Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

9.1. Управление здравоохранением


Охрана здоровья - это система мероприятий, направленных на обеспечение сохранения и развития физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности жизни.
Каждый человек имеет неотъемлемое естественное и незыблемое право на охрану здоровья.
Общество и государство ответственны перед нынешним и будущими поколениями за уровень здоровья и сохранения генофонда народа Украины, обеспечивают приоритетность здравоохранения в деятельности государства, улучшения условий труда, учебы, быта и отдыха населения, решению экологических проблем, совершенствование медицинской помощи и внедрение здорового образа жизни.
Статья 3 Конституции Украины отмечает, что здоровье человека является одной из высших социальных ценностей, обеспечение которой - один из главных обязанностей государства.
Дальнейшие ее нормы (статьи 24, 27, 34, 49, 50 и т.д.) определяют, что каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Она устанавливает, что охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитар-них и оздоровительно-профилактических программ. Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания, а в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно.
Конституционными нормами также закреплено, что существующая сеть лечебных учреждений не может быть сокращена и государство содействует их развитию независимо от формы собственности.
Исходя из Конституции, государство гарантирует всем гражданам реализацию их прав в области охраны здоровья путем:
а) создание разветвленной сети учреждений здравоохранения;
б) организации и проведения системы государственных и общественных мер по охране и укреплению здоровья;
в) предоставления всем гражданам гарантированного уровня медико-санитарной помощи в объеме, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины;
г) осуществление государственного и возможности общественного контроля и надзора в области охраны здоровья;
д) организации государственной системы сбора, обработки и анализа социальной, экологической и специальной медицинской статистической информации;
е) установление ответственности за нарушение прав и законных интересов граждан в области охраны здоровья.
Основными принципами, на которых базируется деятельность государственных и негосударственных организаций и учреждений здравоохранения в Украине являются:
• признание здравоохранения приоритетным направлением деятельности общества и государства, одним из главных факторов выживания и развития народа Украины;
• соблюдение прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с ними государственных гарантий;
• гуманистическая направленность, обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, групповыми или индивидуальными интересами, повышенный медико-социальная защита наиболее уязвимых слоев населения;
• равноправие граждан, демократизм и общедоступность медицинской помощи и других услуг в области здравоохранения;
• соответствие задачам и уровню социально-экономического и культурного развития общества, научная обоснованность, материально-техническая и финансовая обеспеченность;
• ориентация на современные стандарты здоровья и медицинской помощи, сочетание отечественных традиций и достижений с мировым опытом в области охраны здоровья;
• предупредительно-профилактический характер, комплексный социальный, экологический и медицинский подход к охране здоровья;
• многоукладность экономики здравоохранения и многоканальность ее финансирования, сочетание государственных гарантий с демонополизацией и поощрением предпринимательства и конкуренции;
• децентрализация государственного управления, развитие самоуправления учреждений и самостоятельности работников здравоохранения на правовой и договорной основе.
Основы законодательства Украины об охране здоровья (ст. 6), конкретизируя нормы Конституции Украины, устанавливают, что право граждан на охрану здоровья предусматривает:
а) жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание и обеспечения, который необходим для поддержания здоровья человека;
б) безопасное для жизни и здоровья окружающую природную среду;
в) санитарно-эпидемическое благополучие территории и населенного пункта, где гражданин проживает;
г) безопасные и здоровые условия труда, учебы, быта и отдыха;
д) квалифицированную медико-санитарную помощь, включая свободный выбор врача и учреждения здравоохранения;
е) достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья и здоровья населения, включая существующие и возможные факторы риска и их степень;
ж) участие в обсуждении проектов законодательных актов и внесение предложений по формированию государственной политики в области охраны здоровья;
ж) участие в управлении здравоохранением и проведении общественной экспертизы по этим вопросам в порядке, предусмотренном законодательством;
с) возможность объединения в общественные организации с целью содействия охране здоровья;
и) правовая защита от любых незаконных форм дискриминации, связанных с состоянием здоровья;
и) возмещение причиненного здоровью вреда;
и) обжалование неправомерных решений и действий работников, учреждений и органов здравоохранения;
и) возможность проведения независимой медицинской экспертизы в случае несогласия гражданина с выводами государственной медицинской экспертизы, применение к нему мер принудительного лечения и в других случаях, когда действиями работников здравоохранения могут быть ущемлены общепризнанные права человека и гражданина.
Основу государственной политики здравоохранения формирует Верховная Рада Украины путем закрепления конституционных и законодательных основ здравоохранения, определение ее целей, главных задач, направлений, принципов и приоритетов, установление нормативов и объемов бюджетного финансирования, создание системы соответствующих кредитно-финансовых, налоговых, таможенных и других регуляторов, утверждении перечня комплексных и целевых общегосударственных программ здравоохранения.
