Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

Вступление


Формирование в Украине правового государства и гражданского общества, которые по своей сути имеют правовой характер, основываются на праве, обусловило как повышение роли и значения права в социальных преобразованиях, так и юристов - особого профессионального прослойки в обществе, выявило их недостаточную численность, недостатки в профессиональной подготовке.

Расширение самостоятельности субъектов предпринимательской и других видов деятельности, членов гражданского общества, увеличение их численности, появление негосударственных нотариальных и правоохранительных объединений, осуществление правового взаимодействия граждан по принципу "разрешено все, что прямо не запрещено законом", рост преступности и другие факторы обусловили изменения общественных потребностей в юристах, причем это касается как государственных, так и негосударственных организаций.

Эти изменения обусловили необходимость пересмотреть отношение к формированию корпуса юристов во всех странах СНГ, которые были вынуждены принять новые программы развития юридической науки, совершенствования юридического образования. Однако эти же факторы обнаружили и тот факт, что юридическая деятельность, профессиональные качества юриста, особенности их профессиональной подготовки юридической наукой комплексно не исследовались. Изучение отдельных видов юридической деятельности, в том числе судебной, прокурорской, следственной и некоторых других не может заменить загальнотеоретичну модель юридической деятельности.

Много проблем в этом плане является и в научном осмыслении особенностей профессиональной деятельности работников правоохранительных органов, в частности, не разработаны модели их профессиональных качеств, профессиограммы, отсутствует систематизированное изложение требований к замещению должностей юристов и т. д.

Юрист должен знать не только законодательство и акты правоприменения, его разъяснения и толкования, ему еще необходимо знать нормы морали, религии, обычаев, традиций, корпоративные нормы и т.п., т.е. содержание всех регуляторов, которые существуют в обществе. Поэтому важным является жизненный опыт, жизненный путь, а также возраст юриста.

На сегодня в Украине среди учебных дисциплин, предусмотренных образовательно-профессиональным программам бакалавра и специалиста по направлению подготовки - Право,"Юридическая деонтология") является единственной учебной дисциплиной, которая раскрывает общую картину "* (схему, каркас) юридической деятельности как практической, так научной и учебной, а также систему юридического образования, права и обязанности студентов и некоторые другие вопросы. "Юридическая деонтология" как учебная дисциплина относительно новая, введена согласно программе бакалавриата в 1996 году, а потому требует дополнительного научного осмысления и надлежащего учебно-методического обеспечения.

Известны существующие учебные программы, введенные ВУЗОВ юридического профиля, в основном рассчитаны на подготовку юристов для государственных правоохранительных органов и не учитывают особенности юридической деятельности в негосударственных сферах общественной жизни, в том числе предпринимательской, международно-частной, общественных объединениях, и т.д.

В пределах установленного учебным планом подготовки студентов объема часов курс "Юридической деонтологии" не может охватить все вопросы, которые имеют значение для приобретения ими начальных профессиональных знаний и умений, навыков самостоятельной работы, изучение нормативных и литературных источников, конспектирование, подготовки письменных работ и т.д.

Этот справочник предназначен в некоторой степени компенсировать указанные выше недостатки в научно-методическом обеспечении подготовки специалистов-юристов.

Необходимо подчеркнуть, что изложение материала имеет достаточно формализованный и систематизированный характер, причем и стиль изложения определенных разделов пособия разный, что связано с использованием соответствующей терминологии и аргументации. Например, раздел "Юридическая научная деятельность" изложен с использованием научных терминов и конструкций, а "Юридическая практическая деятельность" в стиле, присущем нормативно-правовым актам, договорам и другим правовым документам и направлен на начальное овладение студентом "юридического языка", что кроме того, обусловило широкое использование положений, конструкций, формулировок, которые используются в нормативном материале. Это немного отличает стиль данного пособия от подобных учебно-методических источников неюридического характера.



Назад