Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Мотивы воспитания


В основе любой деятельности человека лежат определенные мотивы. Мотив (франц. motif, от лат. moveo - двигаю) - побудительная причина действий и поступков человека. Психолог С.Л. Рубинштейн подчеркивал: " Мотив как побудитель - это источник действий, что их порождает. Мотив как осознанное побуждение к определенным действиям, собственно, и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых она находится, и осознает цель, которая перед ним стоит; из отношение к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, которая необходима для реальной жизненной действия".

В основе мотивационной деятельности человека лежат ее потребности. Они могут быть разного характера - физиологические, социальные, материальные и др.

Американский психолог А. Маслоу смоделировал иерархическую многоуровневую пирамиду разнообразных потребностей человека, составные части которой находятся в диалектической взаимосвязи. В целом эти компоненты системы потребностей будто внутренне программируют воспитательный процесс (рис. 26).

26

Рис. 26. Иерархическая пирамида потребностей человека 

 

Мотивы не возникают сами по себе. Мотивы действий человека естественно связаны с целью, поскольку она является побуждением ее достижения. Задача педагога состоит в том, чтобы создать в каждом потребность преодоления противоречий.

Названы А. Маслоу потребности в той или иной степени присутствуют в жизнедеятельности каждого человека. Не стоит торопиться с удовлетворением потребностей всех или большинства из них. Если исчезают потребности, исчезают и мотивы. Личность ослабляет свою деятельность, тормозится процесс физического, психического и социального развития. В конечном итоге прекращается поступательное движение. Мудрость педагогов (родителей, учителей-воспитателей, преподавателей высшей школы и др.) должна проявляться в том, чтобы, анализируя процесс деятельности и развития конкретной личности, выдвигать новые задачи, развивать действенные мотивы, стимулируя тем самым воспитанников к активной деятельности. А.С. Макаренко называл такое действие процессом проектирования перспективных линий.



Назад