Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

9.2. Управление образованием


Образование - основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства.
Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и высшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественного выбора, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение образовательного уровня народа, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами.
Образование в Украине основывается на принципах гуманизма, демократии, национального сознания, взаимоуважения между нациями и народами.
Право граждан Украины на образование является конституционным и зафиксировано в ст.53 Конституции Украины. В соответствии с ней, полное общее среднее образование является обязательным. Граждане имеют право бесплатно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе, независимо от пола, расы, национальности, социального и имущественного состояния, рода и характера занятий, мировоззренческих убеждений, принадлежности к партиям, отношения к религии, вероисповедания, состояния здоровья, места жительства и других обстоятельств.
Государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, разных форм обучения; предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам.
Содержание образования - это обусловленные целями и потребностями общества требования к системе знаний, умений и навыков, мировоззрения и общественных и профессиональных качеств будущего специалиста, которые формируются в процессе обучения с учетом перспектив развития науки, техники, технологий и культуры.
Гарантированные государством права граждан на получение образования обеспечиваются созданием соответствующих условий, предусмотренных Законом Украины "Об образовании"'. Согласно им эти права обеспечиваются:
- разветвленной сетью учреждений образования, основанных на государственной и других форм собственности, научных учреждений, заведений последипломного образования;
- открытым характером учреждений образования, созданием условий для выбора профиля обучения и воспитания в соответствии с способностей, интересов гражданина;
- разными формами обучения - очной, вечерней, заочной, экстернатом, а также педагогическим патронажем.
Основными принципами образования в Украине являются:
• доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством;
• равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития;
• гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;
• органическая связь с мировой и национальной историей, культурой, традициями;
• независимость образования от политических партий, общественных и религиозных организаций;
- научный, светский характер образования;
- интеграция с наукой и производством;
- взаимосвязь с образованием других стран;
- гибкость и прогнозируемость системы образования;
- единство и преемственность системы образования;
- непрерывность и разнообразие образования;
- сочетание государственного управления и общественного самоуправления в образовании.
Названные условия и принципы образования реализуются на всех образовательных уровнях, которыми в Украине являются: начальное общее образование; базовое общее среднее образование; полное общее среднее образование; профессионально-техническое образование базовое высшее образование; полное высшее образование.
Учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования является свободным от вмешательства политических партий, общественных, религиозных организаций. Привлечение учащихся, студентов к участию в политических акциях и религиозных мероприятиях во время учебно-воспитательного процесса не допускается. Однако, принадлежность лица к любой политической партии, общественной, религиозной организации, которые действуют в соответствии с Конституцией Украины, не является препятствием для ее участия в учебно-воспитательном процессе.
Ученики, студенты, работники образования могут создавать в учреждениях образования первичные ячейки объединений граждан, членами которых они являются.
Учреждения образования в Украине независимо от форм собственности отделены от церкви (религиозных организаций), имеют светский характер, кроме учреждений образования, основанных религиозными организациями.
Система образования в Украине состоит из:
- органов управления образованием (государственных и местного самоуправления);
- самоуправления в области образования;
- учреждений образования;
- научных, научно-методических и методических учреждений;
- научно-производственных предприятий.
До органов управления образованием в Украине относятся:
1. Министерство образования Украины;
2. Министерства и ведомства Украины, которым подчинены учреждения образования;
3. Высшая аттестационная комиссия Украины;
4. Министерство образования Автономной Республики Крым;
5. Местные органы государственной власти и органы местного самоуправления и подчиненные им органы управления образованием.
Рассмотрим функции этих органов управления образованием.
1. Центральным органом государственной исполнительной власти, который осуществляет руководство в сфере образования является Министерство образования Украины. Министерство образования Украины:
• участвует в определении государственной политики в области образования, науки, профессиональной подготовки кадров, разрабатывает программы развития образования, государственные стандарты образования;
• устанавливает государственные стандарты знаний по каждому предмету;
• определяет минимальные нормативы материально-технического, финансового обеспечения учреждений образования;
• осуществляет учебно-методическое руководство, контроль за соблюдением государственных стандартов образования, государственное инспектирование;
• обеспечивает связь с учебными заведениями, государственными органами других стран по вопросам, которые входят в его компетенцию;
• проводит аккредитацию высших и профессионально-технических учреждений образования независимо от форм собственности и подчинения, выдает им лицензии, сертификаты;
• формирует и размещает государственный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием;
• разрабатывает условия приема в учреждения образования;
• обеспечивает выпуск учебников, пособий, методической литературы;
• разрабатывает проекты положений о заведениях, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины;
• организует аттестацию педагогических и научно-педагогических работников при присвоении им квалификационных категорий, педагогических и ученых званий;
• вместе с другими министерствами и ведомствами, которым подчинены учреждения образования. Министерством образования Автономной Республики Крым реализует государственную политику в области образования, осуществляет контроль за ее практическим воплощением, соблюдением актов законодательства об образовании во всех учреждениях образования независимо от форм собственности и подчинения;
• осуществляет руководство государственными учреждениями образования. Акты Министерства образования Украины, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для министерств и ведомств, которым подчинены учреждения образования, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления, и подчиненных им органов управления образованием, учреждений образования независимо от форм собственности.
