Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

7.3. Основные направления государственного регулирования экономики (продолжение)


Инициаторы создания ПФГ - предприятия, банки, научные и проектные учреждения, другие учреждения и организации всех форм собственности на добровольных началах проводят общие собрания, на которых принимают протокольное решение о намерении создания ПФГ; принимают Генеральное соглашение о совместной деятельности в производстве конечной продукции ПФГ; разрабатывают и утверждают технико-экономический проект обоснования создания ПФГ; разрабатывают проекты двусторонних соглашений о поставках промежуточной продукции ПФГ (или предоставление соответствующих услуг); определяют уполномоченное лицо инициаторов создания ПФГ.
Уполномоченное лицо подает Генеральное соглашение и те-ко-экономическое обоснование создания ПФГ соответствующему отраслевому министерству или ведомству, Минэкономики, Фонда государственного имущества и Антимонопольному комитету, которые в двухмесячный срок должны составить выводы относительно поданных документов.
Физическое лицо (лица), которая имеет в установленном порядке оформленное поручение инициаторов представлять в Кабинете Министров Украины проект создания ПФГ.
Она также обеспечивает перечисление в государственный бюджет государственной пошлины за принятие проекта создания ПФГ до рассмотрения Кабинетом Министров Украины.
После этого уполномоченное лицо подает на имя Премьер-министра Украины следующие документы: поручение инициаторов представлять в Кабинете Министров Украины проект создания ПФГ; Генеральное соглашение о совместной деятельности в производстве конечной продукции, подписанное всеми инициаторами создания ПФГ; технико-экономический проект обоснования создания ПФГ; заключения соответствующего отраслевого министерства или ведомства, Минэкономики, Фонда государственного имущества, Антимонопольного комитета о целесообразности создания ПФГ, относительно технико-экономического обоснования и Генерального соглашения; документ о перечислении в государственный бюджет государственной пошлины.
Указанные материалы, после их получения, направляются Межведомственной комиссии по вопросам формирования ПФГ, которая в двухмесячный срок рассматривает их и готовит соответствующие предложения Кабинету Министров Украины. О создании транснациональной ПФГ Межведомственная комиссия готовит предложения Кабинету Министров Украины в четырехмесячный срок.
В случае принятия положительного решения Межведомственная комиссия, или по ее поручению соответствующее отраслевое министерство или ведомство разрабатывает проект постановления Кабинета Министров Украины о создании ПФГ и утверждения Генерального соглашения о совместной деятельности. В случае отказа в создании ПФГ Межведомственная комиссия готовит проект протокольного решения Кабинета Министров Украины по этому вопросу. Проекты документов вместе с обоснованием принятых решений подаются к Кабинету Министров Украины.
Кабинет Министров Украины в месячный срок принимает решение о создании ПФГ или отказе в ее создании.
Кабинет Министров Украины принимает к рассмотрению проекты создания ПФГ при условии расчетного объема реализации конечной продукции эквивалентной сумме в сто миллионов долларов США за год, начиная со второго года после создания ПФГ. Этот срок может быть продлен отдельным постановлением в случае создания ПФГ для производства ново осваиваемых видов конечной продукции и с долгосрочным циклом производства.
О создании транснациональной ПФГ решение принимается в двухмесячный срок.
Регистрация ПФГ проводится Минэкономики на основании постановления Кабинета Министров Украины о создании ПФГ и утвержденного Генерального соглашения о совместной деятельности в двухнедельный срок. После регистрации ПФГ выдается свидетельство установленного образца.
Решение о создании (регистрацию) транснациональной ПФГ принимается Кабинетом Министров Украины только при условии предварительного заключения межгосударственного договора, подлежащего ратификации Верховной Радой Украины.
Действующее законодательство запрещает употребление словосочетания "промышленно-финансовая группа (ПФГ)" в названиях субъектов предпринимательской деятельности, которые регистрируются не по нормам Закона "О промышленно-финансовых группах в Украине".
С целью решения вопросов относительно формирования промышленно-финансовых групп при Кабинете Министров Украины функционирует постоянно действующий орган - Межведомственная комиссия по вопросам формирования промышленно-финансовых групп.
