Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

3.3. Содержание и структура юридической науки


Юриспруденция является достаточно разветвленной и дифференцированной системой научных знаний, видов и форм научной деятельности. Каждая структурная часть обусловлена потребностями познавательной и практической правовой деятельности и отражает много-аспектне и многоцелевое назначение юриспруденции как науки.

Содержание юриспруденции составляют такие блоки научных юридических знаний:

Фундаментальные теоретические и исторические основы юриспруденции.

Методология юриспруденции (парадигмы, методологические подходы, методы построения научных знаний, теоретических и эмпирических исследований).

Системы научных юридических знаний отраслевого и проблемного характера (теория правонарушений, теория правоохранительной деятельности, науки гражданского, административного, уголовного права и другие);

Системы научных знаний прикладного характера, отражающих порядок, формы, методы, приемы, средства разнообразных видов правовой, в частности, юридической деятельности.

Содержание систем научных юридических знаний составляют теории, научные законы, постулаты и аксиомы, проблемы, гипотезы, методы, понятия и категории, научные факты. Отраслевые и прикладные (специальные) системы правовых научных знаний, которые допускают эмпирическую проверку с помощью фактов, как правило, должны содержать следующие элементы: исходные принципы или аксиомы, на основании которых строятся выводы для прояснения или предвидения специфических явлений; совокупность логических правил, которые вводятся для оперирования понятиями, терминами, знаками в пределах этих систем знаний; способ построения логических выводов, которые позволяют предсказывать специфические факты в предметной области единственным образом; утверждение или правила, с помощью которых введены понятия, термины и знаки, которые связываются с теми или иными конкретными характеристиками изучения предметной области - свойствами, связями, зависимостями и другими характеристиками; утверждения о фактах как существенную составную часть системы знаний.

1. Теории (доктрины, концепции, учения)

- комплексы взглядов, представлений, идей, которые направлены на толкование и прояснения любого явления, форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сутністних связей определенной области действительности.

Собственно, теории как наиболее развитые совокупности научных знаний является внутренне дифференцированные, но целостные системы знаний, которые характеризуются логической зависимости одних элементов от других, возможностью вывода содержания теорий с определенной совокупности утверждений (исходного базиса теорий) по определенным логико-методологические-логическими принципами и правилами.

2. Научные законы

- это существенные связи или отношения, обладающие всеобщностью, необходимостью и повторювальністю при данных условиях. Научные законы юриспруденции воспроизводят существенные и необходимые связи (отношения) правовых явлений и правовых процессов в их социальной обусловленности, прежде всего связи правовых форм социальной деятельности субъектов или их деяний, или, другими словами, постоянное взаимодействие субъектов права и их рівноутворюючу (рівнодіючу) составляющую, что раскрывает сущность явлений и процессов.

Научные законы юриспруденции различаются:

за время действия - на постоянные (действующие на всех этапах развития социальных и правовых систем) и временные (действующие на отдельных взаимосвязанных этапах);

по степени общности - на общие (характеризуют развитие социальных и правовых систем в целом) и специфические (определяющий развитие их отдельных элементов);

по способу их проявления - на динамические (определяют направление, факторы и формы изменений в социальных и правовых системах, фиксируют жесткий, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях) и статистические, или стохастические (отражают тенденции стабильности при хранении данных социальных и правовых систем, обусловливают связь явлений и процессы не жестко, а с определенной степенью возможности. Характеризуют не поведение каждого объекта в исследуемом классе явлений, а некоторую специфичность или признак, присущий класса объектов в целом. Устанавливают тенденцию поведения данного класса объектов в соответствии с их общих свойств и признаков)

по форме ограничение - на причинные (фиксируют строго детерминированные связи развития социальных и правовых явлений) и функциональные (отражают эмпирические взаимные зависимости между социальными и правовыми явлениями).

по форме связей между социальными, правовыми явлениями-на научные законы, отражающие неизменность этих связей тенденции развития, или устанавливают функциональную зависимость фиксируют ли причинная связь.

Правовые действия, как и другие социальные действия, характеризуются случайными величинами, которые в совокупности образуют определенную среднюю рівнодіючу величину. Именно эта величина выступает как форма проявления общественного (социального) закона. Для ее выявления необходимо исследовать с помощью наблюдения действия множества субъектов, в частности: направленность действий тождественных групп субъектов в одинаковых условиях; систему связей, рамками которых эта деятельность обусловливается; степень повторяемости и постоянства действий и взаимодействий групп субъектов в условиях данной системы функционирования.

3.Постулати и аксиомы

- выходные, независимые, несуперечні и полные утверждение или положения научных теорий, что при аксиоматической или дедуктивній построении теорий принимаются за истинные, и из которых выводятся, по принятым в них правилами вывода, все другие положения (основные абстракции). Истинность аксиом и постулатов приходится не в рамках данных теорий, а в других теориях.

