Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

8.5. Управление внутренними делами


Центральным органом государственной исполнительной власти в области внутренних дел Министерство внутренних дел Украины (МВД Украины).
Правовые основы организации деятельности МВД Украины определяются Конституцией Украины, действующим законодательством Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.
Общими функциями для всех министерств Украины, в том числе и для МВД, является обеспечение проведения в жизнь государственной политики в соответствующих сферах; содействие предприятиям и организациям в вопросах установления и стабилизации хозяйственных связей, в том числе внешнеэкономических; взаимодействие с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также осуществления предусмотренные законодательством функции, относительно деятельности подчиненных структур, предприятий и организаций.
Специфические задачи, функции и методы деятельности МВД Украины устанавливаются специальным положением о нем, утвержденным распоряжением Президента Украины от 7 октября 1992 г.
В соответствии с ним. Министерство внутренних дел Украины реализует государственную политику в сфере защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, организует и координирует деятельность органов внутренних дел по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
В пределах своих полномочий министерство организует выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией; обобщает практику применения актов законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Кабинета Министров Украины.
Основными задачами МВД Украины являются:
- организация и координация деятельности органов внутренних дел по защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- участие в разработке и реализации государственной политики по борьбе с преступностью;
- обеспечение предотвращения преступлений, их пресечение, раскрытие и расследование, розыск лиц, совершивших преступления, принятие мер к устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
- определение основных направлений совершенствования работы органов внутренних дел, оказание им организационно-методической и практической помощи;
- обеспечение исполнения уголовных наказаний, в ресоциализации осужденных;
- организация работы, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения и пожарной безопасности;
- обеспечение законности в деятельности сотрудников и военнослужащих МВД.
Итак, основные задачи МВД Украины вытекают из общих задач, возложенных на органы внутренних дел. В этих основных задачах программируется содержание руководства внутренними делами, осуществляемого МВД Украины, и главные направления деятельности министерства.
Содержание деятельности МВД Украины как центральный орган государственного управления в области внутренних дел заключается в следующем: разработка общих проблем повышения эффективности обеспечения общественного порядка в государстве, осуществление кадровой политики, подготовка, обучение и воспитание кадров, их учет и распределение в территориальные и транспортные органы, отраслевые службы; организация управления возглавляемой им системы, разработка и организационное обеспечение управленческих решений, перспективных и текущих планов; осуществление их четкого функционирования; оперативное руководство соответствующими подчиненными органами, подразделениями и учреждениями, определения эффективных средств и методов их деятельности.
Согласно основных задач осуществляются и главные направления деятельности МВД Украины.
В сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью МВД Украины обеспечивает реализацию государственной политики по этим вопросам, определяет основные направления деятельности подчиненных органов, подразделений и учреждений и эффективные средства и методы выполнения возложенных на них задач; организует работу органов внутренних дел по охране общественного порядка на улицах, площадях, в скверах, парках и других общественных местах, предотвращению и пресечению административных правонарушений и обеспечению производства по делам по ним (рассмотрение которых законом возложена на органы внутренних дел); накапливает и анализирует информацию о преступлениях, совершенных в общественных местах, массовые беспорядки, групповые хулиганские проявления, о эффективность деятельности подразделений патрульно-постовой службы и подразделений органов внутренних дел по вопросам рационального использования сил и средств и управления ими при охране общественного порядка в городах, других населенных пунктах; взаимодействует с заинтересованными органами государственной исполнительной власти в разработке и организации выполнения планов охраны общественного порядка во время проведения важных событий общественно-политического, культурного и спортивного характера, особенно при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей; проводит проверку оперативно-служебной деятельности подразделений патрульно-постовой службы милиции и "Беркут"; изучает практику взаимодействия с народными дружинами и другими общественными формированиями по охране правопорядка на улицах и в общественных местах; координирует деятельность отраслевых служб министерства по выполнению действующего противоалкогольного законодательства;" организует работу медицинских вытрезвителей; обеспечивает профилактику правонарушений; вносит в центральных и местных органов государственной исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций представления о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, организует проведение среди населения разъяснительной работы по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; организует осуществление мер по спасению людей, охраны их безопасности, обеспечения общественного порядка, сохранности имущества в случае стихийного бедствия, аварий, пожаров, катастроф и ликвидации их последствий; совместно с органами государственной исполнительной власти организует подготовку проектов законодательных и нормативных актов по вопросам охраны общественного порядка; обеспечивает высокую боевую и мобилизационную готовность органов внутренних дел и войск внутренней и конвойной охраны; принимает в соответствии с законом в обеспечении режима военного или чрезвычайного положения в случае его объявления на территории Украины или в отдельных местностях.
МВД Украины также организует осуществление органами внутренних дел профилактических и оперативно-розшуко-вых мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, производство дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, расследование которых законом возложена на органы внутренних дел; непосредственно проводит работу по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, имеющих межрегиональный и международный характер, ведет борьбу с организованной преступностью и наркобизнесом и преступлениями в сфере экономики; организует проведение экспертиз по уголовным делам и криминалистические исследования по материалам оперативно-розшуко-ной деятельности, обеспечивает в установленном порядке участие специалистов криминалистической службы в следственных действиях; организует информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов внутренних дел, формирует центральные справочно-информационные фонды, оперативно-поисковый и криминалистический учет в пределах своих полномочий ведет государственную статистику; организует и проводит розыск граждан в случаях, предусмотренных законодательством и международными соглашениями.
Взаимоотношения в сфере деятельности милиции между Министерством внутренних дел Украины и соответствующими органами Других государств и международными организациями полиции строятся на основании межгосударственных или межправительственных соглашений, а также соглашений между Министерством внутренних дел Украины и этими органами и организациями. Правовой основой взаимоотношений Министерства внутренних дел Украины и соответствующими органами других государств и международными организациями полиции являются:
а) межгосударственные соглашения;
б) межправительственные соглашения;
в) соглашения между МВД Украины и этими органами и организациями.
Кроме соглашений, взаимоотношения МВД Украины с соответствующими органами других государств и международными организациями полиции могут оформляться протоколами, решениями и т.д., которые имеют с соглашениями одинаковую юридическую силу.
