Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Модульно-рейтинговая и кредитно-модульная технология обучения и оценивания учебных достижений студентов


В последние годы в высших учебных заведениях вводится модульно-рейтинговая система оценивания знаний. Это обусловлено тем, что действующая четырехбалльная система не удовлетворяет ни преподавателей, ни студентов, поскольку в ее основе лежит ряд недостатков. Она не обеспечивает достаточной мотивации обучения студентов, потому что случается много случайностей, связанных с понятиями "повезло", "сдал", "не сдал", "подсмотрел", "подсказали" и др. Перед экзаменом на протяжении 3-4 дней за помощью краткосрочной памяти студент "набрал" значительный объем информации, на экзамене "выдал" ее, дальше она является лишним багажом, его надо избавиться, чтобы освободить память для информации с последующей дисциплины. Студенческий шутку: студента спрашивают о нечто за 2-3 дня до экзамена, он отвечает: "Еще не учил". С этим же вопросом обращаются после экзамена - студент отвечает: "Не знаю, потому что уже сдал экзамен". В оценке студентов проявляется субъективизм и случайность, что нередко ведет к нарушению социальной справедливости. Порождаются стрессовые ситуации, вызванные повышенной ответственностью студентов по оценке, от которой зависит начисления стипендии; пользование шпаргалками и др.

Поэтому важным является внедрение такой системы анализа учебной деятельности студентов, которая способствовала бы созданию оптимальных условий для профессиональной подготовки специалистов. Рейтинговая система оценивания широко используется во многих странах мира. Вряд ли стоит ее слепо копировать, переносить на наше дидактическое поле, как и чужую систему образования вообще, но полезное, приемлемое целесообразно заимствовать.

В подходе к пониманию определенного явления, системы следует осознать, прежде всего, исходные понятия. Они будут ключом к пониманию сущности явлений, системы. По модульно-рейтинговой системы следует выделить два основополагающих понятия "модуль" и "рейтинг". Модуль (лат. modulus - мера): 1) название, которую дают каком особенно важном коэффициента ли величине; 2) система логарифмов; 3) унифицированный узел радиоэлектронной аппаратуры; 4) условная единица в архитектуре и строительстве (обычно размер одного из элементов здания); 5) отделяемая, относительно самостоятельная часть некой системы, организации, устройства.

В педагогике модуль - это функциональный узел учебно-воспитательного процесса, совершенный блок дидактически адаптированной информации. Учебный модуль - это целостная функциональная единица, что оптимизирует психо-социальное развитие того, кто учится, и тех, кто учит. Следовательно, учебный модуль - это тематический модуль, сконструированный особым образом. Он достает процессуально-функциональное воплощение в заранее спроектированном форме-модули.

Рейтинг (англ. rating - оценка, порядок, классификация) - термин, который означает субъективную оценку явления по заданной шкале. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация социально-педагогических объектов по степени выражения общей для них свойства. В педагогических науках рейтинг служит основой для построения различных шкал оценок, в частности при оценке разных сторон учебной и педагогической деятельности, популярности и престижности профессий среди молодежи и т.д. Полученные при этом данные обычно имеют характер порядковых шкал. Рейтинговая система предусматривает определение уровня овладения студентами содержанием учебного материала модуля, целостного курса, сформированности умений и навыков. Для внедрения модульно-рейтинговой системы (МРС) необходимо придерживаться таких правил:

1. Обеспечить готовность преподавателей и студентов работать по модульно-рейтинговой системе.

2.Здійснити необходимую методическую подготовку преподавателей к внедрению МРС.

3.Запровадити научно обоснованную и методически обеспеченной самостоятельную учебную работу студентов.

4.Домогтися внедрение модульного обучения: с каждой учебной дисциплины четко определить учебные модули; обосновать оценивания каждого модуля в зачетных единицах.

5.Здійснити необходимую организационно-методическую подготовку: наладить систему анализа и оценки ЗУН каждого студента по результатам освоения определенных модулей; подготовить компьютерные программы для использования тестовых методик проверки качества ЗУН; наладить тщательный учет результатов отчетов за выполнением модульных задач; в индивидуальных планах преподавателей предусмотреть часа для осуществления анализа и оценки учебной работы студентов; в каждой учебной дисциплине определить числовые параметры перевода количественных показателей (кредитов) в официальные оценки знаний студентов.