2. Министерства и ведомства, которым подчинены учреждения образования, совместно с Министерством образования Украины принимают участие в осуществлении государственной политики в области образования, науки, профессиональной подготовки кадров, в проведении государственного инспектирования и аккредитации учреждений образования, осуществляющих контрольные функции по соблюдению требований относительно качества образования, обеспечивают связь с учебными заведениями и государственными органами других стран по вопросам, относящимся к их компетенции, организуют внедрение в практику достижений науки и передового опыта.
Акты министерств и ведомств, которым подчинены учреждения образования, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образованием, учреждений образования соответствующего профиля независимо от форм собственности.
3. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) организует и проводит аттестацию научных и научно-педагогических кадров, руководит работой по присуждению научных степеней, присвоению ученого звания старшего научного сотрудника. БАК является центральным органом государственной исполнительной власти, подведомственным Кабинета Министров Украины.
В пределах своих полномочий, ВАК организовывает выполнение актов законодательства Украины, обобщает практику его применения по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Кабинета Министров Украины, а также осуществляет систематический контроль за их реализацией.
Основными задачами ВАК является:
- участие в формировании и реализации совместно с другими центральными органами государственной исполнительной власти и научными организациями государственной политики относительно перспектив развития науки и техники, кадрового потенциала Украины с учетом уровня мирового научно-технического прогресса;
- руководство работой по аттестации научных кадров высшей квалификации (присуждения научных степеней и присвоения ученого звания старшего научного сотрудника);
- государственный контроль за деятельностью специализированных ученых советов и качеством аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
ВАК в соответствии с возложенными на него задачами:
1) формирует сеть специализированных ученых советов по защите диссертаций в высших учебных заведениях, академических институтах, отраслевых научно-исследовательских институтах, научно-производственных объединениях, утверждает их персональный состав и перечень специальностей, по которым этим советам предоставляется право проведения защиты диссертаций;
2) проводит периодическую аттестацию специализированных ученых советов;
3) утверждает по согласованию с Минобразования и другими заинтересованными центральными органами государственной исполнительной власти перечень специальностей научных работников;
4) разрабатывает и утверждает требования к диссертациям и к лицам, претендующим на получение научных степеней и ученого звания старшего научного сотрудника;
5) анализирует совместно с министерствами, другими заинтересованными центральными органами государственной исполнительной власти тематику и значимость диссертационных исследований с учетом потребностей научного и общественного прогресса, разрабатывает и доводит до научных учреждений, высших учебных заведений, специализированных ученых советов соответствующие рекомендации;
6) утверждает решения специализированных ученых советов о присуждении ученой степени доктора наук;
7) принимает решение о выдаче диплома кандидата наук на основании решения диссертационного совета о присуждении ученой степени;
8) принимает решение о выдаче аттестата старшего научного сотрудника на основании решения ученого совета о присвоении ученого звания старшего научного сотрудника;
9) оформляет и выдает в установленном порядке дипломы доктора и кандидата наук, а также аттестаты старшего научного сотрудника;
10) разрабатывает и представляет на утверждение в Кабинет Министров Украины проект положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученого звания старшего научного сотрудника;
11) разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий нормативные документы о присуждении ученых степеней и присвоении ученого звания в соответствии с законодательством;
12) решает в установленном порядке вопросы ностры-классификации (признание) документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, выданных соответствующими органами других государств;
13) рассматривает апелляции на решения специализированных ученых советов по присуждению научных степеней, а также ученых советов относительно присвоения ученого звания старшего научного сотрудника;
14) осуществляет в пределах своих полномочий охране государственных тайн;
15) участвует в работе международных организаций и конференций, совещаний по вопросам подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
16) осуществляет иные полномочия, вытекающие из возложенных на него задач.
ВАК имеет право:
1) отменять решения специализированных ученых советов и ученых советов о присуждении ученых степеней и присвоении ученого звания старшего научного сотрудника в случае нарушения ими установленного порядка аттестации;
2) лишать специализированные ученые советы, нарушающих установленный порядок защиты или присуждают научные степени за труда низкого качества, права приема диссертаций к защите;
3) направлять в случае необходимости в соответствующих специализированных ученых советов и ученых советов диссертационные труда и аттестационные дела для дополнительного изучения и определения их соответствия установленным требованиям;
4) лишать в установленном порядке научных и научно-педагогических работников научных степеней и ученого звания старшего научного сотрудника;
5) назначать в случае необходимости оппонентов и рецензентов, приглашать высококвалифицированных специалистов для экспертизы диссертационных работ и аттестационных дел, а также для инспектирования деятельности специализированных ученых советов с оплатой труда в соответствии с законодательством;
6) получать отчетность о работе специализированных ученых советов, рассматривать предложения по совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров, созывать межведомственные совещания по этим вопросам;
7) издавать информационный бюллетень по вопросам аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
8) представлять Правительство Украины по его поручению в международных организациях и во время подписания международных договоров Украины;
9) получать в установленном законодательством порядке от центральных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, а от Минстата бесплатно - статистические данные, необходимые для выполнения возложенных на него задач.
