Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

8.1. Управление обороной


Конституция Украины (ст. 17) устанавливает, что оборона Украины, защита ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности, обеспечения экономической и информационной безопасности являются важнейшими функциями государства, Вооруженных Сил Украины, делом всего народа. Стремясь к мирного сосуществования со всеми государствами, Украина поддерживает свою обороноспособность на уровне оборонной достаточности для защиты от агрессии.
Основы организации обороны и полномочия государственных органов по ее обеспечению, обязанности предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц по укреплению обороноспособности страны устанавливает Закон Украины от 6 декабря 1991 г. "Об обороне Украины".
Оборона Украины - это комплекс политических, экономических, экологических, военных, социальных и правовых мер по обеспечению независимости, территориальной целостности, защиты интересов государства и мирной жизни народа.
Целью обороны Украины является создание всех необходимых условий для предотвращения военном нападения и для отпора возможной вооруженной агрессии против Украины в любое время и при любых обстоятельствах. Она базируется на готовности Вооруженных Сил Украины, экономики, населения, территории к обороны и строится в соответствии с военной доктрины государства.
Военная доктрина Украины является составной частью концепции национальной безопасности и составляет совокупность основополагающих установок и принципов по организации и обеспечения безопасности личности, народа и государства путем политических, дипломатических, экономических и военных мероприятий. Она определяется принципом оборонной достаточности в строительстве Вооруженных Сил Украины и основывается на том, что Украина:
• не признает войну как средство решения международных проблем;
• стремится к нейтралитету и соблюдения неядерных принципов (не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия);
• не имеет территориальных претензий ни к одной государства и не видит ни в коем народу образ врага;
• никогда первым не начнет военных действий против любой страны, если не станет сама объектом агрессии.
Непосредственно военной доктриной принципиально определяются военно-политические цели Украины и международные приоритеты в области обеспечения национальной безопасности; причины военной опасности; отношение Украины к войне; отношение Украины к ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения; основные направления обеспечения военной безопасности; задачи Вооруженных Сил и принципы их строительства; подготовка Вооруженных Сил к защите от агрессии; цель и принципы военно-экономической политики; подготовка государства и населения к обороне.
Военная доктрина Украины, как основа военного строительства государства, опирается на анализ геополитической ситуации в мире и долгосрочные научные прогнозы ее развития. Доктринальные положения являются обязательными для государственных органов, организаций, органов самоуправления и граждан Украины и является основой согласования их усилий в укреплении национальной безопасности Украины. На основе Военной доктрины разрабатываются концепции строительства видов вооруженных сил, родов войск, других военных формирований Украины и конкретные программы их реализации.
Организация обороны Украины включает:
1. Формирование военной политики и военной доктрины.
2. Развитие военной науки.
3. Прогнозирование и оценку военной угрозы или угрозы военного нападения.
4. Осуществление на международной арене соответствующие меры для предотвращения агрессии.
5. Охрану государственных границ.
6. Подготовку, развитие, формирование структуры и обеспечения необходимой численности Вооруженных Сил Украины, поддержания их боеспособности, боевой и мобилизационной готовности к обороне Украины.
7. Выработка и проведение военно-технической политики и обеспечения Вооруженных Сил Украины вооружением, военной техникой, продовольствием, вещевым имуществом и другими материальными ресурсами в полном объеме.
8. Мобилизационной подготовке народного хозяйства, государственных органов и систем управления к действиям в условиях военного положения.
9. Подготовку населения и территории страны к обороне. Закон "Об обороне Украины" дает определение правовых режимов "состояние войны", "военное время", "военное положение", а также понятий "мобилизация" и "демобилизация".
Состояние войны, согласно п. 9 ст. 85 Конституции Украины объявляется Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины, в случае военного нападения (агрессии) на Украину. Состояние войны также объявляется при необходимости выполнения международных договоров по совместной обороне от агрессии и отменяется после заключения мирного соглашения с противоположным воюющей стороной.
С объявлением состояния войны или началом военных действий наступает военное время. Началом военного времени является день и время объявления состояния войны или военного нападения (агрессии) на Украину. Концом военного времени объявлен день и время прекращения военных действий.
Действующим законодательством предусмотрено, что в случае военного нападения (агрессии) на Украину военное командование и органы власти, не дожидаясь объявления войны, обязаны принять все меры для отражения нападения (агрессии).
