Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

9.3. Управление культурой


Под термином "культура" (лат. cultura) понимают совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом, характеризующие определенный уровень его развития.
Таким образом, к культурным ценностям относятся объекты материальной и духовной культуры, имеющих художественное, историческое, этнографическое и научное значение.
Вопрос сохранения, приумножения и интенсивного использования культурных ценностей для морально-эстетического воспитания населения занимают особое место среди государственных интересов.
Основными принципами культурной политики в Украине являются:
• признание культуры как одного из главных факторов самобытности украинской нации и национальных меньшинств, которые проживают на территории Украины;
• утверждение гуманистических идей, высоких моральных принципов в общественной жизни, ориентация как на национальные, так и на общечеловеческие ценности, признание их приоритетности над политическими и классовыми интересами;
• сохранение и приумножение культурного достояния;
• развитие культурных связей с украинцами, проживающими за рубежом, как основы сохранения целостности украинской культуры;
• гарантирование свободы творческой деятельности, невмешательства в творческий процесс со стороны государства, политических партий и других общественных объединений;
• равенство прав и возможностей граждан независимо от социального положения и национальной принадлежности в создании, использовании и распространении культурных ценностей;
• доступность культурных ценностей, всех видов культурных услуг и культурной деятельности для каждого гражданина;
• обеспечение условий для творческого развития личности, повышения культурного уровня и эстетического воспитания граждан;
• поощрение благотворительной деятельности в сфере культуры предприятий, организаций, общественных объединений, религиозных организаций, отдельных граждан;
• всестороннее международное культурное сотрудничество;
• признание приоритета международно-правовых актов в сфере культуры;
• сочетание государственных и общественных начал в обеспечении развития культуры.
Важное значение по реализации вышеуказанных принципов в реальной жизни имеют Основы законодательства Украины о культуре, принятые 14 февраля 1992 г. Они определяют правовые, экономические, социальные, организационные основы развития культуры в Украине, регулируют общественные отношения в сфере создания, распространения, сохранения и использования культурных ценностей и направлены на:
- реализацию суверенных прав Украины в сфере культуры;
- возрождение и развитие культуры украинской нации и культур национальных меньшинств, которые проживают на территории Украины;
- обеспечение свободы творчества, свободного развития культурно-художественных процессов, профессионального и самодеятельного художественного творчества;
- реализацию прав граждан на доступ к культурным ценностям;
- социальная защита работников культуры;
- создание материальных и финансовых условий развития культуры.
Гарантируя свободу творчества, свободный выбор видов культурной деятельности (ст. 54 Конституции Украины), государством не допускается вмешательство в творческий процесс, а также цензура в сфере творческой деятельности. Она обеспечивает создание условий для развития литературной и художественной критики, других форм объективной оценки историко-культурных процессов.
С целью обеспечения указанных гарантий, действующее законодательство устанавливает определенные права и обязанности граждан в сфере культуры.
Каждый гражданин в сфере культуры имеет право на свободу творчества; свободный выбор любого вида культурной деятельности, средств и сфер применения творческих способностей и самостоятельное определение судьбы своих произведений; осуществление профессиональной и любительской деятельности на индивидуальной или коллективной основе, самостоятельно или с помощью любых форм посредничества; создание учреждений, предприятий и организаций культуры; объединение в творческие союзы, национально-культурные общества, фонды, ассоциации, другие общественные объединения, которые действуют в сфере культуры; сохранение и развитие национально -культурной самобытности, народных традиций и обычаев; доступ к культурным ценностям; защита интеллектуальной собственности; получение специального образования.
Согласно прав, граждане в сфере культуры обязаны соблюдать требования действующего законодательства в отношении деятельности в сфере культуры; заботиться о сохранении культурного наследия, традиций народной культуры, способствовать охране памятников истории и культуры; уважать культуру, язык, традиции, обычаи и обряды национальных меньшинств, которые проживают на территории Украины; заботиться о эстетическое воспитание и культурное развитие детей, приобщение Их к ценностям отечественной и мировой культуры.
Центральным органом государственной исполнительной власти, реализующего государственную политику в области культуры и искусств, путем осуществления руководство этой сферой управления, а также несет ответственность за ее развитие является Министерство культуры и искусств Украины (Минкультуры Украины). Основными задачами Минкультуры Украины являются:
• реализация государственной политики в сфере культуры и искусств исходя из принципов и приоритетов, определенных Основами законодательства Украины о культуре и законодательством Украины;
• сохранение культурно-художественного наследия, развитие украинской культуры и искусств, создание благоприятных условий для сохранения этнической языковой и культурной самобытности, равноправного развития национальных культур в Украине;
• разработка предложений по основным направлениям развития национальной культуры и искусств, стимулирование культурно-художественного процесса;
• развитие социальной и рыночной инфраструктуры в сфере культуры и искусств, обеспечение эффективного управления отраслью и укрепление ее материально-технической базы;
• государственный контроль за вывозом и ввозом в Украину культурных ценностей;
• расширение международного культурного сотрудничества и развитие культурных связей.