Для решения вопросов формирования государственной политики здравоохранения при Верховной Раде Украины могут создаваться совещательные и экспертные органы из ведущих специалистов в области здравоохранения и представителей общественности. Порядок создания и деятельности этих органов определяется Верховной Радой Украины.
Составляющей государственной политики здравоохранения в Украине являются местные и региональные комплексные и целевые программы, формируемые Верховной Радой Автономной Республики Крым, органами местного и регионального самоуправления и отражают специфические нужды охраны здоровья населения, проживающего на соответствующих территориях.
Реализация государственной политики здравоохранения возлагается на органы государственной власти.
Особую роль в этом процессе играет Президент Украины. Его ежегодный доклад Верховной Раде, предусматривает отчет о состоянии реализации государственной политики в области здравоохранения.
Президент Украины выступает гарантом права граждан на охрану здоровья, обеспечивает выполнение законодательства об охране здоровья через систему органов государственной исполнительной власти проводит в жизнь государственную политику охраны здоровья и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Конституцией Украины.
Кабинет Министров Украины организует разработку и осуществление комплексных и целевых общегосударственных программ, создает экономические, правовые и организационные механизмы, стимулирующие эффективную деятельность в области здравоохранения, обеспечивает развитие сети учреждений здравоохранения, заключает межправительственные соглашения и координирует международное сотрудничество по вопросам охраны здоровья, а также в пределах своей компетенции осуществляет другие полномочия, возложенные на органы государственной исполнительной власти в области здравоохранения.
Министерства, ведомства и другие центральные органы государственной исполнительной власти в пределах своей компетенции разрабатывают программы и прогнозы в области здравоохранения, определяют единые научно обоснованные государственные стандарты, критерии и требования, которые должны способствовать охране здоровья населения, формируют и размещают государственные заказы с целью материально-технического обеспечения отрасли, осуществляющие государственный контроль и надзор и другую исполнительной-распорядительную деятельность в области здравоохранения.
Совет Министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, органы местного самоуправления реализуют государственную политику охраны здоровья в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством.
Специально уполномоченным центральным органом государственной исполнительной власти в области здравоохранения является Министерство здравоохранения.
Основными задачами Министерство здравоохранения Украины являются:
- разработка приоритетных направлений деятельности национальной службы здравоохранения, обеспечение гарантированного уровня квалифицированной медицинской помощи населению учреждениями здравоохранения всех форм собственности;
- осуществление мероприятий, направленных на развитие профилактического направления в охране здоровья населения, формирования здорового образа жизни;
- обеспечение предоставления государственными учреждениями здравоохранения общедоступной, преимущественно бесплатной, высококвалифицированной медицинской помощи населению;
- сертификация уровня медицинских услуг, предоставляемых населению учреждениями здравоохранения независимо от форм собственности и лицами, которые занимаются индивидуальной медицинской деятельностью;
- разработка прогнозов и показателей развития национальной службы здравоохранения, связанных с изменениями форм собственности;
- охрана материнства и детства;
- разработка и координация мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения;
- осуществление медицинского контроля и выдача разрешений на применение лекарств и методик, организацию промышленного выпуска или закупку лекарственных средств, бактерийных и вирусных препаратов, других изделий медицинского назначения, надзор за их поставкой населению и учреждениям здравоохранения;
- развитие приоритетных направлений научных исследований в области медицины и обеспечения их эффективности, внедрение в практику достижений науки, техники и передового опыта;
- организация подготовки медицинских и фармацевтических работников, совершенствования их знаний и практических навыков;
- координация развития сети учреждений здравоохранения.
