Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

8.2. Управление безопасностью


Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов:
а) лица, которые оказываются в ее правах и свободах;
б) общества, что сконцентрированы в его материальных и духовных ценностях, а проявляются в возможности народа выступать единственным источником власти;
в) государства, выраженные в ее конституционном строе, суверенитете, территориальной целостности, а оказываются в праве на осуществление (реализацию) власти.
Безопасность личности, общества и государства гарантируется Конституцией Украины и достигается проведением единой государственной политики в сфере ее обеспечения, разработкой и своевременным проведением как превентивные, так и восстановительных мер, адекватных угрозам соответствующим интересам. К ним относятся меры политического, экономического, организационного, юридического и иного характера. Исходя из этого, в обеспечении безопасности принимают участие органы законодательной, исполнительной, судебной власти, а также негосударственные организации и граждане.
Наибольший удельный вес в решении вопросов обеспечения безопасности приходится на государственные образования. Это Вооруженные Силы, Служба безопасности, пограничные войска, органы внутренних дел и милиция, органы таможенного контроля, защиты прав потребителей, прокуратуры и другие. Таким образом, государство является основным субъектом обеспечения безопасности.
В осуществлении этой функции она исходит из того, что достаточная безопасность личности и общества невозможна без эффективной защиты интересов государства. Практика решения этих проблем однозначно свидетельствует, что в демократическом государстве степень защищенности личности и общества находится в прямой зависимости от уровня безопасности государства.
Именно вследствие этого обстоятельства Конституция Украины предусматривает ограничение прав и свобод личности с целью защиты жизненно важных государственных интересов. В частности, ст. 41 предусматривает принудительное отчуждение имущества в условиях военного или чрезвычайного положения; в ст. 64 отмечается, что в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений.
Высшее руководство в сфере национальной безопасности осуществляет Президент Украины, он же возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины (п. 17 и п. 18 в. 106 Конституции Украины).
Совет национальной безопасности и обороны Украины является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины и предусмотрена Конституцией Украины (ст. 107). Ее деятельность регламентирована Законом Украины от 5 марта 1998 г. "О Совете национальной безопасности и обороны Украины".
Функциями Совета национальной безопасности и обороны Украины является:
1) внесение предложений Президенту Украины относительно реализации основ внутренней и внешней политики в сфере национальной безопасности и обороны;
2) координация и осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в мирное время;
3) координация и осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в условиях военного или чрезвычайного положения и при возникновении кризисных ситуаций, которые угрожают национальной безопасности Украины.
Согласно функций, определенных настоящим Законом, Совет национальной безопасности и обороны Украины наделяется такой компетенцией:
1) разрабатывает и рассматривает на своих заседаниях вопросы, которые в соответствии с Конституцией и законами Украины, относятся к сфере национальной безопасности и обороны, и подает предложения Президенту Украины относительно:
- определение стратегических национальных интересов Украины, концептуальных подходов и направлений обеспечения национальной безопасности и обороны в политической, экономической, социальной, военной, научно-технологической, экологической, информационной и других сферах;
- проектов государственных программ, доктрин, законов Украины, указов Президента Украины, директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины, международных договоров, других нормативных актов и документов по вопросам национальной безопасности и обороны совершенствование системы обеспечения национальной безопасности и организации обороны, образования, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти в этой сфере;
- проекта Закона Украины о Государственном бюджете Украины по статьям, связанным с обеспечением национальной безопасности и обороны Украины;
- материального, финансового, кадрового, организационного и иного обеспечения выполнения мероприятий по вопросам национальной безопасности и обороны;
- мер политического, экономического, социального, военного, научно-технологического, экологического, информационного и иного характера согласно масштаба потенциальных и реальных угроз национальным интересам Украины;
- поручений, связанных с изучением конкретных вопросов и осуществлением соответствующих исследований в сфере национальной безопасности и обороны, органам исполнительной власти и научным заведениям Украины;
- привлечение, инспекционных контрольных и надзорных органов, функционирующих в системе исполнительной власти, к осуществление контроля за своевременностью и качеством выполнения принятых Советом национальной безопасности и обороны Украины решений, введенных в действие указами Президента Украины;
- обеспечения и контроля поступления и обработки необходимой информации, ее хранения, конфиденциальности и использования в интересах национальной безопасности Украины, анализа на ее основе состояния и тенденции развития событий, происходящих в Украине и в мире, определение потенциальных и реальных угроз национальным интересам Украины;
- вопросов объявления состояния войны, общей или частичной мобилизации и введении военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях, объявления в случае необходимости отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации;
2) осуществляет текущий контроль деятельности органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны, представляет Президенту Украины соответствующие выводы и предложения;
3) привлекает к анализу информации должностных лиц и специалистов органов исполнительной власти, государственных учреждений, научных учреждений, предприятий и организаций всех форм собственности;
4) инициирует разработку нормативных актов и документов по вопросам национальной безопасности и обороны, обобщает практику их применения и результаты проверок их исполнения;
5) координирует и контролирует перевод центральных и местных органов исполнительной власти, а также экономики страны на работу в условиях военного или чрезвычайного положения;
6) координирует и контролирует деятельность органов местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий во время введения военного или чрезвычайного положения;
7) координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти по отражению вооруженной агрессии, организации защиты населения и обеспечению его жизнедеятельности, охраны жизни, здоровья, конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, поддержанию общественного порядка в условиях военного и чрезвычайного положения и при возникновении кризисных ситуаций, которые угрожают национальной безопасности Украины.