ВАК возглавляет председатель, который в пределах своих полномочий на основе и во исполнение законодательства издает приказы, организует и контролирует их выполнение.
Для рассмотрения важнейших вопросов развития науки и техники, обсуждение направлений деятельности ВАК, программных вопросов работы аппарата ВАК образуется главная совет ВАК, которую возглавляет председатель ВАК. К главной совета ВАК входят ведущие ученые и высококвалифицированные специалисты в количестве до 70 человек. Состав главного совета утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению председателя ВАК.
Заседание главного совета проводятся по необходимости, но не реже одного раза в год. Заседание главного совета ВАК считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее состава. Решение главной совета ВАК принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.
Решение главной совета ВАК имеют рекомендательный характер, однако являются обязательными для рассмотрения на президиума ВАК и председателем ВАК.
Для оперативного и согласованного решения текущих вопросов, относящихся к компетенции ВАК, образуется президиум ВАК в количестве до 20 человек в составе председателя ВАК, его заместителей, ученого секретаря ВАК по должностям, а также других ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов - представителей других центральных органов государственной исполнительной власти и научных организаций. Президиум ВАК рассматривает решение главной совета ВАК, в случае необходимости может принимать обращения к центральных и местных органов государственной исполнительной власти, научных и общественных организаций, готовит предложения для рассмотрения на заседании главного совета ВАК.
Состав президиума по представлению председателя ВАК утверждается Кабинетом Министров Украины сроком на 3 года.
Заседание президиума ВАК считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее состава. Решение президиума ВАК принимаются открытым или тайным голосование большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании, и проводятся в жизнь приказами ВАК.
Для рассмотрения конкретных вопросов относительно присуждения научных степеней и присвоения ученых званий при ВАК создаются экспертные советы из соответствующих специальностей.
3. Министерство образования Автономной Республики Крым осуществляет полномочия руководства образованием, кроме полномочий, отнесенных к компетенции Министерства образования Украины, министерств и ведомств, которым подчинены учреждения образования.
4. Государственную политику в области образования на местах осуществляют местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления. Они в пределах своей компетенции:
- устанавливают, не ниже определенных Министерством образования Украины минимальных нормативов, объемы бюджетного финансирования учреждений образования, учреждений, организаций системы образования, что есть в коммунальной собственности, и обеспечивают финансирование расходов на их содержание;
- обеспечивают развитие сети учреждений образования и учреждений, организаций системы образования, укрепление их материальной базы, хозяйственное обслуживание;
- осуществляют социальную защиту работников образования, детей, учащейся и студенческой молодежи, создают условия для их воспитания, обучения и работы в соответствии с нормативов материально-технического и финансового обеспечения;
- организуют учет детей дошкольного и школьного возраста, контролируют выполнение требований относительно обучения детей в учреждениях образования;
- решает в установленном порядке вопросы, связанные с опекой и попечительством о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, защита их прав, оказание материальной и другой помощи;
- создают надлежащие условия по месту жительства для воспитания детей, молодежи, развития способностей, удовлетворения их интересов;
- обеспечивают в сельской местности регулярный бесплатный подвоз к месту обучения и домой детей дошкольного возраста, учащихся и педагогических работников;
- организуют профессиональное консультирование молодежи и производительный труд учащихся;
- определяют потребности, объемы и разрабатывают предложения относительно государственного заказа на подготовку рабочих кадров для региона.
Местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления создаются соответствующие органы управления образованием, деятельность которых направляется на:
- управление учреждениями образования, находящегося в коммунальной собственности;
- организацию учебно-методического обеспечения учреждений образования, совершенствования профессиональной квалификации педагогических работников, их переподготовку и аттестацию в порядке, установленном Министерством образования Украины;
- координацию действий педагогических, производственных коллективов, семьи, общественности по вопросам обучения и воспитания детей;
- определение потребностей, разработка предложений относительно государственного контракта и формирование регионального заказа на педагогические кадры, заключение договоров на их подготовку;
- контроль за соблюдением требований относительно содержания, уровня и объема образования, аттестации учреждений образования, находящихся в коммунальной собственности.
Местные органы управления образованием в осуществлении своих полномочий подчинены местным органам государственной власти, органам местного самоуправления и соответствующим государственным органам управления образованием в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Органами общественного самоуправления в образовании являются:
- общее собрание (конференция) коллектива учреждения образования;
- районная, городская, областная конференции педагогических работников, съезд работников образования Автономной Республики Крым;
Всеукраинский съезд работников образования.
Органы общественного самоуправления в образовании вносят предложения по формированию государственной политики в области образования, решают в пределах своих полномочий вопросы учебно-воспитательной, научно-исследовательской, методической, экономической, финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования.
Полномочия органов общественного самоуправления в образовании определяет в пределах действующего законодательства Министерство образования Украины с участием представителей профсоюзов, всеукраинских педагогических (образовательных) объединений.
Учреждения образования образуются в соответствии со структурой образования, которая включает: дошкольное образование; общее среднее образование; внешкольное образование; профессионально-техническое образование; высшее образование; последипломное образование; аспирантуру; докторантуру; самообразование.