Министерство здравоохранения Украины в соответствии с возложенными на него задачами:
• обеспечивает реализацию государственной политики по охране здоровья, разрабатывает проекты соответствующих государственных программ на перспективу, вносит в Кабинет Министров Украины предложения об их финансовое обеспечение;
• осуществляет координацию деятельности учреждений здравоохранения, научно-исследовательских, других предприятий и учреждений, находящихся в его функциональном управлении по вопросам диагностики, лечения и профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни, охраны территории Украины от занесения и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний и обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения;
• организует изучение влияния окружающей среды на здоровье человека, разрабатывает мероприятия, направленные на недопущение вредного воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека, участвует в определении направлений и проведении вместе с другими центральными органами государственной исполнительной власти Украины, Советом Министров Автономной Республики Крым, областными. Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями работы с целью предотвращения болезней, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;
• готовит и представляет Правительству предложения о подписании межправительственных соглашений по вопросам охраны здоровья;
• разрабатывает совместно с Академией наук, другими заинтересованными органами научно-технические программы по охране здоровья и биологии человека;
• разрабатывает и внедряет в деятельности национальной службы здравоохранения новые условия хозяйствования исходя из законов рыночной экономики; утверждает типовые программы обязательного и планы добровольного медицинского страхования населения, технологические стандарты медицинских услуг и рекомендации относительно установления и изменения тарифов на медицинские услуги (в соответствии с изменением индекса цен);
• проводит в органах и учреждениях здравоохранения организационно-методическую работу по реализации государственной политики в области труда и заработной платы; обеспечивает государственный санитарный надзор за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и гражданами законодательства по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
• устанавливает предельно допустимые показатели и характеристики вредных факторов для здоровья человека, проводит санитарно-гигиенические исследования на промышленных предприятиях, организует охрану территории Украины от занесения и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний, осуществляет санитарно-гигиеническую экспертизу, принимает участие в государственной экологической экспертизе и дает оценку полноты и обоснованности проведения мероприятий по охране здоровья населения и окружающей природной среды (в том числе в учреждениях, находящихся в его функциональном управлении), разрабатывает, утверждает и вводит в действие в соответствии с законодательством нормативы экологической безопасности, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила, нормы радиационной безопасности, гигиенические нормативы, устанавливает стандарты качества лекарственных средств, иммунологических препаратов, питьевой воды, медицинских приборов;
• осуществляет совместно с соответствующими органами государственной власти выборочный контроль за уровнем радиационного загрязнения пищевых продуктов, водоемов и почв, принимает участие в составлении экспертных заключений относительно определения категории зон радиоактивного загрязнения территорий, а в случае превышения нормативов вносит соответствующие предложения в Кабинет Министров Украины;
• согласовывает стандарты, технические условия, другую нормативно-техническую документацию на пищевые продукты, питьевую воду, новые химические вещества, промышленные изделия, полимерные и синтетические материалы, а также введение новых технологических процессов, оборудования, приборов, которые могут вредно влиять на здоровье; дает разрешение на применение новых химических веществ, средств и методов для производства и обработки продуктов питания, а также использование стимуляторов роста растений и животных, химических средств защиты растений;• вносит предложения о запрещении или временного прекращения эксплуатации действующих объектов'объектов, которые могут нанести ущерб здоровью людей выбросами, отходами и отбросами, а также строительства объектов в случае отклонения от утвержденных проектов, нарушение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил; согласовывает отвода земельных участков под строительство и проекты размещения, строительства, реконструкции, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений;
• устанавливает порядок:
- предоставление населению скорой медицинской помощи специальной службой;
- осуществление мероприятий по подготовке органов, учреждений здравоохранения и предприятий, находящихся в функциональном управлении Министерства, для оказания медицинской помощи в экстремальных и чрезвычайных условиях, проведения научных исследований по этой проблеме;
- материально-технического обеспечения медицинских формирований и учреждений, предназначенных для Минобороны, Гражданской обороны и экстремальной медицины (в военное время);
- определение производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе 18 лет; предоставление дополнительного отпуска, установление сокращенного рабочего дня;
- медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортного лечения;
- организации и открытия санаторно-курортных учреждений на территории Украины;
• организует совместно с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления систематическое медицинское обследование (диспансеризацию) и определение уровня доз облучения лиц, которые принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и ее последствий, эвакуированных и отселенных из зон отчуждения и безусловного (обязательного) и гарантированного добровольного отселения населения, которое проживает на радиационное загрязненных территориях;
• разрабатывает рекомендации по установлению для граждан, которые пострадали вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, дополнительных норм рационального питания в лечебных, лечебно-санаторных и курортных учреждениях, утверждает медицинские и физиологические нормы питания для указанной категории лиц (в том числе беременных женщин и детей);
• принимает меры к подготовке органов и учреждений здравоохранения для работы в экстремальных и чрезвычайных условиях, оказание медицинской помощи в очагах поражения, проведение научных исследований по проблемам медицинского защиты населения; организует и обеспечивает деятельность государственных межведомственных чрезвычайных комиссий по охране здоровья населения;