Соглашения о сотрудничестве МВД Украины с соответствующими службами иностранных государств могут быть как многосторонними, так и односторонними и определять сотрудничество и взаимодействие как с одним, так и по нескольким направлениям оперативно-служебной деятельности. Соглашения и другие документы о сотрудничестве в сфере деятельности милиции объявляются приказами Министра внутренних дел Украины и обязательны для исполнения в Украине, или, если есть специальная оговорка, на отдельной части ее территории. По письменному согласованию с руководством МВД Украины, на выполнение действующих соглашений по сотрудничеству с соответствующими службами иностранных государств, руководители служб МВД и УВД приграничных областей могут подписывать отдельные протоколы, предусматривающие развитие взаимодействия по конкретным направлениям оперативно-служебной деятельности с соответствующими службами и органами этих государств. Запросы и отдельные поручения, предназначенные для соответствующих структур иностранных государств, входящих в СНГ, подписываются руководителями органов внутренних дел (руководителями следственных подразделений), скрепляются гербовой печатью и направляются непосредственно в МВД, УВД, УВСТ этих государств.
Запросы и отдельные поручения, предназначенные для соответствующих структур иностранных государств, не входящих в СНГ. подписываются руководителями органов внутренних дел (руководителями следственных подразделений), скрепляются гербовой печатью и направляются через соответствующие отраслевые службы МВД Украины (До подписания отдельных протоколов, которые специально регламентируют порядок таких взаимоотношений).
Выполняя функцию внешних связей с министерствами внутренних дел ближнего и дальнего зарубежья, МВД Украины принимает участие в разработке проектов международных договоров (соглашений) по вопросам борьбы с преступностью, обеспечивает в пределах своих полномочий выполнение заключенных международных договоров (соглашений). Для обеспечения работы в этом направлении при МВД Украины создано Национальное бюро Интерпола, а в структуре министерства - отдел внешних отношений.
Например, с целью укрепления и развития непосредственных контактов с органами внутренних дел других государств в борьбе с преступностью приказом МВД Украины № 241 от б мая 1992 г. объявлена Соглашение о сотрудничестве между МВД Украины и МВД Республики Беларусь, МВД Республики, МВД Российской Федерации, МВД Венгерской Республики.
Вместе а другими государственными органами и общественными организациями МВД Украины организует борьбу а пьянством, бродяжничеством, правонарушениями несовершеннолетних и другими антиобщественными явлениями; направляет деятельность органов внутренних дел на осуществление правил разрешительной системы, которая контролирует приобретение, хранение, ношение, перевозка оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, других предметов и веществ, хранения и использования которых установлены специальные правила, и с открытием и функционированием объектов, где они используются; внедряет в жизнь паспортную систему; обеспечивает выполнение законодательства по вопросам гражданства Украины, соблюдения иностранными гражданами правил пребывания на территории Украины, въезда в страну и выезда заграницу, проезда через страну.
МВД Украины организует работу аппаратов и служб по исполнению постановлений судов и постановлений прокуроров об аресте, охрана и конвоирование арестованных и задержанных, розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда, осужденных, уклоняющихся от исполнения приговора, без вести пропавших лиц и других лиц в предусмотренных законодательством случаях; обеспечивает участие органов внутренних дел в пределах их полномочий в осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства.
В сфере исполнения наказаний МВД Украины обеспечивает выполнение уголовно-исполнительного законодательства, осуществляет руководство и контроль за деятельностью учреждений по исполнению наказаний, лечебно-трудовых профилакториев, следственных изоляторов, инспекций исправительных работ, которые применяют предусмотренные законом средства воздействия на лиц, осужденных к лишению свободы; осужденных к исправительным работам без лишения свободы; осужденных условно с испытательным сроком, с отсрочкой исполнения приговора (кроме несовершеннолетних). Кроме этого соответствующие подразделения из названных выполняют постановления судов о принудительном лечении хронических алкоголиков и наркоманов, содержания лиц, взятых под стражу, контроль за исполнением приговоров судов о запрете занимать должности или заниматься определенной деятельностью.
Министерство обеспечивает создание, развитие и совершенствование социальной, материально-технической, производственной и хозяйственной базы подразделений системы исполнения наказаний и соблюдения единого принципа по организации производства для трудоустройства спецконтингента на предприятиях учреждений по исполнению наказаний, организует общеобразовательную и профессионально-техническое обучение осужденных, воспитательную работу с лицами, отбывающими наказание в учреждениях исполнения наказаний и содержатся в лечебно-трудовых профилакториях, следственных изоляторах; контролирует соблюдение требований относительно режима, установленного в местах отбывания наказания, содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых профилакториях; вместе с соответствующими подразделениями МВД организует надзор за поведением лиц, что осужденные к исправительным работам без лишения свободы, условно с испытательным сроком, с отсрочкой исполнения приговора, а также за соблюдением ими установленного порядка и условий отбывания наказания; направляет деятельность органов внутренних дел относительно содействия лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в их ресоціалізащї, трудовому и бытовому устройству, а также по осуществлению в предусмотренных законом случаях административного надзора за ними.
В сфере обеспечения пожарной безопасности в соответствии с Законом Украины "О пожарной безопасности" на МВД Украины приложенные обязанности при осуществлении государственного пожарного надзора, пожарной охраны населенных пунктов и объектов, координации деятельности министерств, других центральных органов государственной власти по вопросам, связанным с совершенствованием дела пожарной охраны.
Компетенция МВД Украины как центральный орган государственной исполнительной власти в сфере пожарной безопасности заключается в проведении единой политики в деле пожарной безопасности; определении основных направлений развития науки и техники, участия в координации государственных межрегиональных мероприятий и научных исследований в области пожарной безопасности, руководстве соответствующими научно-исследовательскими учреждениями, разработке и утверждении государственных стандартов, норм и правил пожарной безопасности; установке системы учета пожаров; организации обучения специалистов в области пожарной безопасности, руководстве пожарно-техническими учебными заведениями; оперативном управлении силами и техническими средствами, которые привлекаются к ликвидации пожаров; участия в координации работы по созданию и выпуску пожарной техники и средств противопожарной защиты, установлении заказ на их выпуск и поставки; сотрудничестве с органами пожарной безопасности других государств.