Дошкольное образование и воспитание осуществляются в семье, дошкольных учреждениях образования во взаимодействии с семьей и имеют целью обеспечения физического, психического здоровья детей, их всестороннего развития, приобретения жизненного опыта, выработки умений, навыков, необходимых для дальнейшего обучения.
Дошкольными учреждениями образования являются: детские ясли, детские сады, детские ясли-сады, семейные, прогулочные, дошкольные учреждения компенсирующего (для детей, которые нуждаются в коррекции физического и психического развития) и комбинированного типов с кратковременным, дневным и круглосуточным пребыванием детей, а также детские сады интернатного типа, детские дома и другие.
Прием детей в дошкольные учреждения образования проводится по желанию родителей или лиц, которые их заменяют.
Общее среднее образование обеспечивает всестороннее развитие ребенка как личности, его наклонностей, способностей, талантов, трудовую подготовку, профессиональное самоопределение, формирование общечеловеческой морали, усвоение определенного общественными, национально-культурными потребностями объема знаний о природе, человеке, обществе и производство, экологическое воспитание, физическое совершенствование.
Государство гарантирует молодежи право на получение полного общего среднего образования и оплачивает ее получения. Полное общее среднее образование является обязательным и может содержаться в различных типах учреждений образования.
Основным видом средних учреждений образования является средняя общеобразовательная школа трех степеней: первый - начальная школа, что обеспечивает начальное общее образование, второй - основная школа, которая обеспечивает базовое общее среднее образование, третий - старшая школа, что обеспечивает полное общее среднее образование.
Школы каждого из трех степеней могут функционировать совместно или самостоятельно.
Обучение в средней общеобразовательной школе начинается с шести-семилетнего возраста.
Школы первой степени в сельской местности создаются независимо от имеющегося количества учеников. Открытие таких школ, а также самостоятельных классов в них осуществляется по решению местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления.
По решению местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления для удовлетворения образовательных потребностей населения могут создаваться учебно-воспитательные объединения "школа - детский сад", школы и группы продленного дня.
Для развития способностей, дарований и талантов детей создаются профильные классы (с углубленным изучением отдельных предметов или начальной допрофессиональной подготовки), специализированные школы, гимназии, лицеи, коллегиумы, а также различные типы учебно-воспитательных комплексов, объединений. Особенно одаренным детям государство оказывает поддержку и поощрение (стипендии, направление на обучение и стажировку в ведущих отечественных и зарубежных образовательных, культурных центров).
Для получения общего среднего образования могут создаваться вечерние (сменные) школы, а также классы, группы по очной, заочной формами обучения при общеобразовательных школах.
Желающим предоставляется право и создаются условия для ускоренного окончания школы, сдачи экзаменов экстерном.
Внешкольное образование и воспитание является частью структуры образования и направляются на развитие способностей, талантов детей, учащейся и студенческой молодежи, удовлетворение их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении. Внешкольное образование и воспитание осуществляются учреждениями образования, семьей, трудовыми коллективами, общественными организациями, обществами, фондами и основываются на принципе добровольности выбора типов заведений, видов деятельности.
К внешкольных учреждений образования относятся: дворцы, дома, центры, станции детского, юношеского творчества, ученические и студенческие клубы, детско-юношеские спортивные школы, школы искусств, студии, начальные специализированные художественные учебные заведения, библиотеки, оздоровительные и другие учреждения. Для осуществления учебно-воспитательной работы внешкольным учреждениям образования предоставляются спортивные объекты, культурные, оздоровительные и другие учреждения бесплатно и на льготных условиях. Порядок их предоставления определяется местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Профессионально-техническое образование обеспечивает получение гражданами профессии в соответствии с их призванием, интересов, способностей, переподготовку, повышение их профессиональной квалификации. Правовые, организационные и финансовые основы ее функционирования и развития определяет Закон Украины от 10 февраля 1998 г. "О профессионально-техническом образовании".
Профессионально-техническое образование граждан осуществляется на базе полного общего среднего образования или базового общего среднего образования с предоставлением возможности получать полное среднее образование.
Граждане, которые нуждаются в социальной помощи и реабилитации, а также граждане, которые учатся отдельным профессиям по перечню, определенному Кабинетом Министров Украины, могут получать профессию не имея базового общего среднего образования.
Профессионально-техническими учебными заведениями являются: профессионально-техническое училище, профессионально-художественное училище, профессиональное училище социальной реабилитации, училище-агрофирма, училище-завод, высшее профессиональное училище, учебно-производственный центр, центр подготовки и переподготовки рабочих кадров, учебно-курсовой комбинат, другие типы учреждений, предоставляющих рабочую профессию. Они могут иметь дневные, вечерние отделения, создавать и входить в различные комплексы, объединения.
Подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан профессионально-технические учреждения образования осуществляют как по государственному контракту, так и по договорам с предприятиями, объединениями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами. Они могут иметь одно или несколько базовых предприятий, объединений, организаций, для которых готовят рабочие кадры. Отношения между базовыми предприятиями, объединениями, организациями и профессионально-техническими учебными заведениями регулируются в соответствии с заключенными соглашениями.