На эту Комиссию возлагается:
• анализ социально-экономической ситуации в промышленности, подготовка предложений о сохранении единых производственно-технологических комплексов, продукция которых является конкурентоспособной на внешнем рынке;
• рассмотрение проектов законодательных и других нормативных актов по вопросам создания и функционирования промышленно-финансовых групп;
• разработка предложений по государственной поддержке промышленно-финансовых групп, создаваемых в сферах, которые определяют научный, производственный, оборонный и экспортный потенциал страны;
• подготовка совместно с ведущими научно-производственными комплексами - главными разработчиками современных видов техники предложений о составе объектов, на базе которых возможно и целесообразно создавать промышленное - финансовые группы;
• рассмотрение вопросов о целесообразности создания промышленно-финансовых групп и подготовка соответствующих предложений Кабинету Министров Украины;
• разработка рекомендаций по формированию эффективной структуры промышленно-финансовых групп;
• разработка методических рекомендаций по подготовке учредительных документов для промышленно-финансовых групп;
• формирование межотраслевых рабочих групп из разработка технико-экономических обоснований и учредительных документов по созданию отдельных транснациональных производственно-технологических комплексов и промышленно-финансовых групп;
• изучение и анализ зарубежного опыта создания и функционирования промышленно-финансовых групп, других промышленных структур с целью его использования в отечественной практике;
• анализ деятельности промышленно-финансовых групп для учета его результатов в дальнейшей работе.
Инвестирование экономики. Под инвестициями понимают долгосрочные вложения в предприятия, предпринимательские проекты, экономические программы, как в собственной стране, так и за рубежом.
Различают инвестиции внутренние и внешние. В первом случае средства вкладываются украинскими инвесторами, в том числе и непосредственно государством из государственных финансовых источников; во втором - средства вкладываются зарубежными инвесторами (государствами, банками, компаниями, предпринимателями, частными лицами).
В зависимости от объема средств, которые инвестируются, выделяют инвестиции контролирующие и неконтролюючі. Контролирующие - это прямые инвестиции, обеспечивающие владение более 50% голосующих акций другой компании; неконтролюючі - обеспечивают владение менее 50% голосующих акций другой компании.
Основным нормативным документом, регламентирующим деятельность иностранных инвесторов на территории Украины, является Закон Украины от 19 марта 1996 г. "О режиме иностранного инвестирования", что определяет особенности режима иностранного инвестирования, исходя из целей, принципов и положений законодательства Украины.
Согласно им иностранные инвестиции в экономику Украины могут осуществляться в виде: иностранной валюты, которая признается конвертируемой Национальным банком Украины валюты Украины - при реинвестициях в объект первичного инвестирования или в любые другие объекты инвестирования в соответствии с законодательством Украины при условии уплаты налога на прибыль (доходы); любого движимого и недвижимого имущества и связанных с ним имущественных прав; акций, облигаций, других ценных бумаг, а также корпоративных прав (прав собственности на долю (пай) в уставном фонде юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Украины или законодательством других стран), выраженных в конвертируемой валюте; денежных требований и права на требования выполнения договорных обязательств, которые гарантированы первоклассными банками и имеют стоимость в конвертируемой валюте, подтвержденную в соответствии с законами (процедурами) страны инвестора или международными торговыми обычаями; любых прав интеллектуальной собственности, стоимость которых в конвертируемой валюте подтверждена согласно законам (процедурам) страны инвестора или международными торговыми обычаями, а также подтверждена экспертной оценкой в Украине, включая легализованные на территории Украины авторские права, права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, ноу-хау и т.п.; прав на осуществление хозяйственной деятельности, включая права на пользование недрами и использования природных ресурсов, предоставленных в соответствии с законодательством или договорами, стоимость которых в конвертируемой валюте подтверждена согласно законам (процедурам) страны инвестора или международными торговыми обычаями; других ценностей в соответствии с действующим законодательством Украины.
