экспертизу и согласовывает проекты важнейших законодательных и других нормативных актов по вопросам демонополизации экономики и развития конкуренции;
• анализирует состояние рынков Украины с целью подготовки предложений по формированию конкурентной среды;
• дает заключения о целесообразности создания финансово-промышленных групп, холдинговых компаний, транснациональных объединений, которые создаются в соответствии с указами Президента Украины или по решениям Кабинета Министров Украины, имея в виду влияние таких групп, компаний, объединений на состояние конкуренции на внутренних рынках Украины;
• принимает решения по вопросам демонополизации отраслей народного хозяйства, рынков и отдельных хозяйствующих субъектов.
Решения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для исполнения органами государственной исполнительной власти, объединениями предприятий, которым делегированы функции по управлению имуществом предприятий и организаций, входящих в ее состав, а также органами местного самоуправления.
Важной составляющей антимонопольной политики государства является управление в сфере естественных монополий.
Естественная монополия - это официально признана монополия на производство и продажу товаров и услуг. Признание естественной монополии может быть обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, естественным правом на монопольное положение. Так, естественная монополия возникает в сфере действия авторского права, поскольку автор является монополистом по закону. Во-вторых, экономической целесообразностью для государства и населения. Например, государству выгодно иметь единые трубопроводные сети.
Критерии экономической выгодности изложены в Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции. В частности, в ней подчеркивается, что естественная монополия должна удовлетворять спрос на товары и услуги с более низкими затратами на единицу продукции, чем два или более хозяйствующих субъекта.
В соответствии с Указом Президента Украины от 19 августа 1997 p. "О мерах по реализации государственной политики в сфере естественных монополий" основные условия субъектов управления естественными монополиями должны направляться на:
• совершенствование системы государственного регулирования, включая регулирование цен и тарифов в сфере естественных монополий;
• формирование его нормативных и организационных основ, в том числе на региональном уровне;
• разграничение компетенции и налаживания взаимодействия между органами, которые в соответствии с законодательством осуществляют управление имуществом, разработку и реализацию государственной политики в соответствующих отраслях, и органами, на которые возлагаются функции регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
• формирование конкурентных отношений на смежных рынках, создание эффективных механизмов предотвращения дискриминации хозяйствующих субъектов, действующих на этих рынках, со стороны субъектов естественных монополий;
• выделение из субъектов естественных монополий непрофильных производств и предприятий, деятельность которых не относится к основной;
• организацию надлежащего контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, ведение отдельных балансов и отдельной бухгалтерской отчетности о деятельности, которая осуществляется на рынках, находящихся в состоянии естественных монополий;
• постепенное прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей или одних видов услуг за счет других;
• углубление правового регулирования взаимоотношений между участниками рынков в сфере естественных монополий и совершенствованию нормативной базы в этой сфере, обеспечение формирования цен (тарифов) и правила их определения, введение единых правил на недискриминационной основе;
• определение особенностей реформирования отношений собственности и приватизации в сфере естественных монополий, в тоу числе отраслевых;
• повышение эффективности управления принадлежащими государству имуществом, акциями (долями, паями) предприятий, хозяйственных обществ, являющихся субъектами естественных монополий, ответственности представителей, которые осуществляют управление объектами государственной собственности, за соблюдение требований по более эффективной деятельности субъектов естественных монополий, обеспечение их доступности для потребителей, инвесторов и акционеров;
• введение общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, в частности, путем создания при них советов потребителей или включения в состав наблюдательных советов соответствующих акционерных обществ, советов предприятий, представителей органов местного самоуправления, объединений граждан, в том числе природоохранных организаций, организаций потребителей и т.п.
Специальные (свободные) экономические зоны. Специальная (свободная) экономическая зона представляет собой часть территории Украины, на которой устанавливается и действует специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины.
На территории специальной (свободной) экономической зоны вводятся льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и физических лиц.
Целью создания специальных (свободных) экономических зон являются:
• привлечение иностранных инвестиций и содействие им;
• активизация совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности для наращивания экспорта товаров и услуг, а также поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг;
• привлечение и внедрение новых технологий, рыночных методов хозяйствования, развития инфраструктуры рынка;
• улучшение использования природных и трудовых ресурсов, ускорения социально-экономического развития Украины.
Основными нормативными документами, регламентирующими создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон в Украине есть Закон от 13 октября 1992 г. "Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон", и утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 марта 1994 г. "Концепция создания специальных (свободных) экономических зон в Украине".
Они признают специальные (свободные) экономические зоны (СЭЗ) как один из инструментов достижения открытости экономики Украины внешнему миру и стимулирования международного экономического сотрудничества на основе привлечения иностранных инвестиций.
