Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Задача национального воспитания студенческой молодежи в ВУЗАХ


Термин "воспитание" происходит от слова "прятать" в понимании оберегать, обезопасить от нежелательного влияния. Может возникнуть вопрос, а от чего нужно (и нужно ли) оберегать молодого человека, у которого за плечами 17-18 лет семейного и школьного воспитания? В начале 90-х годов прошлого века на волне общего подъема и стремительной демократизации общественной жизни во многих ВУЗАХ, отказываясь от системы коммунистического воспитания, которое в большинстве своих положений действительно не отвечало интересам человека и общества, независимого государства, ликвидировали воспитательную систему вообще, мотивируя это тем, что, мол, студенты - взрослые люди и в демократическом обществе они имеют право на свободное самоопределение, выбор поведения, соблюдение моральных норм. Но уже первые годы такого состояния показали, что юную, малодосвідчену, психо-эмоционально неустойчивой личность есть от чего "прятать", оберегать и защищать: от пьянства, наркомании, воровства, моральной распущенности, низкопробного масскульта, пагубного влияния мощных потоков грязи и мусора отдельных средств массовой информации, особенно телевидения. И ныне название "высшее учебное заведение" недостаточно отражает свое функциональное назначение. Заведение высшего образования - это учреждение, целью которого является продолжение едукації молодого человека: воспитания, формирования, становления, развития, обучения. Термин "едукація" означает "вывод", "выращивание" (лат. educate от exduco - "вывожу"), то есть воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности, "вывод" ее на высокий общечеловеческий культурный уровень, социализацию в качественно новых условиях.

Воспитание является сложным, многогранным и многоаспектным процессом. В общем плане под воспитанием понимают организованный и целенаправленный процесс формирования личности. В более широком смысле воспитание - это, во-первых, социально и педагогически организованный процесс создания оптимальных условий для формирования человека как личности; во-вторых, это влияние виховника на личность воспитанника с целью формирования у него желаемых социально-психологических, морально-духовных, культурных и физических качеств.

На протяжении всей истории развития человечества те или те общества определяли задачи воспитания подрастающего поколения, которые предусматривались особенностями общественно-экономического развития. С давних давен философы, педагоги отстаивают идею всестороннего гармоничного воспитания личности. Всестороннее воспитание предусматривает формирование в человеке соответствующих моральных, интеллектуальных, трудовых, физических и эстетических качеств. Гармоничное воспитание должно обеспечивать единство, диалектическая взаимосвязь, взаимообогащения, гармонию указанных составляющих воспитания.

Выдающийся украинский педагог В.А. Сухомлинский в своей фундаментальной работе "Проблемы воспитания всесторонне развитой личности" писал: "Процесс воспитания всесторонне развитой, гармоничной личности заключается в том, что, заботясь о совершенство каждой грани, стороны, черты человека, воспитатель одновременно никогда не выпускает из поля зрения то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, рис определяется нечто ведущим, основным. Живая человеческая плоть и кровь всесторонне развитого человека воплощает в себе полноту и гармонию сил, способностей, страстей, потребностей, в которой воспитатель видит такие стороны, черты, грани, как моральную, идейную, гражданскую, умственную, творческую, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство. Ведущим, определяющим компонентом в этой гармонии является нравственность".

Идея всестороннего гармоничного воспитания человека приобретает новой веса и социальной значимости в условиях социально-экономического развития общества в XXI веке. Эти тенденции являются общецивилизационный. Академик В.Г. Кремень отмечает следующие из них:

- тенденция к глобализации общественного развития, которая характеризуется как сближением наций, народов, государств, шагами к созданию общего экономического поля, сближением характера общественных отношений в разных странах, способностью общаться с миром;

- обретения человечеством способности к самоуничтожению;

- переход человечества от индустриальных к научно-информационных технологий, что в отличие от индустриального производства в значительной степени базируется не на материальных, а на интеллектуальных ценностях.

Общество становится все более людиноцентристським, а индивидуальное развитие человека - основным показателем прогресса и в то же время главной предпосылкой дальнейшего развития общества.

Эти тенденции, по мнению В.Г. Кремня, предопределяют необходимость решения ряда важных, определяющих задач:

- обеспечить высокую функциональность человека в условиях информационного бума;

- подготовить человека к тому, чтобы в своей деятельности она осознавала ответственность за возможность жить в условиях глобализованного мира;

- сформировать на загальносуспільному и индивидуальном уровнях понимания человека как высшей ценности;

- выработать у человека способность к сознательному и эффективного функционирования в условиях осложнений общественных отношений;

- минимизировать асимметрию между материальностью и духовностью, культивировать в каждой личности подъема мысли конструктивизма и толерантности.

