Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

10.2. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности


Предпринимательская деятельность в Украине не является стихийной и неуправляемой. По условий совершенствования рыночных отношений она чувствует на себе сильный управляющее воздействие со стороны государства.
Государственное регулирование предпринимательства обеспечивается с помощью специального государственно-правового механизма, который состоит, во-первых, с организационно-структурных формирований, во-вторых, из административно-правовых средств воздействия на отношения, складывающиеся в данной сфере.
Организационно-структурные формирования - это исполнительной-распорядительные органы государства и местного самоуправления, наделенные управленческими полномочиями в сфере предпринимательства. На практике известны два таких органы: а) специально созданные для реализации государственной политики в сфере предпринимательства, например, Государственный комитет Украины по вопросам развития предпринимательства; б) что выполняют регулирующие функции в сфере предпринимательства наряду с другими функциями государственного управления, например, МВД Украины осуществляет выдачу лицензий на следующие виды предпринимательской деятельности, как изготовление и реализация специальных средств, снаряженных веществами слезоточивого действия; изготовление, ремонт и реализацию спортивного огнестрельного оружия.
Административно-правовые средства - это прежде всего акты управления, предназначенные для регулирования отношений в сфере предпринимательства. К ним относятся: Конституция Украины, законы Украины, указы и другие акты Президента Украины, нормативные документы Кабинета Министров, акты министерств, других органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного самоуправления.
Особое место среди органов управления в сфере предпринимательства занимает Государственный комитет Украины по вопросам развития предпринимательства. Он создан Указом Президента Украины от 29 июля 1997 года с целью реализации государственной политики по развитию и поддержке предпринимательства, а также эффективного использования предоставленных предпринимателям возможностей. Данный Комитет является центральным органом исполнительной власти, которому подчинена Лицензионная палата Украины.
К основным функциям Комитета относятся:
- участие в формировании и реализации государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства, а также лицензирования предпринимательской деятельности;
- координация деятельности органов исполнительной власти, связанной с разработкой и реализацией мер поддержки и развития предпринимательства;
- обобщение практики применения законодательства по вопросам предпринимательства;
- подготовка предложений по устранению правовых, административных, экономических, организационных препятствий на пути развития предпринимательства;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства;
- формирование предложений по размещению государственных заказов среди предприятий негосударственных форм собственности, в том числе на конкурсной основе;
- взаимодействие с международными организациями по вопросам развития предпринимательства и т.д.
Центральное место в системе правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность, которые развивают и конкретизируют соответствующие положения Конституции Украины, принадлежит Закона Украины "О предпринимательстве" от 26 февраля 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Этот Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы осуществления предпринимательской деятельности (предпринимательства) гражданами и юридическими лицами на территории Украины, устанавливает конкретные гарантии свободы предпринимательства и его государственной поддержки.
В ст. 15 данного Закона зафиксировано, что правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в целях обеспечения свободы конкуренции между предпринимателями, недопущение монополизма и защиты прав потребителей.
Государство взяло на себя обязанность поддерживать и гарантировать развитие предпринимательства независимо от его организационно-правовых форм, провозгласила равенство всех форм собственности, а также равные возможности доступа предпринимателей к материально-технических, финансовых, трудовых, информационных, природных и других ресурсов (ст. 12 Закона "О предпринимательстве).
Государство заявило о своей готовности создать инфраструктуру предпринимательства, оказывать предпринимателям на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством, земельные участки, государственное имущество и целевые кредиты, а также способствовать их материально-техническому и информационному обслуживанию, подготовке и переподготовке соответствующих кадров.
Определены также основы, на которых основываются отношения органов государственного управления с предпринимателями. В этом Законе говорится, что органы государственного управления строят свои взаимоотношения с предпринимателями, применяя налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов и процентов по государственным кредитам; налоговых льгот; цен и правил ценообразования; целевых дотаций; валютного курса; размеров экономических санкций. Кроме того, они используют государственное имущество и систему резервов; лицензии, патенты, концессии, лизинг; социальные, экономические и другие нормативы; республиканские и региональные программы; соглашения на выполнение работ и поставок для государственных нужд. Вместе с тем, они не вмешиваются в хозяйственную деятельность предпринимателей, если она не затрагивает прав государственных органов по осуществлению контроля за ней.