Согласно Закону "Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" и в зависимости от хозяйственной направленности и экономико-пра-правовых условий деятельности в Украине могут создаваться:
• внешнеторговые зоны;
• комплексные производственные зоны;
• научно-технические зоны;
• туристическо-рекреационные зоны;
• банківсько-страховые (оффшорные зоны);
• зоны приграничной торговли.
Кроме вышеупомянутых, могут создаваться СЭЗ других типов, а также комплексные специальные (свободные) экономические зоны, которые сочетают в себе черты и элементы зон различных типов.
Внешнеторговые зоны - часть территории государства, где товары иностранного происхождения могут храниться, покупаться и продаваться без уплаты таможенной пошлины и таможенных сборов или с ее отсрочкой. Создаются эти зоны с целью активизации внешней торговли (импорт, экспорт, транзит) за счет предоставления таможенных льгот, услуг по хранению и перевалке грузов, предоставление в аренду складов, помещений для выставочной деятельности, а также услуг по доработки, сортировки, упаковки товаров. Формы их организации - это свободные порты (порто-франко), свободные таможенные зоны (зоны франко), таможенные склады.
Комплексные производственные зоны - часть территории государства, на которой вводится специальный льготный налоговый, валютно-финансовый, таможенный и т.д.) режим экономической деятельности с целью стимулирования предпринимательства, привлечения инвестиций в приоритетные отрасли хозяйства, расширение внешнеэкономических связей, заимствования новых технологий, обеспечения занятости населения. Они могут иметь форму экспортных производственных зон, где развивается прежде всего экспортное производство, ориентированное на переработку собственного сырья и преимущественно сборочные операции, и импортоориетированных зон, главная функция которых - развитие импортозамещающих производств.
Научно-технические зоны - без, специальный правовой режим которых ориентирован на развитие научного и производственного потенциала, достижения нового качества экономики через стимулирование фундаментальных и прикладных исследований, с последующим внедрением результатов научных разработок в производство. Они могут существовать в форме региональных инновационных центров-технополисов, районов интенсивного научного развития, высокотехнологичных промышленных комплексов, научно-производственных парков (технологических, исследовательских, промышленных, агропарків), а также локальных инновационных центров и опорных инновационных пунктов.
Туристическо-рекреационные зоны - свободные экономические зоны, которые создаются в регионах, имеющих богатый природный, рекреационный и историко-культурный потенциал, с целью эффективного его использования и сохранения, а также активизации предпринимательской деятельности (в том числе с привлечением иностранных инвесторов) в сфере рекреационно туристического бизнеса.
Банківсько-страховые (оффшорные зоны) - это зоны, в которых вводится особенно благоприятный режим осуществления банковских и страховых операций в иностранной валюте для обслуживания нерезидентов. Оффшорный статус предоставляется банковским и страховым учреждениям, которые были созданы с участием лишь нерезидентов и обслуживают лишь ту их предпринимательскую деятельность, осуществляемая за пределами Украины.
Зоны приграничной торговли - часть территории государства на границах с соседними странами, где действует упрощенный порядок пересечения границы и торговли.
По признакам открытости и месторасположение различают интеграционные СЭЗ (деятельность которых направлена на тесное взаимодействие с позазональною экономикой страны) и анклавні (ориентированные на связи с внешним рынком), внешние (расположены на границе с другими государствами) и внутренние (размещены во внутренних районах страны).
Специальные (свободные) экономические зоны создаются Верховной Радой Украины по инициативе Президента Украины, Кабинета Министров Украины или местных Советов и местной государственной администрации.
В случае создания специальной (свободной) экономической зоны по инициативе Президента Украины или Кабинета Министров Украины, соответствующее решение может быть принято только после получения письменного согласия соответствующего местного Совета и местной государственной администрации, на территории которой предполагается расположить специальной (свободной) экономической зоне.
В случае если инициатива в создании специальной (свободной) экономической зоны принадлежит местным Советам и местным государственным администрациям, они подают соответствующее предложение Кабинета Министров Украины.
Кабинет Министров Украины должен рассмотреть предложение о создании специальной (свободной) экономической зоны в шестидесятидневный срок со дня ее поступления и представить заключение по этому вопросу к Верховной Рады Украины.
Документы о создании специальной (свободной) экономической зоны должны содержать:
а) решение местного Совета и местной государственной администрации с ходатайством о создании специальной (свободной) экономической зоны (в случае создания специальной (свободной) экономической зоны по их инициативе) или письменное согласие соответствующих местных Советов и местных государственных администраций, на территории которых должна быть расположена специальная (свободная) экономическая зона (в случае создания специальной (свободной) экономической зоны по инициативе Президента Украины или Кабинета Министров Украины);
б) проект положения о ее статусе и систему управления, официальное название специальной (свободной) экономической зоны;
в) точное описание границ специальной (свободной) экономической зоны и карту ее территории;
г) технико-экономическое обоснование целесообразности создания и функционирования специальной (свободной) экономической зоны;
д) проект Закона о создании конкретной специальной (свободной) экономической зоны.