4.Наукові проблемы

возникают только перед исследователем, и только он в состоянии их формулировать, искать пути для их решения и решать их. Только ученый, осознавая действительность^ осмысливая ее определенным образом на том или ином уровне, формулирует проблемы, специфичные для научного познания. Он осуществляет этот процесс, действуя во вполне определенной конкретно-исторической ситуации, поэтому научная проблема обусловлена реальностью. Реально проблема в науке возникает тогда, когда вызревают необходимые для этого условия. Научная проблема как субъективное представление объективной действительности является вид знания, которое обнаруживает и пределы незнание. В этом смысле научная проблема "знание о незнании".

Поскольку постановка научной проблемы предполагает определение не только границ достигнутого знания, но и границ незнание, тех неизвестных и невыясненных сторон исследуемого объекта, в результате изучения которых будет получено новое знание, поэтому в самой проблеме, если она правильно поставленная и сформулирована, находится и очерчена сфера возможных научных ответов, варианты ее потенциального решения.

5. Гипотеза

- это научное допущения или предположение, истинное значение которых не определен и которые являются важнейшей формой

развития научного знания. Гипотеза тогда становится научной теорией, если она удовлетворяет таким требованиям как:

осмысленность (достигается операционной определенностью понятий, которые входят в теории);

несуперечливіс*ть (логическая последовательность высказываний, которые принимаются в теории);

возможность проверки, сравнение теоретических высказываний с опытом, правовой практикой;

підтверджуваність (соответствие теории данным опытов с заданной степенью точности, подтверждение теории в контексте социальной практики);

экстраполяция (способность теории к обобщению за пределами того опыта, на почве которого Она образовалась);

адаптивность (способность теории путем некоторых модификаций выяснять новые факты);

потенциальная фальсифікованість (указание на такие обстоятельства, которые однозначно определяют, в каких случаях теория считается такой, что расходится с опытом) 2.

6. Метод

- это способ отражения и воспроизведения в мышлении исследуемого предмета. Применение научно обоснованных методов является важным условием получения новых истинных научных знаний. Главными элементами метода являются: принципы, правила, приемы, способы и средства.

Научные методы подразделяются на:

общие методы высшего (философского) уровня, к которому относятся диалектическая и формальная логика, что используются не только в научном познании, но и в практической деятельности (практическом познании);

общенаучные методы - научные методы, которые используются всеми науками (в свою очередь делятся на теоретические и эмпирические);

конкретно-научные методы, используемые отдельными группами наук;

специальные методы, используемые отдельной наукой.

7. Понятия и категории, которыми оперирует правоведение,

является логическим выражением знаний о предмете. Правовые научные понятия - это содержательные, предметные представление, что воспроизводят в мышлении (идеально) объективную суть реальных процессов правовой действительности и отношений, которые существуют в ней, выражают специфическую правовую качественную определенность данных процессов и явлений. Правовые категории предельные по уровню обобщения, фундаментальные абстрактные понятия теории правоведения.

Понятийный аппарат правоведения (совокупность понятий правоведения) является средством организации существующих знаний. Он выполняет не только логическую, познавательную, но и мировоззренческую функцию, потому что дает возможность мыслить правильно при решении правовых проблем. Однако эти понятия и категории, взятые по отдельности, не составляют ни теории, ни науки том, что в этом случае они не обладают достаточной доказательной силой и не могут отражать конкретную истину. Объективная конкретная истина достигается тогда, когда понятия и категории правоведения представленные в системе, то есть являются взаимозависимыми и составляют научную систему знаний (теория, концепция).

8. Научные факты.

В науке объект исследования раскрывается как совокупность научных фактов, то есть научных описаний его фрагментов, составляющих. Самый термин "факт" происходит от латинского "fac-tum", что означает "сделано". Под научным фактом понимается определенная форма знания, более-менее логично обработанный факт, то есть та сторона или часть действительности, что превратилась в объект исследования и уточнена субъектом познания с помощью средств измерения, описания и др. Научный факт - это отражена в высказывании реальность. Вообще, что угодно становится научным фактом лишь тогда, когда оно зафиксировано тем или иным принятым в данной науке способом (протокольную запись в виде высказываний или формул, фотография, магнитофонная запись и т.д.). Любой факт науки имеет многомерную (в гносеологическом смысле) структуру, в которой можно выделить четыре слоя:

объективную составляющую (реальные процессы, события, структуры, которые являются производной основой для фиксации познавательного результата, что называется факту);

информационную составляющую (информационные посредники, которые обеспечивают передачу информации от источника к адресату - средства фиксации факта);

практическую детерминацией факта (предопределенность факта имеющимся качественными и количественными возможностями наблюдения, измерения и эксперимента);

когнитивную детерминацией факта (зависимость способов фиксации и интерпретации фактов от системы производных абстракций теории, теоретических схем, психологических установок и т.п.).



Назад