Председателем Совета национальной безопасности и обороны Украины является Президент Украины. Он:
1) направляет деятельность и осуществляет общее руководство работой Совета национальной безопасности и обороны Украины;
2) утверждает перспективные и текущие планы работы Совета национальной безопасности и обороны Украины, время и порядок проведения ее заседаний;
3) лично председательствует на заседаниях Совета национальной безопасности и обороны Украины;
4) дает поручения членам Совета национальной безопасности и обороны Украины, связанные с выполнением возложенных на нее функций;
5) заслушивает текущую информацию Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины о ходе выполнения ее решений, в случае необходимости выносит вопрос о состоянии выполнения решений Совета национальной безопасности и обороны Украины на ее заседания;
6) утверждает Положение об аппарате Совета национальной безопасности и обороны Украины, его структуру и штаты;
7) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством.
Текущее информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Совета национальной безопасности и обороны Украины осуществляет ее аппарат, который подчиняется Секретарю Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины назначается на должность и освобождается с должности Президентом Украины и непосредственно ему подчиняется. Правовой статус Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины как государственного служащего определяется Президентом Украины в соответствии с Законом Украины "О государственной службе". Он обеспечивает организацию работы и выполнения решений Совета национальной безопасности и обороны Украины и имеет заместителей, которые по его представлению назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Украины.
На должности Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины и его заместителей могут назначаться как гражданские лица, так и военнослужащие.
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины имеет следующие полномочия:
1) готовит предложения относительно перспективного и текущего планирования деятельности Совета национальной безопасности и обороны Украины;
2) представляет на рассмотрение Президента Украины проекты актов Президента Украины о введении в действие решения Совета национальной безопасности и обороны Украины, в том числе относительно предложений и рекомендаций по реализации основ внутренней и внешней политики в сфере национальной безопасности и обороны;
3) организует работу, связанную с подготовкой и проведением заседаний Совета национальной безопасности и обороны Украины и контролем за выполнением принятых ею решений;
4) информирует Президента Украины и членов Совета национальной безопасности и обороны Украины о ходе выполнения решений Совета;
5) координирует деятельность рабочих и консультативных органов Совета национальной безопасности и обороны Украины;
6) по поручению Председателя Совета национальной безопасности и обороны Украины представляет позицию Совета национальной безопасности и обороны Украины в Верховной Раде Украины, в отношениях с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями и общественными организациями и средствами массовой информации, с международными организациями.
На заседаниях Совета национальной безопасности и обороны Украины ее члены голосуют лично. Делегирование ими обязанности присутствовать на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины иным лицам не допускается.
В заседаниях Совета национальной безопасности и обороны Украины может принимать участие Председатель Верховной Рады Украины.
По приглашению Председателя Совета национальной безопасности и обороны Украины в ее заседаниях могут принимать участие председатели комитетов Верховной Рады Украины, другие народные депутаты Украины, руководители центральных органов исполнительной власти и другие лица, которые не являются членами Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Решение Совета национальной безопасности и обороны Украины принимаются не менее чем двумя третями голосов ее членов и вводятся в действие указами Президента Украины.
Члены Совета национальной безопасности и обороны Украины имеют следующие полномочия:
1) вносят в Совет национальной безопасности и обороны Украины предложения относительно рассмотрения любых вопросов, входящих в ее компетенцию;
2) осуществляют предварительную подготовку вопросов и принимают участие в их рассмотрении Советом национальной безопасности и обороны Украины;
3) вносят замечания и предложения, голосуют по вопросам, рассматриваемым Советом национальной безопасности и обороны Украины;
4) высказывают в случае необходимости свое особое мнение относительно проектов решений Совета национальной безопасности и обороны Украины;
5) принимают участие в планировании работы Совета национальной безопасности и обороны Украины;
6) координируют и контролируют в пределах своих должностных полномочий выполнения решений Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Для обработки и комплексного решения проблем межотраслевого характера, обеспечения научно-аналитического и прогнозного сопровождения своей деятельности Совет национальной безопасности и обороны Украины в рамках средств, предусмотренных Государственным бюджетом Украины, может образовывать временные межведомственные комиссии, рабочие и консультативные органы.