Органами управления специальных (свободных) экономических зон независимо от их типа являются:
а) местные Советы и местные государственные администрации в пределах своих полномочий;
б) орган хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны, которая создается при участии субъектов экономической деятельности Украины и иностранных субъектов такой деятельности. . Функции этого органа может быть возложено на одного из субъектов экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны.
Функционирования специальных (свободных) экономических зон и органов их хозяйственного развития и управления регламентируется соответствующими положениями и уставами.
Положение о Північнокримську экспериментальной экономической зоны "Сиваш"
Это Положение определяет экономические, организационные и правовые основы проведения эксперимента в Північнокримській экспериментальной экономической зоны "Сиваш".
1. Північнокримська экспериментальная экономическая зона "Сиваш" (далее - зона "Сиваш") включает территорию Красноперекопского района, города Красноперекопска и Армянска Автономной Республики Крым, в рамках которой проводится экономический эксперимент по разработке модели управления и хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
2. Руководящим органом зоны "Сиваш" является Администрация зоны "Сиваш", который осуществляет свою деятельность в форме государственной компании, Устав которой утверждает Кабинет Министров Украины.
3. Эксперимент проводится с целью реализации мероприятий:
- экспериментальной отработки на практике современных экономических механизмов и методов хозяйствования;
- внедрение передовых отечественных и зарубежных научно-технологических разработок и изобретений;
- развития экспортного потенциала на основе эффективного комплексного использования сырьевых, промышленных и сельскохозяйственных возможностей территории;
- подготовки кадрового потенциала, который отвечает требованиям организации высокотехнологичного производства конкурентоспособной продукции в условиях перехода к рыночной экономике;
- решение проблемы занятости населения и других социальных проблем на территории зоны "Сиваш";
- создание и обеспечение условий для реализации инвестиционных проектов;
- привлечение внешних и внутренних ресурсов для реализации инвестиционных проектов развития предприятий региона;
- создания и развития производственной и непроизводственной инфраструктуры.
4. Регистрация субъектов зоны "Сиваш" осуществляется Администрацией зоны "Сиваш" в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.
5. За регистрацию субъектов зоны "Сиваш" взимается плата, размер которой устанавливается Администрацией зоны "Сиваш" по согласованию с Минфином Украины.
Средства, полученные за регистрацию субъектов зоны "Сиваш", направляются Администрации зоны "Сиваш" и используются им в соответствии с текущих программ развития зоны "Сиваш".
6. Инвестиционные проекты, реализация которых связана с предоставлением льгот субъектам зоны "Сиваш", утверждается Кабинетом Министров Украины после рассмотрения и одобрения их Наблюдательным советом по контролю за проведением эксперимента в Північнок-римской экспериментальной экономической зоны "Сиваш" (далее - Наблюдательный совет).
7. Перечень товаров собственного производства', экспорт которых субъектами зоны "Сиваш" подлежит квотированию и лицензированию, устанавливается Кабинетом Министров Украины.
8. Средства, полученные за счет предоставления субъектам зоны "Сиваш" льготы по уплате налога на прибыль, направляются ими на реализацию инвестиционных проектов в пределах зоны "Сиваш".
9. (Пункт 9 исключено на основании Постановления KM № 937 (937-97-п) от 27.08.1997 p. ) Поступления в иностранной валюте в пользу субъектов зоны "Сиваш" не подлежат обязательной продаже на межбанковском валютном рынке в случае использования высвобожденных валютных средств на нужды развития этой зоны.
10. Финансирование инвестиционных проектов в зоне "Сиваш" осуществляется в соответствии с законодательством Украины за счет средств субъектов предпринимательской деятельности, бюджетных и заемных средств, иностранных инвестиций и кредитов, других средств.
11. Основными задачами Администрации зоны "Сиваш" являются:
- разработка стратегии и текущих программ развития зоны "Сиваш", направленных на осуществление направлений проведения эксперимента и обеспечение их реализации;
- содействие привлечению и рациональному использованию внешних и внутренних финансовых и материальных ресурсов для обеспечения проведения экономического эксперимента;
- разработка совместно с соответствующими министерствами и ведомствами нормативных документов и мероприятий, направленных на обеспечение достижения положительных результатов эксперимента;
- обеспечение эффективного управления имуществом (акциями, паями, долями), что находится в общегосударственной собственности и находится на территории зоны "Сиваш", которое передается на время проведения есперименту Администрации зоны "Сиваш";
разработка по положительным результатам эксперимента проектов соответствующих законодательных актов о создании специальных (свободных) экономических зон.
12. Контроль за проведением эксперимента в Північнокрим-риканской экспериментальной экономической зоны "Сиваш" осуществляет Наблюдательный совет.