Важное значение для развития предпринимательства имеют правила и порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности, поскольку именно в результате государственной регистрации осуществляется их легализация, приобретаются права и обязанности в данной сфере, устанавливается соответствующий правовой статус.
Такая регистрация осуществляется в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 25 мая 1998 p.
Это Положение определяет порядок государственной регистрации и перерегистрации субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением отдельных видов субъектов предпринимательской деятельности, для которых законами Украины установлены специальные правила государственной регистрации (например, банковские учреждения), а также порядок ее отмены.
Проводится государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности органами государственной регистрации по месту нахождения или месту жительства субъекта, если иное не предусмотрено законом. Такими органами являются: а) исполнительный комитет городского совета; б) исполнительный комитет районного в городе совета; в) районная государственная администрация; г) районная городов Киева и Севастополя государственная администрация.
Для государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица в орган государственной регистрации подают:
а) учредительные документы в полном объеме, которые предусмотрены законодательством для создаваемой организационно-правовой формы субъекта. К таким документам относятся, во-первых, решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа о создании юридического лица (кроме частного предприятия). Если владельцев или уполномоченных ими органов два и более, таким решением является учредительный договор, а также протокол учредительного собрания (конференции) в случаях, предусмотренных законом; во-вторых, устав, если в соответствии с законодательством это необходимо для создаваемой организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности;
б) регистрационную карточку установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации;
в) документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию;
г) документ, удостоверяющий уплату владельцем (владельцами) взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности в размере, предусмотренном законом.
Местонахождение субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица на дату государственной регистрации может быть местонахождение (место жительства) одного из учредителей или местонахождение по другому адресу. Другая адрес подтверждается договором, предусматривающим передачу учредителю в собственность или пользование помещения, части помещения (договор купли-продажи, мены, дарения, аренды, лизинга, безвозмездного пользования имущества, о совместной деятельности, учредительный договор и т.п.).
Если учредителем (одним из учредителей) субъекта предпринимательской деятельности является юридическое лицо, государственная регистрация ее подтверждается свидетельством о государственной регистрации.
Иностранное юридическое лицо соответствующим документом удостоверяет свою регистрацию в стране местонахождения (извлечение из торгового, банковского или судебного реестра и т.п.). Этот документ должен быть заверен в соответствии с законодательством страны его выдачи, переведенный на украинский язык и легализованная в консульском учреждении Украины, если международными договорами, в которых принимает участие Украина, не предусмотрено иное. Указанный документ может быть засвидетельствована в посольстве соответствующего государства в Украине и легализовано в МИД.
В случае если владельцем (владельцами) субъекта предпринимательской деятельности является физическое лицо (физические лица), его (их) подпись на учредительных документах удостоверяется нотариусом.
Учредительные документы подаются в орган государственной регистрации в трех экземплярах (из них два - оригиналы), оформленных в установленном порядке.
Ответственность за соответствие учредительных документов законодательству несет владелец (владельцы) или уполномоченные им (ими) органы, которые подают документы для государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.
Физическое лицо (заявитель), который намерен осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, представляет в орган государственной регистрации:
а) регистрационную карточку, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности,
б) две фотокарточки,
в) справку (или ее копию) о включении в Государственный реестр физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей,
г) документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.
Она также предъявляет документ, удостоверяющий личность.
При наличии всех указанных документов, орган государственной регистрации обязан в течение не более пяти рабочих дней со дня их поступления внести данные регистрационной карточки в Реестр субъектов предпринимательской деятельности (автоматизированной системы сбора, накопления, обработки и оперативного предоставления информации о субъекты предпринимательской деятельности) и выдать свидетельство о государственной регистрации установленного образца с проставленным идентификационным кодом юридического лица, который предоставляется органу государственной регистрации органом государственной статистики, или с идентификационным номером физического лица - плательщика налогов и других обязательных платежей.