6.Забезпечити открытость оценивания учебной деятельности студентов.

7. Определить научно обоснованные объемы учебных заданий для самостоятельной работы студентов на міжпредметному уровне с учетом бюджета времени, выделяемого на учебную работу.

Опыт внедрения модульно-рейтинговой системы оценивания учебной деятельности студентов дает основания утверждать, что она имеет преимущества, научное обоснование которых убедительно сформулировал профессор A.M. Алексюк в монографии "Педагогика высшего образования Украины".

Для студентов эти преимущества заключаются в том, что:

- учебный рейтинг активизирует самостоятельную работу студентов (СРС), делает ее ритмической и систематической в течение семестра;

- формируется положительная мотивация учебной деятельности;

- стимулируется самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, состязательность, заботливость;

- студент сориентирован на самостоятельный научный поиск, что способствует интеллектуальному развитию личности;

- повышается объективность оценивания ЗУН, увеличивается вероятность избежание случайностей;

- уменьшается нагрузка во время экзаменов и зачетов;

- полученные знания более глубокие и крепкие;

- получается личное удовлетворение от процесса учения.

Для преподавателей являются:

- реальная возможность индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;

- возможность помочь студентам в учебной работе, равномерно распределить нагрузку в течение семестра;

- возможность избежать конфликтов, которые часто возникают в результате итоговой проверки знаний на экзамене.

Остановимся на анализе собственного опыта использования модуль-но-рейтинговой системы анализа и оценивания ЗУН студентов в процессе изучения базового курса педагогики. Исходя из содержания этого курса, мы выделили конкретные модули. Каждая тема курса - это тематический модуль. Таких тем 25. Выделили дополнительные модули: культура и содержательность ведения конспектов лекций, самостоятельную проработку научной литературы; ведение терминологического словаря; подготовка опорных схем и таблиц. Каждый модуль предусматривал конкретную оценку в зачетных единицах (табл. 18)

Пропуск студентом занятий, которые не отработаны, приводит к снятию 10 баллов (зачетных единиц).

Таблица 18

 

Название модуля

Количество зачетных единиц

Учебные темы: 25 • 10 ед.

250

Ведение рабочей тетради

60

Ведение словаря

40

Составление опорных схем и таблиц

50

Вместе

400

При итоговом оценивании зачетные единицы (баллы) переводятся в официальные оценки чотирибальної системы по шкале:

400-360 - "отлично"; 360-320- "хорошо"; 320-280 - "удовлетворительно".

На протяжении двух семестров проводилась целенаправленно организованная самостоятельная работа студентов. Каждый из них выполнял письменную работу по темам курса, отчитывался о содержании и качество проработки других модулей. В течение года шел процесс не только изучения нового учебного материала, но и закрепления ранее изученного. Каждый студент имел возможность повысить свой рейтинг путем углубленного обработки того или иного модуля (темы). Это особенно стимулирует деятельность студентов. Царит полная открытость оценивания учебной труда.

На первом занятии педагог знакомит студентов с сущностью модульно-рейтингового оценивания, объясняет психологические особенности применения этой системы, приглашает студентов к сотрудничеству.

На протяжении времени, которое отведено на изучение курса, осуществляется активная работа большинства студентов, складываются деловые отношения между преподавателем и студентами. И главное - это качество знаний.

Для проверки гипотезы, что внедрение модульно-рейтингового оценивания способствует интенсификации учебного процесса и повышает качество знаний, было использовано формирующий эксперимент, которым охвачено 125 студентов филологических специальностей. Три группы (75 студентов) были контрольными. Для них читались лекции, проводились практические занятия, осуществлялась эпизодическая проверка знаний по традиционным методикам. После завершения курса все сдавали экзамены. Студенты экспериментальных групп слушали лекции, участвовали в практических занятиях и других видах учебной работы по методике модульно-рейтингового обучения с использованием системы рейтингового оценивания знаний. Разработка учебного курса по педагогике завершалось также экзаменом. Результаты этой работы представлены в табл.19.

