Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

11.3. Надзор и его виды


Административный надзор - это осуществление специальными государственными структурами целевого наблюдения за соблюдением исполнительной-распорядительными органами, предприятиями, учреждениями и организациями и гражданами правил, предусмотренных нормативными актами.
Его субъектами являются специально созданные с этой целью государственные структуры: а) инспекции; б) милиция.
Все инспекции в зависимости от компетенции можно разделить на две группы: 1) те, которые имеют полномочия межведомственного характера (ГАИ, Госпожнадзор и т.п.); 2) те, что не имеют таких полномочий, то есть осуществляют свои функции только в пределах того или иного ведомства (инспекция полетов гражданской авиации, инспекция по личному составу и др.).
Инспекции, имеющих полномочия межведомственного (надвідомчого) характера, являются государственными инспекциями. Они осуществляют свои функции в пределах предоставленной компетенции независимо от ведомственной подчиненности объектов.
Государственные инспекции. Система государственных инспекций по характеру связей с органами государственной власти неоднородна. Простираясь по этому признаку, можно говорить об две группы государственных инспекций:
1) обособленная группа госинспекций, подчиненная непосредственно правительству (Держгортехнагляд - относительно соблюдения правил по безопасному ведению работ в промышленности и горному надзору);
2) группа инспекций, которые полностью или частично структурными подразделениями центральных органов государственной исполнительной власти (министерств, ведомств).
Характерной в этом отношении является деятельность хорошо нам известной ДАТ, Госпожнадзора, органов санитарного надзора или государственной контрольно-ревизионной службы в Украине. Подчиненность государственной инспекции той или иной государственной структуре фиксируется в соответствующем положении. Положения об этих инспекции утверждает Кабинет Министров Украины.
Полномочия государственных инспекций условно можно разделить на три вида:
1) по разработке норм и правил, выполнение которых контролирует инспекция. Полномочия данного вида, как правило, заключаются в наличии в инспекций прав готовить различные проекты норм, правил и т.д и вносить их на рассмотрение соответствующего органа управления;
2) по организации и осуществлению надзора. Как правило, это такие права: получать и истребовать материалы (документы); обследование на месте; предоставление обязательных предписаний и указаний; разрешительные полномочия (пуск, ввод в эксплуатацию, установление номерных знаков и т.п.); предоставление экспертных заключений (пожарный надзор, архитектурный строительный контроль); иметь своего представителя в комиссии по приемке, расследование аварий и т.п.;
3) с применением мер государственного принуждения. Названная группа полномочий, как правило, закрепляется в соответствующих статьях Кодекса об административных правонарушениях. Например, остановимся на полномочиях с применение мер государственного принуждения некоторых инспекций.
Госпожнадзор (ст. 223 Коап): ст. 120 - нарушение правил пожарной безопасности на транспорте; ст. 174 - нарушение установленных правил пожарной безопасности.
ГАИ (ст. 222): 122, 1221, 124, 126, 127, 128 (превышение скорости; нарушение требований дорожных знаков, других правил движения и т.п.).
Госинспекция по маломерным судам (ст. 227): 116, 116', 117, 118, 130 (нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на речном транспорте и маломерных судах; нарушение правил выпуска судна в плавание; нарушение правил пользования маломерными судами; правил содержания; управление в состоянии опьянения).
Главная инспекция по безопасности полетов (ст. 228): 43, 111, 112, 120, 133, 135, 137 (санитарно-гигиенические требования; безопасность полетов, поведение во время полетов и т.д.).
Держгортехнагляд (ст. 231): безопасное проведение работ.
Административный надзор милиции - это систематический надзор за точным и неуклонным соблюдением должностными лицами и гражданами правил, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность с целью предупреждения и пресечения нарушений этих правил, а также выявление нарушителей и привлечение их к установленной законом ответственности (уголовной или административной) или применения к ним мер общественного воздействия.
Методами административного надзора милиции являются: а) непосредственное наблюдение в общественных местах за выполнением гражданами и должностными лицами общеобязательных правил; б) периодические проверки выполнения органами, должностными лицами, гражданами установленных правил; в) обнаружения нарушений в ходе проверки жалоб, заявлений, предложений и другой информации о правонарушителей.