Минкультуры Украины в соответствии с возложенными на него задачами:
1) разрабатывает проекты целевых государственных программ развития культуры и искусств, предложения относительно правового регулирования и налоговой политики в этой сфере;
2) прогнозирует развитие культуры и искусств, готовит и вносит в установленном порядке предложения относительно предоставления учреждениям культуры и искусств статуса национальных, академических, а также о присвоении творцам и культуры почетных званий, награждении их государственными премиями и наградами;
3) способствует открытости национальной культуры, поощряет и поддерживает распространение произведений литературы и искусства;
4) создает условия для развития всех видов искусств, самодеятельного творчества, поощряет новаторские поиски в искусстве, обеспечивает свободу творчества, создает условия для свободного проявления индивидуальности художника;
5) содействует работе творческих союзов, национально-культурных обществ, молодежных и детских организаций, фондов, ассоциаций, других общественных организаций, действующих в сфере культуры и искусств;
6) определяет приоритеты, устанавливает порядок и осуществляет приобретение произведений литературы и искусств за счет и в пределах бюджетных средств;
7) информирует органы законодательной и исполнительной власти, общественность, средства массовой информации о состоянии осуществления политики в сфере культуры и искусств, проводит информационно-пропагандистскую и издательскую деятельность;
8) обеспечивает охрану памятников истории и культуры, защита историко-культурной среды, определяет порядок и организует работу по учету, охране, реставрации, использования и популяризации памятников истории и культуры;
9) формирует Государственный реестр национального культурного достояния и Государственный фильмофонд;
10) обеспечивает сохранение и развитие культурных традиций украинского народа, способствует возрождению ячеек традиционного народного творчества, промыслов и ремесел, заботится о защите интеллектуальной собственности и реализацию авторских прав;
11) содействует социальной и правовой защиты работников культуры и искусств, предоставляет работникам культуры и искусств поддержку в реализации художественных замыслов и проектов, связанных с выполнением государственного контракта;
12) определяет перспективы и направления развития специального образования в области культуры и искусств, организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации творческих работников и других специалистов отрасли;
13) способствует повышению эффективности научных исследований по актуальным проблемам культуры и искусств, разработке и внедрению в отрасли новой техники и современных технологий;
14) определяет приоритетные направления развития отраслевой науки, привлекает научный потенциал отрасли в реализации международных и государственных программ и проектов в сфере культуры и искусств;
15) осуществляет в соответствии с законодательством меры для совершенствования работы предприятий отрасли;
16) разрабатывает требования к проектам зданий и сооружений предприятий культуры и искусств, организует проектирование памятников и монументов и осуществляет контроль за их сооружением;
17) вносит предложения по объемам финансирования из государственного бюджета развития культуры и искусств, участвует в разработке нормативов материального и финансового обеспечения предприятий;
18) проводит научно-техническую политику в вопросах развития материально-технической базы культуры, ее технического переоснащения, обеспечивает эффективность использования капитальных вложений, выделяемых Министерству;
19) обеспечивает реализацию антимонопольной политики в области культуры и искусств, способствует развитию конкуренции;
20) осуществляет в пределах полномочий, определенных законодательством Украины, функции управления имуществом предприятий, находящихся в общегосударственной собственности и принадлежат к сфере управления Министерства;
21) заключает и расторгает контракты с руководителями предприятий, организует контроль за эксплуатацией и техническим состоянием сооружений предприятий, отнесенных к сфере управления Министерства;
22) внедряет прогрессивные формы хозяйствования в отрасли, в пределах своих полномочий разрабатывает и вносит предложения по формированию государственного контракта;
23) координирует гастрольно-концертную, выставочную, фестивальную, конкурсную деятельность и т.п.;
24) поощряет благотворительную деятельность, направленную на развитие культуры и искусств в Украине и за ее пределами;
25) контролирует соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности на предприятиях культуры и искусств, проводит научно обоснованную кадровую политику;
26) организует бухгалтерский учет, бухгалтерскую и статистическую отчетность, а также контрольно-ревизионную работу в отрасли;
27) осуществляет с участием соответствующих органов государственной исполнительной власти контроль за перемещением произведений искусства, предметов и инструментов, представляющих историко-культурную ценность;
28) стимулирует развитие художественного рынка и экспорт национальной культурной продукции в соответствии с законодательством, способствует интеграции Украины в мировой культурный процесс, налаживает сотрудничество между предприятиями культуры и искусств Украины и зарубежных стран, международными организациями;
29) организует популяризацию достижений культуры украинского народа за пределами Украины и мировой культуры в Украине, способствует удовлетворению культурных потребностей украинцев и сторонников украинской культуры за пределами Украины, привлекает лучших представителей украинской диаспоры в культурно-художественных процессов в Украине;
30) обеспечивает реализацию международных договоров Украины в сфере культуры и искусств. Минкультуры Украины имеет право:
1) представлять Правительство Украины по его поручению в международных организациях и во время подписания международных договоров Украины;
2) привлекать специалистов центральных органов государственной исполнительной власти, учреждений, организаций (по согласованию с руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции;
3) анализировать работу предприятий культуры и искусств независимо от ведомственного подчинения по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
4) учреждать в установленном порядке печатные и другие средства массовой информации, создавать издательства, культурно-образовательные программы для радио и телевидения, организовывать записи и тиражирования на различных типах носителей аудиовизуальной информации произведений национального искусства и литературы с целью их популяризации в Украине и за ее пределами;
5) учреждать фонды, организовывать и проводить аукционы, выставки-продажи в порядке, определенном законодательством Украины;
6) получать в установленном законодательством порядке от центральных и местных органов государственной исполнительной власти информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач;
7) привлекать на договорной основе высококвалифицированных специалистов для проведения консультаций, экспертизы проектов и предложений по развитию культуры и искусств;
8) созывать в установленном порядке совещания по вопросам, относящимся к его компетенции.