Иностранные инвестиции могут осуществляться в следующих формах: долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с украинскими юридическими и физическими лицами, или приобретение доли действующих предприятий; создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, филиалов и других обособленных подразделений иностранных юридических лиц или приобретения в собственность действующих предприятий полностью; приобретение, не запрещено законами Украины, недвижимого или движимого имущества, включая дома, квартиры, помещения, оборудование, транспортные средства и другие объекты собственности, путем прямого получения имущества и имущественных комплексов или в виде акций, облигаций и других ценных бумаг; приобретение самостоятельно или с участием украинских юридических или физических лиц прав на пользование землей и использования природных ресурсов на территории Украины; приобретения иных имущественных прав; в других формах, которые не запрещены законами Украины, в том числе без создания юридического лица на основании договоров с субъектами хозяйственной деятельности Украины.
Для иностранных инвесторов на территории Украины устанавливается национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности, за исключениями, предусмотренными законодательством Украины и международными договорами Украины. Для отдельных субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих инвестиционные проекты с привлечением иностранных инвестиций, реализуемых в соответствии с государственных программ развития приоритетных отраслей экономики и территорий, может устанавливаться льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности.
Законами Украины могут определяться территории, на которых деятельность иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями ограничивается или запрещается, исходя из требований обеспечения национальной безопасности.
Иностранные инвестиции в Украине не подлежат национализации. Государственные органы не имеют права реквизировать иностранные инвестиции, за исключением случаев осуществления спасательных мероприятий в случае стихийного бедствия, аварий, эпидемий, эпизоотий. Указанная реквизиция может быть проведена на основании решений органов, уполномоченных на это Кабинетом Министров Украины.
Иностранные инвестиции подлежат регистрации в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации иностранных инвестиций. Незарегистрированные иностранные инвестиции не дают права на получение льгот и гарантий, предусмотренных законодательством Украины.
Государственная регистрация иностранных инвестиций осуществляется в течение трех рабочих дней после их фактического внесения, органами государственной регистрации. К таким органам относятся: Совет Министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации.
Для регистрации инвестор или уполномоченное им в установленном порядке лицо (заявитель) подает в соответствующий орган следующие документы: информационное сообщение о внесении иностранной инвестиции в трех экземплярах, заполненная по установленной форме и с отметкой государственной налоговой инспекции по месту осуществления инвестиции о ее фактическом внесении; документы, подтверждающие форму осуществления иностранной инвестиции (учредительные документы, договоры (контракты) о производственной кооперации, совместном производстве и другие виды совместной инвестиционной деятельности, концессионные договоры и т.д.); документы, подтверждают стоимость иностранной инвестиции; документ, свидетельствующий о внесении заявителем платы за регистрацию.
Государственная регистрация иностранных инвестиций осуществляется путем присвоения информационному сообщению о внесении иностранной инвестиции регистрационного номера, который на всех трех экземплярах заверяется подписью должностного лица и скрепляется печатью органа государственной регистрации.
Первый экземпляр информационного сообщения возвращается заявителю в качестве подтверждения факта государственной регистрации иностранной инвестиции, второй - направляется почтовым отправлением Минфина в день осуществления регистрации иностранной инвестиции, третий - остается в органе, осуществившем ее регистрации.
Отказ в государственной регистрации иностранных инвестиций возможна лишь в случае, когда осуществление этой инвестиции противоречит законодательству Украины, или представленные документы не соответствуют требованиям Положения. Не допускается отказ по мотивам нецелесообразности осуществления иностранной инвестиции.
Отказ в государственной регистрации должна быть оформлена в письменном виде с указанием мотивов и может быть обжалован в судебном порядке.
Реализацию экономической политики относительно развития национального производственного и экспортного потенциала путем внедрения инвестиционно-клиринговых отношений и привлечения на этой основе зовніїцніх валютных ресурсов и частного капитала с целью финансирования оборотных средств и капитальных вложений украинских товаропроизводителей, обеспечивает Государственный инвестиционно-клиринговый комитет при Министерстве промышленной политики Украины. Он центральным органом исполнительной власти.
