Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология (Основы юридической деятельности)

4.1.2. Основные характеристики системы и структуры юридического образования


На сегодня в Украине подготовку специалистов-правоведов осуществляют свыше 170 высших учебных заведений (до 1991 г. их было 6), из которых 50 - частные.

Общий лицензированный объем подготовки специалистов по направлению "Право" составляет почти 30 тыс. человек в год, или 4 места на 10 тыс. населения, из них 88% учится в высших учебных заведениях государственной формы собственности. В региональном разрезе лицензированный объем подготовки специалистов в расчете на 10 тыс. населения составляет: в северном - 10,2 места, восточном - 4,7, южном - 3, западном и центральном - 2 места.

Подготовку юристов преимущественно осуществляют высшие учебные заведения системы МВД Украины, Национальная юридическая академия имени Ярослава Мудрого, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Львовский национальный университет имени Ивана Франко, Одесская национальная юридическая академия, Государственная академия налоговой службы.

Система юридического образования состоит из соответствующих учреждений образования, научных, научно-методических и методических учреждений, баз учебной юридической практики, государственных и местных органов управления образованием и самоуправления в области образования. Структура юридического образования включает высшее юридическое образование, последипломное образование, аспирантуру, докторантуру, профессиональную юридическую самообразование.

В системе юридического образования действует психологическая служба, организуются бесплатное медицинское обслуживание и питание, обеспечиваются безопасные и безвредные условия обучения, труда и воспитания и др.

Высшее юридическое образование по содержанию является системой мировоззренческих и гражданских качеств, профессиональных знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения в высших учебных заведениях. В зависимости от доминирования в содержании образования интеллектуальных и профессиональных качеств, она делится на образовательную и образовательно-квалификационную составляющие; в зависимости от степени сформо-ванности интеллектуальных или профессиональных качеств - на соответствующие образовательные или образовательно-квалификационные уровни.

К образовательных уровней структуры высшего образования как характеристик высшего образования по признакам степени сформированности интеллектуальных качеств личности, достаточных для получения квалификации, которая соответствует определенному образовательно-квалификационному уровню относят:

а) неполное высшее образование - образовательный уровень высшего образования, характеризующий развитие человека как личности через такую сформированность его интеллектуальных качеств, которые являются достаточными для получения квалификации, которая отвечает образовательно-квалификационному уровню "младший специалист". Неполное высшее образование получают на основе полного общего среднего образования (в отдельных случаях - базового общего среднего образования) в процессе обучения в высших учебных заведениях по образовательно-профессиональной программе младшего специалиста;

 

б) базовое высшее образование - образовательный уровень высшего образования лица, которое характеризует развитие человека как личности через такую сформированность его интеллектуальных качеств, которые являются достаточными для получения квалификации, которая отвечает образовательно-квалификационному уровню бакалавра. Базовое высшее образование получают на основе полного общего среднего образования или образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста в процессе обучения в высших учебных заведениях по образовательно-профессиональной программе бакалавра;

в) полное высшее образование - образовательный уровень высшего образования лица, которое характеризует развитие человека как личности через такую сформированность его интеллектуальных качеств, которые являются достаточными для получения квалификации, которая отвечает образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра. Полное высшее образование получают на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра (в отдельных случаях - полного общего среднего образования) в процессе обучения в высших учебных заведениях по образовательно-профессиональными программами специалиста или магистра.

Образовательно-квалификационные уровни (младший специалист, бакалавр, специалист, магистр), которые являются характеристиками высшего образования по признакам степени сформированности специальных и фундаментальных знаний, условий, навыков лица, что обеспечивает ее способность выполнять задачи и обязанности (работы) определенного уровня профессиональной деятельности, как основания для классификации имеют:

• предварительную мира, на основе которой приобретается высшее образование определенного образовательного уровня;

• определенный образовательный уровень высшего образования;

• задачи и обязанности определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренных для первичных должностей в определенном виде юридической деятельности.

В соответствии с этими критериями образовательно-квалификационными уровнями есть такие.

1. Младший специалист - образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получила:

• неполное высшее образование;

• специальные умения и знания, которые являются достаточными для осуществления функций определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренных для первичных должностей определенного вида юридической деятельности.

Для лиц, имеющих базовое общее среднее образование, обучение может быть организовано одновременно по образовательно-профессиональной программе подготовки младшего специалиста и образовательной программой полного общего среднего образования.

По индивидуальной программе получить образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста можно при таких условиях:

• это право принадлежит лицам, которые прекратили обучение по образовательно-профессиональной программе подготовки бакалавра в высших учебных заведениях второго - четвертого уровней аккредитации;

• образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста можно получать только по одной из специальностей, которые соответствуют направлению подготовки бакалавра;

• образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста можно приобретать в том же или другом аккредитованном по избранной лицом специальности высшем учебном заведении.

2. Бакалавр - образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получила:

• базовое высшее образование;

• фундаментальные и специальные умения и знания относительно обобщенного объекта труда (деятельности), достаточные для выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренных для первичных должностей в определенном виде юридической деятельности.

Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня бакалавра может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.

3. Специалист - образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получила:

• полное высшее образование;

• специальные умения и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренных для первичных должностей в определенном виде юридической деятельности.

