Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

3.4. Уровне развития систем юридических научных знаний


Системы научных юридических знаний проходят определенные стадии своего развития, то есть возникновение, усовершенствования*, систематизации и становления целостности, интеграции с другими системами знаний и т.д. Каждая из этих стадий характеризуется определенным состоянием совершенствования системы научных юридических знаний, особенностями научных процессов их создания, взаимодействия с другими системами знаний и практикой, поэтому их можно изучать по:

функциями в науке (описания, объяснения, предсказания, мировоззренческой роли);

методами языково-логической организации;

методами обоснования и согласования с другими системами знаний;

возможностями практического использования.

Непосредственно по уровню развития, то есть внутренней логичностью связей элементов научных знаний и полнотой отражения предмета исследования, любые системы юридических научных знаний можно классифицировать на представления, идеи, принципы, идеологии, концепции, доктрины, учения, теории.

1. Представление - это теоретический образ предмета исследования (права, государства, их составляющих - системы нормативно-правовых актов, состояния и динамики правомерных действий, правового статуса лица), созданный продуктивным отражением, или форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания (общественно-правовая мысль, оценка населением состояния законности и правопорядка, эффективности государственного управления и т.п.).

2. Идея - форма постижения (понимание) умом явлений государственно-правовой реальности, которая включает в себя осознание целей и перспектив ее дальнейшего познания и практического преобразования. Идея является высшей формой теоретического освоения действительности, в которой происходит наиболее полное совпадение государственно-правовой мысли по прогнозам преобразования государства и права; это перспективное, конкретное и всестороннее правовое знание, которое пригодно для своего практического воплощения (например, в современных правовых идей относятся идеи незыблемости естественных прав человека, признание человека и его прав наибольшей социальной ценностью, развития правовой государственности и т.д.). В науке идеи:

подытоживают опыт предыдущего развития знания в той или иной отрасли;

является основой, которая синтезирует знания в целостную систему;

выполняют роль еврістичних принципов познания явлений, поисков новых путей решения проблем.

3. Принцип - исходное положение любого учения, теории, науки, или внутреннее убеждение человека, ее взгляд на те или иной вопрос (правовыми есть принципы равенства субъектов права перед законом, приоритета общечеловеческих ценностей, верховенства гражданского общества над государством, взаимной ответственности государства и гражданина и др.).

4. Идеология - система правовых взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются вопросы правового регулирования общественных отношений, правового решения социальных проблем и конфликтов, а также содержатся цели (программы) развития правовых форм социальной деятельности (социально-демократическая, национально-демократическая, христианско-демократическая идеологии государственности или идеологии позитивизма, цивілізму или социологической юриспруденции).

5. Концепция - определенный способ понимания, толкования, интерпретации любого явления, процесса, главная точка зрения на них, совокупность идей их системного освещения (например, прагматично ориентированные концепции государственно-правовой, судебно-правовой, административной реформ в Украине, концепция развития законодательства или научные концепции правовой государственности, социальной государства).

6. Доктрина - систематизированное учение, целостная концепция, совокупность принципов. В отличие от почти тождественных понятий учения, концепции, теории, чаще используется для обозначения взглядов с оттенком схоластичності и догматизма (доктрины фашизма, элитаризму, етатизму).

7. Учение - совокупность теоретических положений о любой отрасли знаний, система взглядов мыслителя (учение Гегеля о государстве и праве ли политико-правовые учения Гоббса, Руссо, Монтескье и т.д.).

8. Теория - комплекс взглядов, представлений, идей, которые направлены на толкование и прояснения любого явления; высшее, наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связей определенной области действительности. По своей построением теория является внутренне дифференцированной но целостной системой знаний, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, возможность вывода содержания теории с определенной совокупности утверждений и понятий-исходного базиса теорией - за определенными логико-методологическими принципами и правилами (теории государства и права, теории уголовного или гражданского права, теория правоотношений или правонарушений).

Для полного и адекватного управления, изучения, их сравнение, то есть выяснение общих и особых свойств тех или иных теорий, концепций, доктрин и т.п., необходимо овладеть определенными навыками их анализа. В частности, при их изучении целесообразно определять:

  • Предмет исследования (позитивное право, право в социальном контексте, право и политика, право и мораль, право и история, право и психология, то есть право положительное в его связях с другими сферами или уровнями общества и социальной структуры, правовая система в целом и т.п.).
  • Методология исследования (методологические подходы, методы, основные понятия и категории и т.п.).
  • Состояние развития исследования (идея, принцип, теория, концепция, доктрина и т.п.).
  • Философское, социологическое учение, которое взято за основу или составляет основу мировоззрения ученого - автора исследования.
  • Генезис возникновения исследования, и событий, которые обусловили его проведения.
  • Состояние воплощения положений, выводов, рекомендаций исследования в юридическую практику.
  • Признание результатов исследования другими вченими. их критический анализ, распространенность среди ученых и связь с другими исследованиями.
  • Перспективность и возможность дальнейшего развития главных выводов исследования.


Назад