В сфере охраны объектов собственности и личного имущества граждан МВД Украины осуществляет руководство подразделениями охраны, в том числе специальными, оказывает им практическую помощь в служебной деятельности по защите от преступных посягательств особо важных и других объектов, помещений с индивидуальной собственностью граждан, имущества и грузов, денежных средств и ценных бумаг, охране физических лиц на договорной основе, охране общественного порядка в зонах несения службы; организует сотрудничество подразделений охраны с соответствующими службами правоохранительных органов других государств, иностранными фирмами по вопросам охраны собственности, физических лиц, а также стандартизации технических средств охраны; разрабатывает и осуществляет меры по реализации единой концепции охраны всех видов собственности; обобщает практику законодательства по вопросам правоохранительной деятельности, отнесенной к компетенции охраны, предоставляет подчиненным подразделениям методическую помощь в совершенствовании организационно-правового обеспечения их деятельности; готовит нормативные акты по вопросам организации охраны; согласовывает проекты сооружений и объектов, строящихся по оснащение их средствами охранно-пожарной сигнализации; обеспечивает лицензирование охранных услуг субъектов предпринимательской деятельности; осуществляет комплексный анализ и планирование деятельности охраны, разрабатывает и реализует меры по ее совершенствованию, изучает положительный опыт и способствует их внедрению; организует работу по использованию в охране технических средств сигнализации и систем централизованного наблюдения; проводит единую техническую политику по разработке, производству и внедрению в эксплуатацию средств охранной сигнализации; разрабатывает и реализует меры по совершенствованию работы по изобретательству и рационализации, создает проектные, монтажные подразделения, которые содержатся на принципах самоокупаемости; создает совместные, в том числе с привлечением иностранного капитала, предприятия, фирмы, компании по осуществлению охраны и развития других, связанных с ней видов деятельности, предоставляет разрешение на это подразделениям охраны, организует инспектирования ведомственной охраны и проверку состояния хранения материальных ценностей на объектах государственной собственности.
В сфере обеспечения безопасности дорожного движения МВД Украины организует выполнение подведомственными службами государственной автомобильной инспекции, на основе их специализации отдельных подразделений, Закона Украины "О дорожном движении" и других нормативных документов по вопросам борьбы с аварийностью на транспорте; участвует в создании законодательной и нормативной базы, необходимой для эффективной работы подведомственных служб по обеспечению в пределах компетенции государственной автомобильной инспекции безопасности дорожного движения, обеспечивает непрерывный контроль за состоянием оперативной обстановки на автомобильных путях Украины и организует реагирования на ее изменения.
МВД Украины обобщает и внедряет в деятельность служб, подразделений ГАИ достижений науки и передового опыта по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, взаимодействует с заинтересованными министерствами, ведомствами, концернами, корпорациями, организациями, другими объединениями, Военной автомобильной инспекцией Министерства обороны Украины, союзом автомобилистов, администрацией предприятий, учреждений и организаций, общественными объединениями, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения.
В оперативном подчинении МВД Украины могут быть службы надзора за состоянием автомобильных дорог и улиц, внедрением автоматизированных систем управления дорожным движением, координации деятельности специализированных монтажно-эксплуатационных управлений (участков), реєстраційно-экзаменационные, экологические и другие подразделения, а также научно-исследовательские учреждения.
В научно-исследовательской работе и подготовке кадров МВД Украины, исходя из потребностей практики, разрабатывает и организует реализацию программ кадрового обеспечения органов и подразделений внутренних дел, войск и конвойной охраны, принимает меры по соблюдению дисциплины и законности в их деятельности; организует работу подчиненных учебных заведений, научно-исследовательских учреждений; осуществляет в соответствии с действующим законодательством мер в обеспечении правовой и социальной защиты работников, военнослужащих войск и конвойной охраны, пенсионеров органов внутренних дел, членов их семей, разрабатывает предложения по этим вопросам и вносит их на рассмотрение соответствующих органов; принимает участие в формировании научно-технической политики в сфере деятельности органов внутренних дел; организует и координирует внедрение в практику достижений науки и передового опыта, обеспечивает разработку вооружений, специальных, технических и криминалистических средств для органов внутренних дел, войск и конвойной охраны. МВД Украины принимает участие в научных, криминологических и социологических исследованиях, разработках на их основе государственных программ борьбы с преступностью и охраны правопорядка.
Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений по основным направлениям деятельности органов внутренних дел, обсуждения важнейших программ и решение других вопросов при МВД Украины могут создаваться соответствующие советы и комиссии с включением в их состав проводник ученых и высококвалифицированных специалистов-практиков. Их состав и положения о них утверждаются Министром внутренних дел Украины.
В сфере финансовой деятельности МВД Украины организует в министерстве и подведомственных органах работу по вопросам финансирования, труда, заработной платы, экономического прогнозирования, бухгалтерского учета и отчетности, контрольно-ревизионной деятельности; разрабатывает мероприятия по підвич шение эффективности использования денег, материальных ресурсов; обеспечивает выполнение финансовых обязательств перед государством.
Относительно материально-технического, военно-технического, военного и хозяйственного снабжения МВД Украины организует в установленном порядке материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных органов, подразделений, учреждений и организаций, войск и конвойной охраны, контролирует правильность использования ими ресурсов и денежных средств; решает вопросы вещевого снабжения личного состава органов внутренних дел; организует перевозки, энергообеспечения, предоставление средств связи, жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание и другое обеспечение хозяйственных нужд органов внутренних дел; вносит в соответствующие органы государственной власти предложения по составлению планов капитальных вложений на строительство объектов административного, производственного, социально-бытового, военного назначения и жилья, осуществляет контроль за их выполнением.
В установленном порядке МВД Украины вносит представления о присвоении специальных и воинских званий высшего руководящего состава, устанавливает в соответствии с действующим законодательством порядок увольнения в запас или в отставку. Министерство обеспечивает неукоснительное соблюдение законности в деятельности органов, их подразделений, предприятий и организаций системы МВД Украины; организует своевременное и внимательное рассмотрение заявлений, жалоб, предложений граждан, принимает меры по устранению недостатков в деятельности органов внутренних дел.
Министерство внутренних дел Украины осуществляет руководство в двух основных формах:
1) централизованное руководство;
2) непосредственное оперативное управление.
Централизованное руководство заключается в руководящей деятельности по важнейшим вопросам работы органов внутренних дел, определении главных ее направлений; совершенствовании системы управления и организации труда; издании ведомственных нормативных актов; ведении учета и распределения людских и материально-технических ресурсов; осуществлении координирующих, контролирующих функций, а также в инспектировании; изучении, обобщении и распространении положительного опыта организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; установлении на основе законодательства Украины порядка и методики оперативно -служебной и организационной деятельности органов внутренних дел.
