Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

3.9.4. Философские методы


Это, в частности, такие диалектические законы и категории:

• единство и борьба противоположностей;

• количественных и качественных изменений;

• отрицание отрицания;

• сущность и явление;

• содержание и форма;

• необходимость и случайность и др.

Вследствие сложности, универсальности, всеобщности философского знания классификации философских методов затруднены, во многом зависят от содержательных характеристик философских теорий и концепций, каждой из которых, как правило, присущ собственный метод познавательной деятельности (позитивистский, герменевтичний, аксиологический и т.п.).

Среди философских методов как наиболее общих и универсальных методов познания и деятельности, как правило, выделяют метафизический, диалектический и формально-логический методы.

Метафизика - философское учение о надпочуттєві принципы бытия, с присущим ему способом мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Метафизический метод противоположный диалектическому и выходит из количественного понимания развития, отрицает саморазвитие, отождествляет познания и действительность, абсолютизирует отдельные формы, этапы познавательного процесса. Разновидностями метафизики является эклектика и софистика. Под эклектикой, как правило, понимают способ мышления, который базируется на сочетании, путем подмены одних логических основ другими, разнородных взглядов, идей и теорий, а софистикой - размышление, предусматривающие сознательное нарушение законов логики, принятия ошибочных аргументов.

Диалектика - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, в основе которого лежит универсальный метод мышления и действия. Диалектика дает знания наиболее общих законов развития природы, общества и мышления, позволяет охватить мир в его целостности, определить место исследуемой проблемы среди множества других, ее связи с ними и др.

Диалектическая логика существенно отличается от формальной логики, которая, пользуясь методом формализации, исследует формы мышления, абстрагируясь от его содержания и исторического развития познания в его противоречиях. Диалектика анализирует диалектические противоречия вещей и мыслей в процессе развития познания, будучи научным методом познания как бытия, так и самого мышления.

Диалектика составляет целостную систему категорий, законов и принципов мышления и деятельности, которые отражают единство и целостность общих характеристик реального мира, который развивается. В научных юридических исследованиях используют либо все, либо часть диалектических обобщений, организуют, группируют вокруг себя другие способы познания.

Категории диалектики - это предельно абстрактные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания. К ним относятся такие категории: материи, сознании, развития, движения, времени, пространства, качества и количества, противоречия, причины и следствия, необходимости и случайности, содержания и формы и др.

Для диалектического мышления центральными моментами являются развитие и взаимосвязь, которые пронизывают категории, законы и принципы диалектики.

Категории развития и общего связи отражают:

• возникновение качественно нового объекта или его состояния;

• направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений;

• взаимосвязь прогресса и регресса в развитии;

• противоречие, цикличность, развертывание во время изменений объекта.

Связи и взаимодействия развития рассматривают через законы диалектики:

• единства и борьбы противоположностей - через категории противоречия, единства, противоположности, которые отражают источник развития;

• взаимного перехода количественных и качественных изменений, которые отражаются в категориях количества, качества, степени, прыжка, механизма развития;

• отрицание отрицания - отражает направленность, преемственность и форму развития через категории возражения, самоотрицания, "снятие".

Методологическая функция и значение категорий и законов диалектики реализуют через принципы диалектики, фундаментальные положения, которые не только отражают наиболее существенные характеристики действительности, но и, главное, - ее познания. Диалектические принципы как общие и методологические основы, универсальные нормативы:

• выражаются с помощью определенных диалектических понятий и законов, которые принимаются в их взаимосвязи в виде методологических требований познания и практической деятельности;

• должны лежать в основе научной деятельности любого уровня сложности, указывать на ее основные ориентиры и определять базовые методологические требования;

• являются позитивными требованиями и требованиями-запретами;

• отражая общий ход научного исследования, предусматривают их детализацию, конкретизацию, адаптацию относительно конкретных объектов исследования.

Исторически предмет формальной логики ограничивался определением таких способов рассуждений, которые давали бы возможность из истинных мыслей-ссылок всегда получать истинные мысли-выводы.

Для того чтобы мышление было логически правильным, оно должно соответствовать следующим требованиям: определенность, непротиворечивость, однозначность, обоснованность. Этих качеств мышления достигают посредством соблюдения в процессе познания формально-логических законов, которые являются своеобразной фиксацией свойств и признаков объектов окружающего мира, но в то же время принадлежат только к форме, а не к объекту мышления.

Законами формальной логики есть такие:

1. Закон тождества.

2. Закон непротиворечивости.

3. Закон исключенного третьего.

4. Закон достаточного основания.

Закон тождества, учитывая, что одну и ту же мысль можно выразить разными языками и в разной форме, исключая возможность замены первичного значение понятия другим, подмены одной мысли другой, определяет, что нельзя отождествлять различные мнения или нельзя тождественны мысли принимать за нетождественны. Тем самым он обеспечивает определенность логического мышления, выражает отношение логической однозначности.

Закон непротиворечивости направлен на обеспечение последовательности мышления, выражает отношение логической несовместимости и утверждает, что две противоположные мнения не могут быть одновременно истинными, по меньшей мере одна из них является ошибочной, либо ни одно высказывание не может быть одновременно и истинным, и ложным.

Закон исключенного третьего устанавливает, что два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными: одна из них является истинной, другая - ошибочной, третья мысль исключается или каждое высказывание является либо истинным, либо ложным. Значение этого закона заключается в запрете признание одновременно истинными или одновременно ложными двух мнений, которые противоречат друг другу, одна из них обязательно должна быть истинной. Реализации этого закона достигают однозначностью логического мышления.

Закон достаточного основания обеспечивает обоснованность мышления, требуя: будь-яка мысль, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обосновано, то есть необходимо определить основания, в результате которых она считается истинной. Такой достаточным основанием является любая другая, уже проверена и признана истинной, мысль, с которой следует истинность мысли, что рассматривается. Этот закон обеспечивает способность мышления создавать основания для дальнейших рассуждений.



Назад