Положение о Наблюдательном совете утверждается Кабинетом Министров Украины.
УСТАВ Государственной компании "Администрация Северокрымской экспериментальной экономической зоны "Сиваш"
Общие положения
1. Государственная компания "Администрация Северокрымской экспериментальной экономической зоны "Сиваш" (далее - Администрация) является руководящим органом Северокрымской экспериментальной экономической зоны "Сиваш" и действует на основании законодательства Украины и настоящего Устава. Учредителем Государственной компании "Администрация Северокрымской экспериментальной экономической зоны "Сиваш" является государство в лице Кабинета Министров Украины.
2. Полное название Администрации - Государственная компания "Администрация Северокрымской экспериментальной экономической зоны "Сиваш" (на русском языке: Государственная компания "Администрация Северокрьімской зкспериментальной зкономи-ческой зоньї "Сиваш"; на английском языке: Company The State Administration of The North-Crimean Experimental Economic _one "Sivash").
Сокращенное название Администрации - Администрация ПЕЕЗ "Сиваш" (на русском языке: Администрация СЗЗЗ "Сиваш", на английском языке: The Administration of The NCEEZ "Sivash').
Местонахождение Администрации: Украина, Автономная Республика Крым, г. Красноперекопск, ул. Героев Перекопа, 1а (на русском языке: Украина, Автономная Республика Крьім, г. Красноперекопск, ул. Героев Перекопа, 1а; на английском языке: la, Heroev of Perekop Square, Krasnoperekopsk, The Crimean Republic, Ukraine).
Основные задачи и предмет деятельности Администрации
3. Основными задачами Администрации являются:
- разработка стратегии и текущих программ развития зоны "Сиваш", направленных на обеспечение реализации эксперимента;
- содействие развитию экспортного потенциала на основе эффективного комплексного использования сырьевых, промышленных и сельскохозяйственных возможностей зоны "Сиваш";
- содействие привлечению и рациональному использованию внешних и внутренних финансовых и материальных ресурсов для обеспечения проведения экономического эксперимента;
- разработка совместно с соответствующими министерствами и ведомствами нормативных документов и мероприятий, направленных на обеспечение достижения положительных результатов эксперимента;
- обеспечение эффективного управления имуществом (акциями, паями, долями), что находится на территории зоны "Сиваш", находится в общегосударственной собственности, и передается на время проведения эксперимента Администрации зоны "Сиваш";
- разработка по положительным результатам эксперимента проектов соответствующих законодательных актов о создании специальных (свободных) экономических зон.
4. Предметом деятельности Администрации являются:
- содействие созданию и развитию производственной и непроизводственной инфраструктуры, созданию рабочих мест и решению других социальных проблем на территории зоны "Сиваш";
- привлечение иностранных и отечественных инвестиций и передовых технологий в реализации приоритетных проектов в зоне "Сиваш";
- содействие реализации высокоэффективных инвестиционных проектов и контроль за их реализацией;
- организация и проведение аукционов, тендеров, конкурсов по отбору инвестиционных проектов и их исполнителей;
- регистрация и отмены регистрации субъектов зоны "Сиваш";
- определение соответствия текущих мероприятий, осуществляемых инвесторами, содержания экономического эксперимента;
- участие в осуществлении контроля за целевым использованием средств, полученных за счет предоставления субъектам зоны "Сиваш" льготы по уплате налога на прибыль, и за использованием субъектами зоны "Сиваш" валютных средств, освобожденных от обязательной продажи на межбанковском валютном рынке и направляемых на нужды зоны в соответствии с текущих программ ее развития;
- осуществление по поручению Фонда государственного имущества управления акциями, паями, долями хозяйственных обществ, находящихся в общегосударственной собственности;
- осуществления полномочий арендодателя имущества, находящегося в собственности Автономной Республики Крым и коммунальной собственности, по поручению органов, уполномоченных распоряжаться имуществом соответствующих административно-территориальных единиц;
- подготовка предложений и участие в санации предприятий, расположенных на территории зоны "Сиваш";
- обеспечение подготовки кадров, отвечающих требованиям организации высокотехнологичного производства конкурентоспособной продукции в условиях перехода к рыночной экономике;
- выпуск ценных бумаг в соответствии с законодательством Украины;
- осуществление хозяйственной, в том числе инвестиционной, деятельности, связанной с выполнением возложенных на Администрацию задач;
- предоставление консультационных услуг по вопросам, которые принадлежат к ее компетенции.
Согласно основных задач, определенных настоящим Уставом, Администрация осуществляет другие виды деятельности, не противоречащие законодательству.
Юридический статус Администрации
5. Администрация является юридическим лицом. Администрация приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
6. Администрация имеет самостоятельный баланс, действует на основе полного хозяйственного расчета, имеет соответствующие счета в учреждениях банков, печать с эмблемой Администрации, своим наименованием, а также фирменный знак и другие реквизиты.