Минкультуры Украины в процессе выполнения возложенных на него задач взаимодействует с другими центральными органами государственной власти, органами Автономной Республики Крым, местными органами исполнительной власти и самоуправления, а также с соответствующими органами других государств.
Минкультуры Украины в пределах своих полномочий и во исполнение законодательства Украины издает приказы, организует и контролирует их выполнение.
В случаях, предусмотренных законодательством, решение Министерства могут быть обязательными для выполнения центральными органами государственной исполнительной власти, предприятиями независимо от формы собственности и гражданами.
Правовые, социальные, экономические и организационные основы деятельности творческих союзов в области культуры и искусства определяет Закон Украины от 7 октября 1997 p. "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах".
Профессиональным творческим работником считается физическое лицо, творческая деятельность которой составляет ее основное занятие, что завершается созданием и обнародованием произведений или их интерпретацией в области культуры и искусства и является главным источником ее доходов, независимо от того, имеет она не имеет ли какие-либо юридическое оформлены трудовые отношения.
Творческий союз - это добровольное объединение профессиональных творческих работников соответствующего профессионального направления в области культуры и искусства, которое имеет фиксированное членство и действует на основании устава.
Основными направлениями деятельности творческого союза являются:
• творческая деятельность в области культуры и искусства;
• развитие национальной культуры и искусства, разработка и воплощение в жизнь культурно-художественных мероприятий, организация творческих конкурсов, выставок, авторских вечеров, премьер, фестивалей и т.п.;
• создание условий для творческого труда, повышение профессионального, научного и общекультурного уровня членов творческого союза, воспитание творческой молодежи, овладение ею достижениями национальной и общечеловеческой культуры;
• поиск талантов среди молодежи и содействие их творческому развитию;
• издание газет, журналов, книг и другой печатной продукции, создание кино - и видеофильмов, аудиовизуальной продукции с целью популяризации достижений украинской и мировой культуры и искусства, творчества членов союзов;
• забота о правовой, социальный и профессиональный защита членов творческого союза;
• содействие возрождению, развитию и популяризации народного творчества, творческому использованию народных традиций в развитии культуры и искусства, сохранению и обогащению историко-культурного наследия и окружающей среды, проведению массовых культурно-просветительских мероприятий, а также утверждению демократических, общечеловеческих ценностей;
• постоянное сотрудничество с педагогическими и научно-педагогическими коллективами учебных заведений;
• оказание помощи в учебно-воспитательной работе педагогическим коллективам в патриотическом, культурному и интеллектуальному развитию детей и молодежи, в морально-этическом и эстетическом воспитании;
• содействие обмену культурными ценностями, сотрудничество между деятелями культуры и искусства разных стран, национальными и международными организациями культуры и искусств;
• воспитание уважения к историко-культурных ценностей, традиций украинского и других народов.
Государство обеспечивает поддержку и защиту законных прав и интересов творческих союзов, гарантирует равные условия для выполнения ими уставных задач и целей. С этой целью она: способствует развитию творческих союзов, их деятельности по созданию национальной культуры и искусства, проведению культурно - художественных мероприятий; предоставляет творческим союзам дотации и размещает государственные заказы; предоставляет необходимую информацию для обеспечения деятельности творческих союзов; гарантирует профессиональный и социальную защиту членов творческих союзов, охрану их авторских прав; привлекает творческие союзы к подготовке законопроектов, разработки общегосударственных программ национально-культурного развития, других социально важных культурных и социально-политических мероприятий.