Таблица 19. Результаты проработки учебного курса по педагогике

 

Группы

Количество студентов

Качество знаний по средним баллом

 

 

 

 

За

результатам экзаменов

Через

5 дней

после

экзамена

Через

месяц

после

экзамена

Через 3 месяца

после экзамена

Экспериментальные

50

4,8

4,6

4,1

3,8

Контрольные

75

4,4

2,2

1,8

0,7

 

Нынешний этап развития национального высшего образования характеризуется модернизацией и реформированием, направленными на присоединение к Болонскому процессу с целью вхождения в европейское образовательное и научное пространство. Болонский процесс - это осуществление структурного реформирования высшего образования, изменение образовательных программ, форм и методов обучения, контроля и оценки учебных достижений студента с целью повышения качества образования, способности выпускников высших учебных заведений к трудоустройству на европейском рынке труда. Этот процесс добровольный, полісуб'єктний, поліваріантний, открытый, постепенный и гибкий. Он основывается на ценностях европейского образования и культуры и не нивелирует национальные особенности образовательной системы Украины. Его целью является принятие удобных и понятных градаций дипломов, степеней и квалификаций, введение двухуровневой структуры высшего образования (бакалавр - магистр), использование единой системы кредитных единиц (ECTS - Европейской кредитно-трансферной и аккумулирующей системы) и приложений к дипломам, разработка, поддержка и развитие европейских стандартов качества образования, устранения имеющихся препятствий для повышения мобильности студентов, преподавателей, ученых. Внедрение кредитно-модульной системы обучения предусматривает реорганизацию традиционной схемы "учебный семестр - учебный год, учебный курс", рациональный разделение учебного материала дисциплины на модули и проверку качества усвоения теоретического и практического материала каждого модуля, использование более широкой шкалы оценивания знаний, решающее влияние суммы баллов, полученных в течение семестра, на итоговую оценку.

Кредитно-модульная организация обучения по своей сути является гуманистической. Она базируется на принципах суб'єктно-субъектной, толерантной, партнерской педагогики. Траекторию своего обучения, индивидуальную программу своей образования определяет сам студент с помощью преподавателя - тьютора (опекуна). Обучение должно равномерно распределен равномерно напряженный характер на протяжении всего срока пребывания студента в ВУЗЕ. И самое главное, эта система гарантирует высокое качество подготовки, а значит, ограждает студента от профессиональной непригодности после завершения обучения.

Модернизация учебного процесса в русле требований Болонской декларации предполагает значительное увеличение объемов самостоятельной работы студента (до 50-60%), индивидуализацию обучения. Это в свою очередь требует надлежащего научно-методического обеспечения учебного процесса, соответствующей материальной базы, улучшение финансово-бытового положения студента.

Все эти изменения требуют от преподавателя ВУЗА основательных знаний, умений и компетентности в организации своей деятельности на новой методической и технологической базе - кредитно-модульной и аккумулирующей системе обучения.

Как видим и модульно-рейтинговая, и кредитно-модульная система организации обучения, анализа и оценки учебной деятельности студентов - это важный шаг в направлении интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Но они требуют от научно-педагогических работников надлежащей психолого-педагогической подготовки, перестройки организационных и методических аспектов учебно-воспитательного процесса.

 

Литература

АлексюкАМ. Педагогика высшего образования Украины: История. Теория. - К.: Лыбидь, 1998.

Амонашвили ША. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М.: Педагогика, 1984.

Витвицкая С.С. Основы педагогики высшей школы: Метод, пособ. для студентов магистратуры. - К.: Центр учеб. лит., 2003.

Ерников С, Лобовая Т., Филиппов С. и др. Опыт использования рейтинговой системы / / Высшее образование в России. - 1998. - №1.

ЗільберштейнА.І., Солдатов ТД. Проведение экзаменов и зачетов в высшей школе. - К.: Вища шк., 1979.

Кобиляцький И.И. Методы учебно-воспитательной работы в высшей школе. - Л.: Изд.-во ЛГУ, 1970.

Кучер С Сущность и задачи контроля в системе модульного обучения / / Родная школа. - 2000. - №11.

Лозница B.C. Психология и педагогика: основные положения: Учеб. пособ. для самост. изучение дисциплины. - К.: ЕксОб, 2003.

Моисеев Ю. Использование рейтинговой системы в профессиональной подготовке / / Alma mater. - 1988. - №2.

Учебный процесс в высшей педагогической школе: Учеб. пособ. /Заред. О.Г. Мороза. - К.: НПУім. М.П. Драгоманова, 2001.

Тычина И.И. Модульная организация учебного процесса. Рейтин-гова система контроля успеваемости студентов. - К.: УГПУ, 1990.

Якунин ВА. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.



Назад