МВД Украины направляет деятельность управлений внутренних дел областей, а через них влияет на подчиненные им органы; обеспечивает взаимодействие с генеральной Прокуратурой, Министерством юстиции. Верховным судом. Службой безопасности, Министерством обороны и другими центральными органами Украины. При выполнении возложенных на него функций взаимодействует с другими центральными органами государственной исполнительной власти, органами автономной Республики Крым, органами местного и регионального самоуправления, а также с соответствующими органами других государств.
МВД Украины имеет право получать от министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций сведения, необходимые для выполнения возложенных на министерство задач; привлекать для разработки актуальных проблем борьбы с преступностью, проведения консультаций и экспертиз высшие учебные заведения и другие учреждения, а также отдельных ученых и высококвалифицированных специалистов, в том числе практиков; заключать соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью и по другим вопросам, отнесенным к компетенции министерства, с соответствующими органами других государств; созывать в установленном порядке совещания по вопросам, относящимся к его компетенции.
Непосредственное оперативное управление осуществляется МВД Украины в случаях его прямого управленческого связи с подчиненными органами внутренних дел всех уровней. Министерство управляет на территории Украины органами, службами, организациями, внутренними войсками, ведомственными учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями, органами материально-технического обеспечения и другими учреждениями, которые входят в систему министерства. Функции оперативного управления МВД Украины реализует, как правило, в отношении непосредственно подчиненных ему органов, служб, учреждений и организаций.
МВД Украины как орган управления представляет собой систему взаимодействующих элементов. К его организационной структуры входят такие элементы (подразделения): руководство министерства, штаб, отраслевые главные управления, управления и отделы, функциональные управления и отделы.
Среди структурных элементов главная роль принадлежит руководству министерства, в состав которого входит министр, его заместители и коллегия.
МВД Украины возглавляет министр, который назначается в соответствии с Конституцией Украины и входит в состав Кабинета Министров. Министр имеет заместителей, которых по его представлению назначает Кабинет Министров Украины, распределяет обязанности между ними, определяет полномочия подразделений министерства.
Распределение обязанностей между министром и его заместителями регламентируется соответствующими приказами министра внутренних дел Украины.
Министр внутренних дел Украины несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций, определяет степень ответственности заместителей министра, руководителей подразделений министерства.
Министр внутренних дел Украины утверждает типовые структуры, типовые штаты и штатные нормативы подразделений, предприятий, учреждений и организаций системы министерства; назначает на должность и освобождает от них определенную категорию руководящих работников министерства и его служб; присваивает специальные и воинские звания до полковника включительно, в пределах фонда заработной платы устанавливает и изменяет должностные оклады работникам министерства.
В пределах своих полномочий и компетенции министр издает приказы, инструкции, дает указания, обязательные для исполнения всеми органами подчиненной системы и проверяет их исполнение. Приказами министра утверждаются и вводятся в действие уставы, инструкции, положения, правила, другие нормативные акты, определяющие задачи, обязанности, права, формы, методы работы отдельных служб органов внутренних дел и их сотрудников.
МВД Украины в случае необходимости выдает вместе в другими центральными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления совместные акты (например, приказ об утверждении инструкции о порядке выезда за границу, подготовленный совместно с министерством обороны, Службой безопасности, управлением Государственной охраны, государственным комитетом по делам охраны государственной границы, командующими пограничными войсками и Национальной гвардии, штабом гражданской обороны).
Решение министерства по вопросам безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, деятельности разрешительной системы и других определенных действующим законодательством вопросам являются обязательными для центральных и местных органов государственной исполнительной власти, а также предприятий, учреждений, организаций.
Например, требований выданной министерством инструкции о порядке изготовления, приобретения, хранения, учета, перевозки и использования огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов должны соблюдаться все министерства, ведомства, предприятия, учреждения, организации, хозяйственные объединения и граждане, которые в установленном порядке имеют право выполнять эти действия.
МВД Украины организует свою работу на основе коллегиальности и единоначалия. Для согласованного решения вопросов, относящихся к полномочиям МВД Украины, обсуждение его важнейших направлений деятельности в министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, а также других руководящих работников органов внутренних дел. Члены коллегии министерства утверждаются Кабинетом Министров Украины. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра. Коллегия рассматривает основные вопросы организации и практической деятельности системы органов внутренних дел, обсуждает вопросы проверки выполнения, отбора и использования кадров, проекты важнейших нормативных актов, заслушивает доклады министра внутренних дел Республики Крым, отчеты начальников Управлений внутренних дел областей, ГУВД г. Киева, Севастополя, главных управлений, управлений и отделов министерства и других учреждений системы органов внутренних дел.
Руководство МВД Украины в установленном порядке созывает совещания руководящих и других работников системы МВД, проводит научно-практические конференции, на которых заслушиваются и обсуждаются проблемы укрепления законности и правопорядка, вопросы, связанные с улучшением деятельности органов внутренних дел.
Организационная структура центрального аппарата МВД Украины так же, как и других органов внутренних дел, обусловленная их задачами и функциями, которые делятся на основные, обеспечивающие и организационно-инспекционные.
Основные функции определяют целевое назначение органов внутренних дел. Это организация и обеспечение охраны общественного порядка, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, расследование преступлений, организация исполнения наказаний, обеспечения пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и др.
Обеспечение функции направлены на осуществление основных функций министерства: комплектование, распределение, расстановка, воспитание и обучение кадров; медицинское обслуживание работников органов внутренних дел; финансово-плановая функция; производственная и хозяйственная функции; материально-техническое обеспечение, поставка, делопроизводство и др.
К организационно-инспекторских функций относятся: информационно-аналитическая; разработка проектов комплексных решений; перспективное и текущее планирование; контроль за выполнением; обобщение управленческой деятельности; подготовка проектов информационных документов для правительственных инстанций. Прокуратуры Украины, Верховного Суда Украины и др.
