Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Структура воспитательного процесса


Процесс воспитания нельзя считать стихийным, хаотичным явлением. Он подчинен определенным диалектическим закономерностям и имеет свою структуру, компоненты которой между собой тесно связаны. Схематически ее можно представить так (рис. 24).

 24

Рис. 24. Структура воспитательного процесса 

 

Указанные компоненты действуют не линейно, а находятся в диалектической взаимосвязи. Во-первых, практическая деятельность личности является, с одной стороны, побудительным фактором к проявлению усилия на овладение нормами поведения (действий), умениями и навыками, а с другой - через практическую деятельность можно проверить уровень владения умениями вести себя в конкретной ситуации.

На определенном этапе воспитания жизненные обстоятельства требуют от человека владение соответствующими нормами поведения. Бывшие ученики, а нынешние студенты первых курсов начинают свою жизнедеятельность в новой для них ситуации (новая форма организации обучения, смена места проживания, новое окружение, особенности общения и др.). С помощью педагога-куратора они должны своевременно и безболезненно усвоить нормативные правила, которых необходимо придерживаться в новых условиях. С этого должна начинаться воспитательная работа в начале каждого нового этапа.

Важное место в структуре воспитание занимают чувства. Чувство - это устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, что отражает значение этих явлений в связи с ее потребностями и возможностями, высший продукт развития эмоциональных процессов. "Чувства человека, - по выражению С.Л. Рубинштейна, - наиболее яркое проявление природы, которая стала человеком, и с этим связана и большое обаяние, которая вытекает из любого подлинного чувства".

Чувства являются источником богатства и глубины поведения человека. Они способствуют трансформации определенных действий личности из сферы умственного восприятия в сферу эмоциональных переживаний, что делает их устойчивыми, способствуют активизации психических процессов. Вспомним, как поэзия, музыка, изобразительное искусство, воздействуя на эмоциональную сферу человека, способствуют формированию чувств и благородных деяний.

Чувства являются существенной предпосылкой убеждений, выражающие интеллектуально-эмоциональное отношение субъекта к любого знания как истинного (или неістинного) через единство доводки и веры.

Формирование убеждений - длительный и сложный процесс, требующий усилий. Дело в том, что в процессе формирования убеждений возникает немало препятствий: система стереотипов (слухи, предубеждения, предрассудки, привычки); пласт знаний (истинных, неістинних); слой собственных интересов. Случается так, что чем взрослее человек, тем этих препятствий больше, они более устойчивы, а потому и преодолевать их труднее, сложнее "добираться" до центра коры головного мозга, где происходит устойчивость убеждений.

Схематично этот процесс можно представить так (рис. 25).

Убеждения, которые основываются на истинных знаниях, выступают с одной стороны, своеобразным мотивом деятельности, с другой - стержнем поведения личности. Выражаясь образно, вопрос настоящего воспитания человека и является вопросом формирования у нее "психологического позвоночника". Нет его - и перед нами безвільна личность, которая лишена собственного "Я", легко поддается посторонним влияниям. Поэтому известные педагоги-практики А.С. Макаренко, И.О. Сухомлинский не довольствовались внешними показателями воспитанности личности, а проникали в глубину, добиваясь воспитания "психологического позвоночника".

25  

Рис. 25. Процесс формирования убеждений

 

Если сформированы чувства и убеждения, то через систему упражнений, специально организованную деятельность формируются умения и навыки поведения. И хотя значительная часть умений и навыков должна быть сформирована в детстве, но и в студенческие годы следует уделять внимание этому компоненту воспитательного процесса. Прежде всего, на данном этапе речь идет о формировании ряда профессиональных умений и навыков. Например, умение общаться на разных уровнях (ученики, коллеги, родители и др.), умение в сфере психотехники, педагогической техники (внешность педагога, владения своим телом, речевая культура, жесты, мимика и др.).



Назад