Государственным правоохранительным органом специального назначения, который обеспечивает государственную безопасность, Служба безопасности Украины. Служба безопасности Украины подчинена Президенту Украины и подконтрольная Верховной Раде Украины.
На Службу безопасности Украины возлагается защита государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от розвідувально-подрывной деятельности иностранных спецслужб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.
В задачи Службы безопасности Украины также входит предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики и других противоправных действий, которые непосредственно создают угрозу жизненно важным интересам Украины.
Служба безопасности Украины согласно своих основных задач обязана:
1) осуществлять разведывательную и информационно-аналитическую работу в интересах эффективного проведения органами государственной власти и управления Украины внутренней и внешней деятельности, решения проблем обороны, социально-экономического строительства, научно-технического прогресса, экологии и других вопросов, связанных с национальной безопасностью Украины;
2) осуществлять меры контрразведывательного обеспечения дипломатических представительств, консульских и других государственных учреждений, а также мероприятия, связанные с охраной государственных интересов в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, безопасностью граждан Украины за границей;
3) выявлять, пресекать и раскрывать преступления, расследование которых отнесено законодательством к компетенции Службы безопасности Украины; проводить дознание и следствие по этим делам; разыскивать лиц, скрывающихся в связи с совершением указанных преступлений;
4) осуществлять контрразведывательные мероприятия с целью предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия любых форм розвідувально-подрывной деятельности против Украины;
5) обеспечивать защиту государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности Украины от противоправных посягательств со стороны отдельных лиц и их объединений;
6) осуществлять контрразведывательном обеспечения оборонного комплекса, Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, дислоцированных на территории Украины, энергетики, транспорта, связи, а также важных объектов других отраслей хозяйства;
7) участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по защите государственных тайн Украины, содействовать в порядке, предусмотренном законодательством, предприятиям, учреждениям, организациям и предпринимателям в сохранении коммерческой тайны, разглашение которой может нанести ущерб жизненно важным интересам Украины;
8) осуществлять в соответствии с законодательством профилактику правонарушений в сфере государственной безопасности;
9) в пределах определенной законодательством компетенции обеспечивать защиту личной безопасности граждан; участвовать в реабилитации и восстановлении прав незаконно репрессированных лиц;
10) содействие Пограничным войскам в охране государственной границы Украины;
11) содействие обеспечению режима военного и чрезвычайного положения в случае их объявления, а также ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций;
12) подавать имеющимися силами и средствами, в том числе и техническими, помощь органам внутренних дел, другим правоохранительным органам в борьбе с преступностью;
13) участвовать в разработке мероприятий и решении вопросов, касающихся въезда в Украину и выезда за границу, пребывания на ее территории иностранцев и лиц без гражданства, пограничного режима и правил;
14) обеспечивать засекреченным и шифрованим связью государственные органы Украины и должностных лиц в соответствии с перечнем, который устанавливается Кабинетом Министров Украины;
15) проводить научные исследования и опытно-конструкторские работы, внедрять их результаты в практику деятельности Службы безопасности Украины;
16) выполнять по поручению Верховной Рады Украины или Президента Украины другие задачи, непосредственно направленные на обеспечение внутренней и внешней безопасности государства.