Отраслевые главные управления (управления) и отделы центрального аппарата МВД Украины изучают состояние и обобщают опыт работы на местах, готовят предложения для руководства^организуют выполнение указаний министерства, осуществляют ^контроль соответствующих подчиненных звеньев. Эти структурные подразделения строятся на основе отраслевой специализации. В таких подразделений, которые реализуют основные функции относятся:
Главное управление по борьбе с организованной преступностью, Главное управление уголовного розыска. Главное управление Государственной службы борьбы с экономической преступностью. Главное управления административной службы милиции. Украинское бюро Интерпола (на правах главного управления). Главное управления криминального поиска, Главное следственное управление, Главное управление по исполнению наказаний, Главное управление внутренних войск и конвойной охраны. Управление по борьбе с криминальным сокрытием доходов от налогообложения, Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Управление внутренних дел на транспорте, Управления Государственной пожарной охраны. Управление Государственной службы охраны, Оперативно-техническое управление, зкспертно-криминалистический центр, отдел организации работы дознание в органах внутренних дел, отдел международных связей, отдел военно-мобилизационной работы и гражданской обороны, отдел по организации работы органов внутренних дел на закрытых объектах.
Функциональными аппаратами МВД Украины есть такие его подразделения: Штаб (на правах главного управления), Главное управление кадров. Главное управление военного и материально-технического обеспечения. Управление оперативной связи, Финансово-экономическое управление. Управление делами.
В отличие от отраслевых подразделений функциональные подразделения центрального аппарата министерства осуществляют оперативное руководство органами внутренних дел. Они, как правило, готовят предложения по улучшению реализации задач и функций по своим направлениям и подают их для утверждения министру, его заместителям или для обсуждения на коллегии.
При МВД Украины функционируют также Информационное бюро. Контрольно-ревизионное управление. Хозяйственное управление, Центр общественных связей. Управление капитального строительства. Редакционно-издательский отдел. Инспекция технадзора и охраны труда, служба организации работы служебного собаководства, редакции ведомственных газет и некоторые другие подразделения.
МВД Украины как центральный орган исполнительной власти осуществляет руководство местными органами внутренних дел в деле обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью.
Управление МВД Украины в областях создаются в соответствии с законодательством Украины. В своей деятельности они подчинены центральному аппарату МВД. Управление МВД в областях непосредственно на местах осуществляют функции исполнительной власти в области внутренних дел. Они выполняют свои задачи через соответствующие отраслевые службы, а также через городские и районные отделы (управления) внутренних дел и другие низовые аппараты.
В состав управления входят отделы (управления) уголовного розыска, по борьбе с организованной преступностью, государственной службы борьбы с экономической преступностью, административной службы милиции, Государственной автомобильной инспекции, государственной службы охраны, организации работы участковых инспекторов милиции, следственные подразделения и подразделения дознания, паспортной, регистрационной и миграционной работы, пожарной охраны, материально-технического обеспечения, финансово-экономическая служба и др.
Структурными подразделениями УМВД непосредственно ведают начальник управления или один из его заместителей.
Важное место в деятельности УМВД занимают штабы. Они помогают руководству управления в подготовке, принятии решений и внедрении их в жизнь. Штабы постоянно анализируют состояние оперативной обстановки в области, готовят предложения по проведению конкретных мероприятий по выполнению возложенных на УМВД задач, обеспечивают внедрение научно обоснованных форм планирования работы во все звенья аппарата, проводят комплексное инспектирование органов внутренних дел, контролируют выполнение указаний МВД, обобщают и распространяют позитивные формы организационной и оперативно-служебной деятельности.
Управление министерства внутренних дел в области выступает, с одной стороны, как руководящий центр подчиненных органов, а с другой как аппарат, который непосредственно выполняет задачи борьбы с преступностью и охраны общественного порядка своими силами и средствами.
Организовывая охрану общественного порядка на территории области, управления анализирует оперативную обстановку, состояние работы подчиненных органов, подразделений и учреждений; отчитывается о работе перед министерством внутренних дел Украины; информирует подчиненные аппараты о указания государственной власти, особенно МВД Украины, обеспечивает внедрение их в жизнь; организует взаимодействие служб и органов внутренних дел с местными органами суда, прокуратуры, службы безопасности Украины, другими органами управления, а также общественными организациями; осуществляет общее руководство планированием деятельности подчиненных органов, учреждений и служб, регулирует все стороны их работы; осуществляет подбор и расстановку руководящих кадров по службе УМВД, низовых подразделениях и учреждениях, организует подготовку, переподготовку личного состава; организует материально-техническое обеспечение (транспортом, средствами связи, специальной техникой, оружием), а также финансирование подчиненных органов и учреждений; осуществляет руководство аппаратом, координацию и взаимодействие служб, органов и учреждений между собой; осуществляет оперативный учет.
УМВД непосредственно руководит подчиненными ему подразделениями и специальными учреждениями. Например, управление (отдел) административной службы милиции осуществляет руководство строевыми подразделениями милиции, службы охраны и содержания в изоляторах временного содержания взятых под стражу лиц, деятельностью медицинских вытрезвителей, приемщиков-распределителей, специальных приемщиков для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Силами аппарата управления обеспечиваются, например, оперативное обслуживание организаций и предприятий, расположенных на территории области, осуществление разрешительной системы, учет и документирования иностранных граждан и лиц без гражданства, учет автомототранспортных средств. В случае необходимости УМВД, используя свои силы, а также территориальные органы и подразделения милиции, обеспечивает охрану общественного порядка при проведении массовых, карантинных мероприятий, локализации и ликвидации стихийных бедствий, а также других чрезвычайных обстоятельств. Для предоставления практической помощи низшим звеньям УМВД направляет на место сотрудников своего аппарата.
Основными формами руководства УМВД подчиненными аппаратами являются: издание приказов, инструкций и отдельных указаний, утверждении планов мероприятий; обобщение и распространение позитивных форм работы путем издания обзоров, проведение семинаров-совещаний, собраний и т. д.; контроль (инспектирование, заслушивание отчетов с мест, направление бригад в низовые органы внутренних дел, анализ отчетов и докладов).
Министерство внутренних дел Украины постоянно принимает меры по совершенствованию методов руководства УМВД подчиненными подразделениями с целью успешного выполнения поставленных перед органами внутренних дел задач.
Отделы (управления) внутренних дел - отраслевые органы государственного управления, которые непосредственно выполняют функции МВД Украины на территории города, района. В системе органов внутренних дел они являются основным звеном.
Городские (районные) отделы (управления) внутренних дел практически реализуют общие для всех звеньев задачи, которые определяются законами Украины, постановлениями Правительства, а также актами местных Советов народных депутатов. На основе законов и подзаконных актов МВД Украины путем издания приказов (инструкций) они определяют формы и методы деятельности аппаратов внутренних дел на местах по выполнению поставленных задач.