Комитет в соответствии с возложенными на него задачами:
1) формирует совместно с соответствующими органами исполнительной власти направления развития инвестиционно-клиринговых отношений с целью привлечения в экономику Украины внешних валютных ресурсов и частных капиталов для финансирования оборотных средств и капитальных вложений украинских товаропроизводителей;
2) рассматривает предложения органов исполнительной власти и субъектов предпринимательской деятельности по развитию сотрудничества на основе инвестиционно-клиринговых отношений и определяет проекты для финансирования оборотных средств и капитальных вложений, организует подготовку технико-эконо-мических обоснований по этим вопросам и принимает решение о целесообразности их реализации;
3) организует привлечение валютно-инвестиционных ресурсов и частных капиталов, в том числе на международных рынках заемного капитала, с целью финансирования оборотных средств и капитальных вложений, проводит переговоры и в пределах своей компетенции заключает договоры;
4) выполняет межведомственные функции по координации работы и взаимодействия с органами исполнительной власти, а также с субъектами предпринимательской деятельности в деле реализации государственной политики по инвестиционно-клиринговых отношений;
Клиринг (от английского clearing - очищать) - безналичные расчеты взаимозачетов, исходя из условий баланса платежей.
5) организует разработку и реализацию международных проектов регионального сотрудничества за счет сочетания финансово-материальных ресурсов отдельных регионов Украины и привлеченных внешних валютных средств и частных капиталов. Вместе с МИД и Мвэсторгом налаживает сотрудничество на такой основе между отдельными регионами Украины и с иностранными государствами;
6) обеспечивает оперативное управление долгами и акциями предприятий-экспортеров, которые передаются Комитета для реализации проектов финансирования;
7) участвует в реализации государственных экспортно-импортных программ, требующих предэкспортного финансирования оборотных средств и капитальных вложений;
8) осуществляет функции по управлению имуществом предприятий, учреждений и организаций, которые принадлежат к сфере его управления, а также управление государственным имуществом (долями, паями, акциями) субъектов предпринимательской деятельности на время получения ими финансовых ресурсов в рамках инвестиционно-клиринговой деятельности;
9) готовит вместе с МИД или по согласованию с ним предложения Кабинету Министров Украины относительно состава украинских делегаций и соответствующих директив на переговорах с международными финансовыми и другими организациями иностранных государств и их сообществ по вопросам, связанным с инвестиционное - клиринговыми отношениями;
10) готовит предложения и обоснования целесообразности привлечения валютно-инвестиционных ресурсов и частных капиталов с целью финансирования оборотных средств и капитальных вложений субъектов предпринимательской деятельности;
11) организует, координирует и контролирует поиск объектов финансирования на территории Украины, их обследования, проведения маркетинговых исследований, а в случае необходимости - независимых экспертиз;
12) организует, координирует и контролирует проработки инвестиционных проектов, которые планируется финансировать в рамках развития инвестиционно-клиринговых отношений, прекращает действие указанных проектов, если они не соответствуют требованиям законодательства;
13) организует, координирует и контролирует товарное наполнение экспортно-импортных контрактов в пределах валютно-клиринговых отношений, способствует их заключению и выполнению;
14) участвует в организации и проведении некомерцій-них конкурсов и международных торгов (тендеров) с целью выбора и реализации инвестиционных проектов, а также в обеспечении поставок машин, оборудования, материалов и т.п. в рамках инвестиционно-клиринговой деятельности;
15) осуществляет контроль за соблюдением законодательства во время проведения внешнеэкономических и финансово-кредитных операций по вопросам, относящимся к его компетенции;
16) осуществляет оперативный обмен информацией с участниками инвестиционно-клиринговых отношений относительно потребностей субъектов предпринимательской деятельности в оборотных средствах и капитальных вложениях, способствует созданию инфраструктуры для их эффективного использования, соответствующей информационно-аналитической базы, проводит семинары и конференции, в том числе международные;
17) предоставляет консультации украинским и иностранным участникам по вопросам инвестиционно-клирингового сотрудничества, относящихся к его компетенции;
18) обобщает опыт и практику реализации инвестиционно-клиринговых проектов, разрабатывает и подает Кабинету Министров Украины предложения относительно усовершенствования законодательства по вопросам экономики и внешнеэкономической деятельности;
19) взаимодействует с органами исполнительной власти, а также с предприятиями, учреждениями и организациями Украины и иностранных государств, которые принимают участие в реализации проектов на условиях межгосударственных инвестиционно-клиринговых отношений;
Комитет имеет право:
- в пределах своей компетенции проводить переговоры и заключать международные договоры межведомственного характера о развитии инвестиционно-клиринговых отношений с соответствующими иностранными учреждениями и организациями;