Службе безопасности Украины, ее органам и сотрудникам для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий Службы безопасности Украины, проверять в связи с этим документы, удостоверяющие их личность, а также проводить осмотр лиц, их вещей и транспортных средств, если есть угроза побега подозреваемого или уничтожение или сокрытие вещественных доказательств преступной деятельности;
2) представлять органам государственного управления обязательные для рассмотрения предложения по вопросам национальной безопасности Украины, в том числе о прекращении работы, связанной с государственными тайнами, которая выполняется с нарушением установленных правил;
3) получать по письменному запросу руководителя соответствующего органа Службы безопасности Украины от министерств, государственных комитетов, других ведомств, предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, граждан и их объединений данные и сведения, необходимые для обеспечения государственной безопасности Украины, а также пользоваться с этой целью служебной документацией и отчетностью;
4) входить в порядке, согласованном с администрацией предприятий, учреждений и организаций и командованием воинских частей, на их территорию и в служебные помещения;
5) иметь следственные изоляторы для содержания лиц, взятых под стражу и задержанных органами Службы безопасности Украины;
6) использовать с последующим возмещением затрат и убытков транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям, воинским частям и гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и организаций, транспортных средств специального назначения), для проезда к месту происшествия, пресечения преступлений, преследования и задержания лиц, подозреваемых в их совершении, доставки в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи;
7) исключительно при непосредственном прекращении преступлений, расследование которых отнесено законодательством к компетенции Службы безопасности Украины, преследовании лиц, подозреваемых в их совершении, заходить в жилые, служебные, производственные и иные помещения, на территории и земельные участки и осматривать их с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов;
8) проводить гласные и негласные оперативные мероприятия в порядке, определенном Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности";
9) осуществлять сотрудничество с гражданами Украины и другими лицами, в том числе на договорных началах, соблюдая при этом условиях добровольности и конфиденциальности этих отношений;
10) пользоваться на договорных началах служебными помещениями предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилыми и другими помещениями граждан;
11) направлять военнослужащих Службы безопасности Украины для работы на штатных должностях в других учреждениях, предприятиях и организациях на время выполнения конкретных задач в интересах разведки, контрразведки, борьбы с коррупцией и организованной преступной деятельностью; в отдельных случаях в порядке, установленном коллегией Службы безопасности Украины, допускается направление на работу таких военнослужащих в учреждения, предприятия и организации по инициативе их руководителей;
12) в интересах разведки, контрразведки и оперативно-розыскной деятельности создавать информационные системы и вести оперативный учет в объеме и порядке, которые определяются задачами, возложенными на Службу безопасности Украины настоящим Законом;
13) морально и материально поощрять сотрудников Службы безопасности Украины и других лиц за заслуги по обеспечению государственной безопасности; представлять их в установленном порядке к государственным наградам;
14) вне очереди приобретать билеты на все виды транспорта независимо от наличия мест и поселяться в гостиницах при предъявлении удостоверения о командировке;
15) бесплатного проезда всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), железнодорожного и водного транспорта пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов, а также попутным транспортом.
Деятельность Службы безопасности Украины, ее органов и сотрудников основывается на принципах законности, уважения прав и достоинства личности, внепартийности и ответственности перед народом Украины.
В оперативно-служебной деятельности Служба безопасности Украины придерживается принципов сочетания единоначалия и коллегиальности, гласности и конспирации.
Деятельность Службы безопасности Украины осуществляется на основе соблюдения прав и свобод человека. Органы и сотрудники Службы безопасности Украины должны уважать достоинство человека и проявлять к ней гуманное отношение, не допускать разглашения сведений о личной жизни человека. В исключительных случаях с целью пресечения и раскрытия государственных преступлений отдельные права и свободы человека могут быть временно ограничены в порядке и пределах, определенных Конституцией и законами Украины.
Неправомерное ограничение законных прав и свобод человека недопустимо и влечет за собой ответственность согласно законодательству.
Орган Службы безопасности в случае нарушения его сотрудниками при исполнении служебных обязанностей прав или свобод человека должен принять меры к восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного морального и материального ущерба, привлечения виновных к ответственности.
Служба безопасности Украины по требованию граждан Украины в месячный срок обязано дать им письменные разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод. Такие лица имеют право обжаловать в суд неправомерные действия должностных (служебных) лиц и органов Службы безопасности Украины.
Действующее законодательство не допускает использования Службы безопасности Украины в партийных, групповых или личных интересах и запрещает деятельность в ней партий, движений и других общественных объединений, имеющих политические цели.
На период службы или работы по трудовому договору членство сотрудников Службы безопасности Украины в таких объединениях останавливается.
Как исключение, допускается членство работников, заключивших трудовой договор со Службой безопасности Украины, в профессиональных союзах.
Общественность Украины через средства массовой информации и в других формах в определенном законодательством порядке информируется о деятельности Службы безопасности Украины.
Запрещается устанавливать ограничения на информацию относительно общего бюджета Службы безопасности Украины, ее компетенции и основных направлений деятельности, а также случаев противоправных действий органов и сотрудников Службы безопасности Украины.
Не подлежат разглашению сведения, составляющие государственную, военную, служебную и коммерческую тайну, а также информация конфиденциального характера, разглашение которой может нанести ущерб национальной безопасности Украины, чести и достоинства личности или нарушить ее законные права, кроме случаев, предусмотренных законодательством в интересах правосудия.
Служба безопасности Украины взаимодействует с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, которые способствуют выполнению возложенных на нее задач.
Граждане Украины и их объединения, другие лица способствуют законной деятельности Службы безопасности Украины на добровольных началах.
