Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

11.1. Понятие и система способов обеспечения законности


В общетеоретическом понимании "законность" рассматривается как специфический государственно-правовой режим, с помощью которого обеспечивается загальнообов'язковість юридических норм в обществе и государстве. Ее суть заключается в обязательности выполнения предписаний правового характера.
В сфере функционирования исполнительной власти, в деятельности органов государственного управления это требование проявляется особенно строго. Она содержится во многих нормативных актах, начиная с Конституции Украины, и формулируется, как правило, в соответствии с законом и основанная на нем. Юридические нормы являются обязательными для всех и до тех пор, пока они не изменены или не отменены, все государственные и негосударственные структуры, их представители, формирование общественности, граждане Украины и иностранцы обязаны строго их придерживаться.
Таким образом, законность, во-первых, предусматривает наличие законов, которые выражают волю народа и отражают опознаны объективные закономерности общественного развития, во-вторых, означает единообразное понимание, применение, безусловное и точное выполнение законов и основанных на них иных правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными формированиями.
Законность в сфере государственного управления основывается на следующих принципах:
1) загальнообов'язковість законов для всех без исключения органов, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и др. Именно в этом проявляется общность предписаний, содержащихся в законах и подзаконных актах;
2) единства законности, т.е. однообразном понимании и основании законов на всей территории государства;
3) недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Это означает, что сам закон является высшей степенью проявления целесообразности.
Данный принцип не исключает творческого понимания закона и законности, а именно предусматривает, что любой вариант решения при применении закона должен обязательно осуществляться в рамках правовых предписаний.
Законность в деятельности государственного аппарата проявляется в следующем:
1) все решения, которые принимаются государственным органом, должны соответствовать действующему законодательству;
2) решения, принимаемые государственным органом, не должны выходить за пределы полномочий этого органа, то есть они могут приниматься только по вопросам, отнесенным к его компетенции;
3) все решения государственных органов принимаются в следующем порядке и таких формах, которые соответствуют нормативным предписаниям;
4) взаимоотношения государственных органов с негосударственными структурами, гражданами и их объединениями, а также другими общественными формированиями (органы самоорганизации населения) осуществляются в рамках взаимных прав и обязанностей, которые определены на законных основаниях.
Последовательная и строгая реализация законности предполагает наличие соответствующей системы гарантий ее. В ней понимают, во-первых, общие условия и предпосылки законности; во-вторых, специальные юридические или организационно-правовые средства обеспечения режима законности.
К общим относятся политические, экономические, организационные, идеологические условия, которые существуют в государстве. Важнейшими политическими предпосылками законности является: а) режим демократии; б) широкая гласность. Опыт многих стран свидетельствует, что демократия и гласность могут реально существовать только в условиях независимого от государства гражданского общества, политического плюрализма, свободы печати, разделения властей.
Только реальное разделение властей, существование не зависящим от правящей партии, государства средств массовой информации, партий, децентрализация государственных структур могут стать настоящими гарантами режима законности.
К экономических предпосылок законности можно отнести как достигнутый уровень благосостояния и наличие у государства необходимых ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоукладность экономики, существование рынка товаров, капиталов, трудовых ресурсов, услуг и т.д.
Большое значение для существования законности и правопорядка имеет правовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, основанные на признании абсолютной ценности основных прав человека. Большое значение имеет хорошо осуществляемое убеждения, а также умело организованное поощрения.
На состояние законности в управлении существенно влияют такие организационные факторы, как структура аппарата, квалификация служащих, эффективность функционирования системы подготовки персонала, четкий и рациональное разделение полномочий и т.д. Не последняя роль для создания условий по укреплению и поддержке режима законности принадлежит организационным мерам по уменьшению уровня секретности, создания ведомственных центров информации и связей с общественностью, совершенствования разрешительной системы, ликвидации аппаратных излишеств и др.
Специальные юридические средства обеспечения законности в основном концентрируются в сфере исполнительной власти и выражаются в функционировании особого государственно-правового механизма, который состоит из: а) организаций-ноструктурних формирований; б) организационно-правовых методов.
Организационно-структурные формирования - это те органы государства и негосударственные структуры, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению режима законности.
Организационно-правовые методы - это виды деятельности организационно-структурных формирований, практические приемы, операции, формы работы, которые ими используются для обеспечения законности.
В юридической теории и практике эти организационно-правовые методы принято называть способами обеспечения законности.
В зависимости от содержания, характера, особенностей применения, юридических последствий различают следующие способы обеспечения законности: а) контроль; б) надзор; в) обращение в государственные органы с заявлениями, предложениями, жалобами по вопросам обеспечения законности.
Практика свидетельствует о том, что применение перечисленных способов является надежной гарантией обеспечения законности в управленческой системе государства.



Назад