- выполнять полномочия, делегированные ему другими центральными органами исполнительной власти по вопросам инвестиционно-клиринговой деятельности;
- заключать договоры (контракты) с юридическими лицами и осуществлять другие действия, связанные с практической реализацией инвестиционно-клиринговых соглашений;
- по согласию юридических лиц, финансируемых в рамках инвестиционно-клирингового сотрудничества, создавать централизованные фонды за счет отчислений от прибыли, остающейся в их распоряжении, из которых осуществлять расходы на содержание Комитета в пределах сметы расходов, согласованным с Минфином, а также на другие организационные цели в порядке, установленном по согласованию с Минэкономики и Минфином;
- создавать по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти комиссии, экспертные, рабочие и консультативные группы, участвовать в работе правительственных комиссий, привлекать, в том числе на контрактной основе, отечественных и иностранных экспертов, специалистов, ученых для консультаций по вопросам, связанным с деятельностью Комитета;
- привлекать в установленном порядке специалистов органов исполнительной власти, субъектов предпринимательской деятельности для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции;
- получать в установленном порядке от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также субъектов предпринимательской деятельности информационные сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на него задач.
Приватизация. Под приватизацией государственного имущества следует понимать отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности и имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, в пользу физических и юридических лиц, которые могут быть покупателями в соответствии с Законом Украины "О приватизации государственного имущества", с целью повышения социально-экономической эффективности производства и привлечения средств на структурную перестройку экономики Украины.
Приватизация осуществляется на основе принципов: законности; государственного регулирования и контроля; предоставление гражданам Украины приоритетного права на приобретение государственного имущества; предоставление льгот для приобретения государственного имущества членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий; обеспечение социальной защищенности и равенства прав участия граждан Украины в процессе приватизации; платности отчуждения государственного имущества; приоритетного права трудовых коллективов на приобретение имущества своих предприятий; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций; безвозмездной передачи доли государственного имущества каждому гражданину Украины за приватизационные бумаги; соблюдения антимонопольного законодательства; полного, своевременного и достоверного информирования граждан о порядке приватизации и сведения об объектах приватизации; учет особенностей приватизации объектов агропромышленного комплекса, горнодобывающей промышленности, незавершенного строительства, небольших государственных предприятий, предприятий со смешанной формой собственности и объектов научно-технической сферы; применение преимущественно конкурентных способов в случае: приватизации небольших государственных предприятий, законсервированных объектов и объектов незавершенного строительства, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, гостиничного хозяйства, туристического комплекса; продажи акций открытых акционерных обществ, созданных на базе средних и крупных предприятий.
Ежегодно Верховной Радой Украины путем принятия отдельного закона, утверждается Государственная программа приватизации, которая разрабатывается Фондом государственного имущества Украины. Государственная программа приватизации определяет цели, приоритеты и условия приватизации, и состоит из задания на первый бюджетный год и прогноза на два следующих года. Она содержит:
• задачи по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности и государственного имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым;
• соответствующие способы приватизации для различных групп объектов;
• квоты обязательного применения приватизационных бумаг для приватизации различных групп объектов;
• задание соответствующим органам исполнительной власти относительно обеспечения проведения приватизации;
• меры по привлечению в процессе приватизации инвесторов;
• особенности участия в процессе приватизации граждан Украины, иностранных инвесторов и других покупателей;
• расчет затрат на выполнение программы приватизации, порядок их возмещения и источники финансирования;
• прогноз поступления средств от приватизации и направления их использования.
Законодательством определяются объекты приватизации, в частности, к ним относятся: имущество предприятий, цехов, производств, участков, других подразделений, которые являются единственными (целостными) имущественными комплексами, если в случае их выделения в самостоятельные предприятия не нарушается технологическое единство производства по основной специализации предприятия, структуры которого они выделяются; объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты; акции (доли, паи), которые принадлежат государству в имуществе хозяйственных обществ и других объединений.