Систему Службы безопасности Украины составляют Центральное управление Службы безопасности Украины, подчиненные ему региональные органы, органы военной контрразведки, воинские формирования, а также учебные, научно-исследовательские и иные учреждения Службы безопасности Украины.
Организационная структура Службы безопасности Украины определяется Президентом Украины.
Центральное управление Службы безопасности Украины, другие органы и учреждения, входящие в систему Службы безопасности Украины, являются юридическими лицами, имеют печать с изображением государственного герба Украины и своим наименованием, другие печати и штампы, счета в банках, в том числе валютные.
Центральное управление Службы безопасности Украины отвечает за состояние государственной безопасности, координирует и контролирует деятельность других органов Службы безопасности Украины. В его состав входят аппарат Председателя Службы безопасности Украины и функциональные подразделения: разведки, контрразведки, военной контрразведки, защиты национальной государственности, борьбы с коррупцией и организованной преступной деятельностью, информационно-аналитический, оперативно-технический, оперативного документирования, следователь, правительственной связи, по работе с личным составом, административно-хозяйственный, финансовый, военно-медицинский и другие в соответствии с организационной структурой Службы безопасности Украины. ! Центральное управление Службы безопасности Украины выдает положения, приказы, распоряжения, инструкции, дает указания, обязательные для исполнения в системе Службы безопасности Украины. Указанные акты не подлежат исполнению, если в них устанавливаются не предусмотренные законодательством дополнительные полномочия органов и сотрудников Службы безопасности Украины или антиконституционные ограничения прав и свобод граждан.
В пределах своей компетенции Центральное управление Службы безопасности Украины вносит Президенту Украины предложения об издании актов по вопросам сохранения государственной тайны, обязательных для исполнения органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
С целью эффективного выполнения своих задач Службой безопасности Украины создаются региональные органы: областные управления Службы безопасности Украины, их межрайонные, районные и городские подразделения, размещения и территориальная компетенция которых могут не совпадать с административно-территориальным делением Украины.
В интересах государственной безопасности органы и подразделения Службы безопасности Украины могут создаваться на отдельных государственных стратегических объектах и территориях, в воинских формированиях.
Органы военной контрразведки создаются для контрразведывательного обеспечения Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, погранвойск Украины и других военных формирований, дислоцированных на территории Украины.
В своей оперативно-служебной деятельности органы Службы безопасности Украины являются независимыми от органов местной государственной администрации и местного самоуправления, должностных лиц, партий и движений.
Руководство всей деятельностью Службы безопасности Украины, ее Центральным управлением осуществляет Председатель Службы безопасности Украины. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Службу безопасности Украины.
В Службе безопасности Украины создается коллегиальный совещательный орган - коллегия, которая определяет пути выполнения возложенных на Службу безопасности Украины задач, принимает решения по основным направлениям и проблемам оперативно-служебной деятельности и работы с кадрами. Решения коллегии принимаются большинством голосов и объявляются приказами Председателя Службы безопасности Украины.
Кадры Службы безопасности Украины составляют: сотрудники-военнослужащие, работники, заключившие трудовой договор со Службой безопасности Украины, а также военнослужащие срочной службы.
В органы Службы безопасности Украины принимаются на конкурсной, добровольной и договорной основе граждане Украины, способны за деловыми и моральными качествами, образовательным уровнем и состоянием здоровья эффективно выполнять служебные обязанности. Критерии профессиональной пригодности, в частности юридической осведомленности, определяются квалификационно-нормативными документами, утверждаемыми председателем Службы безопасности Украины.
Военнослужащие Службы безопасности Украины имеют право хранить, носить, использовать и применять оружие и специальные средства на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом Украины "О милиции", воинскими уставами Вооруженных Сил Украины и другими актами законодательства.
Важные функции по обеспечению государственной безопасности предоставленные Государственному комитету по делам охраны государственной границы Украины.
Государственный комитет по делам охраны государственной границы Украины (Госкомграницы Украины) является центральным органом государственной исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам, участвует в разработке и реализации общих принципов правового оформления и охраны государственной границы Украины и ее исключительной (морской) экономической зоны, совершенствовании системы мер по обеспечению их неприкосновенности, осуществляет функции центрального органа управления Пограничными войсками Украины.