• осуществляет экспертное обследование для установления инвалидности граждан;
• обеспечивает методическое руководство судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизой;
• разрабатывает и проводит мероприятия, направленные на охрану материнства и детства, организует правовую помощь в этом деле, проводит совместно с заинтересованными органами государственной исполнительной власти работу по охране труда женщин и подростков, оздоровлению, физическом и гигиеническому воспитанию детей, контролирует состояние здоровья и качество питания детей в детских дошкольных и учебно-воспитательных учреждениях независимо от ведомственной принадлежности, устанавливает обязательные требования к производству, реализации и потребления продуктов детского питания; согласовывает объемы учебно-трудовой нагрузки, а также примерный режим занятий с детьми в указанных заведениях;
• определяет потребность учреждений здравоохранения и населения в изделиях медицинского назначения (в лекарственных средствах, бактерийных и вирусных препаратов, витаминах, окулярній оптике и других аптечных товарах, а также в изделиях медицинской техники, запасных частях к ним) и в санитарном автотранспорте, обеспечивает их поставки изделиями медицинского назначения и организует эксплуатацию и ремонт медицинской техники; дает разрешение на использование и внедрение в производство лекарственных средств, препаратов крови и кровезаменителей, бактерийных и вирусных препаратов, изделий медицинской техники и оборудования, разработанных и испытанных в учреждениях здравоохранения Украины, устанавливает требования к технологических условий их изготовления и использования;
• определяет стратегию научных исследований в национальной службе здравоохранения, разрабатывает основные направления развития приоритетных научных исследований в области медицины, осуществляет формирование и размещение заказов на проведение прикладных и фундаментальных научных работ научными учреждениями МИНЗДРАВА, Академии наук, других центральных органов государственной исполнительной власти и соответствующих органов других стран, обеспечивает внедрение в практику достижений науки, техники и передового опыта, эффективную деятельность системы научной медицинской информации, патентно-лицензионной службы; подает организационно-методическую помощь редколегіям профильных научных журналов;
• разрабатывает и совершенствует систему медицинского и фармацевтического образования, определяет потребность и требования к профессиональной подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических работников, в том числе высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру; утверждает перечень высших учебных заведений, подготовка которых дает право специалистам на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью, а также типовые учебные планы (по согласованию с Минобразования), участвует в проведении государственной аттестации и аккредитации медицинских и фармацевтических высших учебных заведений; разрабатывает нормативы и организует нострофікацію иностранных дипломов медицинских и фармацевтических работников, выдает им разрешения на медицинскую практику в Украине;
• способствует созданию малых и других предприятий, ассоциаций, объединений; выдает субъектам предпринимательской деятельности специальные разрешения (лицензии) на медицинскую практику, изготовление и реализацию медикаментов;
• утверждает перечни учреждений национальной службы здравоохранения, медицинских и фармацевтических работников, вместе с Центральным комитетом профсоюза работников здравоохранения Украины разрабатывает и осуществляет меры по защите социальных и экономических интересов медицинских и фармацевтических работников в условиях рыночной экономики, внедрение в деятельность национальной службы здравоохранения хозяйственного механизма;
• разрабатывает и утверждает нормативные акты, регламентирующие внутренний распорядок и условия содержания и лечения больных в учреждениях здравоохранения;
• финансирует в установленном порядке учреждения здравоохранения, находящихся в функциональном управлении Министерства, проводит конкурсы научно-исследовательских работ по вопросам охраны здоровья и финансирует реализацию лучших проектов независимо от ведомственной принадлежности организаций-исполнителей;
• получает в установленном порядке статистическую и бухгалтерскую отчетность, обеспечивает централизацию учета, организует в учреждениях здравоохранения, находящихся в его функциональном управлении, контрольно-ревизионную работу, проверку сохранности денежных средств и материальных ценностей и соблюдения режима экономии, осуществляет контроль за правильным ведением и достоверностью учета и отчетности, а также принимает меры для возмещения материальных убытков согласно действующему законодательству.
Решение Министерства по вопросам здравоохранения, изданные в пределах его компетенции, являются обязательными для центральных и местных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций.
МИНИСТЕРСТВО возглавляет Министр, который назначается в соответствии с Конституцией Украины и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций, устанавливает степень ответственности заместителей Министра, руководителей подразделений Министерства.
Для согласования решения вопросов, относящихся к полномочиям МИНИСТЕРСТВА, обсуждения важнейших направлений деятельности и развития отрасли в Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, других руководящих работников Министерства, представителей республиканских общественных организаций инвалидов. В состав коллегии могут входить руководители других центральных органов государственной исполнительной власти.
С целью проведения научно-методической работы по развитию медицинской науки, определение ее приоритетных направлений, организации фундаментальных исследований медико-биологического профиля, экспертизы научных программ, сотрудничества с Академией наук, научными учреждениями других стран в МИНЗДРАВЕ создается ученый медицинский совет.
Для установления гигиенических регламентов и регистрации химических веществ, внедрение в практику новых изделий медицинской техники и лекарственных средств, а также иммунобиологических препаратов при МЗ создаются на общественных началах комитеты по новой медицинской техники, гигиенической регламентации и регистрации химических веществ, стандартизации и контроля медицинских и иммунобиологических препаратов.
При Министерстве здравоохранения могут создаваться и действовать органы исполнительной власти. Таким органом, например, является Комитет по контролю за наркотиками.