В охране общественного порядка и борьбе с преступностью местным органам внутренних дел принадлежит ведущая роль. Именно они своими силами и средствами обеспечивают порядок в общественных местах, предупреждают правонарушения и прекращают их.
Городские и районные отделы внутренних дел осуществляют мероприятия, которые обеспечивают защиту достоинства и личной безопасности граждан и их имущества. В этих аппаратах непосредственно рассматриваются заявления, жалобы и сообщения граждан, государственных и общественных организаций о совершении преступлений или подготовке к ним и употребляются в связи с этим соответствующие меры. С целью борьбы с преступностью указанные органы осуществляют профилактическую работу, оператив-но-розыскные мероприятия для выявления признаков преступлений и лиц, которые их совершили, устанавливают причины и условия, способствовавшие преступности на обслуживаемой территории, а также принимают меры к их устранению.
Городские и районные отделы (управления) внутренних дел организуют деятельность по исполнению приговоров судов, руководят паспортной и разрешительной системами осуществляют мероприятия по безопасности движения транспорта и пешеходов, надзора за техническим состоянием автомототранспорта, противопожарной охраны. В пределах своих полномочий они способствуют должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей в тех случаях, когда граждане отказываются подчиниться их законным требованиям.
Структура городских и районных отделов (управлений) внутренних дел отвечает их основным функциям. Она определяется штатами, в которых дается наименование должностей и их численность, должностные оклады. Министерство внутренних дел Украины в пределах штатной численности и фонда заработной платы утверждает штаты соответствующих органов внутренних дел.
В состав отделов (управлений) входят штаб, отделы (отделения) уголовного розыска. Государственной автомобильной инспекции, следователи службы, паспортные службы, инспекция исправительных работ, служба участковых инспекторов милиции.
При отделах (управлениях) внутренних дел создаются отделы (управления) государственной службы охраны.
С целью обеспечения непрерывного выполнения функций охраны общественного порядка, борьбы с преступностью в аппаратах внутренних дел создаются и действуют дежурные части, есть камеры предварительного заключения, могут быть также медицинские вытрезвители и другие подразделения.
Важнейшей составной частью органов внутренних дел является милиция Украины.
Задачи и обязанности, возложенные государством на милицию, выполняют различные аппараты общей (территориальной), транспортной и специальной милиции, которые в организационном отношении входят в состав центральных и местных органов внутренних дел или являются самостоятельными подразделениями.
Согласно Закону Украины "О милиции" милиция Украины - это государственный вооруженный орган исполнительной власти, якиґ: защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств.
Правовой основой деятельности милиции есть Конституция Украины, Закон Украины "О милиции", другие законодательные акты государства, постановления Верховной Рады Украины, Указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, нормативные акты Министерства внутренних дел Украины.
Деятельность милиции строится на принципах законности, гласности, гуманизма, уважения к личности, социальной справедливости, взаимодействия с трудовыми коллективами, общественными организациями и населением. Она информирует органы власти и управления, населения, средства массовой информации о своей деятельности, состояние общественного порядка и меры по его укреплению. По согласованию с милицией средства массовой информации могут аккредитовать своих журналистов при ее органах. Не подлежат разглашению сведения, которые представляют собой государственную или служебную тайну.
В подразделениях милиции не допускается деятельность политических партий, движений и других общественных объединений, преследующих политические цели. При исполнении служебных обязанностей сотрудники милиции независимы от влияния каких-либо политических общественных объединений. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица, трудовые коллективы, граждане обязаны оказывать содействие милиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Основными задачами милиции являются обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов; предупреждение правонарушений и их прекращения; охрана и обеспечение общественного порядка; выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших; обеспечение безопасности дорожного движения; защита собственности от преступных посягательств; исполнение уголовных наказаний и административных взысканий; участие в предоставлении социальной, правовой помощи гражданам, содействие в пределах своей компетенции государственным органам, предприятиям и организациям в выполнении возложенных на них законом обязанностей.
Милиция выполняет свои задачи беспристрастно, в точном соответствии с законом. Никакие исключительные обстоятельства или указания должностных лиц не могут быть основанием для каких-либо незаконных действий или бездействия милиции. Для обеспечения общественного порядка сотрудники милиции обязаны принимать меры независимо от своего подчинения.
Сотрудник милиции обязан уважать достоинство личности и проявлять к ней гуманное отношение, защищать права человека независимо от его социального происхождения, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, гражданства, возраста, языка и образования, отношения к религии, пола, политических и иных убеждений. Во взаимоотношениях с гражданами он должен проявлять высокую культуру и такт, не разглашать сведения, касающиеся личной жизни, унижают честь и достоинство, если выполнение обязанностей не требует иного.
Милиция временно, в пределах действующего законодательства, ограничивает права и свободы граждан, если без этого не могут быть выполнены возложенные на нее обязанности, и обязана дать им объяснения по этому поводу.
К викояання задач по охране общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью в порядке, установленном действующим законодательством, могут привлекаться другие сотрудники органов внутренних дел (учреждений исполнения наказаний, пожарной охраны, курсанты, слушатели, адъюнкты, преподавательский состав учебных заведений МВД Украины), военнослужащие внутренних войск. Национальной гвардии. На них, а также на работников органов внутренних дел, которые добровольно выполняют эти задачи или в служебные обязанности которых входит выполнение указанных задач, распространяются права и обязанности, гарантии правовой и социальной защиты и ответственность работников милиции.
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Украины и является составной частью аппарата государственного управления. Вместе с тем милиция - чрезвычайный орган управления. Она не только организует, но и непосредственно практически осуществляет охрану общественного порядка и борьбу с преступностью. Правовое положение милиции, формы и методы практического осуществления задач по охране правопорядка обусловлены ее назначением: ее аппараты, службы и подразделения осуществляют меры по предупреждению и пресечению противоправных деяний, раскрытию преступлений, розыску и задержанию преступников; ее сотрудники согласно закону могут применять специальные средства физического воздействия и огнестрельное оружие; дисциплина в милиции и прохождения службы установленные в отношении к воинской: лица рядового и начальствующего состава милиции принимают Присягу на верность государству, преданную и безупречную службу своему народу.
Права и обязанности, организация работы и структура подразделений милиции определяются положениями, которые утверждаются Министром внутренних дел Украины. Например, положение о Главном управлении охраны общественного порядка. Главное управление Государственной автомобильной инспекции МВД Украины.