Граждане могут также получить профессию, повысить квалификацию, пройти переподготовку непосредственно на производстве.
Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересов и способностей, совершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации. Она приобретается на базе полного общего среднего образования в высших учебных заведениях.
Высшее учебное заведение обеспечивает гражданам и гражданам других стран, лицам без гражданства возможность получить высшее образование на уровне государственных стандартов по образовательно-квалификационным уровням и получить научные степени.
Государственном высшем учреждения образования за особые достижения в работе в соответствии с Указом Президента Украины от 16 июня 1995г. "О Положении о национальном заведение (учреждение) Украины" может предоставляться статус национального.
Подготовка специалистов в высших учебных заведениях может проводиться с отрывом (очная), без отрыва от производства (вечернее, заочное), путем сочетания этих форм, а по отдельным специальностям - экстерном.
Прием граждан в высшие учебные заведения проводится на конкурсной основе в соответствии с способностей независимо от формы собственности учреждения образования и источников оплаты за обучение.
Условия приема студентов в высших заведений образования Минобразования разрабатывает и утверждает после предварительного рассмотрения их Вице-премьер-министром Украины. В соответствии с этими Условиями каждый высшее учреждение образования разрабатывает собственные правила приема, которые утверждает Минобразования. Порядок утверждения правил приема в высшие учебные заведения устанавливает Минобразования.
В Украине действуют следующие виды высших учебных заведений:
1) университет (классический университет) - многопрофильное высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных, технических и других направлений науки, техники и культуры за образовательно-профессиональными программами всех уровней, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром, способствует распространению научных знаний и осуществляет культурно-просветительскую деятельность среди населения, имеет развитую инфраструктуру научных и научно-производственных предприятий и учреждений, высокий уровень кадрового и материально-технического обеспечения такой деятельности.
Могут создаваться технические, технологические, экономические, медицинские, сельскохозяйственные и другие университеты, которые осуществляют многопрофильную подготовку специалистов с высшим образованием в соответствующей отрасли;
2) академия - высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием по образовательно-профессиональным программам всех уровней в отдельно определенной области знаний или производства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности, имеет высокий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;
3) институт - высшее учебное заведение или структурное подразделение университета, академии, который осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием по образовательно-профессиональным программам всех уровней в определенной области науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит научную и научно-производственную деятельность, имеет высокий кадровый и материально-технический потенциал;
4) музыкальная консерватория (академия) - высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием по образовательно-профессиональным программам всех уровней в области культуры и искусства - музыкальных исполнителей, композиторов, музыковедов, преподавателей музыкальных дисциплин, проводит научные исследования, является ведущим центром в области своей деятельности, имеет высокий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.
Обучение в консерватории предусматривает всестороннюю теоретическую и практическую подготовку музыкантов к профессиональной исполнительской и педагогической деятельности;
5) колледж - высшее учебное заведение или структурное подразделение университета, академии, института, который осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием по образовательно-профессиональным программам бакалавра или младшего специалиста с одного (нескольких) схожим направлениям подготовки или специальностям, имеет необходимый кадровый потенциал, материально-техническую базу;
6) техникум (училище) - высшее учебное заведение или структурное подразделение университета, академии, института, который осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием за образовательно-профессиональными программами младшего специалиста, имеет необходимый кадровый потенциал, материально-техническую базу.
В соответствии с образовательно-квалификационных уровней подготовки студентов, способов реализации образовательно-профессиональных программ и социальных функций в системе образования могут действовать высшие учебные заведения таких уровней аккредитации:
- высшие учреждения образования первого уровня аккредитации (техникум, училище и другие приравненные к ним по результатам аккредитации высшие учреждения образования), которые готовят специалистов: на основе полного общего среднего образования - с присвоением квалификации младшего специалиста; на основе базового общего среднего образования - с присвоением квалификации младшего специалиста с одновременным получением полного общего среднего образования;
- высшие учреждения образования второго уровня аккредитации (колледжи и другие приравненные к ним по результатам аккредитации высшие учреждения образования), которые готовят специалистов на основе полного общего среднего образования с присвоением квалификации младшего специалиста, бакалавра;
- высшие учебные заведения третьего и четвертого уровней аккредитации (университеты, академии, институты, консерватории и другие приравненные к ним по результатам аккредитации высшие учреждения образования), которые готовят специалистов: на основе полного общего среднего образования - с присвоением квалификаций бакалавра, специалиста, магистра; на основе высшего образования - с присуждением ученых степеней кандидата и доктора наук в установленном порядке.
Высшие учебные заведения в установленном порядке могут создавать различные типы учебно-научно-производственных комплексов, объединений, центров, институтов, филиалов, колледжей, лицеев, гимназий.
Высшим учебным заведениям третьего и четвертого уровней аккредитации, которые работают за общими учебными планами и объединены в комплекс с учреждениями образования первого и второго уровней аккредитации, предоставляется право зачислять выпускников этих заведений для продолжения обучения по специальным программам с сокращенным сроком подготовки специалистов или на II-IV курсы для пополнения академических групп. Условия финансирования такой подготовки определяются руководством высшего учебного заведения по согласованию с министерством или ведомством, в подчинении которого находится учреждение.
