Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

3.9.2. Общенаучные методы


Общенаучные методы опосередковуючою звеном между философскими методами и фундаментальными теоретическими составляющими юридических научных дисциплин, конкретно-научными методами. Наибольшего развития и применения они приобрели именно в науке XX века.

Разделение общенаучных методов по смысловой критерием. На основании содержательного критерия к ним относятся сравнительный, системный, структурный, функциональный, синергетический, поведенческий, институциональный, исторический, логический и другие методы этого уровня.

Сравнительный метод. С помощью сравнительного метода проявляют общее и особенное в исторических явлениях, узнают различные исторические ступени развития определенного явления или разных сосуществующих явлений, определяют тенденции их развития. К формам сравнительного метода относятся: сравнительно-логический, сравнительно-исторический, сравнительно-генетический. В юриспруденции он как сравнительно-правовой метод:

• направленный на выявление подобных и отличительных признаков между правовыми, государственными системами разных стран, их элементов (отраслей, институтов и норм права или органов государства, других государственных институтов), а также общих и отличительных закономерностей возникновения, развития, функционирования их;

• применяется при проведении классификаций и систематизацій государственно-правовых явлений, дает возможность исследовать их в широком социальном контексте, единства экономических, социальных, этнических и других факторов правового развития.

Системный метод. Использование этого метода предполагает рассмотрение государственных и правовых явлений как целостных совокупностей разнообразных элементов (составляющих), которые взаимодействуют между собой и окружающей средой. К его основных положений относятся следующие:

• государственно-правовые явления как предметы познания имеют целостный характер, что обусловливает наличие в них свойств, которые не сводятся к сумме свойств их частей;

• элементы любого государственного-правового явления, которое является системой, взаимосвязаны друг с другом, так же как и каждое явление - с множеством других систем, причем интерпретация (определения) свойств элементов или систем зависит от свойств системного целого, частью которого они являются;

• любое государственно-правовое явление имеет динамическую природу, то есть ему свойственны процессы возникновения, становления, развития, изменения и прекращения существования;

• функционирование и развитие этих явлений происходят в результате взаимодействия с внешней средой при приматі (доминировании) внутренних закономерностей (его саморазвития) над внешними факторами и закономерностями.

При использовании системного метода исследуют статические, структурные, динамические компоненты и свойства, их внутренние и внешние проявления, генетические и функциональные связи, взаимодействия со средой и т.д. Основными категориями, используемыми в системном исследовании, являются: элемент, часть, целое; внутреннее - внешнее; анализ - синтез; статика - динамика; состав - структура; связи - отношения; свойства и т.д. Соответственно, в понятиях юриспруденции: правовая система, система органов государства, система права.

Синергетический метод. С помощью синергетического метода государственно-правовые явления исследуют как самоорганизующихся системах, возникновение и изменение которых основываются на случайных процессах, особенно в их кризисных, неустойчивых состояниях. Понятийный аппарат этого метода образуют понятие неравновесия, кризиса, эволюции, отклонения, вероятности случае, самоорганизации, непредсказуемости, фактора порядке.

Поведенческий (поведенческая) метод акцентирует внимание на исследовании и интерпретации государственных и правовых явлений с позиций доминирующего значения их поведенческих характеристик, то есть процессов взаимодействия с окружающей средой, в частности изменения состояний в зависимости от внешних воздействий и, наоборот, изменения внешней среды в соответствии с закономерностей своего развития. Результатом и предметом юридических исследований в рамках этого метода является правомерное и противоправное поведение, правовая активность, правовая деятельность, судебная деятельность, юридическая деятельность, правовое общения.

Институциональный метод ориентирован на изучение устойчивых форм организации и регулирования жизни общества. Социальное поведение людей изучают в тесной связи с существующей системой социальных нормативов и институтов, обеспечивающих сознательное регулирование и организация деятельности социальных субъектов, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций. Каждый социальный институт входит в определенной социальной структуры, организуется для выполнения тех или иных общественно значимых целей и функций. Тем самым юридическое исследование предполагает изучение правовых и государственных институтов: органов государства, форм правления, государственного устройства, государственных режимов, правовых режимов, форм права, институтов права (институциональная теория государства и права).