В соответствии с поставленными перед милицией задач она выполняет разнообразные по своему характеру и содержанию обязанности, которые могут быть разделены на четыре основные группы:
1) охрана общественного порядка;
2) борьба с преступностью;
3) охрана собственности и физических лиц;
4) предупреждение правонарушений.
При охране общественного порядка милиция осуществляет широкий комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах; осуществляет административный надзор за исполнением должностными лицами и гражданами решений органов государственной власти и государственного управления по вопросам охраны общественного порядка, проявляет при этом правонарушителей и обеспечивает привлечения виновников к ответственности; в пределах своих полномочий способствует народным депутатам, представителям органов государственной власти в выполнении ими своих обязанностей. Вместе с другими государственными органами и общественными организациями милиция ведет борьбу против пьянства и алкоголизма, изымает из общественных мест лиц, находящихся в пьяном виде, распивают спиртные напитки в неустановленных для этого местах, осуществляет соблюдение правил торговли спиртными напитками, оформляет, а также подает в суд материалы на лиц, которые больны алкоголизмом и наркоманией для решения вопроса об их принудительное лечение; ведет борьбу с хулиганством и мелкой спекуляцией; проводит работу по предупреждению бродяжничества и детской беспризорности и борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.
Службы милиции внедряют в жизнь правила паспортной и разрешительной систем; обеспечивают безопасность дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на автомобильных дорогах; осуществляют надзор за техническим состоянием авто-мототранспорта; обеспечивают порядок в период чрезвычайных обстоятельств (авариях и катастрофах, стихийных бедствий," эпидемиях, епізоотіях), во время проведения различных массовых действ и мероприятий гражданской обороны.
Милиция выполняет административную, профилактическую, оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную, исполнительную и охранную (на договорных началах) функции.
Она состоит из подразделов: криминальной милиции и милиции общественной безопасности, транспортной милиции, государственной автомобильной инспекции; милиции охраны, специальной милиции.
К уголовной милиции принадлежат службы уголовного розыска, по борьбе с организованной преступностью, криминального поиска, борьбы с экономической преступностью, следственной работы и дознания.
Милицию общественной безопасности составляют службы охраны общественного порядка (патрульно-постовой службы милиции, приемники-распределители для задержанных за бродяжничество, медицинские вытрезвители, приемники-распределители для несовершеннолетних, охраны, содержания и конвоирования задержанных и взятых под стражу лиц, спецприй-мальники, подразделения милиции быстрого реагирования "Беркут") паспортной, регистрационной и миграционной работы, разрешительной системы, участковых инспекторов милиции, обеспечения карантинных и ветеринарно-санитарных мероприятий при проведении борьбы с эпизоотией.
В транспортной милиции принадлежат соответствующие подразделения, которые обеспечивают охрану общественного порядка и борьбу с преступностью на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Государственная автомобильная инспекция представляет собой совокупность подразделений дорожно-патрульной службы дорожного надзора, реєстраційно-экзаменационной работы, технического надзора, розыска транспортных средств, пропаганды и агитации по безопасности движения.
Милиция охраны состоит из подразделений, которые обеспечивают на договорных началах охрану всех видов собственности, объектов имущества и грузов, физических лиц, денежных средств (управления, отделы охраны при территориальных органах внутренних дел, которые имеют в своем составе отдельные дивизионы, роты, взводы, специальные подразделения милиции охраны "Титан").
К специальной милиции относятся подразделения внутренних дел на закрытых объектах (например, предприятия с особым режимом функционирования).
Для обеспечения общественного порядка на объектах и территориях, которые имеют особое народнохозяйственное значение или пострадали от стихийного бедствия, экологического загрязнения, катастрофы, Министерство внутренних дел Украины с разрешения Кабинета Министров Украины может создавать специальные подразделения милиции.
Законодательством Украины установлены общие для всех сотрудников милиции обязанности, в соответствии с которыми сотрудник милиции на территории Украины независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени в случае обращения к нему граждан или должностных лиц с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения таких обязан принять меры к предупреждению и пресечению правонарушений, спасению людей, оказанию помощи лицам, которые в ней нуждаются, установление и задержание лиц, совершивших правонарушения, охраны места события, а также сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.
В вопросах обеспечения борьбы с преступностью и общественного порядка на работников милиции возложена обязанность выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, использовать с этой целью оперативно-розыскные и профилактические мероприятия; принимать, а также регистрировать заявления и сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, своевременно принимать по ним решения; разыскивать лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, пропали без вести, и других лиц; охранять, конвоировать и содержать задержанных и взятых под стражу лиц; обеспечивать общественный порядок во время проведения массовых мероприятий коммерческого характера, выполнение общеобязательных решений местных Советов народных депутатов, принятых ими в пределах своей компетенции по вопросам охраны общественного порядка и правил торговли в неустановленных для этого местах.
Выполняя административные функции, милиция обязана пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам по ним; обеспечивать в пределах своей компетенции безопасности дорожного движения, соблюдения законов, правил, нормативов в этой сфере, осуществлять регистрацию, учет автомототранспортных средств, принимать экзамены на право управления транспортными средствами и выдавать соответствующие документы; предотвращать загрязнение воздуха, водоемов транспортными средствами и сельскохозяйственной техникой; давать разрешение на приобретение, хранение, ношение и перевозку оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, иных предметов и веществ, хранения и использования которых установлены специальные правила, а. также на открытие объектов, где они используются, контролировать соблюдение указанных правил и функционирования указанных объектов; контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных законодательством правил паспортной системы, въезда, выезда, пребывания в Украине и транзитного проезда через ее территорию иностранных граждан и лиц без гражданства.
С целью обеспечения общественной безопасности милиция обязана сообщать ответственные государственные органы и общественные объединения о пожара, аварии, катастрофы, стихийные бедствия и другие чрезвычайные события, принимать безотлагательные меры к ликвидации их последствий, спасения людей и оказания им помощи, охране имущества, оставшегося без присмотра; участвовать в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий; в установленном порядке выявлять и сообщать учреждения здравоохранения лиц, составляющих группу риска на СНВД, и осуществлять по представлению учреждения здравоохранения, с санкции прокурора повод этих лиц, а также инфицированных вирусом иммунодефицита человека, больных венерическими заболеваниями и хронический алкоголизм и наркоманов, вводящих наркотические вещества путем инъекций, для обязательного обследования и лечения.