Заявителю выдается оригинал свидетельства о государственной регистрации с тремя копиями, а также оригинал и копия поданных им учредительных документов с отметкой органа государственной регистрации.
Непосредственно орган государственной регистрации подает в пятидневный срок со дня государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности:
а) в орган государственной статистики - копию регистрационной карточки с отметкой о государственной регистрации,
б) в орган государственной налоговой службы - копию регистрационной карточки с отметкой о государственной регистрации,
в) в органы Пенсионного фонда - информационное сообщение,
г) в органы Фонда социального страхования - информационное сообщение.
Кроме этого, в пятидневный срок по окончании календарного месяца, он подает в орган государственной статистики сведения о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности - юридических лиц.
Основанием для взятия субъекта предпринимательской деятельности на учет в органах государственной налоговой службы является копия регистрационной карточки, свидетельство о государственной регистрации и копия учредительных документов (для юридического лица).
Срок постановки на учет субъекта предпринимательской деятельности органами государственной налоговой службы, при наличии этих документов, не должен превышать двух дней.
Для получения разрешения на изготовление печатей и штампов субъект предпринимательской деятельности (уполномоченное им лицо) подает в соответствующий орган внутренних дел копию свидетельства о государственной регистрации, два экземпляра образцов печатей и штампов, которые утверждаются владельцем, и не требуют дополнительного согласования, а также документ, подтверждающий внесение платы за выдачу разрешения на изготовление печатей и штампов.
В течение пяти рабочих дней со дня получения документов орган внутренних дел обязан выдать разрешение на изготовление печатей и штампов или письменный отказ с указанием причин, оговоренных законодательством Украины.
На печатях и штампах должен указываться идентификационный код субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица или идентификационный номер физического лица.
Свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности и копия документа, который подтверждает взятие его на учет в органе государственной налоговой службы, является основанием для открытия счетов в любых банках в установленном порядке.
Подразделения субъекта предпринимательской деятельности (филиалы, отделения, представительства), функционирующих без создания юридического лица, государственной регистрации не нуждаются.
Об их создании и ликвидации субъект предпринимательской деятельности обязан сделать сообщение по месту своей государственной регистрации. Уведомление осуществляется путем внесения соответствующих дополнительных сведений к регистрационной карточки субъекта предпринимательской деятельности.
Орган государственной регистрации обязан в 10-дневный срок представить сведения о создании и ликвидации указанных подразделений соответствующему органу государственной статистики и органа государственной налоговой службы по месту нахождения этих подразделений.
Изменения (дополнения) в учредительных документах субъекта предпринимательской деятельности подлежат государственной регистрации в 5-дневный срок со дня поступления соответствующей информации в орган государственной регистрации при наличии документа, подтверждающего внесение платы за государственную регистрацию изменений (дополнений) в учредительные документы.
Внесение изменений (дополнений) оформляется в виде отдельных приложений или путем изложения учредительных документов в новой редакции с соблюдением требований, определенных настоящим Положением. На титульном листе оригинала устава или учредительного договора делается отметка о внесении изменений (дополнений), а на титульных листах приложений к учредительным документам о том, что указанные документы являются неотъемлемой частью соответствующих учредительных документов. В случае представления учредительных документов в новой редакции на титульном листе делается соответствующая отметка.
В случае изменения а) названия, б) организационно-правовой формы, формы собственности - осуществляется перерегистрация субъекта предпринимательской деятельности. Ее срок - один месяц с момента наступления указанных изменений.
Перерегистрация субъектов предпринимательской деятельности производится в порядке, установленном для его государственной регистрации.
Положением регламентировано отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности. Оно осуществляется органом государственной регистрации путем исключения его из Реестра субъектов предпринимательской деятельности.