Структурный метод присущий различным теориям и исследованиям, главным объектом которых является структура социальных, правовых и государственных систем, а также их элементов. С помощью структурного метода исследуют зависимости поведения субъектов, исходя из их положения, места и роли в государственно-правовых организациях. В частности, проблемы правового статуса и правового положения, структуры государственного аппарата, структуры правовой системы, структуры компетенции должностных лиц.

Функциональный метод - один из базовых в юриспруденции. Его сущность отображается в выделении форм взаимодействий различных субъектов или элементов и определении их места и значения (функции). В том или ином виде функциональный метод использовался во всех концепциях, где общество рассматривалось системно. Основу функционального метода (Г. Мэр-тон), составляют три главных постулата:

1) функциональной единства целого (согласованное функционирование всех его частей);

2) универсального функционализма (функциональность отражает полезность всех социальных явлений);

3) функциональной необходимости.

Общенаучные методы эмпирических и теоретических научных исследований. Общенаучные методы также разделяют на методы эмпирических и теоретических научных исследований.

Метод эмпирических исследований. К методов эмпирических исследований относятся методы наблюдения, измерения, сравнения, экспериментальный метод описание и т.д.

Метод наблюдения, в отличие от простого созерцания, имеет смысл, приемы и средства, опосредованные научной идеей, имеющимся знанием, которое показывает где, что и как наблюдать. Под наблюдением имеют в виду целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого приобретают знания о внешних стороны, свойства и отношения объектов. Процесс использования метода научного наблюдения является не пассивным созерцанием мира, а особым видом научной деятельности, которая включает в себя как элементы:

• наблюдателя, то есть исследователя, ученого;

• объект наблюдения - явления объективной действительности;

• средства наблюдения - приборы и материальные носители передачи информации от объекта до наблюдателя.

В реальной научной практике наблюдения составляет активный познавательный процесс, который опирается не только на работу органов чувств, но и на способность толковать эти чувства. Важнейшей особенностью наблюдения является целенаправленный характер. Это целеуказания обусловлено наличием предыдущих идей, гипотез, которые определяют задачи наблюдения.

К научного наблюдения ставят такие требования:

• четкая постановка цели наблюдения;

• выбор методики и разработка плана;

• систематичность;

• контроль за корректностью и надежностью результатов наблюдения;

• обработка, осмысления и толкования полученного массива данных.

Метод измерения - это форма метода наблюдения, при применении которого фиксируют количественные аспекты качественных характеристик объектов с помощью определенного масштаба (единицы измерения) и алгоритма (правил) процесса измерения. Измерения является процедурой установки одной величины с помощью другой, принятой за эталон. Первая из названных величин измеряется, а вторая является единицей измерения, то есть измерения является процедурой сравнения двух величин, в результате которой экспериментально устанавливают количественное отношение между величиной, что измеряется, и величиной, взятой за единицу. Метод измерения включает три главных момента:

• выбор единицы измерения и получения набора соответствующих мер;

• установление правил сравнения измеряемой величины с мерой и правил составления мер;

• описание процедуры измерения как экспериментальной действия и ее результатов.