Но приватизации не подлежат объекты, которые имеют общегосударственное значение. Есть четыре группы таких объектов:
1. Объекты, которые обеспечивают выполнение государством своих функций, обеспечивают обороноспособность государства, его экономическую независимость, и объекты права собственности Украинского народа, имущество, что составляет материальную основу суверенитета Украины.
2. Объекты, деятельность которых обеспечивает социальное развитие, сохранение и повышение культурного, научного потенциала, духовных ценностей.
3. Объекты, контроль за деятельностью которых со стороны государства гарантирует защиту граждан от последствий влияния неконтро-льованого изготовления, использования или реализации опасной продукции, услуг или опасных производств.
4. Объекты, которые обеспечивают жизнедеятельность государства в целом.
К объектов первой группы относятся:
• имущество органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, имущество Вооруженных Сил Украины (кроме имущества, в отношении которого законодательством установлены особенности приватизации), Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, погранвойск Украины, правоохранительных и таможенных органов;
• недра, полезные ископаемые общегосударственного значения, водные ресурсы и другие природные ресурсы, которые являются объектами права собственности Украинского народа;
• имущественные комплексы предприятий с лесовосстановления, лесоразведения и охраны леса, лесничества, их подразделения;
• золотой и валютный фонды и запасы, государственные материальные резервы;
• эмиссионная система, имущественные комплексы предприятий и учреждений, обеспечивающих выпуск и хранения денежных знаков и ценных бумаг;
• радиотелевизионные передающие центры и объекты, представляющие общегосударственную систему связи, а также объекты, обеспечивающие связью органы законодательной и исполнительной власти;
• государственные радиоканалы и телевизионные каналы;
• средства правительственного, фельдъегерской и специальной связи;
• другие объекты права государственной собственности, которые обеспечивают выполнение государством своих функций.
К объектов второй группы относятся:
• объекты Национального космического агентства Украины при Кабинете Министров Украины;
• архивы;
• имущественные комплексы учреждений Национальной академии наук Украины из основных направлений исследований;
• объекты культуры, искусства, архитектуры, мемориальные комплексы, заповедники, парки и т.д общенационального значения;
• объекты образования, физической культуры, спорта и науки, которые финансируются из государственного бюджета.
К объектов третьей группы относятся:
• имущественные комплексы предприятий по изготовлению и ремонту всех видов оружия, которая есть на вооружении Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, имущественные комплексы предприятий, производящих взрывчатые вещества, сильнодействующие вещества;
• имущественные комплексы предприятий по выпуску наркотических, бактериологических, биологических, психотропных, сильнодействующих химических и ядовитых средств (кроме аптек);
• имущественные комплексы предприятий, обеспечивающих деятельность в сфере оборота оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ;
• противорадиационные сооружения;
• полигоны, строения, сооружения и оборудование для захоронения твердых промышленных и бытовых отходов, скотомогильники.
К объектов четвертой группе относятся:
• структурные подразделения имущественных комплексов, обеспечивающих постоянное размещение и хранение государственных резервов и мобилизационных запасов;
• пенитенциарные учреждения;
• имущественные комплексы предприятий геологической, навигационной, гидрометеорологической служб, службы контроля за состоянием окружающей природной среды;
• объекты государственных систем стандартизации, метрологии и сертификации продукции;
• имущественные комплексы предприятий авиационной промышленности;
• автомобильные дороги, кроме тех, что принадлежат предприятиям до первого разветвления их за пределами территории этих предприятий;
• имущественные комплексы предприятий, осуществляющих производство основной железнодорожной техники (электровозы, тепловозы, дизель-поезда, вагоны);
• имущественные комплексы предприятий железнодорожного транспорта с их инфраструктурой;
• метрополитен, городской электротранспорт;
• имущество, которое обеспечивает целостность объединенной энергетической системы Украины и диспетчерское (оперативно-технологическое управление, магистральные и межгосударственные электрические сети;
• атомные электростанции, гидроэлектростанции с плотинами, обеспечивающих водоснабжение потребителям и проведение гидромелиоративных работ, теплоэлектроцентрали;
• магистральные нефте - и газопроводы и магистральный трубопроводный транспорт, обслуживающих потребности государства в целом, подземные нефте - и газохранилища;
• транспортные средства специального назначения, обеспечивающих выполнение работ, связанных с объектами инженерной инфраструктуры и благоустройства городов, включая сети, сооружения, оборудование, связанные с поставкой потребителям воды, газа, тепла, а также отведением и очисткой сточных вод;
• имущественные комплексы структурных подразделений хлебоприемных и хлебозаготовительных предприятий, обеспечивающих размещение и хранение мобилизационных запасов;
• имущественные комплексы предприятий соляной промышленности;
• акватории портов, причалы всех категорий и назначений, причальные в портах и гидрографические сооружения, набережные причалов, защитные сооружения и системы сигнализации, портовые системы инженерной инфраструктуры и сооружения связи, енерговодопостачання и водоотведения, автомобильные дороги и железнодорожные пути (до первого разветвления за пределами территории порта), учебный и гидрографический флот, имущественные комплексы судоходных инспекций;
• водохранилища и водохозяйственные каналы комплексного назначения, межхозяйственные мелиоративные системы, защитные гидротехнические сооружения;
• имущественные комплексы предприятий, производящих спирт, вина и ликеро-водочные изделия;
• крематории, кладбища.