Определены два вида оснований отмены государственной регистрации: а) по заявлению владельца (владельцев), если речь идет о юридическом лице, и по заявлению предпринимателя-гражданина; б) на основании решения арбитражного суда.
Решение об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности суд может принять в случае:
- признание недействительными или противоречащими законодательству, учредительных документов;
- осуществление деятельности, противоречащей уставным документам и законодательству;
- несвоевременного сообщения субъектом предпринимательской деятельности об изменении его названия, организационной формы, формы собственности и местонахождения;
- признание субъекта предпринимательской деятельности банкротом (в случаях, предусмотренных законодательством); непредставление в течение года в органы государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством.
Процедура отмены государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица включает проведения ликвидационной комиссией мероприятий по ликвидации субъекта и представление в орган государственной регистрации таких документов:
- заявления (решения) владельца (владельцев) или уполномоченного им (ими) органа или решения арбитражного суда в случаях, предусмотренных законодательством;
- акта ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, утвержденным органом, назначившему ликвидационную комиссию;
- справки аудитора, если это необходимо в соответствии с требованиями законодательства для проверки достоверности ликвидационного баланса;
- справки учреждений банков о закрытии счетов;
- справки органа государственной налоговой службы о снятии с учета;
- подтверждение о опубликования в печатных средствах массовой информации объявления о ликвидации субъекта предпринимательской деятельности;
- справки архива о принятии документов, которые подлежат долгосрочному хранению;
- справки органа внутренних дел о принятии печатей и штампов;
- оригиналов учредительных документов (устав, учредительный договор);
- свидетельства о государственной регистрации.
Для отмены государственной регистрации предпринимателя-гражданина необходимо наличие следующих документов:
- личного заявления предпринимателя-гражданина или решения суда (арбитражного суда) в случаях, предусмотренных законодательством;
- справки органа государственной налоговой службы о снятии с учета;
- справки учреждений банков о закрытии счетов;
- справки органа внутренних дел о сдаче печатей и штампов;
- оригинала свидетельства о государственной регистрации.
Орган государственной регистрации в 10-дневный срок уведомляет соответствующие органы государственной налоговой службы и государственной статистики об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности. Регистрационное дело субъекта предпринимательской деятельности, государственной регистрации которого отменено, передается органом государственной регистрации в местной государственной архивного учреждения в установленном порядке.
Важную роль в административно-правовом регулировании предпринимательства играет лицензирования предпринимательской деятельности. В Концепции развития государственной системы лицензирования предпринимательской деятельности по ее видам, которая утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 23 сентября 1996 г., отмечено, что лицензирование - является составной частью государственного регулирования предпринимательства в Украине. Оно направлено на обеспечение единой государственной политики в этой сфере и внедряется согласно Конституции Украины, относительно права каждого на осуществление предпринимательской деятельности, которая не запрещена законом.
Главной задачей лицензирования является защита экономических и других интересов государства, его граждан путем установления со стороны государства определенных условий и правил осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
С июля 1998 p. Кабинет Министров Украины своим постановлением утвердил Положение о порядке лицензирования предпринимательской деятельности. Это Положение определяет порядок выдачи, переоформления, приостановления, аннулирования и возобновление действия лицензий, учета выданных лицензий и размер платы за их выдачу.
Для получения лицензии на каждый вид деятельности субъект предпринимательской деятельности представляет в орган, выдающий лицензии, заявление, в котором указываются:
а) сведения о заявителе (для гражданина-предпринимателя - фамилия, имя, отчество и паспортные данные, место жительства, идентификационный номер физического лица - плательщика налогов и других обязательных платежей; для юридических лиц - наименование);
б) местонахождение, банковские реквизиты, организационно-правовая форма, идентификационный код;
в) вид деятельности, на который заявитель намеревается получить лицензию;
г) срок действия лицензии.
Субъектом предпринимательской деятельности - юридическим лицом к заявлению прилагаются копии свидетельства о государственной регистрации и учредительных документов. Предпринимателями-гражданами - копии документов, которые удостоверяют уровень образования и квалификации, необходимый для осуществления соответствующего вида деятельности, копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.