Основными задачами Комитета являются:
- участие в формировании государственной политики в сфере оборота в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;
- осуществление контроля за порядком обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- взаимодействие с Международным комитетом по контролю за наркотиками. Советом и Комиссией по наркотическим средствам ООН, которые занимаются проблемами оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Комитет в соответствии с возложенными на него задачами:
1) обобщает практику применения законодательства по вопросам, которые принадлежат к его компетенции, разрабатывает предложения относительно совершенствования законодательства и подает их в органы законодательной и исполнительной власти в установленном порядке;
2) участвует в разработке законодательных и других нормативных актов по вопросам оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;
3) разрабатывает и ежегодно утверждает перечень наркотических средств, психотропных веществ, Их аналогов и прекурсоров, подлежащих специальному контролю в соответствии с законодательством Украины (далее - перечень), вносит изменения и дополнения к таблицам перечня;
4) дает официальное толкование и разъяснение положений перечня;
5) устанавливает, периодически пересматривает и опубликовывает список медикаментов, содержащих наркотические или психотропные вещества, а также разрешенных для использования на территории Украины;
6) определяет особо опасные наркотические средства и психотропные вещества, небольшие, крупные и особо крупные размеры наркотических средств, психотропных веществ, крупные и особо крупные размеры прекурсоров для использования судебно-следственными органами при квалификации преступлений, судами и органами внутренних дел во время квалификации административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
7) разрабатывает систему вычислений для определения потребности государства в наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, занесенных в список № 1 таблицы IV перечня;
8) пересматривает ежегодные потребности государства в наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, предназначенных для производства наркотических и психотропных средств с целью медицинского применения или для научно-исследовательской работы и представляет свои выводы в МИНЗДРАВ и Госкоммедбиопрома;
9) определяет на основе ежегодных потребностей государства квоту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в список № 1 таблицы IV перечня, которую после утверждения Кабинетом Министров Украины, направляет до Международного комитета по контролю за наркотиками;
10) выдает сертификаты на экспортно-импортные операции с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами;
11) участвует в определении количества наркотических средств и психотропных веществ, которые производятся с целью медицинского применения или для научно-исследовательской работы;
12) определяет количество наркотических средств и психотропных веществ, используемых для проведения их экспертизы в экспертных учреждениях Комитета;
13) определяет количество прекурсоров, внесенных в список № 2 таблицы IV перечня производимых государственными предприятиями;
14) участвует в определении максимального количества наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III перечня, которые могут создаваться и храниться государственными предприятиями;
15) выдает лицензии на отдельные виды деятельности, относящихся к компетенции Комитета, в случаях, предусмотренных законодательством Украины;
16) согласовывает вопрос о выдаче лицензий другими государственными органами на деятельность в сфере оборота прекурсоров;
17) анализирует ситуации, возникающие в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, разрабатывает предложения об улучшении деятельности государственных предприятий, учреждений и организаций в этой сфере;
18) осуществляет контроль за соблюдением государственными предприятиями, учреждениями, организациями и предпринимателями (юридическими лицами) законодательства Украины по вопросам оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;
19) осуществляет контроль за деятельностью государственных предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей (юридических лиц) в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;
20) принимает в пределах своей компетенции соответствующие меры по устранению нарушений, выявленных в ходе осуществления контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
21) устанавливает с целью обеспечения контроля за фактическим оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров форму отчетности государственных предприятий, которые осуществляют деятельность в этой сфере;
22) разрабатывает, издает и устанавливает порядок ведения специальных журналов регистрации операций, осуществленных в процессе оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в пределах Украины, и проведения экспортно-импортных операций;
23) определяет лекарственные препараты, которые могут быть исключены из сферы действия мер контроля за оборотом наркотических средств или психотропных веществ;
24) взаимодействует с международными и национальными органами, осуществляющими контрольные функции в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, изучает опыт других стран в решении этого вопроса.
В ходе выполнения возложенных на него задач Комитет:
• взаимодействует с МВД, СБУ, Генеральной прокуратурой, Министерством юстиции, другими центральными органами государственной исполнительной власти, органами Автономной Республики Крым, местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также с соответствующими органами других государств;
• готовит материалы к проекту ежегодного доклада Правительству Украины о соблюдении международных соглашений и Конвенций ООН по вопросам оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
• информирует соответствующие министерства и ведомства об заявления правительств других стран, которые в соответствии с международными Конвенциями ООН запрещают ввоз на свою территорию наркотических средств и психотропных веществ;
• консультирует соответствующие министерства и ведомства, на запросы судебно-следственных органов делает выводы по вопросам судебно-фармацевтической экспертизы наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
• готовит и подает Международному комитету по контролю за наркотиками статистические отчеты об обращении в Украине наркотических, психотропных веществ и прекурсоров;
• дает оценку новым методам экспертизы наркотических средств и психотропных веществ, согласовывает официальные инструкции и методические указания по этим вопросам;
• рассматривает номенклатуру новых лекарственных средств и обеспечивает контроль за теми, которые могут быть опасными с точки зрения патологического привыкание и возможности возникновения наркомании;
• на основе данных наркологической службы МИНИСТЕРСТВА здравоохранения, правоохранительных органов обнаруживает, осуществляет экспертизу, регистрирует, заносит в соответствующие классификационные таблицы перечня психотропные лекарственные средства, их аналоги или кустарно изготовленные препараты, которые стали объектом злоупотребления отдельными гражданами;
• создает и обеспечивает эффективное функционирование компьютерной системы надзора за перемещением наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров в пределах Украины;
• принимает участие в проведении общегосударственных научно-практических проектов и координирует научно-исследовательскую деятельность в области контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;
• изучает опыт зарубежных стран в осуществлении контроля за наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами, принимает участие в организации и проведении международных симпозиумов, конференций, семинаров и т.п.;
• обеспечивает профессиональную подготовку работников и специалистов комитета;
• осуществляет обследование производственных, складских, торговых и иных помещений предприятий, учреждений и организаций, которые используются для изготовления, хранения, реализации, использования наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, находящихся под контролем;
• обязывает руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций устранять выявленные нарушения законодательства о порядке оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, осуществлять контроль за их выполнением.
