Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

2.4. Содержание юридической деятельности


Содержание юридической деятельности в каждом конкретном случае составляют конкретные действия, перечень которых существенно влияет на определение объема, сферы и форм юридической деятельности. В условиях социального прогресса, усложнением социальных связей соответствующим образом изменяется содержание и формы социальной, а, значит, и юридической практики. На основании анализа попробуем обосновать данную закономерность. Профессиональная деятельность (prudentes) знатоков римского права делилась на три основные силы: cavere (составлять новые позывы и соглашения), agere (вести дело в суде), respondente (давать ответы) .1 Так функцией юрисконсультов было "respondente" - высказывание мнений относительно запросов частных лиц или их представителей. Авторитет римских юристов, приобретенный в судови заседаниях, был настолько значительным, что их мысли влияли на волю судей даже без их личного участия в судебном рассмотрении дела. В связи с тем, что за консультациями в основном обращались ораторы-адвокаты, Цицерон сравнивал роль юрисконсульта в суде с ролью латинского флейтиста, который сопровождал выступление актера на сцені.2

Со временем, в соответствии с новыми требованиями социального прогресса, юридическая практика претерпевала изменения в сторону расширения содержания, усложнение структуры, появления новых форм и средств осуществления. Поэтому на современном этапе к содержания юридической практики (деятельности) относят не только составление документов, консультирование и участие в судебном заседании, а также много других юридически значимых действий. К уже существующему перечню следует добавить: предупреждения, пресечения и расследования правонарушений, привлечение к юридической ответственности, исполнения наказаний, подготовка и принятие нормативно-правовых актов, осуществление правовихов-ноїта научно-исследовательской деятельности, регистрация и статистический учет правовых явлений, результатов юридической деятельности...На этом основании можно определить перечень наиболее важных действий, которые составляют основу юридической деятельности, требуют наличия специальных знаний, навыков и профессионализма:

ведение юридического дела, как осуществление определенного комплекса процессуальных юридически значимых действий, связанных с решением конкретной жизненной ситуации - вынесения решения о принятии к своему производству, обыск помещения, допрос подозреваемого, проведение экспертного исследования и дачи по нему заключения, проверка доказательной информации, построение версии относительно дела и т.п.;

составление юридических документов, в которых отображается или удостоверяется информация, что имеет правовое значение (иск в суд, протест прокурора, протокол об административном правонарушении, нотариально заверенный договор дарения или купли-продажи);

юридическое консультирование, которая предусматривает предоставление советов, рекомендаций, определение объема полномочий, разъяснение правового статуса, перспектив судебного решения дела и т.п. Таким образом, осуществляется передача необходимой информации заинтересованному лицу, исходя из наличия специальных правовых знаний юриста-специалиста и его практического опыта правовой работы;

выступления в юридических учреждениях, в которых в официальной форме объявляются заявления, ходатайства, требования, выводы аналитической и экспертной работы, которые имеют непосредственное значение для решения юридического дела;

толкование текстов нормативно-правовых актов и других юридических документов, за текстуальною формой которых кроется истинный смысл нормы или воля законодателя. Путем разъяснения отдельных теоретических конструкций, сроков их словосочетаний, конкретизируются требования правовой нормы или решение уполномоченного органа, определяется круг субъектов данного правоотношения, что стало предметом рассмотрения по делу и т.п.;.

правовое воспитание, правовое агитация и пропаганда правовых знаний С помощью этих действий осуществляется желаемый влияние на сознание субъектов права, а значит и на их поведение, которая нацеливается в русло правомерных действий;

правовое обучение в юридических учебных заведениях.

Это отдельный вид действий, которые связаны с процессом получения специальных правовых знаний, приобретения навыков практической деятельности, формирование юридического мировоззрения и с другими процессами, предусмотренными учебными программами, квалификационными характеристиками, которые позволяют готовить на достаточно профессиональном уровне юриста-специалиста своего дела.



Назад