В сфере борьбы с преступностью милиция обеспечивает прием, регистрацию, учет и разрешении заявлений, сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, а также другой информации о событиях и фактах, имеющие отношение к борьбе с преступностью. Она проводит работу по предупреждению преступлений и принимает необходимые меры по их пресечению, а также оперативно-розыскные и другие предусмотренные законом меры с целью раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших; возбуждает уголовные дела, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления; осуществляет в пределах своей компетенции дознания по уголовным делам; охраняет и конвоирует задержанных и взятых под стражу, исполняет приговоры судов в отношении лиц, осужденных к лишению свободы условно с отсрочкой, а также в исправительных работ; в предусмотренных законом случаях осуществляет административный надзор за лицами, которые отбыли наказание.
В сфере охраны собственности милиция предупреждает, прекращает и раскрывает посягательства на собственность в промышленности, строительстве, торговле, на транспорте, в сфере экономики; выявляет и разоблачает лиц, которые занимаются спекуляцией, запрещенным промыслом и др. Особое внимание в этой работе уделяется борьбе с замаскированным хищением собственности, нарушением правил занятия предпринимательской деятельностью, незаконными валютными операциями, взяточничеством.
Охрану наиболее важных и других объектов различных форм собственности (государственной, коллективной, кооперативной, общественной и личной), а также физических лиц на договорных началах выполняют подразделения Государственной службы охраны при органах внутренних дел. Отдельные предприятия, сооружения и другие важнейшие объекты (учреждений Национального банка Украины, государственные архивы, музеи, водохранилища с питьевой водой, гидроузлы и водозаборные станции, метрополитен) охраняются специальными подразделениями милиции также на основе договоров, заключаемых с соответствующими ведомствами (юридическими лицами). Взаимодействуя с другими службами милиции, подразделения охраны выполняют также обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в местах охраны объектов. Все большее распространение в деятельности службы охраны приобретают пункты централизованной охраны, которые обеспечивают сохранность имущества или объектов от преступных посягательств с помощью технических средств.
Предупреждение правонарушений (профилактическая деятельность) - важное направление работы милиции, связанной с предупреждением преступлений и других правонарушений, выявлением причин и условий, способствующих их совершению. На этой основе осуществляются меры профилактического характера в отношении лиц, которые занимаются пьянством, больных алкоголизмом и наркоманией и ведут антиобщественный образ жизни, беспризорных подростков и несовершеннолетних правонарушителей.
Милиция проводит среди населения правовую пропаганду, используя средства массовой информации (радио, телевидение, прессу, кино). Во многом успех профилактической работы милицейских служб зависит от связи с общественностью, взаимодействию с правоохранительными и другими государственными органами, глубокого анализа причин правонарушений, целенаправленной работы и правильного использования сил и средств. Значительная доля в общем смысле выполняемых милицией обязанностей принадлежит патрульно-постовой службе, наряды которой предупреждают и пресекают преступления и другие правонарушения, охраняют государственное имущество и личную собственность. Важную роль в охране общественного порядка, борьбе с преступностью играют специальные учреждения милиции (медицинские вытрезвители, специальные приемники для арестованных в административном порядке, приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество, изоляторы временного содержания задержанных и взятых под стражу лиц).
Большой объем обязанностей выполняют участковые инспекторы милиции. Они непосредственно предупреждают правонарушения, ведут борьбу с преступностью, осуществляют надзор за соблюдением актов, которые регулируют общественный порядок, принимают меры по охране государственной и личной собственности, обеспечивают паспортный режим и выполнение правил разрешительной системы, осуществляют надзор за безопасностью дорожного движения. Это определяет первостепенную роль участковых инспекторов в практическом решении возложенных на милицию задач.
Реализуя профилактические функции, милиция обязана выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений, принимать в пределах своей компетенции меры к их устранению; принимать участие в правовом воспитании населения; проводить профилактическую работу среди лиц, склонных к совершению преступлений, осуществлять административный надзор за лицами относительно которых он установлен, а также контроль за осужденными к уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.
Для обеспечения исполнительной функции милиция обязана исполнять в пределах своей компетенции уголовные наказания и административные взыскания, а также принятые в установленном законом порядке решения прокурора, следователя, суда.
Обеспечивая уголовно-процессуальные функции, милиция обязана осуществлять досудебную подготовку материалов по протокольной форме, проводить дознания, а также следствие в пределах, определенных уголовно-процессуальным законодательством; проводить криминалистические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности, обеспечивать в установленном порядке участие специалистов криминалистической службы в следственных действиях.
Обязанности милиции при исполнении охранной функции заключаются в том, что она должна охранять на договорных началах имущество граждан, коллективное и государственное имущество, а также имущество иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан, лиц без гражданства; обеспечивать защиту физических лиц, охрану свидетелей, потерпевших и других лиц по их обращению, если их жизнь, здоровье и имущество находятся в опасности в связи с представлением ими помощи правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений.
Другие обязанности милиции состоят в содействии обеспечению в соответствии с законодательством режима военного или чрезвычайного положения в случае их объявления на всей территории Украины или в отдельной местности; осуществлении поводу в соответствующих государственных органов или учреждений в соответствии с действующим законодательством и с санкции прокурора граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу; представлении в пределах предоставленных прав помощи народным депутатам, представителям государственных органов и общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность со стороны правонарушителей; поданы в пределах имеющихся возможностей неотложной, в том числе медицинской, помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находятся в опасном для жизни и здоровья состоянии, а также несовершеннолетним, оставшимся без попечения; обеспечении сохранения найденных, изъятых у задержанных и арестованных лиц и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принятии мер к возвращению их законным владельцам. Милиция несет ответственность за сохранность сданных ценностей и имущества.
Для выполнения обязанностей по борьбе с преступностью милиции предоставлено право вызывать граждан и должностных лиц по делам о преступлениях и в связи с материалами, находящимися в ее ведении, а в случае уклонение без уважительных причин от явки по вызову подвергать их поводу.
Работники милиции выступают как представители власти. Они наделены широкими полномочиями для выполнения задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, имеют право предъявлять определенные требования к граждан и должностных лиц, обязательные для исполнения; применять в необходимых случаях меры государственного принуждения. Их деятельность в основном происходит на глазах у населения, нередко связана с необходимостью вмешательство в личные интересы людей. Поэтому их действия при всей суровости должны быть всегда оправданными, справедливыми и понятными для людей.
  



Назад