Комитет имеет право:
• проверять не менее чем один раз в год предприятия, учреждения и организации, которые осуществляют деятельность в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
• приостанавливать действие или принимать решение об аннулировании лицензии или сертификата, выданного Комитетом, или ставить вопрос перед другими государственными органами, выдавшими лицензию о приостановлении действия или аннулировании лицензии на осуществление деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в случае повторного или грубого нарушения порядка ее осуществления;
• беспрепятственно использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям, занятым в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;
• требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, проведения ежеквартальной инвентаризации наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, которые есть в их распоряжении, и представление Комитету соответствующих отчетов;
• привлекать специалистов предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) к рассмотрению вопросов, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
• созывать в установленном порядке совещания, проводить конференции и семинары по вопросам, относящимся к компетенции Комитета;
• представлять интересы Украины в Международном комитете по контролю за наркотиками и других специализированных международных организациях в пределах полномочий, предоставленных ему МЗ;
• самостоятельно устанавливать прямые связи с иностранными организациями, командировать за границу своих работников, привлекать к сотрудничеству иностранных граждан.
Если во время контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в действиях лиц обнаружены признаки административного правонарушения или преступления.
Комитет направляет информацию или представляет материалы в соответствующих правоохранительных органов, которые проводят борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Комитет в пределах своих полномочий на основе и во исполнение законодательства Украины издает приказы, организует и контролирует их выполнение.
В случаях, предусмотренных законодательством Украины, решения Комитета являются обязательными для исполнения министерствами, Правительством Автономной Республики Крым, местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и гражданами.
Комитет возглавляет председатель, который назначается Министром здравоохранения. Он действует в пределах своих полномочий и представляет интересы Комитета в государственных органах, учреждениях и организациях, а также в отношениях с украинскими и иностранными физическими и юридическими лицами. Председатель распоряжается имуществом и средствами Комитета в пределах полномочий, предоставленных ему МИНЗДРАВА.
Для осуществления возложенных на Комитет задач в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе действуют уполномоченные Комитета.
Для согласованного решения вопросов, относящихся к компетенции Комитета, обсуждения важнейших направлений его деятельности в Комитете образуется совет, в составе председателя Комитета (председатель совета), заместителей председателя по должности, ученых секретарей, глав специализированных экспертных комиссий, руководителей отделов, главных специалистов, представителей МВД, СБУ, Генеральной прокуратуры, Госкомграницы, Гостаможслужбы и Министерства юстиции. Персональный состав совета утверждается Министром здравоохранения. Порядок работы совета устанавливается приказом председателя Комитета.
Непосредственную охрану здоровья населения обеспечивают санитарно-профилактических, лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные, санаторно-курортные, аптечные, научно-медицинские и другие учреждения здравоохранения.
Учреждения здравоохранения создаются предприятиями, учреждениями и организациями с различными формами собственности, а также частными лицами при наличии необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов. Порядок и условия создания учреждений здравоохранения, государственной регистрации и аккредитации этих заведений, а также порядок лицензирования медицинской и фармацевтической практики определяются актами законодательства Украины.
Учреждение здравоохранения осуществляет свою деятельность на основании устава, который утверждается собственником или уполномоченным им органом.
Независимо от юридического статуса учреждения здравоохранения руководство может осуществлять только лицо, которое соответствует установленным государством единым квалификационным требованиям. Руководителю учреждения здравоохранения должна быть обеспечена независимость в решении всех вопросов, связанных с охраной здоровья.
Кабинет Министров Украины и уполномоченные им органы, а также в пределах своих полномочий органы местного самоуправления имеют право решать вопрос о прекращении деятельности любого учреждения здравоохранения в случае нарушения им законодательства об охране здоровья, невыполнение государственных требований относительно качества медицинской помощи и другой деятельности в области здравоохранения или совершения действий, противоречащих его устава.
Государство способствует развитию научных исследований в области здравоохранения и внедрению их результатов в деятельности учреждений и работников здравоохранения. Исследования, проводимые академическими и ведомственными научными учреждениями, учебными заведениями и другими научными учреждениями и подразделениями или отдельными учеными, финансируются на конкурсной основе из государственного бюджета, а также за счет каких-либо других источников финансирования, не противоречащие законодательству.