7. Администрация может приобретать имущественные и личные немай-новых прав, быть участником хозяйственных обществ, заключать в установленном порядке сделки, иные юридические акты с предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами как на территории Украины, так и за ее пределами, от своего имени выступать в суде, арбитражном и третейском суде.
8. Администрация действует на принципах полной хозяйственной самостоятельности и самоокупаемости: самостоятельно планирует свою деятельность, несет ответственность за ее последствия и выполнения обязательств перед бюджетом и партнерами.
9. Администрация имеет право создавать в установленном порядке филиалы и представительства как на территории Украины, так и за ее пределами. Филиалы и представительства действуют на основании положений, утверждаемых главой Администрации.
10. Администрация осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Украины, основных задач и предмета деятельности, предусмотренных настоящим Уставом.
Имущество Администрации
11. Имущество Администрации состоит из основных фондов и оборотных средств, а также других ценностей, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе. Имущество Администрации принадлежит ей на праве полного хозяйственного ведения.
Осуществляя право полного хозяйственного ведения. Администрация владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом, совершая в отношении него любые действия, не противоречащие законодательству и настоящему Уставу.
12. Имущество Администрации формируется из:
- имущества, переданного учредителем;
- средств от платы за регистрацию субъектов зоны "Сиваш";
- доходов, полученных от собственной хозяйственной деятельности;
- кредиты банков и других привлеченных средств;
- иного имущества, приобретенного на основаниях, не запрещенных законодательством.
Использование прибыли Администрации
13. Прибыль Администрации образуется из поступлений от хозяйственной деятельности после покрытия затрат, относящихся на себестоимость продукции (работ, услуг). Из балансовой прибыли Администрации в бюджет уплачиваются предусмотренные законодательством Украины налоги и другие обязательные платежи.
14. Чистая прибыль, остающуюся после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, используется в порядке, определенном главой Администрации.
15. Для покрытия и возмещения возможных убытков от хозяйственной деятельности Администрации создается резервный фонд в размере 25 процентов стоимости имущества, переданного учредителем.
Резервный фонд формируется путем ежегодных отчислений в размере 5 процентов чистой прибыли Администрации до достижения фондом указанного размера.
Решение об использовании резервного фонда принимается главой Администрации.
16. За счет отчислений от чистой прибыли в Администрации могут создаваться другие фонды, предназначенные для финансирования мероприятий, направленных на развитие материально - технической базы Администрации, социальное обеспечение трудового коллектива, материальное поощрение работников Администрации и решения других вопросов.
Порядок образования и использования этих фондов определяется главой Администрации.
Управление Администрацией и ее структура
17. Руководство деятельностью Администрации осуществляет глава Администрации, который назначается Президентом Украины.
Глава Администрации имеет заместителей, которые назначаются им самостоятельно.
18. Глава Администрации:
- утверждает основные направления, планы деятельности и смету Администрации согласно цели и возложенных на нее задач;
- подписывает приказы Администрации по вопросам, отнесенным к и компетенции;
- представляет Администрацию в отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами;
- обеспечивает контроль за реализацией субъектами зоны "Сиваш" инвестиционных проектов, выполнение ими инвестиционных обязательств;
- утверждает по согласованию с Наблюдательным советом по контролю за проведением эксперимента в зоне "Сиваш" организационную структуру Администрации;
- принимает по согласованию с Наблюдательным советом по контролю за проведением эксперимента в зоне "Сиваш" решения о создании, реорганизации и ликвидации филиалов и представительств Администрации;
- утверждает положения о структурных подразделениях Администрации, ее филиалы и представительства;
- принимает на должности и освобождает от должностей работников Администрации, утверждает штатное расписание, условия оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов работников Администрации, применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством Украины, организует повышение квалификации сотрудников Администрации;
- выдает доверенности на осуществление действий от имени Администрации;
- несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Администрацию задач;
- устанавливает степень ответственности своих заместителей, исполнительного директора и руководителей структурных подразделений;
- принимает решения по проведению аудита финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
- осуществляет другие функции в соответствии с законодательством Украины и настоящего Устава.
19. Для обеспечения выполнения уставных задач путем проведения инвестиционно-производственной и иной хозяйственной деятельности в Администрации создается исполнительная дирекция во главе с исполнительным директором, положение о которой утверждается главой Администрации.
20. Для координации и согласования действий Администрации с местными органами государственной исполнительной власти, представительными органами и органами местного самоуправления при Администрации создается совещательный орган - координационный совет.
Состав координационного совета, в который входят руководящие работники Администрации, представители Красноперекопской районной государственной администрации, исполкомов Советов городов Красноперекоп-ская и Армянска, ученые, другие лица, и положение о координационном совете утверждается главой Администрации.