Орган, выдающий лицензии, принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в течение не более 30 дней со дня получения заявления и соответствующих документов. В случае необходимости проводится проверка сведений, содержащихся в этих документах, и возможности выполнения заявителем лицензионных условий осуществления определенного вида предпринимательской деятельности.
Лицензия выдается по установленной форме и является документом строгой отчетности. Бланки лицензий изготавливаются типографским способом с обеспечением их защиты от подделки и несанкционированного тиражирования.
В лицензии указываются:
- наименование и идентификационный код органа, выдавшего лицензию;
- фамилия, имя, отчество, место жительства, идентификационный номер физического лица - плательщика налогов и других обязательных платежей или наименование, местонахождение и идентификационный код юридического лица;
- вид деятельности, на которую выдается лицензия;
- место осуществления деятельности;
- особые условия и правила осуществления данного вида деятельности;
- номер регистрации лицензии;
- дата выдачи и срок действия лицензии.
Лицензия скрепляется подписью ответственного за выдачу лицензий должностного лица и печатью органа, ее выдавшего.
Если предпринимательская деятельность, вид которой подлежит лицензированию, осуществляется в нескольких территориально обособленных подразделениях субъекта предпринимательской деятельности, в лицензии указываются их адреса.
Передача лицензий другим юридическим и физическим лицам запрещается.
Срок действия лицензии устанавливается органом, выдающим ее, но не менее чем на три года и может быть продлен по заявлению субъекта предпринимательской деятельности в порядке, установленном для ее выдачи.
Лицензия выдается не позднее трех дней со дня принятия решения о ее выдаче при условии представления заявителем в орган, выдающий лицензию, документа о внесении платы за ее выдачу.
В выдаче лицензии может быть отказано в случае выявления недостоверных сведений в документах, представленных заявителем, а также в случае невозможности осуществления заявителем определенного вида предпринимательской деятельности в соответствии с лицензионными условиями. В решении об отказе в выдаче лицензии, которая выдается заявителю в письменной форме в срок не позднее 30 дней со дня получения заявления, указываются основания отказа.
Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.
Продление действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения.
Орган, выдающий лицензии, имеет право приостановить действие лицензии, а также аннулировать лицензию.
Основаниями для приостановления действия лицензии являются:
- нарушение субъектом предпринимательской деятельности лицензионных условий;
- невыполнения субъектом предпринимательской деятельности в определенный срок распоряжений Лицензионной палаты или органа, выдавшего лицензию, относительно соблюдения лицензионных условий.
В случае своевременного устранения нарушений, приведших к приостановлению действия лицензии, орган, выдавший лицензию, принимает решение о возобновлении ее действия.
Основаниями для аннулирования лицензии являются:
- выявление недостоверных сведений в заявлении на выдачу лицензий или в документах, прилагаемых к ней;
- передача субъектом предпринимательской деятельности лицензий другому лицу;
- повторное или грубое нарушение субъектом предпринимательской деятельности лицензионных условий.
Лицензия считается аннулированной с даты принятия решения о ее аннулировании или с даты отмены государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.
Мотивированное решение о приостановлении действия лицензии или ее аннулирования доводится в письменной форме до сведения субъекта предпринимательской деятельности в 5-дневный срок.
Контроль за соблюдением субъектом предпринимательской деятельности лицензионных условий осуществляется органом, который выдает лицензии и Лицензионной палатой.
Контроль за соблюдением порядка выдачи субъектам предпринимательской деятельности лицензий осуществляет Лицензионная палата.
Лицензионная палата Украины действует в соответствии с положением о ней, которое утверждено Указом Президента Украины от 16 июля 1997 p. Она является центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства. Лицензионная палата подчинена Государственному комитету Украины по вопросам развития предпринимательства.