Военное положение вводится в отдельных местностях или на всей территории Украины в случаях объявления состояния войны или угрозы военного нападения (агрессии). Решение о введении военного положения, согласно п. 20 ст. 106 Конституции Украины, принимает Президент Украины.
С введением военного положения расширяются полномочия военного командования. Ему могут передаваться функции органов государственного управления в сфере обороны. Во время военного положения в интересах обороны вводятся ограничения деятельности предприятий, учреждений и организаций и прав граждан, расширяются полномочия соответствующих правоохранительных органов.
Военное положение отменяется при исчезновении угрозы военного нападения (агрессии) и с отменой состояния войны.
С объявлением состояния войны или военного положения объявляется общая или частичная мобилизация. Мобилизация является общегосударственным западом, что должно обеспечить планомерное развертывания Вооруженных Сил Украины и других войск, перевод народного хозяйства с мирного на военное положение.
Мобилизация проводится открыто или скрыто. Решение о проведении открытой мобилизации подлежит немедленному объявлению через средства массовой информации.
Решение о проведении скрытой мобилизации приходится по закрытым каналам до руководителей Совета Министров Республики Крым, министерств и других центральных и местных органов государственной исполнительной власти в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.
С целью создания необходимых условий для своевременного проведения мобилизации и обеспечения потребностей государства в особый период и на случай стихийного бедствия, аварий и катастроф осуществляется мобилизационная подготовка.
Мобилизационная подготовка народного хозяйства Украины, Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, созданных в соответствии с законодательством Украины, является составной частью оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное время центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности.
Мобилизационная подготовка проводится на плановой основе путем заблаговременного создания устойчивых систем управления и связи и необходимых производственных мобилизационных мощностей, а также специальных формирований и мобилизационных резервов вооружения, военной техники, материальных и продовольственных ресурсов, страхового фонда документации.
Демобилизация является общегосударственным мероприятием для планомерного перевода народного хозяйства с военного на мирное состояние и дальнейшего сокращения Вооруженных Сил Украины и других войск.
Для выполнения оборонных функций путем вооруженной защиты независимости, территориальной целостности и неприкосновенности в Украине созданы собственные Вооруженные Силы.
В состав Вооруженных Сил Украины входят сухопутные войска (войска наземной обороны); войска воздушной обороны (военно-воздушные силы и силы противовоздушной обороны); военно-морские силы.
Все виды Вооруженных Сил Украины строятся и осуществляют свою деятельность на основе:
а) демократии и гуманизма;
б) верховенства закона;
в) подотчетности органам законодательной и исполнительной власти;
г) единоначалия и коллегиального выработки решений;
д) всеобщей воинской обязанности граждан Украины;
е) добровольности вступления на кадровую военную службу;
ж) соблюдение воинской дисциплины;
с) гласности в деятельности Вооруженных Сил Украины и сохранения государственной и военной тайны;
и) внепартийности;
и) гарантированного социально-правовой защиты военнослужащих.
По Конституции Украины (п. 22 ст. 85) утверждение общей структуры Вооруженных Сил Украины, их численности, а также определение функций компетенция Верховной Раде Украины.
Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, по Конституции Украины (п. 17 ст. 106) является Президент Украины. Он назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства.
Непосредственное руководство Вооруженными Силами Украины осуществляется Министерством обороны Украины.
Министерство обороны Украины (Минобороны Украины) является центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает воплощение в жизнь государственной политики в сфере обороны и военного строительства, руководство Вооруженными Силами Украины их мобилизационной и боевой готовности и подготовку к выполнению возложенных на них задач.
До основных задач Минобороны Украины относятся: реализация государственной политики по вопросам обороны и военного строительства; оценка военно-политической обстановки, определение уровня военной угрозы; непосредственное руководство Вооруженными Силами, содержание их в постоянной боевой и мобилизационной готовности; обеспечение оснащения Вооруженных Сил вооружением и военной техникой, подготовки и расстановки кадров, развития военного образования и науки, укрепление дисциплины, правопорядка и воспитания личного состава; осуществление мероприятий по реализации социально-правовых гарантий военнослужащих, членов их семей и работников Вооруженных Сил; создание условий для гражданского и общественного контроля над Вооруженными Силами.