21. Для обеспечения выполнения основных задач при Администрации могут создаваться экспертные, консультативные и другие органы, положение о которых утверждается главой Администрации.
Учет и отчетность
22. Администрация осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведет статистическую отчетность в соответствии с законодательством.
23. Финансовые результаты деятельности Администрации определяются на основании годового бухгалтерского баланса.
Годовой бухгалтерский баланс и финансовый отчет подлежат утверждению главой Администрации.
24. Первый финансовый год Администрации начинается с даты ее регистрации и заканчивается 31 декабря текущего года. Последующие финансовые годы совпадают с календарными.
25. Проверка финансовой деятельности Администрации осуществляется государственными налоговыми инспекциями, другими государственными органами в пределах их компетенции.
Положение о регистрации субъектов Северокрымской экспериментальной экономической зоны "Сиваш" и порядок подготовки инвестиционных проектов, реализуемых на территории зоны "Сиваш"
Общие вопросы
1. Это Положение определяет условия проведения регистрации субъектов Северокрымской экспериментальной экономической зоны "Сиваш" (далее - субъекты зоны "Сиваш"), перечень необходимых для регистрации документов, компетенцию органа, осуществляющего регистрацию, основания отмены регистрации, а также порядок подготовки инвестиционных проектов, реализуемых на территории зоны "Сиваш" субъектами этой зоны.
2. Статус субъекта зоны "Сиваш" предоставляется Администрацией Северокрымской экспериментальной экономической зоны "Сиваш" (далее - Администрация зоны "Сиваш") субъектам предпринимательской деятельности - юридическим лицам, зарегистрированным на территории зоны "Сиваш", которые реализуют утвержденные Кабинетом Министров Украины инвестиционные проекты в пределах этой зоны.
3. Регистрация субъекта зоны "Сиваш" является основанием для предоставления ему льгот, предусмотренных законодательством Украины для субъектов зоны "Сиваш".
Регистрация субъекта зоны "Сиваш"
4. Регистрация субъекта предпринимательской деятельности как субъекта зоны "Сиваш" проводится при условии утверждения Кабинетом Министров Украины инвестиционного проекта, который он реализует, а также заключения субъектом предпринимательской деятельности соглашения с Администрацией зоны "Сиваш" о реализации инвестиционного проекта на территории зоны, которой, в частности, предусматриваются обязательства сторон, в том числе обязательства субъекта предпринимательской деятельности относительно открытия счетов в уполномоченном банке (филиале банка), расположенном на территории зоны "Сиваш".
Уполномоченный банк (филиал банка), в котором субъекты зоны "Сиваш" могут открывать счета, определяется Администрацией зоны "Сиваш" по согласованию с Национальным банком.
5. Для регистрации в качестве субъекта зоны "Сиваш" субъекта предпринимательской деятельности собственник или уполномоченное им лицо подает в Администрации зоны "Сиваш" следующие документы:
- регистрационную карточку субъекта зоны "Сиваш" по форме, утвержденной Администрацией зоны "Сиваш", которая одновременно является заявлением о регистрации;
- копию учредительных документов;
- копию свидетельства о государственной регистрации;
- документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию субъекта зоны "Сиваш";
- копии документов об открытии счетов в уполномоченном банке (филиале банка), определенном для банковского обслуживания субъектов зоны "Сиваш".
6. При наличии всех документов, указанных в пункте 4 настоящего Положения, Администрация зоны "Сиваш" в течение двух рабочих дней с даты поступления документов проводит регистрацию субъекта зоны "Сиваш" и выдает ему свидетельство о регистрации субъекта зоны "Сиваш" по форме приложения № 1 к настоящему Положению.
Свидетельство о регистрации субъекта зоны "Сиваш" подписывается главой Администрации зоны "Сиваш" или уполномоченным им должностным лицом Администрации зоны "Сиваш" и заверяется печатью Администрации зоны "Сиваш".
Номер свидетельства о регистрации субъекта зоны "Сиваш" должен совпадать с номером записи в журнале регистрации субъектов зоны "Сиваш".
7. Журнал регистрации субъектов зоны "Сиваш" ведется по форме и в порядке, установленными Администрацией зоны "Сиваш".
8. Администрация зоны "Сиваш" обязана в десятидневный срок со дня регистрации субъекта зоны "Сиваш" подать по форме приложения № 2 к настоящему Положению сведения о регистрации субъекта зоны "Сиваш" в орган государственной налоговой инспекции, государственной статистики и таможенных органов по месту нахождения субъекта зоны "Сиваш".
9. Субъекты зоны "Сиваш" обязаны сообщать в Администрацию зоны "Сиваш" об изменениях, вносимых в их учредительные документы как субъекта предпринимательской деятельности, по форме, утвержденной Администрацией зоны "Сиваш".
