Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины

11.4. Обращения граждан


Обращения граждан в органы государства по вопросам обеспечения законности является их конституционным правом. Оно закрепляется в ст. 40 Конституции Украины, которая подчеркивает, что все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок.
В развитие конституционных положений действует целый ряд нормативных актов, регламентирующих эти вопросы. Во-первых, это Закон Украины "Об обращениях граждан" от 2 октября 1996 г. Кроме него, важнейшими актами, регулирующими правоотношения этой сферы, является Указ Президента Украины "О мероприятиях по обеспечению конституционных прав граждан на обращение" от 19 марта 1997 г. и Инструкция по делопроизводству по обращениям граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от сферы собственности, в средствах массовой информации. Следует отметить, что почти все законодательные акты последнего времени содержат нормы, предусматривающие вопросы обжалования действий должностных лиц.
Все они регулируют вопросы практической реализации гражданами Украины предоставленного им Конституцией Украины права вносить в органы государственной власти, объединения граждан в соответствии с их статуса предложения об улучшении их деятельности, вскрывать недостатки в работе, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.
Они также обеспечивают гражданам возможности для участия в управлении государственными и общественными делами, для влияния на улучшение работы органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций независимо от форм собственности предприятий, для отстаивания своих прав и законных интересов и восстановления их в случае нарушения.
Под обращениями граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.
Предложение (замечание) - обращение граждан, где высказываются совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказываются мнения относительно урегулирования общественных отношений и условий жизни граждан, совершенствования правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.
Заявление (ходатайство) - обращение граждан с просьбой о содействии в реализации закрепленных Конституцией Украины и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатки в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц, а также высказывания мнения относительно улучшения их деятельности.
Ходатайство - письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод и т.п.
Жалоба - обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, объединений граждан, предприятий, должностных лиц.
К решений, действий (бездействия), которые могут быть обжалованы, принадлежат такие в сфере управленческой деятельности, в результате которых: нарушены права и законные интересы или свободы гражданина (группы граждан); созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод; незаконно возложена на гражданина которые-не-будь обязанности или он незаконно привлечен к ответственности.
Обращения адресуются органам или должностным лицам, в полномочия которых входит решение поставленных вопросов и должно содержать фамилию, имя, отчество, место жительства гражданина, суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования и подписано заявителем (заявителями) с указанием даты. Оно может быть устным (изложенным гражданином и записанным должностным лицом на личном приеме) или письменным, присланным по почте или переданным гражданином. Оформлено без соблюдения этих требований обращение возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления.
Если вопросы, затронутые в полученном обращении, не входят в полномочия адресата, оно в срок не более пяти дней пересылается по принадлежности в соответствующий орган или должностному лицу, о чем сообщается гражданину, подавшему обращение. Однако, запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых обжалуются.
В случае если обращение не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения органом или должностным лицом, оно в тот же срок (5 дней) возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями.
Письменное обращение без указания места проживания, не подписанное автором (авторами), а также такое, из которого невозможно установить авторство, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, и обращения лиц, признанных судом недееспособными.
Для каждого вида обращений установлен личный порядок рассмотрения и формы реагирования. Так, рассмотрение предложений (замечаний) является обязательным. Органы, что их рассмотрели, должны сообщить гражданину о результатах рассмотрения. Что касается заявлений (ходатайств), то их адресаты обязаны: а) объективно и своевременно рассматривать их; б) проверять изложенные в них факты; в) принимать решения в соответствии с действующим законодательством; г) обеспечивать их выполнение; д) извещать граждан о результатах их рассмотрения.
Ответ по результатам рассмотрения заявлений (ходатайств) в обязательном порядке дается тем органом, который получил эти заявления и в компетенцию которого входит решение поставленных в заявлениях (ходатайствам) вопросов, за подписью руководителя или лица, исполняющего его обязанности. Решение об отказе в удовлетворении требований, изложенных в заявлении (ходатайстве): а) доводится до сведения гражданина в письменной форме; б) приходится со ссылкой на законодательство; в) приходится с изложением мотивов отказа; г) приходится с разъяснением порядка обжалования принятого решения.
Предложения (замечания), заявления (ходатайства) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и предприятий лично.
Жалоба на действия или решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, учреждения, организации, объединения граждан, предприятия, средств массовой информации, должностного лица в порядке подчиненности вышестоящему органу или должностному лицу, что не лишает гражданина права обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством, а в случае отсутствия такого органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением - непосредственно в суд.
К жалобе прилагаются имеющиеся у гражданина решение или копии решений, которые принимались по его обращению ранее, а также другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы, которые после ее рассмотрения возвращаются гражданину.
Жалоба на решение, что оспаривалось, может быть подана в орган или должностному лицу высшего уровня в течение одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца с момента ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу. Решение высшего государственного органа, рассматривающего жалобу, в случае несогласия с ним гражданина может быть обжаловано в суд.
Гражданин, обратившийся с заявлением или жалобой в органы, имеет право: лично изложить доводы лицу, что проверяла заявление или жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления; знакомиться с материалами проверки; представлять дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, который рассматривает заявление или жалобу; присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы; пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, которая осуществляет правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке; получить письменный ответ о результаты рассмотрения заявления или жалобы; высказывать устно или письменно требование относительно соблюдения тайны рассмотрения заявления или жалобы; требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений.
Согласно прав граждан на жалобу установлены обязанности органов, что их рассматривают. Они в пределах своих полномочий обязаны: объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления или жалобы; по просьбе гражданина приглашать его на заседание соответствующего органа, который рассматривает его заявление или жалобу; отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Украины, если они не соответствуют закону или иным нормативным актам, безотлагательно принимать .заходи до прекращения неправомерных действий, выявлять и устранять причины и условия, которые способствовали нарушениям; обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное выполнение принятых в связи с заявлением или жалобой решений; письменно сообщать гражданина о результатах проверки заявления или жалобы и суть принятого решения; принимать меры по возмещению в установленном законом порядке материальных убытков, если их был причинен гражданину в результате ущемления его прав или законных интересов, решать вопрос об ответственности лиц, по вине которых были допущены нарушения, а также по просьбе гражданина не позднее чем в месячный срок довести принятое решение до сведения органа местного самоуправления, трудового коллектива или объединения граждан по месту жительства гражданина; в случае признания заявления или жалобы необоснованной разъяснить порядок обжалования принятого по ней решения, не допускать необоснованной передачи рассмотрения заявлений или жалоб граждан, принимать меры к устранению причин, их порождающих, систематически анализировать и информировать население о ходе этой работы.
Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить поднятые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, подавшему обращение. При этом общий срок решения вопросов, поднятых в обращении, не может превышать сорока пяти дней.
Подача гражданином обращения, которое содержит клевету и оскорбления, дискредитацию органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан и их должностных лиц, руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и других действий, влекущих за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.



Назад