Административный надзор делится на общий и специальный.
Общий административный надзор включает надзор за соблюдением общеобязательных и других правил. К ним относятся: правила пребывания иностранцев, правила разрешительной системы; правила паспортной системы и т.д.
Специальный административный надзор милиции - это надзор за поведением определенной категории граждан.
Данный вид надзора является принудительным западом и устанавливается за освобожденными из мест лишения свободы в соответствии с Законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 1 декабря 1994 г.
Закон формулирует понятие этого вида административного надзора как системы "временных принудительных профилактических мер наблюдения и контроля за поведением отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которые осуществляются органами внутренних дел".
Определяет его задачи: "Административный надзор устанавливается с целью предотвращения совершения преступлений отдельными лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и осуществления воспитательного влияния на них".
Этот вид административного надзора устанавливается только в отношении четырех категорий совершеннолетних лиц: а) признанных судами особо опасными рецидивистами; осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления или осужденных два и более раз к лишению свободы за умышленные преступления, если во время отбывания наказания их поведение свидетельствовало, что они упорно не желают встать на путь исправления и остаются опасными для общества; в) осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления или осужденных два и более раз к лишению свободы за умышленные преступления, если они после наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, несмотря на предупреждение органов внутренних дел, систематически нарушающих общественный порядок и права других граждан, совершают другие правонарушения; г) осужденных к лишению свободы за одно из преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Административный надзор во всех случаях устанавливается в судебном заседании единоличное судьей районного (городского) суда либо по месту дислокации исправительно-трудового учреждения, или по месту жительства лица, в отношении которого устанавливается административный надзор.
По месту дислокации исправительно-трудового учреждения административный надзор устанавливается относительно трех категорий лиц (до момента их увольнения): признанных особо опасными рецидивистами; осужденных за преступления, связанные с оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров; лиц, поведение которых в местах лишения свободы свидетельствует о том, что они остаются опасными для общества (пункт "б").
По месту жительства административный надзор устанавливается по одной категории лиц: прибывшие из мест лишения свободы после отбывания наказания и систематически нарушают общественный порядок (пункт "в").
Независимо от каких-либо обстоятельств (примерное поведение и т.д.) еще в местах лишения свободы (до момента увольнения) административный надзор устанавливается относительно двух категорий лиц: признанных особо опасными рецидивистами; осужденных за преступления, связанные с оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров. В этих случаях основанием для принятия судьей решения об установлении административного надзора являются: 1) приговор суда и 2) представление начальника исправительно-трудового учреждения и соответствующие материалы.
В двух других случаях вопрос об установлении административного надзора решается в зависимости от поведения лица или в местах лишения свободы (пункт "б"), либо после увольнения и прибытия на место постоянного жительства (пункт "в"). В этих случаях представления и материалы об установлении административного надзора готовятся исправительно-трудовым учреждением или органом внутренних дел.
Итак, существует три вида оснований для принятия решения об установлении административного надзора: а) приговор суда, вступивший в законную силу; б) представления и материалы исправительно-трудовых учреждений; в) представление и материалы органов внутренних дел.
Инициатор установления административного надзора направляет в суд вместе с представлением копию приговора и материалы, свидетельствующие о необходимости установления административного надзора за соответствующим лицом.
В судебное заседание вызывается лицо, в отношении которого внесено представление об установлении административного надзора, а по их ходатайству - и защитник, а также представитель органа, начальник которого внес представление.
Рассмотрение вопроса начинается докладом о содержании представления и материалов, поступивших вместе с ним, после чего заслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание.
После рассмотрения дела судья выходит в совещательную комнату для принятия решения, после чего возвращается в зал заседаний и объявляет постановление об установлении административного надзора.
Постановление судьи обжалованию не подлежит, однако может быть опротестовано в порядке надзора.
Постановление судьи направляется для исполнения инициатору установления административного надзора (начальнику органа внутренних дел по месту жительства лица, в отношении которого установлен надзор, или начальнику исправительно-трудового учреждения).