В последние три века в цивилизованных странах длилась образовательно-дидактическая революция. В системе едукації человека основные усилия (социально-педагогические и экономические) направлялись на решение образовательных задач. В результате возник разрыв, противоречие между высоким уровнем умственного и морально-духовного воспитания. Главный недостаток педагогики предыдущего периода заключается в том, что образование, владение большим объемом научных знаний опережали и сейчас опережают уровень воспитанности личности. Этот перекос таит в себе угрозу прогрессивному поступательному развитию человечества, существованию цивилизации.

Задача состоит в устранении этого недостатка, в смене приоритетов: воспитание, педагогика, науки о человеке должны стать определяющими факторами человеческой деятельности. Как отмечает российский ученый Б.М. Бим-Бад, "или воспитание развяжет важнейшее по значимости и сложности задания - помочь человечеству в становлении сознания служение высшей цели и обязанности перед человечеством, или мир погибнет в позорных и грязных страданиях".

Поэтому проблема воспитания человека, подготовка ее к жизнедеятельности в информационно-технологическом, научном обществе и, в частности, в условиях ноосферы приобретает мирового масштаба, глобальной, первоочередной значимости. Современный человек, которому приходится жить в мире новейших технологий, становится заложником этого неуправляемого монстра.

Несмотря на всеохватывающие глобализационные процессы в социально-экономическом плане, не стоит экстраполировать их принципы на сферу воспитания. По своей целью воспитание должно быть направлено на формирование всесторонне и гармонично развитой личности, а по содержанию - базироваться на национальных и общечеловеческих морально-духовных ценностях.

Воспитание - процесс сложный, длительный, непрерывный. Поэтому ошибочно думать, что процесс воспитания человека завершается окончанием общеобразовательной школы. Сколько человек живет, столько она и испытывает воспитательных воздействий.

Молодой человек, который после окончания общеобразовательной школы приобретает профессиональное образование в ВУЗАХ, обязательно должна быть включена в систему воспитательного влияния на соответствующем уровне. Начатый в семье, дошкольном учреждении, в школе процесс национального воспитания логично и органично должен быть продлен в высшей школе.

Национальное воспитание - это созданная на протяжении веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев, призванных формировать мировоззренческую сознание и ценностные ориентации молодежи, усвоение им социального опыта, достижений предыдущих поколений.

Главной целью национального воспитания на современном этапе развития суспільсва является передача молодому поколению социального опыта, богатства духовной культуры народа, его национальной ментальности, своеобразия мировоззрения и на этой основе формирование личностных черт граждан Украины, которые включают в себя национальное сознание, развитую духовность, нравственность, художественно-эстетическое, правовую, трудовое, физическое, экологическую культуру.

В системе национального воспитания должны быть четко определены воспитательные ориентиры, которые можно назвать воспитательным идеалом. Длительное время воспитательная система Украины находилась под влиянием классово-партийной концепции воспитания, которая ориентировала личность на иллюзорные, фальшивые идеалы. Выдающийся украинский педагог Г.Г. Ващенко, проанализировав различные подходы к определению воспитательного идеала, сделал смелую попытку очертить его в украинском контексте как служение Богу и Украине. "Только на основе высоких идеалов, - пишет Г.Г. Ващенко, - может образоваться крепкая, цельная личность. Следовательно, когда мы хотим воспитать в украинской молодежи крепкую волю и цельный характер, надо прежде всего привить и стремление к высокой цели, которая объединяла бы весь украинский народ. Такой целью является благо и счастье Родины".

Современный украинский идеал воспитания - всесторонне, гармонично развитая личность, национально сознательная и социально активная, человек с высокой гражданской ответственностью, с глубокими духовными, гражданскими, патриотическими чувствами, способна к непрерывного развития и совершенствования.

Для нынешней украинской системы воспитания требуется длительное время и напряженная работа, чтобы окончательно сформулировать национальный воспитательный идеал XXI ст., осознать его сущность и воплотить в жизнь. Но, бесспорно, что национальное воспитание сейчас должна пронизывать все аспекты учебно-воспитательной работы высшего учебного заведения.



Назад