Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

1.1.2.Становлення и развитие юридической деонтологии


Система юридических знаний деонтологических сложилась значительно позже, чем в медицине, а наука "Юридическая деонтология" возникла совсем недавно.

В 70-е годы в юридических учебных заведениях выкладывался специальный курс "Введение в юридической специальности", целью которого была подготовка студентов к включения их в процесс обучения и информация о будущую профессиональную деятельность. Позже было выдано известен широкому кругу специалистов учебник Алексеева С.С. (1976 г.). Это был первый шаг на пути к созданию новой юридической науки, хотя в то время термин "юридическая деонтология" еще не использовался. Автор учебника исследовал и выложил важные аспекты проблемы, которые помогают осмыслить юридическую науку и юридическую практику, приблизиться к пониманию профессиональной юридической деятельности. Алексеев С.С. доказал необходимость этики юриста:

  • Право, законность - это институты социальной жизни, тесно связанные с общественной моралью, они воплощают ее идеалы и принципы. Осуществление правовых норм во многом зависит вич морального вооруженности судей, прокуроров, работников милиции, от соблюдения ими требований профессиональной этики.
  • Специфика юридической работы содержит в себе потенциальную опасность профессиональной деградации человека, что проявляется в актах бюрократизма, формализма, потери самоконтроля, ответственного отношения к делу, в проявлении грубости, бесчеловечности и т.д.
  • Работа юриста прямо влияет на судьбы людей, на их взаимоотношения, что роднит профессию юриста с профессией врача. Поэтому вопрос об этике этих профессий возникает с объективной закономерностью. Таким образом, деятельность юриста по своей специфике глубоко вторгается в сферу морали и поэтому, как подчеркивает Алексеев С.С, должна соотноситься с моральными требованиями, учитывать особенности юридической діяльності.4 Этика юриста, по его мнению, охватывает одновременно общие моральные принципы, особые требования, исходя из отдельных видов юридической работы, и включает своеобразный этикет - правила вежливости, такта, культуру поведения.

Следует также вспомнить имя профессора Горшенєва В.М., который по праву считается основателем науки "Юридическая деонтология". В 1988 году авторским коллективом было опубликовано с его участием учебное пособие, где последовательно изложены предмет, функции новой науки, ее принципы и роль в системе юридических знаний. Горшенєв В.М. сделал попытку обобщить всю информацию о квалификационную характеристику юриста, рассмотреть профессию юриста по нескольким аспектам: а) юрист как лицо; б) юрист как политический деятель; в) юрист как специалист; г) юрист как носитель высоких моральных качеств; д) эстетическая культура юриста. Теоретические положения и выводы Горшенєва В.М. заложили фундамент дальнейшего развития системы философско-этических знаний в профессиональной деятельности юристов. Некоторые из них будут выкладываться окремо.5

К вопросам соотношения права и морали, этики юристов за последние десятилетия так или иначе обращались много ученых (Агєшин Ю.А., Сливка С.С., Суворов Л.К., Бородин В.В., Лукашо-ва А.А., Нєрсєсянц B.C. и другие). Правовой сознания и правовой культуре служителей Фемиды было посвящено значительное количество научных исследований, что составляет прочную базу для распространения научных деонтологических знаний. Исходя из приведенного выше, делаем вывод, что юридическая деонтология возникла не на пустом месте и развивается вполне естественно и закономерно. В области правовых знаний тоже предпринимались попытки формулирования на официальном уровне моральных качеств работников юридической сферы. В 20-х годах НКЮ УССР утвердил определенный порядок атесту-ние работников суда, согласно которому предполагалось делать профессиональный подбор кадров на должность судьи только с учетом определенного перечня их якостей.1' В 1982 году Минвузом СССР был утвержден новый документ - Квалификационную характеристику юриста, где определялась система требований к знаниям и умениям юриста.7 Деонтологические вопросы не остались без внимания и международного сообщества. Так в 1979 году Генеральной Ассамблеей ООН было принято Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (резолюция №34/ 169) .8 Существуют также другие международные документы, которые отражают отдельные стороны профессиональной этики юристов.

Юридическая деятельность в значительной степени связана с политикой и политической деятельностью. Этим можно объяснить тот интерес, который периодически оказывался в юриспруденции со стороны политического руководства страны. Особенно это было заметно в период руководящей роли КПСС - период сращивания аппаратов партии и государства. В партийных документах, которые использовались на уровне законов, речь шла о преданности коммунистической идеи, знания основ марксизма, советского строя и партийной программы, что составляло основу моральных и профессиональных качеств юриста. Такая полити-организация общественных отношений, политизация юридической науки негативно влияла на ее состояние, на ход научных исследований, на общество в целом. Сейчас ситуация несколько изменилась, но в системе деонтологических знаний еще существуют недостатки, которые, в основном, имеют научно-методологический характер. Например, до сих пор четко не определены пределы предмета данной науки, является несовершенной и структурная композиция учебных программ с юридической деонтологии, не хватает комплексных научных исследований. Следует упомянуть о проблемах кадрового, методического обеспечения, которые существуют в системе юридического образования. По сравнению с медицинской деонтологією просліджуеться отставание в формировании четкой, согласованной системы знаний.

Положительным моментом последнего этапа развития правовой доктрины в Украине после распада СССР стала департизация правоохранительных органов и деидеологизация сферы научных исследований. Снятие идеологического контроля довольно значительно повлияло не только на деонтологические представление о личных и профессиональных качеств, но и на саму правовую практику, которую осуществляют не только юристы-профессионалы.

На первый план в системе профессиональных требований теперь относятся не идейно-политические, а морально-деловые качества. Главным назначением юристов теперь можно назвать не служение идеям партии или государственным интересам, а служение закону, праву, идеалам общественной морали. Это не означает полную безыдейность и безприн-циповість, а речь идет лишь о том, что в условиях багатопартій-ной системы защитники свободы и справедливости не могут быть подконтрольны той или иной партии или чувствовать идеологический давление. их главный контроль - закон и совесть. При этом можно верить, поддерживать идейно те или иные программные положения, сочувствовать политическим попыткой отдельных лидеров.

Такая идейно-политическая переориентация общества высветила ряд недостатков в системе деонтологических знаний относительно личности работника правовой сферы. Это можно объяснить таким образом. Деонто-логический аспект профессиограммы юриста - это в основном моральный аспект, хотя профессионализм имеет также большое значение для характеристики лица. И, к сожалению, мораль - это такой нормативный регулятор, который не меняется быстро с изменением политических и экономических отношений. И та глобальная перестройка, которая произошла в нашем обществе за короткое время, не привела к формированию новых моральных норм и требований, в том числе и в профессии юриста. Не произошло надлежащего переосмысления обществом ценности права, правовой работы, роли юридической профессии в системе социальных связей. И это ставит проблему переосмысления лица юриста, а именно его внутреннего мира, внешних связей и эффективности функционирования в различных сферах общественной жизни с учетом усложненной структуры социальной среды.

Расслоение общества требует учета специфических особенностей общения с его представителями. Кроме того, в среду юридической элиты также прибывают представители разных социальных сословий. Однако их интерес, уровень обеспеченности, привычки, традиции не должны влиять на понимание права, правовой работы, общественной морали, справедливости. Перед нормами права в формальном смысле равны все, даже те, кто его применяет. По этому поводу можно указать еще на одну причину, раскрывает роль юридических деонтологических знаний в формировании юриста-профессионала и указывает на довольно широкую перспективу их дальнейшего развития.



Назад