Для выполнения возложенных на него задач Минобороны Украины осуществляет следующие мероприятия:
1) участвует в формировании и реализации государственной политики в сфере обороны и военного строительства, разработке проекта военной доктрины, предложений и обоснований к актов Верховной Рады Украины, Президента Украины, Совета национальной безопасности и обороны Украины, Кабинета Министров Украины по вопросам военной и военно-технической политики государства;
2) представляет на рассмотрение Президенту Украины проработаны совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил, соответствующими министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, воинскими формированиями; образованными в соответствии с законодательством Украины (далее - воинские формирования) проекты концепции военного строительства, государственной программы строительства и развития Вооруженных Сил, государственной программы развития вооружений и военной техники, планов дислокации и расположения Вооруженных Сил и т.п.; предложения относительно применения Вооруженных Сил, их общей структуры и численности;
3) подает Кабинету Министров Украины проработаны совместно с Генеральным штабом, соответствующими министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, военными формированиями проекты мобилизационного плана и схемы мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других военных формирований, плана подготовки территории государства к обороне, а после утверждения осуществляет меры по их реализации;
4) оценивает военно-политическую обстановку и определяет уровень военной угрозы;
5) участвует в формировании оборонного бюджета, отчитывается перед Кабинетом Министров Украины об использовании выделенных средств;
6) организует накопления вооружений и военной техники в незыблемом запасе, других материальных ресурсов в мобилизационном резерве Вооруженных Сил;
7) участвует в организации подготовки к обороне хозяйства Украины и контроле за выполнением предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности мобилизационных заданий;
8) осуществляет общее руководство оперативной, боевой, мобилизационной, морально-психологической подготовкой Вооруженных Сил, военной наукой и образованием;
9) определяет приоритеты и основные задачи военной разведки и обеспечивает ее деятельность;
10) осуществляет функции государственного заказчика на разработку, производство, поставка, ремонт, уничтожения и утилизации вооружения, военной техники и военного имущества, выполнение работ и оказание услуг для нужд обороны;
11) согласовывает программы, тактико-технические (технические) задача всех государственных заказчиков на разработку и модернизацию вооружения, военной техники и их составных частей, обеспечивает единую государственную политику по вопросам стандартизации, метрологии и унификации, методологические основы ценовой и контрактно-договорной работы в этом деле;
12) организует испытания и экспертизу вооружения, военной техники и военного имущества, контролирует качество их изготовления;
13) организует всестороннее обеспечение Вооруженных Сил продовольствием, вещевым и другим имуществом, материальными и другими ресурсами, осуществляет военные перевозки всех видов в государстве;
14) проводит государственную кадровую политику в Вооруженных Силах, обеспечивает подготовку и расстановку военных кадров; обеспечивает военное, правовое, военно-патриотическое, морально-этическое и эстетическое воспитание личного состава Вооруженных Сил и проведения мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в войсках (силах); контролирует соблюдение требований законодательства по вопросам подготовки граждан к военной службе и обеспечивает их выполнение во время прохождения службы;
15) проводит работу по осуществлению мероприятий, связанных с призывом граждан на срочную военную службу и увольнение в запас военнослужащих, которые отслужили установленные сроки службы, а также мобилизацией и демобилизацией;
16) обеспечивает выполнение законодательства по экологической безопасности во время деятельности Вооруженных Сил, предприятий, учреждений и организаций, подчиненных Министерству;
17) осуществляет в установленном порядке в пределах своих полномочий функции по управлению объектами государственной собственности, которые принадлежат к сфере управления Министерства;
18) создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, военные учебные заведения, контролирует их деятельность;
19) осуществляет в установленном порядке и в пределах своих полномочий реализацию вооружений, военной техники и другого военного имущества, которое находится в сфере управления Министерства, передачу его в аренду, а также предоставление услуг военно-технического назначения;
20) руководит экономической и финансовой работой в Вооруженных Силах;
21) осуществляет капитальное строительство, эксплуатацию и ремонт жилищного, казарменного и других фондов, объектов военного назначения, обеспечивает использование в соответствии с законодательством земельных участков, выделенных для нужд Вооруженных Сил;
22) реализует государственную политику по вопросам охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях Министерства;
23) осуществляет меры по социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей, а также мероприятия, направленные на охрану здоровья личного состава Вооруженных Сил, а в случаях, предусмотренных законодательством, - и военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей;
24) принимает участие в подготовке международных договоров Украины, заключает в установленном порядке международные договоры межведомственного характера и обеспечивает их выполнение, осуществляет в пределах своей компетенции военное и военно-техническое сотрудничество с военными органами иностранных государств, обеспечивает участие миротворческих контингентов Вооруженных Сил в международных миротворческих операциях;
25) обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию государственной политики по отношению к государственной тайне, контроль за ее сохранением в Министерстве, Вооруженных Силах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые принадлежат к сфере его управления;
26) ведет информационно-разъяснительную работу через средства массовой информации, осуществляет издательскую деятельность;
27) осуществляет инспектирование органов управления, войск (сил), учреждений и организаций Министерства, состояния боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, качества выполнения возложенных на них задач;
28) обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины, Кабинету Министров Украины;
29) организует выполнение актов законодательства, осуществляет систематический контроль за Их реализацией в пределах и в порядке, установленных законодательством;
30) осуществляет иные функции, вытекающие из возложенных на Министерство задач.