Основными задачами Лицензионной палаты являются:
- обобщение практики применения законодательства по вопросам лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства, разработка предложений по его совершенствованию;
- методическое руководство работой, связанной с лицензированием предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства;
- координация работы органов, осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства;
- ведение Единого лицензионного реестра;
- ведение Реестра субъектов предпринимательской деятельности;
- контроль за соблюдением порядка выдачи субъектам предпринимательской деятельности лицензий и осуществления государственной регистрации субъектов предпринимательства органами, которые выполняют эти функции.
Лицензионная палата в соответствии с возложенными на нее задачами:
1) разрабатывает и представляет в установленном порядке проекты актов законодательства по вопросам лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства, вносит предложения по упорядочению системы лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства, в частности относительно целесообразности лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности;
2) участвует в подготовке проектов актов законодательства по вопросам введения лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства;
3) утверждает по представлению соответствующих органов инструктивно-методические материалы, касающиеся условий и правил осуществления видов предпринимательской деятельности, которые подлежат лицензированию и контролю за 'их соблюдением;
4) координирует работу представительств Лицензионной палаты Украины и органов, осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства;
5) содействует адаптации системы лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства, в международных норм и стандартов;
6) осуществляет контроль за соблюдением порядка выдачи субъектам предпринимательской деятельности лицензий и контроль за проведением государственной регистрации субъектов предпринимательства;
7) контролирует соблюдение субъектами предпринимательской деятельности требований нормативно-правовых актов по вопросам лицензирования соответствующего вида деятельности;
8) осуществляет аналитические и научные исследования в сфере лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства;
9) информирует общественность о своей деятельности и состоянии развития лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства в Украине;
10) разъясняет порядок применения действующего законодательства о лицензировании предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства;
11) ведет Единый лицензионный реестр и Реестр субъектов предпринимательской деятельности;
12) осуществляет обмен информацией с соответствующими органами и организациями Украины и иностранных государств по вопросам лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства;
13) способствует созданию соответствующей нормативно-справочной литературы, публикует в отечественных и зарубежных средствах массовой информации соответствующие данные относительно лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства, издает "Вестник Лицензионной палаты";
14) проводит конференции, в том числе международные, семинары, выставки по вопросам лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства;
15) организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, занимающихся вопросами лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства;
16) участвует в организации и проведении соответствующих конкурсов, а в случаях, предусмотренных законодательством, - международных торгов (тендеров) по получению лицензий;
17) предоставляет консультации украинским и иностранным участникам международного экономического сотрудничества по вопросам, относящимся к компетенции Лицензионной палаты;
18) обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию государственной политики по отношению к государственной тайне, контроля за ее сохранением в центральном аппарате Лицензионной палаты и ее представительствах;
19) создает Единую информационную систему лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства;
20) осуществляет иные функции, вытекающие из возложенных на нее задач.
Лицензионная палата имеет право:
- представлять Кабинет Министров Украины по его поручению в международных организациях и во время заключения международных договоров Украины;
- употреблять в соответствии с действующим законодательством мер в случае нарушения предпринимателем указанных в лицензии особых условий и правил осуществления соответствующего вида предпринимательской деятельности;
- создавать группы координации и сопровождения соответствующих программ и проектов по вопросам лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации субъектов предпринимательства;
- привлекать специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к ее компетенции;
- создавать по согласованию с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти комиссии, рабочие группы, участвовать в работе государственных, отраслевых и других комиссий, а также привлекать на контрактной основе отечественных и иностранных ученых, специалистов и экспертов для консультаций по вопросам, связанным с деятельностью Лицензионной палаты;
- созывать в установленном порядке совещания по вопросам, относящимся к ее компетенции;
- получать в установленном законодательством порядке бесплатно от центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления информацию, документы, материалы, необходимые для выполнения возложенных на нее задач.
Решение Лицензионной палаты, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и предпринимателями-гражданами.
Важным направлением организационно-правового обеспечения государством предпринимательской деятельности стало принятие мер к ликвидации различного рода ограничений и барьеров. Наиболее характерными в данном понимании являются Указы Президента Украины от 3 февраля 1998 года "Об устранении ограничений, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности" и от 23 июля 1998 года "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности".