Метод сравнения. В основе этого метода лежит сравнение и сопоставление объектов за какими-нибудь подобными свойствами, в результате которого проявляют общее и отличное между этими объектами. Как научный метод он окончательно сформировался в XIX веке в сравнительном языкознании, этнографии, психологии, педагогике, биологии и т.д. Метод сравнения имеет научный характер лишь тогда, когда если сравнивают не случайные, а закономерные и типичные факты правовой деятельности, которые обладают достаточной степенью достоверности. Сравнение играет значительную роль в умозаключениях по обобщению информации, при применении метода аналогии. Сравнение можно рассматривать и как составную метода наблюдения. Для осуществления сравнения необходимо определить единицы или критерии измерения объектов, измерить последние, а затем сопоставить и определить изучаемые свойства со стороны их наличии или отсутствии, количественных характеристик. Путем сравнения юридического материала, осуществляемого по единым критериям (по времени, по субъектами, по объему), обнаруживают их общие, специальные или уникальные черты и связи правовых явлений. Метод сравнения является основным методом исследования в сравнительном правоведении.

Сравнение может быть:

• качественным, когда оказывается наличие или отсутствие свойств объектов;

• количественным, в процессе которого проявляют количественные различия или тождество;

• динамичным, в основе которого лежит сравнение различных состояний одного объекта.

Экспериментальный метод. При проведении эксперимента исследователь активно вмешивается в течение исследуемого процесса с целью получения определенного знания о нем. Явление наблюдается в специально создаваемых и контролируемых условиях, что дает возможность восстанавливать каждый раз состояние явления при повторении условий. Значение экспериментального метода заключается в том, что его использование позволяет дать ответы на ранее заданные вопросы, выявить новые проблемы, решение которых требует проведения новых исследований и новых экспериментов. Его используют в науке в связи с познавательными задачами, для решения которых необходимо обращаться к определенной формы практического действия, к созданию организованного, искусственной среды и использования наблюдательного материальной взаимодействия с целью приобретения научной информации. Исследователь прибегает к постановки эксперимента тогда, когда возникает потребность изучить определенное состояние предмета наблюдения естественным путем. Действуя на предмет в специально созданных условиях, исследователь вызывает к жизни нужный ему состояние предмета. Чтобы осуществить эксперимент, нужные операции, которые позволяют превратить логику поведения на логику познания, материальную зависимость на логическую. Для этого необходимы:

• принципы теории и логично производные от них последствия;

• идеализированная картина поведения объектов;

• практика отождествление в заданном интервале абстракции и определенной материальной конструкции.

Есть два типа экспериментов - исследовательский эксперимент, связанный с поиском неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта, и контрольный эксперимент, который применяется в случаях, когда нужно подтвердить или отменить те или иные последствия теории.

Метод описание направлен на закрепление и передачу результатов исследования с помощью определенных знаковых средств. Эмпирическое описание - это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении, а также нахождения эмпирических зависимостей между результатами измерений. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, приобретая тем самым формы, удобной для дальнейшего рационального обработки (систематизации, классификации и обобщения). Описание подразделяется на два основных вида - качественное и количественное. Качественное осуществляется с применением языка соответствующей науки, а количественное - языка математики, и предполагает проведение разнообразных измерительных процедур. Описание как метод эмпирического исследования непосредственно связано с наблюдением, измерением, сравнение, эксперимент и др.

Методы теоретических исследований. Группу методов теоретических исследований составляют методы формализации, аксиоматический, гіпотетико-дедуктивный, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Метод формализации. Формализация - это построение абстрактных моделей, которые раскрывают сущность исследуемых процессов действительности. При формализации рассуждения о объекты переносят в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношение знаков заменяют собой высказывания об свойства и отношения предметов. Таким путем создают обобщенную знаковую модель определенной предметной области, что дает возможность выявить структуру разнообразных явлений и процессов при абстрагировании от качественных характеристик последних. Вывод одних формул с других по правилам логики и математики дает формальное знание основных характеристик структуры разнообразных, порой очень далеких за природой, явлений. Формализацию применяют в математике, логике, современной лингвистике.