Главными задачами высшего учебного заведения являются:
1) осуществление образовательной деятельности, которая включает учебную, воспитательную, научную, культурную, методическую;
2) обеспечение условий для овладения системой знаний о человеке, природе и обществе; формирование социально зрелой, творческой личности; воспитание морально, психически и физически здорового поколения граждан; формирование гражданской позиции, патриотизма, собственного достоинства, готовности к трудовой деятельности, ответственности за свою судьбу, судьбу общества, государства и человечества; обеспечение высоких этических норм, атмосферы доброжелательности и взаимного уважения в отношениях между работниками, преподавателями и студентами;
3) обеспечение приобретения студентами знаний в определенной области, подготовка их к профессиональной деятельности;
4) обеспечение выполнения условий государственного контракта и других сделок на подготовку специалистов с высшим образованием;
5) проведения научных исследований или творческой, художественной деятельности как основы подготовки будущих специалистов и научно-технического и культурного развития государства;
6) подготовка молодежи к самостоятельной научной, преподавательской и творческой деятельности;
7) информирование абитуриентов и студентов о ситуации, сложившейся на рынке занятости;
8) переподготовка и повышение квалификации кадров; просветительская деятельность.
Государственные органы управления образованием, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, должны обеспечивать:
1) создание нормативно-правовой базы для деятельности высшего учебного заведения;
2) установление требований к содержания, уровня и объема образования;
3) проведение государственной аккредитации высшего учебного заведения;
4) осуществление информационного обеспечения образовательной деятельности;
5) социальная защита участников учебно-воспитательного процесса;
6) установление нормативов материально-технического и финансового обеспечения;
7) формирование государственного заказа;
8) получение или приобретение недвижимого имущества и оборудования, необходимых для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с установленными нормативами.
Высшее учебное заведение имеет право:
1) определять содержание образования с учетом государственных стандартов и образовательно-профессиональных программ, установленных для высших заведений образования соответствующих уровней аккредитации;
2) определять формы и средства проведения учебно-воспитательного процесса в соответствии с лицензированной образовательной деятельности;
3) готовить специалистов по государственному заказу и заказом отраслевых министерств, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, местных органов исполнительной власти, общественных организаций и по договорам с гражданами;
4) разрабатывать и внедрять собственные программы научной деятельности;
5) создавать в установленном порядке структурные подразделения;
6) получать средства и материальные ценности (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т.п.) от органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, граждан и благотворительных фондов;
7) заключать соглашения о совместной деятельности с предприятиями, учреждениями и организациями в Украине и за ее пределами для выполнения уставных задач в соответствии с действующим законодательством;
8) развивать собственную социальную базу, сеть спортивно-оздоровительных, лечебно-профилактических и культурных заведений;
9) осуществлять капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт основных фондов;
10) пользоваться льготами, установленными действующим законодательством для высших заведений образования;
11) пользоваться банковским кредитам и займам в соответствии с действующим законодательством;
12) осуществлять самостоятельную издательскую деятельность в установленном порядке;
13) участвовать в деятельности международных организаций;
14) получать по результатам аккредитации дополнительные права и льготы, предусмотренные для учреждений соответствующего уровня.
Высшее учебное заведение, которому предоставлен статус национального, пользуется также правами, предусмотренными Указом Президента Украины от 16 июня 1995 г. "О Положении о национальном заведение (учреждение) Украины".
Структура высшего учебного заведения определяется в соответствии с Положением о государственном высшее учебное заведение и его Устава.
Основными структурными подразделениями высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации являются: институты, факультеты, кафедры, курсы и т.д. Основными структурными подразделениями высшего учреждения образования первого и второго уровней аккредитации является отделение.
Институт является учебно-научным или научным структурным подразделением и может создаваться в высших учебных заведениях третьего и четвертого уровней аккредитации с целью более эффективной реализации уставных задач заведения. Учебно-научный институт объединяет родственные факультеты, кафедры и создается органом управления, в ведении которого находится высшее учебное заведение. Руководство учебно-научным институтом осуществляет директор института, который назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя высшего учебного заведения. Функциональные обязанности директора института определяются ректором в соответствии с Уставом высшего учебного заведения.
Научно-исследовательский институт объединяет родственные научные лаборатории, центры и создается приказом ректора (если деятельность института финансируется из государственного бюджета, - органом управления, в ведении которого находится высшее учебное заведение). Директор научно-исследовательского института назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя высшего учебного заведения (если научно-исследовательский институт создается органом управления, в ведении которого находится высшее учебное заведение, кандидатура директора соглашается с руководством органа управления).
Факультет является учебно-научным структурным подразделением высших заведений образования третьего и четвертого уровней аккредитации, осуществляющим подготовку студентов, аспирантов и докторантов из родственных специальностей. Факультет объединяет соответствующие кафедры и лаборатории. Руководство деятельностью факультета осуществляет декан, который назначается на должность из числа профессоров или опытных доцентов в порядке, установленном Уставом высшего учебного заведения, и освобождается от должности руководителем высшего учебного заведения.
Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением высших заведений образования третьего и четвертого уровней аккредитации (филиалов, факультетов), осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую деятельность по одной или нескольким родственным дисциплинам.
Кафедра создается приказом ректора по представлению декана факультета и по решению ученого совета факультета, согласованным с органом управления, в ведении которого находится высшее учебное заведение, при условии, что объемы учебной работы дают возможность сформировать преподавательский состав в количестве не менее 5 штатных единиц. В высших учебных заведениях искусства, как исключение, по согласованию с органами управления, в ведении которых находится высшее учебное заведение, могут создаваться кафедры численностью не менее 3 штатные единицы.
В случае необходимости для обеспечения развития нового направления учебной, методической и научной деятельности при кафедре может быть создана секция.
Высшие учебные заведения третьего и четвертого уровней аккредитации могут иметь аспирантуру, докторантуру, научно-исследовательские учреждения.
Высшее учебное заведение имеет право создавать в своем составе заведения последипломного образования, которые на базе высшего образования в сокращенные сроки готовят специалистов по новым перспективным направлениям науки и техники. Порядок создания этих учреждений регулируется нормативными актами, которые утверждает Минобразования по согласованию с Минфином.
Управление высшим учебным заведением осуществляется на основе совмещения прав центральных органов исполнительной власти и руководства высшего учебного заведения, разграничение полномочий, сочетания единоначалия и самоуправления, реализации прав собственника на использование своего имущества.
Управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет уполномоченный основателем руководитель (президент, ректор, директор), который действует на принципах единоначалия.
Для решения основных вопросов деятельности высшего учебного заведения в соответствии с его Уставом создаются рабочие и совещательные органы:
- рабочие органы - ректорат, деканаты (для высших заведений образования третьего и четвертого уровней аккредитации), административный совет (для высших заведений образования первого и второго уровней аккредитации), приемная комиссия;
- совещательные органы - ученый совет (для высших заведений образования третьего и четвертого уровней аккредитации), педагогический совет (для высших заведений образования первого и второго уровней аккредитации), бюджетно-финансовая комиссия и т.д.
Положение о рабочих и совещательные органы и их функции утверждаются приказом руководителя высшего учебного заведения.
Высшее учебное заведение осуществляет научную, научно-техническую и иную творческую деятельность, основные задачи и порядок организации которой определяются положением, которое утверждается Минобразования. Основными ее направлениями являются:
а) выполнение научно-исследовательских работ;
б) подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Научно-исследовательская работа является одним из главных средств достижения государственных стандартов качества подготовки специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации, реализуемых за счет:
1) интеграции учебного процесса, науки и производства;
2) подготовки специалистов на основе использования достижений научно-технического прогресса и привлечение студентов к участию в научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах, выполняемых за счет средств государственного бюджета и по договорам с заказчиком;
3) организации научной и научно-производственной работы во взаимосвязи с учебным процессом в пределах деятельности конструкторских и проектных бюро, центров научно-технического творчества молодежи;
4) проведение олимпиад (конкурсов) студенческого творчества;
5) привлечение ведущих ученых и научных работников к осуществлению учебного процесса.
Для этого создаются научные, научно-производственные подразделения, объединения, ассоциации, технологические парки, центры новых информационных технологий, научно-технического творчества и другие формирования.
Основными субъектами научной и научно-производственной деятельности высшего учебного заведения является научно-педагогические, научные и научно-технические работники. К проведению научных исследований в высшем учебном заведении привлекаются как его штатные работники (преподаватели, научные работники, инженеры, рабочие), так и докторанты, аспиранты, студенты, стажеры-исследователи, преподаватели-стажеры, работники других организаций.
Последипломное образование обеспечивает получение новой квалификации, новой специальности и профессии на основе ранее полученного в вузе образования и опыта практической работы, углубление профессиональных знаний, умений по специальности, профессии. Она осуществляется учреждениями последипломного образования на договорной основе с предприятиями, учреждениями, организациями с учетом государственного контракта (заказ).
К заведений последипломного образования относятся:
• академии, институты (центры) повышения квалификации, переподготовки, совершенствования, учебно-курсовые комбинаты;
• подразделения высших заведений образования (филиалы, факультеты, отделения и другие);
• профессионально-технические учреждения образования;
• соответствующие подразделения в организациях и на предприятиях. Для самообразования граждан государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан, гражданами создаются открытые и народные университеты, лектории, библиотеки, центры, клубы, теле -, радіонавчальні программы и т.д.
Учреждения образования действуют на основании собственных уставов, утверждаемых:
- Министерством образования Украины относительно учреждений образования, основанные на общегосударственной собственности и находятся в его системе;
- Министерствами, ведомствами Украины, которым подчинены учреждения образования, основанные на общегосударственной собственности, по согласованию с Министерством образования Украины;
- Министерством образования Украины относительно высших заведений образования, основанных на иных формах собственности;
- Местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления в отношении государственных учреждений образования, находящихся в коммунальной собственности, и учреждений образования (кроме высших учебных заведений), основанных на иных формах собственности.
