Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Критерии воспитанности личности


Сложность процесса воспитания обусловлена тем, что результаты этой работы не всегда вознаграждают воспитателя в ожидаемое время. Да и можно ли определить уровень воспитанности личности? По каким критериям? Что и как принять за эталон? Если это касается одного из видов воспитания - умственного, то еще как то можно справиться: найти и методику, и критерии. А когда это касается морально-духовных качеств личности, других компонентов, которые связаны с процессами психической деятельности человека? Дело достаточно сложное. Христос, обращаясь к учеников своих, говорил: "Узнаю вас по делам вашим". Очевидно, это и есть определенный критерий определения воспитанности: не только и не столько знание правил и норм поведения, деятельности, сколько конкретные действия и поведения в социуме под самоконтролем.

В последнее время в научной литературе появляются методики, которые помогают определенным образом приблизиться к определению воспитанности на высоком, среднем и низком уровнях. Элементы такой методики по признакам поведения, проявлениями соответствующих качеств представлены на рис. 28.

В заключение приводим примерную структурную схему системы воспитательной работы в ВУЗАХ III-IV уровней аккредитации (рис. 29).

28

Рис. 28. Уровне воспитанности личности 

29

Рис. 29. Приблизительная структурная схема системы воспитательной работы в ВУЗЕIII-IV уровней аккредитации

 

 

Литература 

Алексюк А.М. Педагогика высшего образования: История. Теория. - К.: Лыбидь, 1998. - С 342-388.

Ващенко Г.Г. Воспитательный идеал. - Полтава: Полтавский вестник

Витвицкая С.С. Основы педагогики высшей школы. - К.: Центр учебной литературы, 2003.

Закон Украины "О высшем образовании" / / Голос Украины. - 2002.-5 марта.

Кремень В.Г. Философия образования XXI века / / Образование Украины. - 2002. - 28 декабря.

Национальная доктрина развития образования / / Образование Украины. - 2002. - 23 апреля.

Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности / Избранные произведения: В 5 т. - Т. 1. - К.: Сов. шк„ 1976.

Формирование духовной культуры студенческой молодежи. - К.: Вища шк., 1990.



Назад