Минобороны Украины имеет право привлекать специалистов министерств, других центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции; представлять Кабинет Министров Украины по его поручению в международных организациях и во время подписания международных договоров Украины; получать в установленном порядке от центральных и местных органов исполнительной власти информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач; созывать в установленном порядке совещания по участием представителей органов исполнительной власти по вопросам, которые принадлежат к его компетенции.
Минобороны Украины возглавляет Министр, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины. Министр обороны Украины по вопросам, которые принадлежат к конституционных полномочий Президента Украины, подчиняется непосредственно Президенту Украины. Он несет персональную ответственность перед Президентом Украины, Советом национальной безопасности и обороны Украины и Кабинетом Министров Украины за выполнение Министерством возложенных на него задач и осуществление им своих функций.
Министр обороны Украины в пределах полномочий Министерства на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы и директивы, организует и контролирует их выполнение.
Приказы и директивы по вопросам строительства и развития Вооруженных Сил, их боевой и мобилизационной готовности, оперативной и боевой подготовки, организационных мероприятий и инспектирования войск (сил) Министр обороны Украины издает совместно с Начальником Генерального штаба Вооруженных Сил.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины - отдельная составная часть Министерства обороны Украины. Он является главным военным органом по планированию обороны государства и оперативного управления Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины в пределах своей компетенции.
Генеральный штаб подчинен Министру обороны Украины. В военное время он является рабочим органом Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины по стратегическому планированию применения Вооруженных Сил и других военных формирований, образованных в соответствии с законодательством Украины и руководства ими.
Генеральный штаб предназначен осуществлять:
1) стратегическое планирование применения Вооруженных Сил и других военных формирований, координацию их оперативной и мобилизационной подготовке;
2) организацию и контроль за выполнением мероприятий, направленных на поддержание войск (сил) в постоянной боевой и мобилизационной готовности, их комплектования личным составом, вооружением и военной техникой;
3) обеспечение функционирования системы управления Вооруженными Силами, их взаимодействия с министерствами, другими центральными органами исполнительной власти и военными формированиями;
4) организацию и проведение оперативной подготовки органов управления Вооруженных Сил и других военных формирований.