Указ "Об устранении ограничений, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности" принят с целью уменьшения вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность, устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в развитии предпринимательства, внедрение новых подходов к государственному регулированию предпринимательства, обеспечения экономического роста Украины.
В нем отмечается, что дерегулирование является одним из приоритетных направлений реформирования государственного управления экономикой, а также определяется, что под дерегулированием следует понимать совокупность мероприятий, направленных на уменьшение вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность, устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в развитии предпринимательства мероприятий, которые включают:
- упрощение порядка создания, регистрации и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности;
- сокращение перечня видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию и патентованию, требуют получения сертификатов и любых других разрешений на осуществление предпринимательской деятельности;
- лимитирование проверок и контроля за деятельностью субъектов предпринимательства;
- упрощение процедуры таможенного оформления грузов при осуществлении экспортно-импортных операций;
- обеспечение последовательности и стабильности нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности.
Важной чертой Указа является определение путей, которыми обеспечивается дерегулирования. Такими путями являются:
а) анализ законодательства Украины по вопросам регулирования предпринимательской деятельности с целью подготовки предложений о внесении в него соответствующих изменений и дополнений;
б) экспертиза проектов нормативно-правовых актов по вопросам предпринимательской деятельности относительно их соответствия основным принципам дерегулирование;
в) систематический контроль за надлежащим выполнением соответствующих нормативно-правовых актов по дерегулированию.
В нормах Указа, адресованных Кабинета Министров Украины, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти изложены конкретные задачи по обеспечению дерегулированию:
- максимальное сокращение расходов субъектов предпринимательской деятельности, связанных с исполнением нормативно-правовых актов;
- создание равных условий защиты субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности;
- упрощение содержания нормативно-правовых актов, механизма их внедрения и прозрачности контроля за их выполнением;
- адекватность ответственности субъектов предпринимательства характера совершенных правонарушений и размера причиненного вреда;
- ответственность органов государственной власти, их должностных и служебных лиц за принятие незаконных решений, действия или бездействие, повлекшие причинение ущерба субъектам предпринимательской деятельности, нарушения прав предпринимателей, установленных законами.
В этой связи особыми функциями наделяется Государственный комитет Украины по вопросам развития предпринимательства:
во-первых, это обеспечение реализации мер по дерегулированию;
во-вторых, это обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти в этой сфере;
в-третьих, это анализ нормативно-правовых актов центральных органов исполнительной власти, решений глав местных государственных администраций нормативно-правового характера по вопросам предпринимательской деятельности с целью уменьшения избыточного государственного регулирования.
Для выполнения возложенных задач Государственный комитет Украины по вопросам развития предпринимательства наделен особыми правами. Так, в случае выявления нарушений норм Указа он принимает решение о необходимости устранения выявленных нарушений, о котором письменно сообщает в соответствии центральный орган исполнительной власти, председателя местной государственной администрации. Решение Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства являются обязательными для выполнения.
Если в месячный срок не приняты меры по выполнению решения Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства, действие соответствующего нормативно-правового акта центрального органа исполнительной власти, председателя местной государственной администрации приостанавливается до устранения нарушений, указанных в решении Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства.
Государственный комитет Украины по вопросам развития предпринимательства сообщает о приостановлении действия соответствующего нормативно-правового акта в средствах массовой информации.
Указ "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" регламентирует вопросы проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами.
Он устанавливает, что органы исполнительной власти, уполномоченные от имени государства осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности проводят только плановые и внеплановые выездные проверки.
Плановой выездной проверкой считается проверка, предусмотренная в плане работы контролирующего органа. Она проводится:
- по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности,
- только по письменному решению руководителя соответствующего контролирующего органа,
- не чаще одного раза в календарный год,
- в пределах компетенции соответствующего контролирующего органа.
Запрещается проведение плановых выездных проверок по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме обязательств по бюджетным ссудам и кредитам, которые гарантированы бюджетными средствами.