Образование в Украине является двухуровневой. Постепенность образования воплощена в установленных законодательством образовательно-квалификационных уровнях. Таких уровней Законом Украины "Об образовании" установлено 5: квалифицированный рабочий; младший специалист, бакалавр, специалист, магистр. Предоставляется образование в отношении указанных уровней за соответствующими образовательно-профессиональными программами.
Образовательно-профессиональные программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов с высшим образованием соответствующих образовательно-квалификационных уровней - это государственные документы, которые определяют содержание и нормативный срок обучения и предусматривают соответствующие формы контроля и государственной аттестации. Указанные образовательно-профессиональные программы утверждаются Минобразования.
Требования к содержанию объема и уровня образовательной и профессиональной подготовки устанавливают государственные стандарты образования. Они являются основой оценки образовательного и образовательно-квалификационного уровня граждан независимо от форм получения образования.
Государственные стандарты образования разрабатываются отдельно с каждого образовательного и образовательно-квалификационного уровня и утверждаются Кабинетом Министров Украины. Они подлежат пересмотру и перезатвердженню не реже чем один раз в 10 лет.
Соответствие образовательных услуг государственным стандартам и требованиям определяется учредителем учреждения образования. Министерством образования Украины, Министерством образования Автономной Республики Крым, министерствами и ведомствами, которым подчинены учреждения образования, местными органами управления образованием путем лицензирования, инспектирования, аттестации и аккредитации учреждений образования в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
По результатам лицензирования Министерство образования, Министерство образования Автономной Республики Крым, местные органы управления образованием в пределах своих полномочий оказывают помощь учреждениям образования, независимо от форм собственности, лицензии на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с государственными требованиями с установлением за определенными образовательными или образовательно-квалификационными уровнями объемов подготовки, которые отвечают кадровому, научно-методическому и материально-техническому обеспечению, вносят их в государственный реестр учреждений образования.
Невыполнение или грубое нарушение учебным заведением условий и правил лицензионной деятельности, представления и распространения недостоверной информации относительно ее осуществления является основанием для приостановления действия или аннулирования лицензии.
По результатам аккредитации высших учебных заведений, заведений последипломного образования Министерство образования Украины совместно с министерствами и ведомствами, которым подчинены учреждения образования:
• определяет соответствие образовательных услуг государственным стандартам определенного образовательно-квалификационного уровня по направлениям (специальностям), предоставляет право выдачи документа об образовании государственного образца;
• устанавливает уровень аккредитации учреждения образования;
• предоставляет определенную автономию учреждения образования в соответствии с полученного статуса;
• информирует общественность об качество образовательной и научной деятельности высших учебных заведений;
• решает в установленном порядке вопросы о реорганизации высшего учреждения образования с присвоением соответствующего статуса или его ликвидацию.
По результатам аттестации дошкольных, средних, внешкольных и профессионально-технических учреждений образования Министерство образования, Министерство образования Автономной Республики Крым, местные органы управления образованием в пределах своих полномочий:
• определяют соответствие образовательных услуг, предоставляемых учреждениями образования, государственным стандартам определенного образовательного и образовательно-квалификационного уровня;
• принимает решение о создании специализированных учреждений образования: школ, коллегиумов, лицеев, гимназий и т.д.;
• вносят предложения Министерству образования Украины о предоставлении соответствующего статуса профессионально-техническим учебным заведениям;
• принимает решения о создании, реорганизации или ликвидации учреждений образования.
Педагогической деятельностью могут заниматься лица с высокими моральными качествами, которые имеют соответствующее образование, профессионально-практическую подготовку, физическое состояние которых позволяет выполнять служебные обязанности.
Педагогическую деятельность в учреждениях образования осуществляют педагогические работники, в высших учебных заведениях третьего и четвертого уровней аккредитации и заведениях последипломного образования - научно-педагогические работники.
Педагогические и научно-педагогические работники принимаются на работу путем заключения трудового договора, в том числе по контракту. Принятие на работу научно-педагогических работников осуществляется на основе конкурсного отбора.
Педагогические работники подлежат аттестации. По результатам аттестации определяются соответствие работника занимаемой должности, уровень его квалификации, присваиваются категории, педагогические звания. Порядок аттестации педагогических работников устанавливается Министерством образования Украины.
Учреждения образования, научные, научно-производственные учреждения системы образования, органы государственного управления образованием имеют право заключать договоры о сотрудничестве, устанавливать прямые связи с учебными заведениями, научными учреждениями системы образования зарубежных стран, международными организациями, фондами в соответствии с действующим законодательством Украины.
Государственные учреждения образования и научные, научно-производственные учреждения государственной системы образования, органы государственного управления образованием вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством на основе договоров, заключенных ими с иностранными юридическими, физическими лицами, иметь собственный валютный счет, создавать совместные предприятия.
Министерство образования Украины, министерства и ведомства, которым подчинены учреждения образования. Высшая аттестационная комиссия Украины вместе с другими государственными учреждениями, организациями проводят работу, связанную с установлением эквивалентности аттестатов и дипломов, международным признанием учебных курсов, квалификаций, ученых степеней и званий.



Назад