Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

3.7. Понятие и содержание мировоззрения, типа юридического научного мышления, юридической научной парадигмы


Как отмечалось ранее высший уровень методологии юриспруденции составляют мировоззрение, тип доминирующего юридического мышления и юридические научные парадигмы, которые во многом определяют выбор методологических подходов и методов при проведении юридических научных исследований.

1.Світогляд.

Для каждой эпохи развития человечества присущ свой доминирующий мировоззрение как целостная совокупность доминирующих представлений о мире, роль в нем человека, а также производных от них убеждений, установок, идеалов, принципов, ценностных ориентаций познавательной и практической деятельности людей, их жизнедеятельности в целом. В частности:

для мировоззрения средневековья характерно доминирование теологии, то есть совокупности религиозных доктрин, соответствующих теологических теорий происхождения и существования государства и права;

эпоха Возрождения, наоборот, характеризуется критическим отношением к теологии и доминированием гуманизма - совокупности взглядов, по которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, счастье, развитие способностей, а благо человека критерием оценки всех социальных институтов;

в век Просвещения основой мировоззрения становятся учения, которые отражают доминирующее значение разума человека, его знаний в познании естественного порядка общественной жизни, что соответствует закономерностям окружающей среды и истинной природы человека;

XIX в. характерно доминирование в мировоззрении идей юридизації, либерализации и демократизации обществ, в которых концентрированно отражается необходимость непосредственного воплощения принципов гуманизма, рациональности, равенства и свободы людей в социальную жизнь;

доминирующими тенденциями мировоззрения XX в. является плюрализм идей и принципов, интеграция стран и обеспечения мирового порядка, информатизация всех сфер общественной жизни.

2. Тип (стиль) доминирующего научного мышления.

Научное мышление функционирует и развивается в понятійній форме. Не случайно между орудиями труда в процессе производства и понятиями в процессе мышления проводится функциональная аналогия. Научное понятие характеризуется^ как мнимое (идеальное) воспроизведение сущности познаваемого объекта, как концентрация знаний о нем. Оценка научных понятий как атрибутов познавательного мышления не может быть другой для юриспруденции, в которой понятия выступают как логическая форма понимания сущности правовых явлений, как отпечаток закономерного и особенного в правовой действительности. Они не априорные, а адекватные объективно существующим правовым явлениям, представляют собой результат синтеза правовых представлений, квинтэссенцию юридических знаний и опыта. Мировоззренческие идеи XX века соответственно определяют и составляющие типа (стиля) доминирующего научного мышления, под которым понимается "ансамбль", совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных научных идей, принципов, форм отражения и познания действительности, ее существенных связей и отношений, направлений развития. В частности, современный тип научно-правового мышления предусматривает:

решительный поворот юридических исследований до правды жизни, к истине, то есть до полной их адекватности объективным процессам;

очистка правоведения от наслоений догматического и апологетического характера, от абсолютизации сформированных на практике политических и правовых форм организации общества;

радикальное повышение его критически-аналитической направленности. Конструктивно-критический анализ государственно-правовой действительности - важнейшая социальная функция юридической науки;

обеспечение научного предвидения развития государственно - юридических явлений (систем), что служит важным показателем эффективности, научности того методологического инструментария, который используется;

расширение его диапазона, то есть рассмотрение правовых явлений с философских, социологических и психологических, а не только специально-юридических позиций;

глубокое выяснения процессов, происходящих в правовом развитии мира (как в международном праве, так и во внутреннем праве других стран), определение путей развития внутреннего права во взаимосвязи с экономическими, социальными, социально-психологическими, политическими аспектами мирового политико-правового развития.

изменением социальной позиции ученого, которая неразрывно связана со строгим научным исследованиям, с четким логическим анализом исследуемых фактов, с последовательностью практической проверки результатов, его социальной ответственностью и т.д.

3. Парадигмы.

От типа научного юридического мышления зависит "арсенал" парадигм, которые существуют в юриспруденции. Парадигма при этом рассматривается как комплексная и существенная характеристика той или иной научной дисциплины в определенную историческую эпоху. Такая характеристика, как правило, связана с существованием определенных доминирующих научных теорий, школ, направлений исследований и т.п., которые успешно решают экспериментальные и теоретические научные проблемы, формулируют их в рамках этой научной традиции. В понятии парадигмы выделяются следующие основные аспекты:

"символические обобщения" - формально или частично формализованные компоненты теории, которые функционируют как "законы природы" или же как системы соответствующих символов;

"метафизическая парадигма" (или картина мира) - это модельные представления, обобщенные образы исходных объектов науки;

общепринятые в данном* сообществе ученых методологические требования и ценностные ориентации, которые обеспечивают простоту

и непротиворечивость теоретических концепций, возможности их проверки и количественного отражения, точность научных предсказаний;

общепринятые в сообществе образцы, по которым "изготавливаются") научные описания и объяснения, а также базисные примеры решения конкретных научных проблем.5

Для юриспруденции в XX веке характерно доминирование двух главных парадигм - позитивизма и социологизма.

Парадигма юридического позитивизма базируется на философском позитивизме и соответствующей формально-догматической правовой теории, которая возникла во второй половине XIX ст., в Западной Европе и была в дальнейшем воспринята отечественной юриспруденцией. Главными постулатами этой парадигмы является:

отрицание идей исторической школы права, разделения права на естественное и позитивное, отказ от исследований аксіологічних аспектов права, истории развития права и государства, социальных условий их существования;

признание права только как права, что зависит от воли государства и которое внешне выраженное в виде нормативно-правовых актов и правоприменительных решений;

изучение только действующего или позитивного права, ограничения юридической науки исследованием догмы права: описанием, обобщением, систематизации и классификации нормативных предписаний законодателя и разработкой на этой основе соответствующих юридических определений и конструкций;

обоснование формально-догматического метода как главного и единственного общего метода теоретической юриспруденции, рассмотрение общества и государства преимущественно через призму юридических категорий.

Противоположным позитивизма является парадигма социологизма, что ориентирует на выяснение зависимости государственно-правовых явлений и процессов от развития общества в целом, от его социальной структуры, системы общественных отношений, идеологии и культуры.

Парадигма юридического социологизма объединяет различные школы и концепции социологического направления в юриспруденции, к которым относятся инструментализм, функционализм, институционализм, реализм и др. В противовес юридическом позитивизма социологическая юриспруденция обращается к исследованию условий функционирования, действия права, процесса его реализации, потому что право существует не только в виде норм, но и является инструментом достижения социальных целей, функционирует в обществе, реализуется в действиях социальных субъектов и т.д. Эта парадигма окончательно оформилась в конце XIX - начале XX века и включает в обобщенном виде такие положения:

правопонимания основывается на идеях прагматизма, праксеологии, реализма, функционализма, аксиологии и ряда других;

право создается не государством, а гражданским обществом, социальными спільностями в процессе их непосредственной жизнедеятельности как системы конкретных взаимодействий (правоотношений);

лишь в той мере, в которой народ делегирует государству полномочия управления обществом, государство может устанавливать новые нормы права или санкционировать через нормативно-правовые акты правовые взаимодействия между равными и свободными социальными субъектами;

общество с помощью права, демократических процедур устанавливает порядок образования, компетенция, задача государства, его органов и должностных лиц по принципу "запрещено все, что прямо не разрешено правовым законом";

право - это инструмент, форма, способ самоорганизации общества;

вмешательство государства в частную жизнь граждан и других социальных субъектов возможно только в случаях совершения правонарушений или возникновения споров между ними.

 



Назад