Государственную политику в сфере приватизации осуществляют:
а) Фонд государственного имущества Украины; б) его региональные отделения и представительства в районах и городах; в) органы приватизации в Автономной Республике Крым.
Они составляют единую систему государственных органов приватизации в Украине.
Фонд государственного имущества Украины подчинен, подотчетен и подконтролен Верховной Раде Украины. Председатель Фонда государственного имущества Украины назначается на должность и освобождается с должности Президентом Украины по согласию Верховной Рады Украины.
Государственные органы приватизации в пределах своей компетенции осуществляют следующие основные полномочия: меняют в процессе приватизации организационную форму предприятий, находящихся в государственной собственности; осуществляют полномочия собственника государственного имущества в процессе приватизации; выступают арендодателем имущества, находящегося в государственной собственности, в соответствии с законодательством; продают имущество, находящееся в государственной собственности, в процессе его приватизации, включая имущество ликвидированных предприятий, объектов незавершенного строительства и бывшее военное имущество, которое приобрело статус гражданского, а также акции (доли, паи), которые принадлежат государству в имуществе хозяйственных обществ; создают комиссии по приватизации; утверждают планы приватизации имущества, находящегося в государственной собственности, планы размещения акций акционерных обществ в процессе приватизации; разрабатывают проекты государственных программ приватизации и представляют их на утверждение Верховной Раде Украины; заключают соглашения по проведению подготовки объектов к приватизации и их продажи; заключают соглашения о проведении экспертной оценки стоимости объектов приватизации; осуществляют лицензирование комиссионной, представительной и коммерческой деятельности с приватизационными бумагами; выступают со стороны государства учредителем предприятий со смешанной формой собственности; участвуют в разработке международных договоров Украины по вопросам государственной собственности и ее использования; осуществляют защиту имущественных прав государственных предприятий, организаций, учреждений, а также акций (долей, паев), принадлежащих государству, на территории Украины и за ее рубежом; контролируют выполнение условий договоров купли-продажи государственного имущества.
Действующим законодательством установлен особый порядок приватизации государственного имущества. Он предусматривал: опубликование списка объектов, подлежащих приватизации, в изданиях государственных органов приватизации, местной прессе; принятие решения о приватизации объекта на основании поданного заявления или исходя из задач Государственной программы приватизации и создания комиссии по приватизации; опубликование информации о принятии решения о приватизации объекта; проведение аудиторской проверки финансовой отчетности приватизируемого предприятия (за исключением объектов малой приватизации); утверждение плана приватизации или плана размещения акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и корпоратизации, и их реализацию.
Приватизация государственного имущества осуществляется путем:
• продажи части государственного имущества каждому гражданину Украины за приватизационные бумаги;
• продажи объектов приватизации на аукционе, по конкурсу, в том числе с исключительным применением приватизационных бумаг;
• продажи акций (долей, паев), принадлежащих государству в хозяйственных обществах, на аукционе, по конкурсу, на фондовых биржах и другими способами, которые предусматривают общедоступность и конкуренцию покупателей;
• продажи на конкурсной основе целостного имущественного комплекса государственного предприятия, которое приватизируется” или контрольного пакета акций открытого акционерного общества.