Все государственные программы в области охраны здоровья и важнейшие мероприятия по их осуществлению подлежат обязательной предварительной научной экспертизе в ведущих национальных и международных учреждениях, определенных Кабинетом Министров Украины.
Высшим научным медицинским учреждением Украины со статусом самоуправляющейся организации и независимым в проведении исследований и разработке направлений научного поиска является Академия медицинских наук Украины.
Органы и учреждения здравоохранения обязаны способствовать реализации права граждан на участие в управлении здравоохранением и проведении общественной экспертизы по этим вопросам.
При органах и учреждениях здравоохранения могут создаваться общественные консультативные или наблюдательные советы, которые будут способствовать их деятельности и обеспечивать информированность населения и общественный контроль в области охраны здоровья.
В определении содержания и путей выполнения общегосударственных и местных программ охраны здоровья, осуществлении соответствующих конкретных мероприятий, решении кадровых, научных и других проблем организации государственной деятельности в этой области могут принимать участие профессиональные общественные организации работников здравоохранения и другие объединения граждан, в том числе международные.
Государство обеспечивает жизненный уровень населения, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание и обеспечения, который необходим для поддержания его здоровья.
С этой целью на основе научно обоснованных медицинских, физиологических и санитарно-гигиенических требований устанавливаются единые минимальные нормы заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других доходов населения, организуется натуральное, в том числе бесплатное, обеспечение наиболее уязвимых слоев населения продуктами питания, одеждой, лекарствами и другими предметами первой необходимости, осуществляется комплекс мер по удовлетворению жизненных потребностей беженцев, беспризорных и других лиц, не имеющих определенного места жительства, бесплатно предоставляются медицинская помощь и социальное обслуживание лицам, которые находятся в тяжелом материальном положении, опасном для их жизни и здоровья.
Медицинские, физиологические и санитарно-гигиенические требования относительно жизненного уровня населения утверждаются Верховной Радой Украины.
Санитарно-эпидемическое благополучие территорий и населенных пунктов обеспечивается системой государственных стимулов и регуляторов, направленных на строгое соблюдение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, комплексом специальных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий и организацией государственного санитарного надзора.
В Украине устанавливаются единые санитарно-гигиенические требования к планировке и застройке населенных пунктов; строительства и эксплуатации промышленных и других объектов; очистки и обезвреживания промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов; содержание и использования жилых, производственных и служебных помещений и территорий, на которых они расположены; организации питания и водоснабжения населения; производства, применения, хранения, транспортировки и захоронения радиоактивных, ядовитых и сильнодействующих веществ; содержания и убоя домашних и диких животных, а также к другой деятельности, что может угрожать санитарно-эпидемическом благополучию территорий и населенных пунктов.
С целью обеспечения благоприятных для здоровья условий труда, учебы, быта и отдыха, высокого уровня работоспособности, профилактики травматизма и профессиональных заболеваний, отравлений и предотвращения другой возможного вреда для здоровья устанавливаются единые санитарно-гигиенические требования к организации производственных и других процессов, связанных с деятельностью людей, а также к качеству машин, оборудования, зданий, потребительских товаров и других объектов, которые могут иметь вредное влияние на здоровье. Все государственные стандарты, технические условия и промышленные образцы обязательно согласовываются с органами здравоохранения в порядке, установленном законодательством.
Владельцы и руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить в их деятельности выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и других требований по охране труда, предусмотренные законодательством о труде, не допускать вредного воздействия на здоровье людей и окружающую среду.
Государство обеспечивает надзор и контроль за созданием благоприятных для здоровья условий труда, учебы, быта и отдыха, способствует общественному контролю по этим вопросам.
Медицинские работники обязаны оказывать первую неотложную помощь при несчастных случаях и острых заболеваниях. Медицинская помощь обеспечивается службой скорой медицинской помощи или в ближайшие лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности с последующим возмещением затрат.
В неотложных случаях, когда оказание помощи через отсутствие медицинских работников на месте невозможно, предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны предоставлять транспорт для перевозки больного в лечебно-профилактического учреждения. В этих случаях первую неотложную помощь также должны подавать сотрудники милиции, пожарной охраны, аварийных служб, водители транспортных средств и представители других профессий, на которых эта обязанность возложена законодательством и должностными инструкциями.
В случае угрозы жизни больного медицинские работники и другие граждане имеют право использовать любой доступный транспортное средство для проезда до места нахождения больного с целью предоставления неотложной помощи или транспортировки его в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.
Представление безвозмездной помощи гражданам в экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, массовые отравления, эпидемии, эпизоотии, радиационное, бактериологическое и химическое загрязнение и т.д.) возлагается прежде всего на специализированные бригады постоянной готовности службы экстренной медицинской помощи по возмещению необходимых расходов местных учреждений здравоохранения в полном объеме за счет централизованных фондов.