Право по индивидуальной программе получить образовательно-квалификационный уровень специалиста принадлежит лицам, которые прекратили обучение по образовательно-профессиональной программе подготовки магистра в высших учебных заведениях четвертого уровня аккредитации, причем:

• образовательно-квалификационный уровень специалиста можно получать только по специальности подготовки магистров или родственной специальности одной из специальностей;

• образовательно-квалификационный уровень специалиста можно приобретать в том же или другом аккредитованном по избранной лицом специальности верховно м учебном заведении.

4. Магистр - образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получила:

• полное высшее образование;

• специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей (работ) инновационного характера определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренных для первичных должностей в определенном виде юридической деятельности.

Кроме того, может осуществляться подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня магистра на основе образовательно-квалификационного уровня специалиста.

Подготовка по направлениям и специальностям специалистов всех образовательных и образовательно-квалификационных уровней осуществляется по соответствующим образовательно-профессиональными программами двумя путями:

а) ступенчато, что предусматривает завершение лицом обучения и ее государственную аттестацию на определенном образовательно-квалификационном уровне, осуществление после этого профессиональной деятельности, а в подальпіому - подготовку по образовательно-профессий
комплексной программой следующего, более высокого образовательно-квалификационного уровня;

б) непрерывно, то есть подготовка осуществляется без периода осуществления профессиональной деятельности, но может предусматривать завершение обучения и прохождения государственной аттестации на каждом образовательно-квалификационном уровне или
только государственную аттестацию на заключительном уровне подготовки специалиста или магистра.

Выбор ступенчатой или непрерывной подготовки зависит от требований к уровню овладения определенной совокупности умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности, которые определены в стандартах образования, образовательно-профессиональных характеристиках специалистов с высшим образованием по определенным направлениям и специальностям подготовки.

К особенностям высшего образования, в том числе юридической, относится то, что она осуществляется на базе полного общего среднего образования и обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересов и способностей, совершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации. Подготовка специалистов в высших юридических учебных заведениях проводится с отрывом (очная) или без отрыва от производства (вечернее, заочное), путем сочетания этих форм, а по отдельным специальностям - экстерном. Прием граждан в высшие юридических учреждений образования проводится на конкурсной основе в соответствии с их способностями независимо от формы собственности учреждения юридического образования и источников оплаты за обучение.

Получение лицом высшего образования и квалификации по образовательно-квалификационным уровням удостоверяется документами о высшем образовании:

• дипломами, удостоверяющих получение высшего образования и квалификации по определенным образовательно-квалификационными уровнями;

• академическими справками, которые получают лица, отчисленные из высшего учебного заведения до завершения обучения за образовательно-профессиональными программами.

Законодательством в зависимости от образовательно-квалификационных уровней определены такие виды дипломов:

• диплом младшего специалиста;

• диплом бакалавра;

• диплом специалиста;

• диплом магистра.

Образцы дипломов утверждаются Кабинетом Министров Украины, а академических справок - Министерством образования и науки. Документы о высшем образовании государственного образца выдаются высшими учебными заведениями, основанными на государственной и других форм собственности, только с аккредитованного направления подготовки или специальности в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.

Место и значение последипломного образования в системе высшего образования Украины определяются тем, что она создает условия для непрерывности и преемственности образования и характеризуется такими свойствами:

• является формой специализированного совершенствования образования и профессиональной подготовки лица;

• осуществляется как путем углубления, расширения и обновления профессиональных знаний, умений и навыков в рамках специальности по диплому о высшем образовании, так и получения другой специальности;

• базируется на достигнутом ранее образовательно-квалификационном уровне и практическом опыте.

Последипломное образование включает:

• переподготовку лица, то есть получения другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта;

• специализацию, которой является приобретение лицом способностей выполнять отдельные задания и обязанности, которые имеют особенности, в пределах специальности по диплому о высшем образовании;

• расширение профиля профессиональной подготовки (повышения квалификации) как приобретение лицом способностей выполнять дополнительные задачи и обязанности в пределах специальности по диплому о высшем образовании;

• стажировка - приобретение лицом опыта выполнения задач и обязанностям определенной специальности.

В зависимости от формы последипломного образования, по которой осуществлялось обучение, высшее учебное заведение после успешной аттестации лица выдает ей соответствующий документ о высшем или последипломное образование.

1. Лица, которые прошли переподготовку и успешно прошли государственную аттестацию, получают соответствующий документ о высшем образовании.

2. Лица, которые успешно прошли стажировку или специализацию или расширили профиль (повысили квалификацию), получают соответствующий документ о последипломном образовании.

Последипломной юридическому образованию в Украине присущи следующие признаки:

• она осуществляется учреждениями последипломного юридического образования на договорных началах с учреждениями, организациями, предприятиями с учетом государственного контракта (заказ), обеспечивает получение новой квалификации или юридической специальности, а на основе ранее полученного юридического образования и опыта практической юридической работы - углубление профессиональных знаний, умений с правоведения;

• ее формы, сроки и содержание обучения, методической и научно-исследовательской деятельности определяются учебными заведениями последипломного юридического образования по согласованию с заказчиком;

• к заведений последипломного юридического образования относятся юридические академии и институты (центры) повышения квалификации, переподготовки, совершенствования работников судебных, прокурорских и следственных органов; юридические подразделения высших заведений образования - филиалы, факультеты, отделения и др.;

• заведения последипломного юридического образования работают по очной, вечерней, заочной формам обучения, могут иметь филиалы и вести научно-исследовательскую работу.

Профессиональная юридическая самообразование обеспечивается государственными органами, юридическими объединениями, учреждениями, организациями и осуществляется непосредственно юристами.



Назад