Аксиоматический метод. За аксиоматического метода построения развитой теории сначала задается набор исходных положений (аксиом и постулатов), не требующие доказательства (по крайней мере в пределах этой системы знания), а потом из них по определенным правилам строится система выводных выводов. Логическое мышление позволяет переносить истинность аксиом на выведены из них выводы. Совокупность исходных аксиом и производных от них выводов образует аксіоматичну построение теории. Соблюдение определенных, четко зафиксированных правил вывода дает возможность упорядочить процесс мышления при развертывании аксиоматической системы, сделать это рассуждение более точным и корректным. Итак, аксіоматизація любой теории требует выбора аксиом, определение совокупности правил логики, которые будут использоваться в дальнейшем, вывода из аксиом с помощью правил вывода всех других истинных утверждений этой теории. За содержательно-аксиоматического метода аксиомы вводят на основе уже накопленного опыта и выбирают как интуитивно очевидные положения. Правила заключения при этом также рассматривают как интуитивно очевидны и специально не фиксируют. За формально-аксиоматического метода не ставится требование выбирать только интуитивно очевидные аксиомы, для которых заранее задано сферу объектов. Аксиомы вводят формально, как описание некоторой системы отношений (не связанных только с одним конкретным видом объектов). Тем самым аксиомы в формальной системе рассматривают как своеобразные определения исходных понятий (терминов). Формальное рассмотрение аксиом может дополняться в этом методе использованием математической логики как средства, что обеспечивает точное выведение из них выводов. В результате аксиоматическая система начинает строиться как особая формализована язык (исчисления), то есть:

• вводят выходные знаки-сроки;

• указывают правила их сочетания в формулы;

• задают перечень исходящих, принятых без доказательства формул;

• определяют правила вывода из главных формул производных формул.

Созданную абстрактную знаковую модель затем интерпретируют на самых разнообразных системах объектов.

Гіпотетико-дедуктивный метод. Этот метод как разновидность аксиоматического метода используют для построения теорий в эмпирических науках. Его особенность - создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводят утверждение о эмпирические факты. Таким образом, система теоретических знаний строится не "снизу" за счет индуктивных обобщений научных фактов, а развертывается как бы "сверху" эмпирических данных, то есть:

• создается гипотетическая конструкция;

• затем она дедуктивно разворачивается, создавая систему гипотез;

• эта система гипотез подвергается опытной проверке, в ходе которой уточняется и конкретизируется.

Дедуктивная система гипотез имеет иерархическое строение. Прежде всего в ней есть гипотеза (или гипотезы) верхнего яруса и гипотезы нижних ярусов, что есть результатам первых гипотез. Теория, пятно гіпотетико-дедуктивным методом, может пополняться гипотезами до тех пределов, пока не возникнут осложнения в ее дальнейшем развитии, что предопределяет необходимость перестройки первичной гипотетической конструкции этой теоретической системы или выдвижения, как правило, нескольких новых, которые конкурируют друг с другом, выходных гипотетических конструкций, которые объясняют наблюдаемые факты и предрекают новые факты без введения дополнительных гипотез.

Общая характеристика юридической научной деятельности система реализует специальную программу исследования, сущность которой выражает исходная гипотеза верхнего яруса. Поэтому конкуренция гіпотетико-дедуктив них-систем является борьбой различных исследовательских программ. В борьбе конкурирующих исследовательских программ побеждает та, которая наилучшим образом впитывает эмпирические данные и дает предсказания, неожиданные с точки зрения других программ.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задания теоретического познания заключается в том, чтобы дать целостный образ исследуемого явления. Любое явление действительности можно представить как конкретное переплетение самых разнообразных связей. Теоретическое исследование выделяет эти ссылки и отображает их с помощью определенных научных абстракций. Но простой набор таких абстракций не может дать необходимого представления о природе явления, поэтому необходимо осмысленно воссоздать объект во всей полноте и сложности его связей и отношений. Такой метод называют методом восхождения от абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь сначала находит основной связь (отношение) исследуемого объекта, а затем, шаг за шагом, прослеживает, как он меняется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия, таким образом отражая во всей полноте сущность исследуемого объекта. Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в теоретических, так и в прикладных науках.



Назад