Право на проведение плановой выездной проверки субъекта предпринимательской деятельности предоставляется только в том случае, когда ему не позднее чем за десять календарных дней до дня проведения указанной проверки направлено письменное уведомление с указанием даты ее проведения.
Внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы контролирующего органа и проводится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
а) по результатам встречных проверок выявлены факты, свидетельствующие о нарушении субъектом предпринимательской деятельности норм законодательства;
б) субъектом предпринимательской деятельности не представлены в установленный срок документы обязательной отчетности;
в) выявлена недостоверность данных, заявленных в документах обязательной отчетности;
г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа во время проведения плановой или внеплановой выездной проверки;
д) в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, которое имело правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, если субъект предпринимательской деятельности не даст объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня получения запроса;
е) проводится реорганизация (ликвидация) предприятия. Внеплановые выездные проверки по этой основания проводятся только органами государственной налоговой службы и органами контрольно-ревизионной службы в пределах их полномочий.
Внеплановая выездная проверка может осуществляться и на основании решения Кабинета Министров Украины.
Вышестоящий контролирующий орган может по собственной инициативе проверить достоверность выводов нижестоящего контролирующего органа путем проверки документов обязательной отчетности субъекта предпринимательской деятельности или выводов акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом. Вышестоящий контролирующий орган вправе принять решение о повторной проверки субъекта предпринимательской деятельности только в том случае, когда в отношении должностных или служебных лиц контролирующего органа, которые проводили плановую или внеплановую проверку указанного субъекта, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело.
Государственная налоговая администрация Украины вправе принять решение о проведении повторной проверки субъекта предпринимательской деятельности в случае, когда такое решение оформляется приказом за подписью ее Председателя.
Контролирующими органами, которые имеют право проводить плановые и внеплановые выездные проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности, являются:
а) органы государственной налоговой службы. Осуществляют проверки относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, неналоговых платежей;
б) таможенные органы. Осуществляют проверки по уплате ввозной таможенной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, взимаемых при ввозе (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения таможенной границы;
в) органы государственного казначейства, государственной контрольно-ревизионной службы и органы государственной налоговой службы в пределах их компетенции. Осуществляют проверки относительно бюджетных ссуд, займов и кредитов, гарантированных средствам бюджетов, целевого использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, а также надлежащего выполнения государственных контрактов, проавансированных за счет бюджетных средств.
Плановые выездные проверки проводятся всеми контролирующими органами одновременно в день, определенный органом государственной налоговой службы. Порядок координации проведения таких проверок устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Решение об изъятии документов первичного учета, приостановление операций на счетах в учреждениях банков, других финансово-кредитных учреждениях, а также запрет на отчуждение имущества субъекта предпринимательской деятельности в связи с нарушением налогового, бюджетного и валютного законодательства могут приниматься только органами государственной налоговой службы, а в случаях, определенных таможенным законодательством, - таможенными органами.
Установить, что нормативно-правовые акты контролирующих органов, которые регламентируют порядок проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности, согласовываются с Государственным комитетом Украины по вопросам развития предпринимательства.
Внеплановые проверки соблюдения субъектами предпринимательской деятельности пожарной безопасности не производятся, если субъект предпринимательской деятельности заключил договор страхования гражданской ответственности перед третьими лицами относительно возмещения последствий возможного ущерба. В таком случае ущерб, нанесенный третьим лицам в связи с нарушением субъектом предпринимательской деятельности требований пожарной безопасности, компенсируется в полном объеме страховой компанией.
Государственные органы по делам защиты прав потребителей осуществляют внеплановую проверку деятельности субъектов предпринимательской деятельности исключительно на основании полученных от потребителей жалоб о нарушении такими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей.
Жалоба потребителя должна подаваться в .письмовому виде и содержать сведения о его фамилия, имя, отчество, место жительства, серию и номер паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, а также данные о товаре, при продаже которого были нарушены права потребителя. Органы по делам защиты прав потребителей не имеют права разглашать указанные сведения о потребителе, который подал жалобу.



Назад