Генеральный штаб в соответствии с возложенными на него задачами:
1) принимает участие в анализе военно-политической обстановки и определении уровня военной угрозы Украине, прогнозирует тенденции развития форм и способов военных действий и средств вооруженной борьбы, обосновывает пути строительства и развития Вооруженных Сил;
2) осуществляет меры по поддержанию постоянной боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил;
3) руководит оперативной и мобилизационной подготовкой Вооруженных Сил, координирует и осуществляет контроль за оперативной и мобилизационной подготовкой других военных формирований, предназначенных для передачи в состав Вооруженных Сил во время мобилизации, методологическое и методическое обеспечение, ведет учет наличия материальных ценностей мобилизационного резерва;
4) готовит предложения по:
- потребности в личном составе, вооружении, военной технике и материально-технических ресурсах, продовольствии, вещевом и другом имуществе для выполнения возложенных на Вооруженные Силы и другие военные формирования задач, организует общее планирование всестороннего обеспечения их на особый период;
- формирование расходов Государственного бюджета Украины на национальную оборону, объемов и приоритетов распределения бюджетных ассигнований в соответствии с потребностями и стратегических задач Вооруженных Сил;
- оперативно-стратегических исходных данных о количественных и качественных характеристик вооружения и военной техники, необходимых для оснащения Вооруженных Сил;
5) организует стратегическое развертывание Вооруженных Сил и других военных формирований, их взаимодействие с министерствами, другими центральными органами исполнительной власти во время выполнения задач обороны государства;
6) определяет задачи и порядок разведывательного и информационно-аналитического обеспечения штабов и войск (сил);
7) планирует призыв граждан на срочную военную службу, комплектования войск (сил) личным составом, вооружением и военной техникой, увольнение в запас военнослужащих, которые отслужили установленные сроки службы, организует собрание, подготовку и переподготовку военнообязанных запаса;
8) контролирует соблюдение и использование установленного для Вооруженных Сил и других военных формирований боевого и численного состава;
9) организует разработку системы оценки боевой и мобилизационной готовности войск (сил), проводит сравнительную оценку боевых возможностей соединений, частей, подразделений, вооружения и военной техники Вооруженных Сил и войск других государств, готовит предложения по повышению этих возможностей;
10) создает систему управления Вооруженными Силами, обеспечивает ее боевую готовность, применение, совершенствование и развитие;
11) организует подготовку органов стратегического и оперативно-стратегического звена управления, готовит их к взаимодействию с министерствами, другими центральными органами исполнительной власти и военными формированиями;
12) организует применения системы связи и автоматизированной системы управления войсками Вооруженных Сил, разрабатывает предложения относительно привлечения государственной системы связи к выполнению задач обороны;
13) обеспечивает скрытое управление войсками (силами) и оружием, организует шифрованный (кодированный) и засекреченный связь, определяет порядок организации этих видов связи для взаимодействия Вооруженных Сил с министерствами, другими центральными органами исполнительной власти и воинскими формированиями, а также на основании международных договоров - с соответствующими органами иностранных государств;
14) организует применения средств систем государственного распознавания в Вооруженных Силах, министерствах, других центральных органах исполнительной власти и воинских формированиях, использование этих средств в невоенных организациях всех форм собственности;
15) определяет порядок использования радиочастотного ресурса, выделенного для целей обороны, осуществляет контроль его использования в Вооруженных Силах, министерствах, других центральных органах исполнительной власти и воинских формированиях;
16) организует службу войск и режима в войсках (силах), соблюдения законодательства по вопросам охраны государственной тайны в Вооруженных Силах;
17) осуществляет мероприятия по укреплению воинской дисциплины и профилактики правонарушений среди личного состава непосредственно подчиненных ему войск (сил);
18) организует научную работу по военным вопросам в Вооруженных Силах, обобщает опыт оперативной и мобилизационной подготовки, боевых действий и военных конфликтов;
19) планирует и контролирует военные перевозки всех видов в государстве;
20) обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства и вносит их на рассмотрение Министра обороны Украины;
21) участвует в сотрудничестве с вооруженными силами иностранных государств, координирует и контролирует подготовку миротворческих контингентов Вооруженных Сил и выполнения ими задач в международных миротворческих операциях;
22) обеспечивает в соответствии с международными договорами в области разоружения и контроля над вооружениями инспекционную деятельность на территории Украины и за ее пределами, собирает, обрабатывает информацию и сообщения в соответствии с этих международных договоров независимо от подчиненности объектов инспектирования;
23) доводит до Вооруженных Сил, министерств, других центральных органов исполнительной власти и воинских формирований директивы и приказы Президента Украины - Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины по вопросам обороны, организует и контролирует их выполнение;
24) осуществляет другие функции, вытекающие из возложенных на него задач.
Генеральный штаб возглавляет Начальник, который по должности является первым заместителем Министра обороны Украины. Начальника Генерального штаба назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины.
Начальник Генерального штаба несет персональную ответственность перед Советом национальной безопасности и обороны Украины и Министром обороны Украины за выполнение задач и осуществления функций, возложенных на Генеральный штаб.
Вооруженные Силы комплектуются военнослужащими в соответствии с Законом Украины от 25 марта 1992 г. "О всеобщей воинской обязанности и военной службе".