Администрация исправительно-трудового учреждения направляет постановление судьи для выполнения органа внутренних дел по выбранным поднадзорным месту жительства в день его освобождения.
Административный надзор устанавливается на срок от одного до двух лет и не может превышать сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости.
В случае, если есть основания полагать, что лицо, в отношении которого установлен административный надзор, остается опасной для общества, административный надзор по представлению соответствующего органа внутренних дел может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не более срока, предусмотренного законом для погашения или снятия судимости.
Срок административного надзора начинается со дня объявления лицу постановления судьи об установлении административного надзора.
Административный надзор осуществляется милицией. Лиц, в отношении которых установлен административный надзор, берут на учет, фотографируют, а в случае необходимости у них берут отпечатки пальцев. Работники милиции обязаны систематически контролировать поведение этих лиц, предотвращать нарушения ими общественного порядка и прав других граждан и прекращать их, проводить розыск лиц, скрывающихся административного надзора.
Установлено два вида оснований для прекращения административного надзора: согласно постановлению суда и автоматическое прекращение административного надзора.
Административный надзор прекращается постановлением судьи по представлению начальника органа внутренних дел: а) в случае погашения или снятия судимости с лица, которое находится под наблюдением; б) досрочно, если поднадзорный перестал быть опасным для общества и положительно характеризуется по месту работы и проживания.
Автоматически административный надзор прекращается: а) по истечении срока, на который он установлен, если органом внутренних дел подано ходатайство о продлении надзора или судца отказал в продлении надзора; б) в случае осуждения поднадзорного к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания; в) в случае смерти поднадзорного.
Лица, в отношении которых установлен административный надзор, обязаны вести законопослушный образ жизни, не нарушать общественный порядок и придерживаться таких правил: а) прибыть в определенный исправительно-трудовым учреждением срок в выбранное ими место проживания и зарегистрироваться в органах внутренних дел; б) явиться по вызову милиции в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с выполнением правил административного надзора; в) сообщать работников милиции, которые осуществляют административный надзор, об изменении места работы или жительства, а также выезд за пределы района (города) по служебным делам; г) в случае отъезда в личных делах с разрешения милиции в другой населенный пункт и пребывания там больше суток зарегистрироваться в местном органе внутренних дел.
К лицам, в отношении которых установлен административный надзор, по постановлению начальника органа внутренних дел применяются частично или в полном объеме следующие ограничения: а) запрет выхода из дома (квартиры) в определенное время, не может превышать восьми часов в сутки; б) запрет пребывания в определенных местах района (города); в) запрещение или ограничение выезда время выезда в личных делах за пределы района (города); г) регистрация в милиции от одного до четырех раз в месяц.
Во время осуществления административного надзора начальник органа внутренних дел с учетом лица поднадзорного, его образа жизни и поведения имеет право изменять (увеличивать или уменьшать) объем ограничений, предусмотренных настоящей статьей.
За нарушение установленных ограничений предусмотрена ответственность согласно ст. 196 УК и ст. 187 Коап.
Надзор прокуратуры. В настоящее время, согласно п. 9 Переходных положений Конституции Украины, прокуратура продолжает выполнять функцию надзора за соблюдением и применением законов. В юридической теории и практике эта функция определяется как общий надзор прокуратуры. Она регламентирована Законом "О прокуратуре" от 5 ноября 1991 г.
Общий надзор - это надзор за исполнением законов исполнительной-распорядительными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами.
Предметом общего надзора являются:
1) соответствие актов, издаваемых всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Украины и действующим законам;
2) соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономические, политические, личные права и свободы граждан, защиту их чести и достоинства, если законом не предусмотрен иной порядок защиты этих прав;
3) соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.
Проверка выполнения законов проводится по заявлениям и другими сообщениями о нарушениях законности, требующих прокурорского реагирования, а при наличии поводов - также по собственной инициативе прокурора. Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.
Общий надзор направлен на то, чтобы акты, которые выдают исполнительной-распорядительные органы, соответствовали действующему законодательству и чтобы законы выполнялись адресатами точно и одинаково.