Инициатива по приватизации может исходить как от государственных органов приватизации, а также от покупателей. Покупатели целостных имущественных комплексов и инвесторы, желающие приобрести контрольный пакет акций, обязаны вместе с заявлением представить бизнес-план или технико-экономическое обоснование послеприватизационного развития объекта, включающий план занятости работников предприятия, предложение инвестора с указанием максимального размера инвестиций, сроков и порядка ее внесения, а покупатели - физические лица представляют также декларацию о доходах.
Заявления о приватизации подаются до государственных органов приватизации по местонахождению объекта, которое приватизируется, в письменной форме и в порядке, который устанавливается Фондом государственного имущества Украины.
Государственные органы приватизации в течение месяца рассматривают заявления и принимают решения относительно приватизации объекта и в пятидневный срок письменно сообщают об этом заявителя, администрация и трудовой коллектив предприятия, которое приватизируется, а также соответствующий орган исполнительной власти, уполномоченный управлять этим имуществом.
В случае отказа в приватизации соответствующий орган приватизации сообщает заявителей о причине отказа.
В каждом конкретном случае, с целью разработки плана приватизации и обеспечения тем самым ее эффективного проведения и соблюдение всех предусмотренных требований и процедур, государственным органом приватизации образуется комиссия по приватизации объекта.
В ее состав по принципу равного представительства входят представители хозяйственного общества, созданного членами трудового коллектива приватизируемого предприятия, в том числе и от представительного органа трудового коллектива - профсоюзного комитета или иного уполномоченного им органа, другие лица (или их представители), которые подали заявление на приватизацию, представители местных советов, финансовых органов, государственного органа приватизации, Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений, органа, уполномоченного до принятия решения о приватизации управлять соответствующим государственным имуществом. Соответствующие органы и лица обязаны в пятидневный срок с момента получения сообщения о принятии решения о создании комиссии делегировать в ее состав своих представителей. Если в указанный срок они не делегировали своих представителей в состав комиссии, государственный орган приватизации имеет право утвердить состав комиссии без представителей этих органов. По решению комиссии в ее работе могут привлекаться эксперты, консультанты и другие специалисты, которые пользуются на ее заседаниях правом совещательного голоса. Для обеспечения гласности и прозрачности приватизации в работе комиссии по приватизации объекта могут принимать участие народные депутаты Украины.
Основными задачами комиссии являются: контроль за проведением инвентаризации имущества объекта приватизации; разработка проекта плана приватизации объекта и представление его на утверждение в орган приватизации; оценка стоимости и определение начальной цены объекта приватизации, размера уставного фонда хозяйственного общества и разработка акта оценки; определение формы платежей согласно квот применения приватизационных бумаг и компенсационных сертификатов; разработка, при необходимости, рекомендаций по реорганизации объектов; формирование списков граждан, имеющих право на приобретение акций на льготных условиях; заполнение форм статистической отчетности.
Для выполнения поставленных задач комиссия имеет право:
обязать администрацию приватизируемого предприятия, осуществить в установленные сроки инвентаризацию государственного имущества; давать предписания, обязательные для администрации объекта приватизации, связанные с разработкой проекта плана приватизации; привлекать к работе экспертов, консультантов, советников, специализированные аудиторские фирмы, консалтинговые организации и фирмы с правом совещательного голоса на заседаниях комиссии.
Результатом работы комиссии является проект плана приватизации. Если трудовой коллектив предприятия, имущество которого приватизируется, или другие покупатели не соглашаются с проектом плана приватизации, разработанным комиссией, они могут подготовить его альтернативный вариант.
Проект плана, разработанный комиссией, и альтернативный проект плана трудового коллектива или других покупателей представляются на рассмотрение региональных отделений Фонда государственного имущества Украины или его представительств в районах и городах, которые в течение десяти дней обязаны рассмотреть представленные проекты, утвердить план приватизации и довести его до заинтересованных лиц.
После издания приказа об утверждении плана приватизации деятельность комиссии прекращается.



Назад