10. Перерегистрация субъекта зоны "Сиваш" проводится в случае перерегистрации его как субъекта предпринимательской деятельности в порядке, установленном настоящим Положением для его регистрации.
В случае перерегистрации оригинал ранее выданного свидетельства о регистрации возвращается Администрации зоны "Сиваш".
11. В случае утраты (уничтожения) свидетельства о регистрации субъекта зоны "Сиваш" такому субъекту выдается дубликат свидетельства при условии представления Администрации зоны "Сиваш" опубликованному в официальной прессе объявления о признании недействительным утерянного свидетельства о регистрации субъекта зоны "Сиваш" и документа, подтверждающего внесение платы за выдачу дубликата свидетельства о регистрации субъекта зоны "Сиваш".
12. Администрация зоны "Сиваш" выдает дубликат свидетельства о регистрации субъекта зоны "Сиваш" в течение трех рабочих дней со дня обращения субъекта зоны "Сиваш" о выдаче такого дубликата при наличии документов, указанных в пункте 10 настоящего Положения.
13. За регистрацию, перерегистрацию и выдачу дубликата свидетельства о регистрации субъекта зоны "Сиваш" взимается плата, размер которой устанавливает Администрация зоны "Сиваш" по согласованию с Министерством финансов Украины. Эти средства используются им в соответствии с текущих программ развития зоны "Сиваш".
14. Отмена регистрации субъекта зоны "Сиваш" осуществляется Администрацией зоны "Сиваш":
а) по инициативе субъекта зоны "Сиваш" на основании соответствующего заявления;
б) в случае отмены государственной регистрации его как субъекта предпринимательской деятельности;
в) в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения инвестиционного проекта, условий соглашения о его реализацию, несоблюдение субъектом зоны "Сиваш" требований нормативных документов, которыми регулируется деятельность субъектов зоны "Сиваш".
15. Отмена регистрации субъекта зоны "Сиваш" не является основанием для отмены государственной регистрации его как субъекта предпринимательской деятельности.
16. Споры с участием субъектов зоны "Сиваш" и Администрации зоны "Сиваш" рассматриваются в соответствии с законодательством Украины.
17. Администрация зоны "Сиваш" в десятидневный срок направляет соответствующим органам государственной регистрации, государственной налоговой инспекции, государственной статистики, таможенным органам и банковском учреждении, в котором открыты счета субъекта зоны "Сиваш", сообщение об отмене регистрации субъекта зоны "Сиваш".
Порядок подготовки инвестиционных проектов, реализуемых на территории зоны "Сиваш"
18. Субъект предпринимательской деятельности, который намерен реализовать инвестиционный проект на территории зоны "Сиваш", подает в Администрации зоны "Сиваш":
- заявление по утвержденной Администрацией зоны "Сиваш" форме;
- инвестиционный проект в форме бизнес-плана;
- заключение Укринвестэкспертизы относительно проектов, финансирование которых предполагается за счет средств Государственного бюджета Украины, республиканского бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов;
- заключение государственной экспертизы - санитарно-гигиенической, экологической, по энергосбережению - относительно других инвестиционных проектов.
Обязательные требования к инвестиционного проекта устанавливаются Администрацией зоны "Сиваш" и доводятся ней до сведения заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности.
19. Порядок рассмотрения инвестиционных проектов устанавливается Администрацией зоны "Сиваш".
Во время рассмотрения инвестиционного проекта Администрация зоны "Сиваш" имеет право требовать от потенциального инвестора документы, подтверждающие его способность реализовать инвестиционный проект (аудиторское заключение бухгалтерский баланс (балансы), копии соглашений, страховых полисов, лицензий (разрешений) и т.п., связанных с реализацией инвестиционного проекта).
В случае необходимости Администрация зоны "Сиваш" может проводить конкурсы на лучший инвестиционный проект.
О результатах рассмотрения (конкурса) Администрация зоны "Сиваш" информирует всех субъектов предпринимательской деятельности, которые подали инвестиционные проекты.
20. В случае принятия Администрацией зоны "Сиваш" решение о целесообразности реализации инвестиционного проекта на территории зоны "Сиваш" соответствующий проект с выводами Администрации зоны "Сиваш" подается ней в Министерство экономики Украины.
21. Министерство экономики Украины совместно с Фондом государственного имущества, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок рассматривает инвестиционный проект и подает Кабинету Министров Украины вывод с проектом соответствующего решения.
22. Утверждение инвестиционных проектов, реализуемых в зоне "Сиваш", проводится Кабинетом Министров Украины после их одобрения Наблюдательным советом по контролю за проведением эксперимента.
Государственное регулирование деятельности специальной (свободной) экономической зоны осуществляют органы государственной исполнительной власти, в компетенцию которых входит контроль за соблюдением требований законодательства Украины на территории, где создана специальная (свободной) экономической зоне.
