Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Принципы воспитания


Принцип воспитания - это основа, исходное положение, которое составляет фундамент содержания, форм, методов, средств и приемов воспитания. Принципы предопределяются целью воспитания.

Рассмотрим сущность и требования основных принципов воспитания.

1.Принцип народности предусматривает единство общечеловеческих и национальных ценностей; обеспечение национальной направленности воспитания; овладение духовными богатствами своего народа: языком, традициями, обычаями, национально-этнической культурой; уважительное отношение к национальных достояний тех народов, которые живут в Украине.

2.Принцип демократичности требует преодоления авторитарного стиля воспитания; обеспечение сотрудничества воспитателей и воспитанников; учета мнения коллектива и каждой личности; воспитание личности как высшей природной и социальной ценности; формирование коллектива на принципах свободы и стремлений его членов; в целом формирования свободной личности.

3.Принцип природосообразности направлен на учет многогранной природы человека, особенностей ее анатомо-физиологического и психического развития.

4.Принцип гуманизации предусматривает создание оптимальных условий для интеллектуального и социального развития каждого воспитанника; выявление глубокого уважения к человеку; признание естественного права каждой личности на свободу, на социальную защиту, на развитие способностей и проявление индивидуальности, на самореализацию физических, психических и социальных потенций, на создание социально-психического фильтра против разрушительных воздействий негативных факторов окружающей природной и социальной среды; воспитание у молодежи чувства гуманизма, милосердия, благотворительности.

5.Принцип непрерывности вытекает из того, что воспитание является многогранным и многофакторным процессом, который не ограничивается ни временными, ни возрастными рамками; воспитание осуществляется с момента рождения и продолжается на протяжении всей жизни; социальную и природную среду, деятельность личности так или иначе влияют на формирование определенных качеств; процесс обучения - важный фактор воспитания как через содержание учебного материала, так и через организацию деятельности.

6.Принцип индивидуализации и дифференциации: учет в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей физического, психического и социального развития личности; применение средств воздействия на личность с учетом ее индивидуальных физических и социально-психических свойств; моделирование на основе индивидуальных потенций групповых и индивидуальных программ развития, стимулирования физически-оздоровительной, предметно-практической, учебно-познавательной, социально-коммуникативной, ориентационно-оценочной деятельности воспитанников.

7.Принцип единства воспитания и жизнедеятельности: процесс воспитания - не отделена сфера деятельности лицах людей, он является целостной системой организации жизнедеятельности детей и взрослых в семье, школе, на производстве, в социально-природной среде; каждый компонент такой деятельности определенным образом влияет на формирование тех или иных качеств личности; организуя любой вид деятельности, необходимо заботиться, чтобы она несла в себе воспитательный потенциал.

Принцип на предполагает наполнение воспитания национальным содержанием, направленным на формирование национального самосознания и национального достоинства; создание условий для детей всех национальностей, которые являются гражданами Украины, учиться на родном языке, изучать традиции, обычаи, обряды своего народа; обеспечивать условия для чувство этнической причастности к своему народу, его культуре, формирование рис национальной ментальности; воспитывать в молодежи чувства социальной ответственности за сохранение, приумножение и продолжение этнической культуры.

9.      Принцип последовательности и систематичности требует обеспечивать определенное влияние на личность ребенка с учетом
ее возрастных возможностей и развития, постепенно расширять систему требований к деятельности; обеспечивать целесообразную единство требований к питомца со стороны воспитателей (членов семьи, учителей и др.): создавать оптимальные условия для проявления самостоятельности питомца при решении воспитательных задач, заботясь о разумное педагогическое руководство.

10.    Принцип культуровідповідності предусматривает неотъемлемый
связь воспитания с культурными достижениями человечества и, в частности, своего народа: знание общечеловеческих богатств в области культуры, особенностей развития и становления национальной культуры и ее взаимосвязи с общечеловеческой, знание истории своего народа, его культуры; обеспечение духовного единства и преемственности поколений.

Организовывая воспитательный процесс в высших учебных заведениях, педагоги имеют вдумчиво, творчески и конструктивно подходить к реализации принципов воспитания. Это касается как содержания, так и форм, средств, методов воспитательной деятельности.



Назад