Основными задачами Госкомграницы Украины являются:
- обеспечение неприкосновенности государственной границы на суше, море, реках, озерах и других водоемах и охраны исключительной (морской) экономической зоны Украины;
- разработка совместно с соответствующими центральными органами государственной исполнительной власти предложений относительно правового оформления границ Украины с сопредельными государствами и реализации международных договоров по вопросам режима государственной границы; обеспечение участия Украины в международном сотрудничестве по пограничным вопросам и выполнения соответствующих обязательств, вытекающих из международных договоров Украины; осуществление контроля за исполнением актов законодательства Украины относительно государственной границы деятельности Пограничных войск Украины; обеспечение в соответствии с законодательством Украины безопасности работников органов охраны государственной границы и их близких родственников.
Госкомграницы Украины в соответствии с возложенными на него задачами:
1) разрабатывает правовой, экономический и военно-специальный механизм охраны государственной границы Украины и ее исключительной (морской) экономической зоны, определяет виды служебно-боевой деятельности Пограничных войск Украины;
2) осуществляет управление всеми видами деятельности Пограничных войск Украины, обеспечивает их боевую и мобилизационную готовность, определяет состав пригранично-представительского аппарата и руководит его деятельностью;
3) участвует в международном сотрудничестве по пограничным вопросам, разрабатывает совместно с соответствующими центральными органами государственной исполнительной власти, органами Автономной Республики Крым и местными государственными администрациями предложения, связанные с реализацией обязательств, вытекающих из международных договоров Украины о режиме государственной границы;
4) вместе с соответствующими органами государственной исполнительной власти разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Украины предложения относительно усовершенствования деятельности пунктов пропуска через государственную границу Украины;
5) обеспечивает соблюдение пограничного режима в пограничной полосе;
5-1) осуществляет в случаях, предусмотренных законодательством Украины, специальные меры обеспечения безопасности работников органов охраны государственной границы и их близких родственников;
6) организует в пунктах пропуска через государственную границу оформление иностранным гражданам виз для временного пребывания в Украине;
7) содействует гражданам, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям, объединениям граждан в расширении торгово-экономических отношений и других международных связей;
8) осуществляет информационное обеспечение деятельности Пограничных войск Украины, подает статистические сведения Верховной Раде Украины, Президенту Украины, Кабинету Министров Украины, государственным органам, а также систематически знакомит средства массовой информации с состоянием охраны государственной границы Украины;
9) организует поставку и эффективное применение всех видов техники и оружия, создает условия для их базирования, размещения, содержания, ремонта;
10) разрабатывает требования техники и вооружения Пограничных войск Украины, планирует, организует и участвует в проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, строительных и производственных работ в сфере своей деятельности, осуществляет контроль за качеством разработок и обеспечивает проведение государственных испытаний новой и модернизированной техники и оружия, необходимых для охраны государственной границы Украины и ее исключительной (морской) экономической зоны;
11) проводит работу по подготовке и переподготовки личного состава, комплектования Пограничных войск Украины кадрами; оформляет материалы о аттестации офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, награждение личного состава и рабочих и служащих Пограничных войск Украины, присвоение воинских званий, увольнения в запас и отставку офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы;
12) осуществляет собственными силами и с привлечением подрядных организаций строительство жилья и служебных помещений;
13) обеспечивает жизнедеятельность Пограничных войск Украины, правовая и социальная защита военнослужащих и членов их семей, использует имеющуюся материальную базу для предоставления им социально-бытовых услуг;
14) принимает меры к развитию деловых связей с командованием пограничных войск стран, с которыми заключены соответствующие договоры и соглашения.
Важным инструментом реализации Госкомграниц своих полномочий подчинены ему Пограничные войска Украины, функционирующих в соответствии с Законом Украины от 4 ноября 1991 p. "О Пограничные войска Украины".
Главной их задачей является обеспечение неприкосновенности государственной границы на суше, море, реках, озерах и других водоемах Украины, а также охрана исключительной (морской) экономической зоны Украины.
Деятельность Пограничных войск Украины строится на принципах законности, гласности, соблюдения прав и свобод граждан, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и населением. При исполнении служебных обязанностей военнослужащие Пограничных войск Украины руководствуются Конституцией и законами Украины. Деятельность любых политических партий и движений в Пограничных войсках Украины запрещается. Гласность в деятельности Пограничных войск Украины обеспечивается систематическим информированием органов государственной власти и управления, общественных объединений, граждан, средств массовой информации о состоянии охраны государственной границы и мерах по его укреплению.