Судебные, арбитражные и другие правоохранительные органы, а также органы контроля за соблюдением экологических, санитарных и других норм руководствуются при осуществлении своих функций действующим законодательством Украины, за исключениями, предусмотренными законодательным актом о конкретной специальной (свободной) экономической зоне.
Орган хозяйственного развития и управления и субъекты экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны являются самостоятельными в осуществлении своей деятельности в отношении органов государственного управления Украины, за исключениями, предусмотренными законодательными актами Украины.
Органы государственного управления Украины не несут ответственности за действия органа хозяйственного развития и управления и субъектов экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны, если иное не предусмотрено законодательным актом о создании специальной (свободной) экономической зоны или договором между ними. Орган хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны и указанные субъекты не несут ответственности за действия органов государственного управления Украины.
Органы хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны не несут ответственности за действия местных Советов и местных государственных администраций. Местные Советы и местные государственные администрации не несут ответственности за действия органа хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны и субъектов экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны, если иное не предусмотрено законом о создании специальной (свободной) экономической зоны или договором между ними.
Промышленно-финансовые группы (ПФГ). Под промышленно-финансовой группой следует понимать объединение, в которое могут входить промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, банки, научные и проектные учреждения, другие учреждения и организации всех форм собственности, имеющие целью получение прибыли. ПФГ не имеет статуса юридического лица.
Такое объединение создается по решению Правительства Украины на определенный срок с целью реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины, включая программы в соответствии с межгосударственными договорами, а также производства конечной продукции.
Запрещается создания ПФГ в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, материально-технического снабжения, транспортных услуг.
Основным нормативным документом, регламентирующим деятельность ПФГ Украине есть Закон от 21 ноября 1995 г. "О промышленно-финансовых группах в Украине".
В составе промышленно-финансовых групп выделяются два типа предприятий: а) головное предприятие и б) предприятие - участник ПФГ.
Главное предприятие ПФГ - предприятие, созданное в соответствии с законодательством Украины, которое производит конечную продукцию ПФГ1, осуществляет ее сбыт, платит налоги в Украине и официально представляет интересы ПФГ в Украине и за ее пределами. Главное предприятие ПФГ теряет право на любые льготы по вопросам налогообложения, которое оно имело или может иметь в соответствии с действующим законодательством Украины. В составе ПФГ может быть только одно головное предприятие. Только оно имеет право действовать от имени ПФГ. Руководитель главного предприятия является президентом ПФГ.
Главным предприятием ПФГ не могут быть торговое предприятие, транспортное предприятие, предприятие в сфере общественного питания, бытового обслуживания, материально-технического снабжения, банк, финансово-кредитное учреждение.
Участник ПФГ - предприятие, банк или иная научная или проектная учреждение, организация, созданная в соответствии с законодательством Украины, или иностранное юридическое лицо, которое входит в состав ПФГ, производит промежуточную продукцию ПФГ1 или предоставляет банковские и другие услуги участникам и головному предприятию ПФГ и имеет целью получение прибыли.
Головное предприятие и участники ПФГ заключают Генеральное соглашение о совместной деятельности по производству конечной продукции ПФГ.
Генеральное соглашение о совместной деятельности по производству конечной продукции включает: название ПФГ; перечень утвержденных в установленном законодательством порядке государственных программ, с целью реализации которых создается ПФГ; определение главного предприятия ПФГ; кандидатуру президента ПФГ, его права и обязанности, порядок освобождения от должности; перечень участников ПФГ; перечень конечной продукции ПФГ; срок действия соглашения; иные условия, предусмотренные законодательством, и те, которые признают необходимыми инициаторы создания ПФГ.
Соглашение вступает в силу со дня принятия Кабинетом Министров Украины постановления о создании (регистрацию) ПФГ.
Как головное предприятие, так и участники ПФГ, сохраняют статус юридического лица, а также независимость в осуществлении производственной, хозяйственной и финансовой деятельности в соответствии с законодательством о промышленно-финансовые группы и заключенного Генерального соглашения о совместной деятельности.
Они создаются и действуют с соблюдением требований действующего законодательства Украины, в том числе и законодательства об ограничении монополизма и недобросовестной конкуренции.
Предприятие, учреждение, организация могут быть головным предприятием или участником только одной ПФГ. В составе ПФГ может быть только один банк.
Решение о создании (регистрацию) объединения и предоставления ему статуса ПФГ принимается Кабинетом Министров Украины с целью реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины, утвержденных законами или постановлениями Верховной Рады Украины, и оформляется постановлением.
Создания ПФГ осуществляется в соответствии с Законом "О промышленно-финансовых группах в Украине" и Положение о создании (регистрации), реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп.
 



Назад