Всеобщая воинская обязанность устанавливается с целью обеспечения комплектования Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, погранвойск Украины, Гражданской обороны Украины, Управления охраны высших должностных лиц Украины и других военных формирований, созданных в соответствии с законодательством Украины, а также подготовки населения к защите Украины.
Всеобщая воинская обязанность включает:
• подготовку граждан к военной службе;
• приписке к призывным участкам;
• призыв на военную службу;
• прохождение по призыву или добровольно военной, альтернативной (невоенной) службы;
• выполнение воинского долга в запасе;
• соблюдение правил воинского учета;
• общее обязательное военное обучение граждан в военное время.
Выполнение Закона Украины "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" возлагается на граждан Украины, центральные органы государственного управления, органы местной государственной администрации и местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, независимо от подчинения и форм собственности.
Всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно или временно проживают на территории Украины.
О всеобщей воинской обязанности граждане Украины делятся на следующие 6 категорий:
1. Допризывники - лица, которые проходят допризывную подготовку к их приписки к призывным участкам;
2. Призывники - лица, которые приписанные к призывным участкам;
3. Военнослужащие - лица, проходящие военную службу;
4. Служащие по призыву - лица, проходящие альтернативную (невоенную) службу;
5. Военнообязанные - лица, пребывающие в запасе;
6. Невійськовозобов'язані - лица, взятые на воинский учет или сняты с него.
Граждане Украины, годные к прохождению военной службы по состоянию здоровья и возрасту, обязаны: приезжать по вызову военного комиссариата для приписки к призывным участкам, прохождение медицинского осмотра, направление на подготовку для получения военной специальности, призыва на военную службу или на собрание; проходить подготовку к военной службе, военной службе и выполнять воинскую обязанность в запасе; выполнять правила воинского учета.
Женщины, которые по специальности имеют медицинскую подготовку или родственную с соответствующей военной специальности по перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины, могут быть взяты на воинский учет. Они обязаны являться по вызову военного комиссариата для прохождения медицинского осмотра выполнять правила воинского учета. В мирное время женщины могут добровольно поступить на военную службу по контракту. В военное время лица женского пола, которые состоят на воинском учете или прошли общее военное обучение, могут быть призваны на военную службу по решению Президента Украины.
Военная служба это вид государственной службы, особенностью которой является двоякая правовая природа. Во-первых, она связана с выполнением гражданином Украины всеобщей воинской обязанности; во-вторых - со службой на конкурсно-контрактной основе в Вооруженных Силах Украины и других войсках, созданных в соответствии с законодательством Украины.
Исходя из этого, законодательством установлены следующие виды военной службы:
• срочная военная служба;
• военная служба по контракту на должностях солдат и матросов, сержантов и старшин;
• военная служба женщин по контракту на должностях солдат и матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов и офицерского состава;
• военная служба по контракту прапорщиков и мичманов;
• военная служба по контракту курсантов (слушателей) военно-учебных заведений и студентов кафедр военной подготовки (факультетов военной подготовки, отделений военной подготовки) высших гражданских учебных заведений;
• военная служба по контракту офицерского состава.
Военнослужащие и военнообязанные делятся на рядовой состав, сержантский и старшинский состав, состав прапорщиков (мичманов), офицерский состав. Офицерский состав делится на младший офицерский состав, старший офицерский состав и высший офицерский состав.
Каждому военнослужащему и военнообязанному присваивается воинское звание. Воинские звания в Вооруженных Силах Украины делятся на армейские и флотские.
Каждый военнослужащий и военнообязанный занимает соответствующую штатную должность. Военные должности (штатные должности, подлежащие замещению военнослужащими) и соответствующие им воинские звания предусматриваются в штатах воинских частей, кораблей, органов управления, учреждений, военно-учебных заведений.
Перечень должностей, подлежащих замещению высшим офицерским составом, утверждается Президентом Украины, а других должностей военнослужащих - Министром обороны Украины. Они делятся на: а) должности рядового состава; б) должности сержантского и старшинского состава; в) должности прапорщиков и мичманов; г) должности офицерского состава.
Военнослужащие по "их согласия могут быть направлены в государственные органы. Общества содействия обороне Украины, Академии наук Украины и других отраслевых академий наук для выполнения работ оборонного характера с оставлением на военной службе, а также с сохранением прав на социальную защиту на основании соответствующего решения Кабинета Министров Украины.



Назад