При выполнении возложенных на них задач Пограничные войска Украины обязаны:
1) пресекать любые попытки незаконного изменения прохождения государственной границы на местности;
2) отражать вторжение на территорию Украины вооруженных формирований, прекращать вооруженные и другие провокации на государственной границе Украины, защищать от преступных посягательств населения и собственности во всех ее формах;
3) предотвращать и не допускать пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами вне пунктов пропуска или другими незаконными способами; выявлять и задерживать нарушителей государственной границы Украины;
4) осуществлять в установленных пунктах и в установленном порядке при наличии надлежащим образом оформленных документов пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и другого имущества;
5) обеспечивать выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Украины по вопросам режима государственной границы и исключительной (морской) экономической зоны Украины;
6) осуществлять совместные мероприятия со Службой национальной безпекиУкраїни в пределах предоставленной им компетенции по вопросам охраны государственной границы Украины, а также контролировать самостоятельно или совместно с органами внутренних дел поддержания пограничного режима;
7) контролировать совместно с органами внутренних дел, руководством аэропортов (аэродромов), открытых для международных полетов, пограничных железнодорожных станций, морских и речных портов, служб международных автомобильных перевозок соблюдения установленного режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины;
8) осуществлять контроль за соблюдением всеми невоенными судами и военными кораблями установленного порядка плавания и пребывания в территориальном море, внутренних водах Украины, а также части вод пограничных рек, озер и других водоемов, которые принадлежат Украине;
9) представлять в районах прохождения службы специально уполномоченным на то государственным органам и должностным лицам необходимую помощь в их деятельности по контролю за сохранением природных ресурсов, соблюдением правил промышленной и иной деятельности, по охране природной среды и континентального шельфа;
10) осуществлять охрану дипломатических представительств Украины, постоянных представительств при международных организациях и консульских учреждений Украины в иностранных государствах;
11) в соответствии с действующим законодательством Украины обеспечивать систему особых мер по защите военнослужащих Пограничных войск Украины, которые принимают непосредственное участие в оперативно-розыскной деятельности и осуществлении контроля за перемещением людей, транспортных средств, товаров и других предметов или веществ через государственную и таможенную границу Украины, от посягательств на жизнь, здоровье, жилье и имущество указанных лиц и их близких родственников в связи со служебной деятельностью этих военнослужащих;
12) осуществлять взаимодействие при охране государственной границы с соответствующими органами, военными формированиями иностранных государств в порядке, который устанавливается международными договорами и актами законодательства Украины.
Для эффективного выполнения своих обязанностей Пограничным войскам Украины предоставлены соответствующие права. Согласно действующему законодательству они имеют право в пределах пограничной полосы, контролируемого пограничного района, в пунктах пропуска через государственную границу Украины, а также на территории, где пограничную полосу и контролируемый пограничный район не установлено, но Пограничные войска Украины осуществляют охрану государственной границы Украины или прилегающей к охраняемого Пограничными войсками Украины побережья моря территории района, города, поселка, сельсовета, в территориальном море, внутренних водах, которые принадлежат Украине осуществлять следующее:
1) размещать пограничные наряды, передвигаться при исполнении служебных обязанностей по любых участках местности, безвозмездно пользоваться всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), железнодорожного и водного транспорта пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов;
2) вести дознание по делам о нарушении государственной границы Украины, осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с действующим законодательством;
3) осуществлять административное задержание лиц, нарушивших режим государственной границы Украины, пограничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу Украины, на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность, подвергать задержанных личному досмотру, а также осматривать и при необходимости изымать имеющиеся при них вещи;
4) осуществлять в сроки, предусмотренные предыдущим пунктом (3) административное задержание граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших государственную границу Украины, при отсутствии достаточных оснований для возбуждения против них уголовных дел, а если в отношении этих лиц принято в установленном порядке решение о передаче их пограничным властям сопредельного государства, с санкции прокурора задерживать этих лиц на время, необходимое для их передачи;
5) содержать лиц, подвергнутых административному задержанию, в изоляторах временного содержания или в других помещениях, специально оборудованных для этих целей. О каждом случае административного задержания, личного досмотра задержанного, осмотра и изъятия вещей, что при нем, составляется протокол и сообщается прокурору;
6) приглашать лиц в подразделения Пограничных войск Украины для выяснения обстоятельств нарушения государственной границы Украины, его режима, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины. В необходимых случаях выяснения обстоятельств указанных нарушений может осуществляться и в других местах;
7) проверять у лиц, следующих через государственную границу Украины, документы о праве въезда в Украину и выезда из Украины, делать в них соответствующие отметки и при необходимости их временно изымать; не пропускать через государственную границу лиц, не имеющих действительных документов на право въезда в Украину и выезда из Украины, до надлежащего оформления ими документов на право пересечения государственной границы Украины или уточнения обстоятельств утери документов гражданами Украины в период пребывания за границей и установления их личности;