Профессиональный творческий работник пользуется правом на государственное социальное страхование, оплату труда согласно профессии, квалификации и личного трудового вклада, надлежащие условия труда, пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Украины. Профессиональный творческий работник может иметь статус как наемного работника, так и лица, которая не работает по найму.
Профессиональным творческим работникам - членам творческого союза для обеспечения условий для творческой деятельности предоставляется отдельная комната (кабинет, мастерская) или дополнительная жилая площадь размером не менее 20 кв. м, что оплачивается в одинарном размере.
Творческие союзы Украины могут иметь всеукраинский и региональный (местный) статус. К всеукраинских творческих союзов принадлежат союзы, деятельность которых распространяется на территорию всей Украины и которые имеют местные творческие центры в большинстве ее областей. К региональных (местных) творческих союзов принадлежат союзы, деятельность которых распространяется на территорию соответствующей административно-территориальной единицы или региона.
Творческий союз создается группой профессиональных творческих работников соответствующего профессионального направления в области культуры и искусства (всеукраинская - в составе не менее 100 человек, региональное (местное) - не менее 20 человек), имеющих в своем активе завершены и обнародованные произведения культуры и искусства или их интерпретации и достигли 18 лет.
Творческие союзы имеют право:
• осуществлять творческую и хозяйственную деятельность в порядке, предусмотренном законодательством для выполнения своих уставных задач;
• представлять и защищать права и законные интересы своих членов;
• участвовать в разработке нормативно-правовых актов, касающихся деятельности творческих союзов и статуса творческих работников;
• участвовать в определении основ государственной политики в сфере оплаты труда членов творческих союзов, страхования, пенсионного обеспечения, занятости, правового и социально-экономического защиты творческих работников;
• представлять профессиональных творческих работников к награждению государственными наградами, почетными званиями, государственными премиями, другими видами морального и материального поощрения;
• осуществлять мероприятия по социально-экономической поддержки и благотворительности;
• в установленном порядке создавать фонды творческих союзов с правами юридического лица для выполнения уставных задач и целей творческого союза;
• владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом на правах собственника в соответствии с законодательством Украины;
• на приоритетность при продлении договора аренды помещений, которые они арендуют под творческие мастерские, студии, лаборатории и т.п.
Государственная регистрация всеукраинских творческих союзов осуществляется Министерством юстиции Украины, а их территориальных организаций и региональных (местных) творческих союзов - соответствующими местными органами исполнительной власти.
Для государственной регистрации творческого союза ее учредители представляют в орган, осуществляющий регистрацию, заявление, к которому прилагается документ об уплате регистрационного сбора и учредительные документы: устав творческого союза и протокол общего собрания (съезда, конференции) о создании творческого союза, в котором должны содержаться следующие сведения:
• название организации и цель ее создания;
• дата образования;
• состав учредителей и руководящих органов;
• местонахождение руководящих органов творческого союза, номер контактного телефона;
• данные о территориальные ячейки.
Орган, осуществляющий регистрацию творческого союза, в месячный срок выдает учредителям свидетельство о государственной регистрации творческого союза по образцу, установленному Кабинетом Министров Украины. В необходимых случаях орган, осуществляющий регистрацию творческого союза, проводит проверку сведений, указанных в представленных документах.
С момента регистрации творческий союз или ее территориальный центр приобретают статус юридического лица.
Орган, осуществляющий регистрацию творческого союза, отказывает в государственной регистрации творческого союза в случае, когда:
- устав или иные документы, поданные на регистрацию, противоречат законодательству Украины;
- с таким же названием зарегистрировано другую творческую союз.
Орган, осуществляющий регистрацию творческого союза, направляет письменное уведомление об отказе в государственной регистрации, в котором указываются основания отказа, предусмотренные настоящим Законом.
Отказ в государственной регистрации творческого союза может быть обжаловано в судебном порядке.
Деятельность творческого союза прекращается:
- согласно решению общего собрания (съезда, конференции) творческого союза;
- на основании решения суда в случае нарушения законодательства Украины.
Деятельностью творческого союза руководят:
- общее собрание (съезд, конференция), что является высшим руководящим органом творческого союза и созываются в соответствии с уставом творческого союза;
- правление, которое избирается общим собранием и руководит союзом в период между общими собраниями президиум (совет) и председатель правления. В период между заседаниями правления текущей деятельностью творческого союза руководят президиум (совет) и председатель правления творческого союза в соответствии с законодательством Украины и уставом творческого союза.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью творческого союза, правильным ведением дел, своевременным рассмотрением писем, обращений, заявлений и жалоб осуществляет ревизионная комиссия творческого союза.
Отчетность о деятельности творческих союзов имеет открытый характер и является доступной каждому члену союза. Союза информируют общественность о своей деятельности через средства массовой информации.



Назад