Гражданам, которые во время неотложной или экстремальной ситуации принимали участие в спасении людей и способствовали предоставлению медицинской помощи, гарантируется в случае необходимости в порядке, установленном законодательством, бесплатное лечение и материальная компенсация вреда, причиненного их здоровью и имуществу.
Ответственность за несвоевременное и некачественное обеспечение предоставления медицинской помощи, что привело к тяжелым последствиям, несут органы власти и специальные учреждения, которые обслуживают лечебные заведения.
На учреждения здравоохранения возложено выполнение экспертных функций относительно: а) экспертизы временной нетрудоспособности граждан; б) военно-врачебной экспертизы; в) судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы; г) патологоанатомических вскрытий трупов.
Экспертиза временной нетрудоспособности граждан осуществляется в учреждениях здравоохранения врачом или комиссией врачей, которые устанавливают факт необходимости предоставления отпуска в связи с болезнью, увечьем, беременностью и родами, для ухода за больным членом семьи, в период карантина, для протезирование, санаторно-курортного лечения, определяют необходимость и сроки временного перевода работника в связи с болезнью на другую работу в установленном порядке, а также принимают решения о направлении на медико-социальную экспертную комиссию для определения наличия и степени длительной или стойкой утраты трудоспособности.
Экспертиза длительной или стойкой утрате трудоспособности осуществляется медико-социальными экспертными комиссиями, которые устанавливают степень и причины инвалидности, определяют для инвалидов работы и профессии, доступные им по состоянию здоровья, проверяют правильность использования труда инвалидов согласно заключению экспертной комиссии и способствуют восстановлению трудоспособности инвалидов.
Заключения органов медико-социальной экспертизы об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для владельцев и администрации предприятий, учреждений и организаций. Порядок организации и проведения медико-социальной экспертизы устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Военно-врачебная экспертиза определяет годность к военной службе призывников, военнослужащих и военнообязанных, устанавливает причинную связь заболеваний, ранений и травм с военной службой и определяет необходимость и условия применения медико-социальной реабилитации и помощи военнослужащим.
Военно-врачебная экспертиза проводится военно-врачебными комиссиями, которые создаются при военных комиссариатах и учреждениях здравоохранения Министерства обороны Украины, Службы безопасности Украины и других военных формирований.
Порядок организации и проведения военно-врачебной экспертизы устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Проведение судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы назначается лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судом в порядке, установленном законодательством, для разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области судебной медицины и судебной психиатрии.
Организационное руководство судебно-медицинской и судебно-психиатрической службами осуществляет Министерство здравоохранения Украины.
К медико-экспертных действий относятся и патологоанатомические вскрытия.
Патологоанатомические вскрытия трупов проводятся с целью установления причин и механизмов смерти больного.
В обязательном порядке патологоанатомические вскрытия осуществляются при наличии подозрения на насильственную смерть, а также когда смерть больного наступила в учреждении здравоохранения.
При наличии письменного заявления близких родственников или задокументированного волеизъявления покойного и отсутствии подозрения на насильственную смерть, исходя из религиозных и других важных мотивов, патологоанатомическое вскрытие может не проводиться.
Порядок проведения патологоанатомического вскрытия определяется Министерством здравоохранения Украины.
В случае несогласия гражданина с выводами государственной медицинской экспертизы и в других предусмотренных законодательством случаях по требованию гражданина проводится альтернативная медицинская (медико-социальная, военно-врачебная) экспертиза или патологоанатомическое вскрытие.
Альтернативная медицинская экспертиза осуществляется специалистами соответствующего профиля и квалификации. Граждане самостоятельно выбирают экспертное учреждение и экспертов.
Порядок и условия проведения альтернативной медицинской экспертизы определяются Кабинетом Министров Украины.
Украина - участник международного сотрудничества в области здравоохранения, член Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и других международных организаций.
Государство гарантирует указанным организациям надлежащие условия деятельности на территории Украины, способствует расширению и углублению участия в мероприятиях, что ими проводятся.
Согласно своих международно-правовых обязательств государство принимает участие в реализации международных программ здравоохранения; осуществляет обмен экологической и медицинской информации; способствует профессиональным и научным контактам работников здравоохранения, обмена прогрессивными методами и технологиями, экспорта и импорта медицинского оборудования, лекарственных препаратов и других товаров, необходимых для здоровья, деятельности совместных предприятий в области охраны здоровья; организует совместную подготовку специалистов, развивает и поддерживает все другие формы международного сотрудничества, не противоречащие международному праву и национальному законодательству.
Учреждения здравоохранения, граждане и их объединения имеют право в соответствии с действующим законодательством самостоятельно заключать договоры (контракты) с иностранными юридическими и физическими лицами на любые формы сотрудничества, принимать участие в деятельности соответствующих международных организаций, осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Неправомерные ограничения международного сотрудничества со стороны государственных органов и должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке, в том числе и в суд.



Назад