Осуществляя общий надзор, прокурор в пределах своей компетенции истребует для проверки соответствия закону приказы, инструкции, распоряжения и другие акты, издаваемые государственными и негосударственными органами и организациями.
Прокурор имеет право истребовать от этих органов и организаций необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения; требовать проведения проверок, ревизий в связи с имеющимися данными о нарушениях законности; требовать выделения специалистов для выяснения вопросов, которые возникают при осуществлении надзора; имеет право вызывать должностных лиц и граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона.
К полномочий прокурора в сфере общего надзора также относятся: проверки исполнения законов в связи с заявлениями, жалобами и другими сообщениями о правонарушениях; установление законности административного задержания граждан и принятия мер воздействия за административные правонарушения; принятие мер для возмещения материального ущерба, если ущерб был нанесен в результате нарушения законности.
Требования прокурора в связи с осуществлением общего надзора обязательные для исполнения всеми, кому они адресованы.
При выявлении нарушений закона прокурор или его защитник в пределах своей компетенции имеют право: 1) опротестовать акты Премьер-министра Украины, Кабинета Министров Украины, Правительства Автономной Республики Крым, министерств, государственных комитетов и ведомств, исполнительных и распорядительных органов местных советов народных депутатов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а также решения и действия должностных лиц; 2) вносить представления или протесты на решения местных советов народных депутатов в зависимости от характера нарушений; 3) возбуждать в установленном законом порядке уголовное дело, дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, передавать материалы на рассмотрение общественных организаций; 4) давать предписания об устранении очевидных нарушений закона; 5) вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона и условий, способствовавших им; 6) обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о защите прав и законных интересов граждан, государства, а также предприятий и других юридических лиц.
Протест прокурора. Протест на акт, противоречащий закону, приносится прокурором, его заместителем в орган, который его выдал, или в вышестоящий орган. В таком же порядке приносится протест на незаконные решения или действия должностного лица.
В протесте прокурор ставит вопрос об отмене акта или приведения его в соответствие с законом, а также пресечение незаконного действия должностного лица, восстановление нарушенного права.
Протест прокурора останавливает действие опротестованного акта и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок после его поступления. О результатах рассмотрения протеста в это же срок сообщается прокурору.
В случае отклонения протеста или уклонение от его рассмотрения прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта незаконным. Заявление в суд может быть подано в течение пятнадцати дней с момента получения уведомления об отклонении протеста или истечения предусмотренного законом срока для его рассмотрения. Подача такого заявления приостанавливает действие правового акта.
Предписание прокурора. Письменное предписание об устранении нарушений закона вносится прокурором, его заместителем в орган или должностному лицу, которые допустили нарушения, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, которые правомочны устранить нарушения.
Письменное предписание вносится в случаях, когда нарушение закона имеет очевидный характер и может наносить существенный вред интересам государства, предприятия, учреждения, организации, а также гражданам, если не будет незамедлительно устранено. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем сообщается прокурору.
Орган или должностное лицо могут обжаловать предписание вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу в течение десяти дней. Решение вышестоящего прокурора является окончательным.
Представление прокурора. Представления с требованиями устранения нарушений закона, причин этих нарушений и способствующих им условий, вносится прокурором, его заместителем в государственный орган, общественную организацию или должностному лицу, которые наделены полномочиями устранить нарушения закона и подлежит неотложном рассмотрения. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты соответствующие меры к устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору.
Коллегиальный орган, которому внесено представление, сообщает о дне заседания прокурору, который вправе лично принять участие в его рассмотрении.
Постановление прокурора. В случае нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор, его заместитель, в зависимости от характера нарушения закона, выносит мотивированное постановление о дисциплинарное производство, производство об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным должностным лицом или соответствующим органом в десятидневный срок после его поступления, если иное не установлено законом.
В протесте, представлении, определении или постановлении прокурора обязательно указывается, кем и какое положение закона нарушены, в чем заключается нарушение и что и в какой срок должностное лицо или орган должны принять к его устранению.



Назад