8) осуществлять в установленном порядке самостоятельно или совместно с таможенными учреждениями досмотр грузов и другого имущества лиц, следующих через государственную границу Украины;
9) изымать в установленном порядке запрещенные к ввозу в Украину или вывоз из Украины предметы, а также предметы контрабанды, которые перемещаются через государственную границу Украины;
10) проводить в установленном порядке досмотр транспортных средств, следующих через государственную границу Украины, и грузов, что на них перевозятся, сопровождать транспортные средства пограничными нарядами;
11) определять совместно с заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями места и продолжительность остановок (стоянок) транспортных средств заграничного следования в пунктах пропуска через государственную границу Украины;
12) запрещать сходить на берег и находиться на берегу членам экипажей иностранных невоенных судов и другим лицам, находящимся на них и которые предположили правонарушения при плавании и пребывании в территориальном море, внутренних водах Украины, а также во время стоянки судов в портах Украины;
13) ограничивать в случаях, которые вызваны обстоятельствами, связанными с обеспечением охраны государственной границы Украины, производство различных работ в пограничной полосе, за исключением работ на стройках, осуществляемых в соответствии с международными договорами Украины, на стройках государственного значения и проведения мероприятий, связанных со стихийным бедствием и особо опасными инфекционными болезнями;
14) использовать средства электрической связи министерств, других органов государственного управления, транспортные средства предприятий, учреждений, организаций во время отражения вторжений на территорию Украины, прекращение вооруженных и других провокаций на государственной границе Украины, розыску и задержанию нарушителей государственной границы Украины, а также в других случаях, вызванных обстоятельствами, на условиях, согласованных в установленном порядке;
15) осуществлять другие действия по охране государственной границы Украины, исключительной (морской) экономической зоны в соответствии с законодательством Украины, ее международных договоров. В необходимых случаях, связанных с розыском и задержанием нарушителей государственной границы Украины, Пограничные войска Украины могут осуществлять на территории Украины предоставленные им права и за пределами указанных в этой статье территорий, пограничной полосы и пунктов пропуска через государственную границу Украины;
16) рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины;
17) в случаях и в порядке, установленных законодательством Украины, не допускать въезда в Украину иностранных граждан, а также выезда из нее граждан Украины и иностранных граждан;
18) использовать в порядке, предусмотренном законодательством Украины, земельные участки;
19) получать безвозмездно за письменными запросами командиров воинских частей и начальников оперативно-розыскных подразделений от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также объединений граждан информацию, необходимую для выполнения возложенных на войска обязанностей, за исключением случаев, когда законодательством установлен специальный порядок получения информации;
20) использовать в порядке, установленном законодательством Украины, водное и воздушное пространство Украины, морские и речные порты, аэропорты и аэродромы (посадочные площадки), расположенные на территории Украины, независимо от их ведомственной принадлежности и назначения; получать навигационную, метеорологическую, гидрографическую и другую информацию, необходимую для обеспечения полетов и кораблевождения, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
21) осуществлять специальные меры обеспечения безопасности военнослужащих Пограничных войск Украины и их близких родственников, неприкосновенности жилища, а также сохранность их имущества в соответствии с действующим законодательством Украины.
Пограничные войска Украины и Войска воздушной обороны Украины в порядке, предусмотренном законодательством Украины, во время охраны государственной границы и исключительной (морской) экономической зоны имеют право применять оружие, боевую технику и специальные средства для:
• отражение вооруженного нападения и вторжение на территорию Украины войсковых групп и банд, прекращение вооруженных провокационных действий на государственной границе Украины;
• отражение нападения и прекращения сопротивления невооруженных лиц, когда жизни пограничников или населению угрожает опасность и предотвратить ее другими средствами нет возможности;
• предотвращения угона воздушных, морских и речных судов, принадлежащих Украине;
• защиты населения от вооруженных нападений и других действий, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, а также имуществу, когда другие средства защиты оказались тщетными;
• предотвращение попытке побега лиц, задержанных за нарушение государственной границы Украины, в случае невозможности помешать этому иным способом;
• предотвращение попытке нарушителей государственной границы Украины переховатися на территории сопредельного государства или прорваться вглубь территории Украины, когда все другие средства для их задержания исчерпан;
• оказание помощи кораблям Пограничных войск Украины во время отражения вооруженного нападения на них, прекращения враждебных действий иностранных судов относительно украинского побережья, украинских подводных и надводных объектов или для прекращения вооруженного сопротивления судов-нарушителей государственной границы Украины.
В случае необходимости могут применяться оружие и боевая техника Военно-Морских Сил Украины и других видов Вооруженных Сил Украины в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины. Оружие, боевая техника и специальные средства применяются во время охраны государственной границы и исключительной (морской) экономической зоны Украины в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.



Назад